Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2013 в 17:37, реферат
1. Языческая Русь до крещения.
2. Как Владимир стал единовластным правителем Руси.
3. Первые годы правления Владимира.
4. Поход на Корсунь. Крещение Руси.
5. Владимир и Русь после крещения.
6. Владимир как военный , политический деятель.
7. Последние годы правления Владимира и смерть.
8. Значение личности Владимира и крещения Руси в истории государства Российского.
В 981 году идет Владимир на
ляхов , берет Перемышль (на
реке Сане) , Червен за Западным
Бугом и другие города , дойдя
таким образом до долины реки
Сана , то есть до западного
рубежа расселения восточных
славян , в это время усваивающих
название русских. С этого
В 988 году пошел Владимир с войском на Корсунь , город греческий , корсунцы заперлись в городе и крепко оборонялись. Владимир послал сказать им : “Если не сдадитесь , то три года простою здесь”, но они его не послушались. Тогда Владимир , устроив свое войско , велел делать насыпи около города ; но корсунцы , подкопав городскую стену , уносили насыпанную землю к себе в город. В это время один корсунский житель именем Настас - пустил стрелу в стан русский , а на стреле было написано : “ На Восток от тебя колодезь ; из него вода идет в город ; откопай колодезь и перейми воду”. Владимир в тот час велел копать , и точно , воду переняли у граждан ; тогда последние , изнеможенные от жажды , сдались. Владимир вошел в город с дружиной и послал сказать императорам Василию и Константину : “ Вот я взял Ваш славный город : слышу , что есть у вас сестра девица : если вы не отдадите ее за меня , то и оставшемуся городу вашему будет тоже , что Корсуню”.
В 991 году пошел Владимир на
хорватов. Только что возвратился
он с Хорватской войны , и
вот печенеги пришли с той
стороны , от реки Сулы ; Владимир
пошел против врагов и
В 995 году опять пришли печенеги к городу Василеву. Владимир вышел против них с малою дружиною , и когда вступил в битву , то не мог удержаться , побежал и едва укрылся от врагов под мостом. Тут обещался Владимир поставить церковь св. Преображения в Василеве , потому что в тот день было Преображение. Избавившись от беды , Владимир точно поставил церковь и сделал большой праздник , наварил меду и созвал бояр своих , и посадников , и старшин изо всех городов , и всяких людей много , а нищим роздал триста гривен. Праздновав восемь дней , Владимир возвратился в Киев на Успение Богородицы и тут опять сделал большой праздник , созвав бесчисленное множество народа. Он приказал всякому , нищему и убогому , приходить на княжий двор и брать все что надобно : питье , кушанье и деньги из казны. Князь говорил также : “Ведь больные и слабые не могут дойти до моего двора” - и потому велел сделать телеги , накладывать на них хлеб , мясо , рыбу , овощи разные , мед , квас и развозить по городу , спрашивая : “Где больные и нищие , кто ходить не может?” - тем раздавали все это. Каждое воскресенье завел он на дворе своем пиры , куда приходили бояре , дворяне , соцкие , десяцкие , лучшие люди , при князе и без князя : на тех пирах бывало множество мяса : говядины и дичины , было много всего. Вот , бывало как подопьют , то и начнут роптать на князя , говоря : “Что это наше здесь за житье горькое! дает нам есть деревянными ложками , а не серебряными!” Владимир , услыхав ропот , велел подавать серебряные ложки и сказал : “С серебром и золотом не найдешь дружины , а с дружиною найду и серебро и золото , как дед мой и отец с дружиною доискались золота и серебра”. Владимир любил свою дружину и думал с нею обо всяких делах : об устройстве земском , о войнах , об уставах земских. С окольными князьями жил он мирно , и с польским князем , и с венгерским, и с богемским : были между нимии мир и любовь.
