Святой Владимир

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2013 в 17:37, реферат

Описание работы

1. Языческая Русь до крещения.
2. Как Владимир стал единовластным правителем Руси.
3. Первые годы правления Владимира.
4. Поход на Корсунь. Крещение Руси.
5. Владимир и Русь после крещения.
6. Владимир как военный , политический деятель.
7. Последние годы правления Владимира и смерть.
8. Значение личности Владимира и крещения Руси в истории государства Российского.

Файлы: 1 файл

Реферат Н.С.Ким otech istoriya.docx

— 45.60 Кб (Скачать файл)

Владимир  после крещения является чрезвычайно  благодушным. Проникнутый духом  христианской любви , он не хотел даже казнить злодеев и хотя сначала  согласился было на увещание корсунских духовных , находившихся около него в Киеве , но потом , с совета бояр и городских старцев , установил  наказывать преступников только денежною пенею - вирою , по старым обычаям , рассуждая  при этом ,что такого рода наказание  будет способствовать умножению  средств для содержания войска.

Сохраняя  племенную славянскую весёлость , Владимир примирял её с требованиями христианского  благочестия. Он любил пиры и празднества , но пировал не с одними своими боярами , а хотел делиться своими утехами  со всем народом - и с старыми и      малыми ;он отправлял пиршества преимущественно  в большие церковные праздники  или по случаю освящения церквей.

Владимир  деятельно занимался распространением веры , крестил народ по землям , подвластным  ему , строил церкви по тем местам , где  прежде стояли кумиры , назначал духовных. В самом Киеве он построил церковь  Святого Василия на холме , где  прежде стоял Перун и где приносили  жертвы , и церковь Богородицы , так  называемую Десятинную , названную  так оттого , что князь назначил на содержание этой церкви и духовенства  её десятую часть княжеских доходов. Для прочного укрепления новопринятой веры Владимир вознамерился распространить книжное просвещение и с этой целью в Киеве и в других городах приказал набирать у значительных домохозяев детей и отдавать их в  обучение грамоте. Таким образом  на  Руси  , какие-нибудь лет двадцать , возросло поколение людей , по уровню своих понятий и по кругозору  своих сведений далеко шагнувших  вперед от того состояния , в каком  находились их родители ; эти люди стали  не только основателями христианского  общества на Руси , но также проводниками переходившей вместе с религиею образованности , борцами за начала государственные  и гражданские. Эта одна черта  уже показывает во Владимире истинно  великого человека : он вполне понял  самый верный путь к прочному водворению начал новой   жизни , которые  хотел привить своему полудикому народу , и проводил своё намерение , несмотря на встречаемые затруднения. Тот час после крещения на Руси возникают школы с учителями  священниками и появляются книжники-любители просвещения . собиравшие и переписывающие книги. Летописец говорит , что матери , отпуская детей в школы , плакали  о них как о мёртвых.

Крещение  Руси не следует представлять себе как простую перемену верований. Христианство , став господствующей религией на Руси , выразилось не только в проповеди  и богослужении , но и в целом  ряде новых установлений и учреждений. Из Греции пришла на Русь иерархия : в  Киеве стал жить русский митрополит , поставляемый Константинопольским  патриархом ; в других городах были поставлены подчиненные митрополиту  епископы. В Киеве и во всех епархиях строились церкви и устраивались монастыри ; причты  церквей и  братия монастырей подчинялись своему епископу , а через него митрополиту. Таким образом власть митрополита  простиралась на всю Русь и объединяла всё духовенство страны. Вместе с  христианством на Русь пришла письменность. Как ни слабо она была на первых порах , она все же оказывала огучее влияние на познавших её людей. Богослужебные  и священные книги принесены  были на Русь на доступном для всех языке - славянвком . том самом . на котором  изложили их славянские первоучители св. Кирилл и Мефодий и их болгарские ученики. Язык этих книг был вполне понятен  русским , и “книжное учение”  было поэтому не затруднено. Митрополит и вообще духовенство управляли  и судили подчиненных им людей  так , как это делалось в греческой  церкви , на основании особого сборника законов Номоканона , получившего  на Руси в болгарском переводе название Кормчей книги. В этом сборнике заключались  церковные правела Апостольские и Вселенских  соборов , также  гражданские законы православных византийских императоров. Церкви принадлежали земли , на которых духовенство и монастыри  вели хозяйство по-своему , руководствуясь византийскими обычаями и законам , устанавливая такие юридические  отношения к земледельцам , какие  были приняты в Греции.

Таким образом на Руси вместе с новым  вероучением появились новые  власти , новое просвещение , новые  законы и суды , новые землевладельцы и новые землевладельческие обычаи. Так как Русь приняла веру из Византии то всё         новое ,что пришло вместе с верою , имело  византийский характер и служило  проводником византийского влияния  на Русь. Для того чтобы понять , как  именно сказывалось это влияние , необходимо несколько ознакомиться с теми чертами общественного  быта Руси в дохристианское время , которые наиболее характеризуют первобытность тогдашних общественных отношений.

Одной из наиболее ярко выраженных черт общественного  быта   Руси , как уже говорилось ранее , в дохристианское время был  обычай “кровной мести” и вообще “мести” , он был так хорошо распространен , что признавался законом как  нормальное правило.

Родовой быт первоначально вел людей  к обособлению. Роды жили замкнуто . чуждались один другого и враждовали один с другим. А между тем каждому  роду было необходимо со стороны добывать невест для браков своих родичей. Отсюда возник обычай добывать их насилием и хитростью , посредством “умычки” или увоза. Впоследвтвии этот обычай смягчился : если невесту “умыкали” , то по предварительному с ней уговору. В то же время возникли и другие формы заключения брака : жених мирно  приходил за невестой и выкупал её у рода , уплачивая за неё “вено”. Кое-где ,  там ,  где нравы были   мягче , брак заключался ближе к нашим  обычаям : невеста приезжала в  дом жениха и за ней привозили  её приданное. Но так бывало , по словам летописца , только у полян. В прочих же местах семейный быт отличался  грубостью , тем более , что везде  существовал обычай многожёнства. Предание говорит , что сам князь Владимир до крещения своего держался этого  обычая. Положение женщины в семье . особенно при многоженстве , было очень  тяжело  . о чём свидетельствуют  народные песни. В них горько оплакивается судьба девушки , отдаваемой или продаваемой  в чужой род.

В языческое  время на Руси было лишь одно сословное  различие : люди делились на свободных  и несвободных , или рабов. Свободные  назывались мужами , рабы носили название челядь (в единственном числе холоп  или раба). Положение рабов , очень  многочисленных , было тяжко : они рассматривались  как рабочий скот в хозяйстве  своего господина. Они не могли иметь  собственного имущества , не могли быть свидетелями в суде , не отвечали за свои преступления. За них ответствовал господин , который имел право жизни  и смерти над своим холопом  и наказывал его сам , как хотел. Свободные люди находили себе защиту в своих родах и сообществах ; холоп мог найти себе защиту только у господина ; когда же господин отпускал его на волю или прогонял , раб становился изгоем и лишался  всякого покровительства и пристанища.

Христианская  церковь не могла примириться  с такими порядками. Вместе с Христовым  учением о любви и милости  церковь принесла на Русь византийскую культуру. Уча язычников вере , она  стремилась улучшить их житейские порядки. Под влиянием христианства отдельные  лица из языческой среды изменяли к лучшему свои взгляды и нравы , шли вслед Христу и являли примеры  нравственной христианской жизни и  даже подвижничества. О самом князе  Владимире предание говорит , что  он смягчился под      влиянием новой веры , стал милостив и ласков. Среди дружины и земских людей  появилось много благочестивых  христиан , почитавших церковь , любивших книги и иногда уходивших от мирских  соблазнов в монастыри и в  пустынное житьё. Через свою иерархию и примеры ревнителей новой веры церковь действовала на нравы  и учреждения Руси. Проповедью и  церковною практикой она показывала , как надо жить и действовать  в делах личных и общественных.

  Церковь старалась поднять значение  княжеской власти. Князей она  учила , как они должны управлять  : “воспрещать злым и казнить  разбойников”. “Ты поставлен от  Бога на казнь злым , а добрым  на милование” , - говорило духовенство  князю Владимиру , указывая ему  , что князь не может оставаться  безучастным к насилию и злу на своей земле , что он должен блюсти в ней порядок. Такой взгляд духовенство основывало на убеждении , что княжеская власть , как и вся земная власть , учинена от Бога и должна творить Божью волю. Но так как “всяка власть от Бога” и так как князь “есть Божий слуга” , то ему надлежит повиноваться и его надлежит чтить. Церковь требовала от подданных князя , чтобы они “имели приязнь” к князю , не мыслили на него зла и смотрели на него как на избранника Божия. Очень грубо было воззрение языческой Руси на князей , как на дружинных конунгов , которые берут дань за свои военные услуги земле и которых можно прогонять , если они не угодны , и даже убивать (как древляне Игоря). Церковь всячески боролась с таким взглядом и поддерживала авторитет князей , смотря на них , как на прирождённых и богоданных государей. Когда князья сами роняли своё достоинство в грубых ссорах и междоусобиях , духовенство старалось мирить их и учить , чтобы они “чтили старейших” и “не переступали чужого предела”. Так духовенство проводило в жизнь идеи правильного государственного порядка , имея перед собою пример   Византии , где царская власть стояла очень высоко.

Найдя на Руси ряд союзов , родовых и  племенных , дружинных и городских , церковь образовала собою особый союз - церковное общество. В состав его вошло духовенство , затем  люди , которых церковь опекала  и питала , и , наконец , люди , которые  служили церкви и от неё зависели. Церковь опекала и питала тех , кто не мог сам себя кормить : нищих , больных , убогих. Церковь давала приют и покровительство всем изгоям , потерявшим защиту мирских  обществ и союзов. Церковь получала в своё владение сёла , населённые рабами. И изгои , и рабы становились под  защиту церкви и делались её работниками. Всех своих людей одинаково церковь  судила и рядила по своему закону (по Кормчей книге) и по церковным  обычаям ; все эти люди выходили из подчинения князю и становились  подданными церкви. И как бы ни был  слаб или ничтожен церковный человек , церковь смотрела на него по-христиански - как на свободного человека. Для  церковного сознания все были братья во Христе , и не было перед Господом ни раба , ни господина. В церкви не существовало рабства : рабы , подаренные церкви , обращались в людей , лично свободных ; они  были только прикреплены к церковной  земле , жили на ней и работали на пользу церкви. Таким образом , церковь  давала светскому обществу пример нового , более совершенного и гуманного  устройства , в котором могли найти  себе защиту и помощь все немощные и беззащитные.

  Церковь затем влияла на улучшение  семейных отношений и вообще  нравственности в русском обществе. На основании греческого церковного  закона , принятого и подтверждённого  первыми русскими князьями в  их “церковных уставах” , все  проступки и преступления против  веры и нравственности подлежали  суду не княжескому , а церковному. Церковные   суды , во-первых , судили  за святотатство , еретичество , волшебство , языческие моления. Церковные  суды ,                   во-вторых , ведали все семейные  дела , возникавшие между мужьями  и жёнами , родителями и детьми. Церковь старалась искоренить  языческие обычаи и нравы в  семейном быту : многожёнство , умыкание  и покупку жён , изгнание жены  мужем , жестокости над жёнами  и детьми и т. п. Применяя  в своих судах византийские  законы , более развитые , чем грубые  юридические обычаи языческого  общества , духовенство воспитывало  лучшие нравы на Руси , насаждало  лучшие порядки.

В особенности  восставало духовенство против грубых форм рабства на Руси. В поучениях  и проповедях , в беседах и разговорах представители духовенства деятельно  учили господ быть милосердными с  рабами и помнить , что раб - такой  же человек и христианин , как  и сам его господин. В поучениях  запрещалось не только убивать , но и истязать раба. В некоторых случаях церковь прямо требовала у господ отпуска рабов и рабынь на свободу. Получая рабов в дар , церковь давала им права свободных людей и селила их на своих землях; по примеру церкви иногда то же делали и светские землевладельцы. Хотя такие примеры были редки , хотя увещания благочестивых поучений и не искореняли рабства , однако изменялся и смягчался самый взгляд на раба , и дурное обращение с рабами стало почитаться “грехом”. Оно ещё не каралось законом , но уже осуждалось церковью и становилось предосудительным.

Так широко было влияние церкви на гражданский  быт языческого общества. Оно охватывало все стороны общественного устройства и подчиняло себе одинаково как  политическую деятельность князей , так  и частную жизнь всякой семьи. Это влияние было особенно деятельно  и сильно благодаря одному обстоятельству. В то время , как княжеская власть на Руси была ещё слаба и киевские князья , когда их становилось много , сами стремились к разделению  государства , - церковь была едина и власть митрополита простиралась одинаково  на всю Русскую землю. Настоящее  единовластие на Руси явилось прежде всего в церкви , и это сообщало церковному влиянию внутреннее единство и силу.

Наконец , христианская вера на Руси совершила  переворот в области искусства. Языческая Русь не имела храмов и  довольствовалась изваяниями идолов. Христианство привело к созданию громадных каменных храмов в главнейших городах. Киевский храм Успения Богоматери(Десятинная церковь) был древнейшим каменным храмом в Киеве. За тем были построены  киевская церковь св. Софии , новгородская церковь св. Софии и другие храмы  и церкви. Они строились по византийским образцам и украшались богатейшими  мозаиками и фресками. Архитектурное  дело и живопись под влиянием церковного строительства достигли в Киеве  значительного развития. А с ними вместе развились и другие искусства  и художественные ремёсла , в особенности  же ювелирное дело и производство эмали. Первыми мастерами во всех отраслях художественного производства были , конечно , греки. Позднее под  их руководством появились и русские  мастера. Развивалось таким образом  национальное искусство. Но оно в  Киевской Руси отличалось резко выраженным византийским характером , и поэтому  известно в науке под именем русско-византийского.

В 866 году в своей окружной грамоте , разосланной  восточным епископам , патриарх Фотий  писал : “Россы , славные жестокостью , победители народов соседних , в  гордости рискнувшие воевать с Римской  империей , уже оставили суеверие , исповедуют Христа и суть друзья наши , быв ещё  недавно злейшими врагами. Они уже  приняли от нас епископа и священника , имея живое усердие к христианскому  богослужению”. В это время Россия числится 60-м архиепископством среди  епархий константинопольского патриарха. Казалось бы , крещение Руси состоялось. Но , увы - оно не оставило заметного  следа в русской истории. Следствием его стало лишь появление христиан в княжеской дружине , никак не повлиявшее на распространение христианства в народе.

Третий  раз Русь была крещена в 957 году в  лице святой равноапостольной княгине  Ольги , приехавшей для этого в  Константинополь. Крестил её сам  патриарх , благословивший Ольгу по совершении таинства дарственным крестом  с надписью : “Земля русская воздвигнута  для жизни в Боге крещением  блаженной Ольги”. И опять , несмотря на то , что в отсутствии сына - воинственного  Святослава - Ольга была правительницей страны ,  христианство на Руси , даже пользуясь её покровительством , не прививалось. Были и церкви и христианские общины , но лишь в больших торговых городах , где всегда собирались люди самого разного вероисповедания. Народ  же продолжал коснеть в язычестве. Всё это , однако , были только приготовительные явления. При князьях так называемого Рюрикова дома господствовало полное варварство. Они облагали русские народы данью , подчиняли их  себе , объединяли ; но их власть имела не государственные а разбойничьи черты. Они окружали себя дружиною , составляли из охотников разных племен рать и делали набеги на соседей - на области Византийской империи , на восточные страны , прикаспийские и закавказские. Цель их  была - приобретение добычи. 

Но  Владимир не даром жил у варягов. Через два года в 980 году он собрал там сильное войско и пришёл в  свой Новгород , выгнал оттуда посадников Ярополка и послал их сказать     брату : “Владимир идёт на тебя , пристроивайся  к битве”. Отпустив посадников , Владимир сел в Новгороде и послал в  Полоцк , к тамошнему князю Рогволоду  свататься к его дочери Рогнеде. Рогнеда сказала : “Не хочу разуть сына рабы” , попрекнув его низостью происхождения по матери. Послы Владимира , возвратясь , пересказали ему речи Рогнеды ; тогда Владимир , собрав большое  войско варягов и славян , чудь и  кривичей , пошёл на Рогволода. В  то самое время как уже хотели вести Рогнеду к Ярополку , пришёл Владимир на   Полоцк , убил   Рогволода , двоих сыновей его , и  женился насильно на Рогнеде. Когда  Владимир пришёл к Киеву со множеством войска , то Ярополк не мог противиться  ему и затворился в городе с  людьми своими и воеводою Блудом. К  этому Блуду Владимир прислал  с такими речами : “Возьми мою  сторону ; если мне не удастся убить  брата , то ты будешь мне вместо отца и получишь от меня большую честь , ведь не я начал убивать братьев , а он : я же пришёл на него из страха , чтоб он и меня не убил”. Блуд отвечал  послам   Владимира , что будет  помогать их князю. Блуд замыслил победить Ярополка коварством и начал отговаривать выходить из города на битву , говоря : “Беги скорей из Киева ; киевляне пересылаются с Владимиром , зовут его на приступ  к  городу , обещали предать тебя ему”. Ярополк послушался , выбежал  из Киева и затворился в Родне , а Владимир вошел в Киев и  осадил Ярополка в Родне , где скоро  сделался страшный голод. Тогда Блуд стал уговаривать Ярополк помириться с братом и отправиться к нему в киевский дворец. Ярополк послушался и в этом. Но как только он вошёл  в сени , два варяга бросились  на Ярополка и умертвили его.

Информация о работе Святой Владимир