В 997 году Владимир пошел к Новгороду за войском на печенегов , потому что войны были беспрестанные. В это время печенеги , узнав , что князя нет , пришли и стали около Белгорода , не давая никому выхода , от чего сделался вдруг большой голод. В такой беде граждане собрали вече и сказали : “Пришлось помереть с голода , а от князя нет помощи ; сдадимся печенегам : кого убьют , а кого в живых оставят ; нам все равно помирать же голодною смертию”. Так и решили. На этом вече не было одного старика и когда он после спросил : “Зачем это собирали вече?” - то ему отвечали , что завтра хотят сдаться печенегам. Старик послал за городскими старшинами и сказал им : “Что это я слышал , будто вы хотите сдаться печенегам?” Те отвечали : “Да что ж будешь делать? Люди не хотят терпеть голода”. Тогда старик сказал им : “Послушайте же меня , не сдавайтесь еще денька три и сделайте так , как я вам скажу”. Когда те обещали слушаться его , старик продолжал : “Сберите хоть по горсти овса , или пшеницы , или отрубей”. Старшины исполнили его волю. Тогда он велел женщинам сделать раствор , на чем кисель варят ; велел также выкопать колодезь , вставить в него кадку и налить ее раствором ; велел выкопать и другой колодезь и в него вставить кадку. Потом велел сыскать где-нибудь меду ; ему принесли его целое лукошко : спрятано оно было в княжеском погребе ; старик приказал сделать из него сыту пресладкую и вылить в кадку , которая стояла в другом колодезе. На другой день он велел послать за печенегами ; граждане пошли и сказали им : “Возьмите у нас заложников , а сами подите , человек с десять в город и посмотрите , что у нас делается”. Печенеги обрадовались , думая , что хотят им сдаться : взяли заложников , а сами выбрали лучших мужей и послали в город проведать , что там такое делается. Когда печенеги пришли в город , то жители сказали им : “Зачем вы себя губите? Хоть десять лет стойте под нашим городом , ничего не сделаете : у нас сама земля дает корм ; если же не верите , посмотрите своими глазами”. Сказав это , привели их к колодезю , где был раствор , почерпнули из него ведром и налили в котлы ; когда сварили кисель , то взяли печенегов , и привели к другому колодцу , почерпнули сыты , и начали есть , сперва сами , а потом дали и печенегам. Те удивились и сказали : “Ни за что не поверят наши князья , если сами не отведают”. Тогда граждане налили горшок раствора и сыты из колодца и дали печенегам ; те пошли к своим и рассказали им все , что с ними случилось. Князья печенежские сварили себе кисель , поели , подивились , потом собрались и пошли прочь от города.
Владимир прожил долгий век и княжил почти полста лет , возвеличив и укрепив Киев и всю Русь. У Владимира было большое семейство. У него до греческой царевны Анны , последней супруги его , были ещё жёны. Одна из них прекрасная , но несчастная Рогнеда , дочь Рогвольда , оскорблённая , осиротевшая , опозоренная , ставшая лишь по имени женою ненавистного князя , была им скоро забыта. Она взращивала рожденного от него сына , мучимая чувством мести , ревностью и оскорблённым самолюбием. И когда однажды он её посетил и , случайно , у неё заснул , она решилась на мужеубийство. К счастью , Владимир проснулся вовремя и удержал занесённую над ним руку с ножом. Мужеубийство и у норманнов , и у славян влекло не минуемо смерть для виновной. Княгиню же по норманнской традиции , мог казнить только сам князь. И Владимир приказывает надеть Рогнеде княжеское платье , сесть на богатой постели и ждать его. Но когда он вошёл с мячом в руке , его встретил наученный матерью маленький , 4-5-летний Изяслав , став , тоже с мечом на защиту матери. И грозный язычник не посмел свершить то , что повелевала ему норманнская честь. Он растерянно говорит : “А кто же тебя знал , что ты здесь?!” Бросает меч и идёт собирать бояр и просить их совета. А бояре советуют простить жену и даже вернуть ей и Изяславу землю Рогвольда. Мало того , Рогнеда опять была в чести. От неё у Владимира было ещё три сына : Мстислав , Всеволод , в том числе и Ярослав , родоначальник всей последующей династии Рюриковичей , и две дочки. Другие же летописи противоречат этому , сообщая , что Владимир имел от несчастной княжны полоцкой одного только сына , Изяслава , и отпустил её с сыном в землю отца ; с тех пор потомки Рогнеды княжили особо в Полоцке и между ними и потомством Ярослава существовала постоянная родовая неприязнь , поддерживаемая преданиями о своих предках. От других : чехини , гречанки , вдовы Яролополка , чехини второй и болгарки : Вышеслав , Святослав , Борис , Глеб , Станислав , Судислав , Позвизд. Кроме того он усыновил Святополка , сына убитого брата своего Ярополка.
В конце жизни постигло
Список использованной литературы.
1. Амелькин А. О. , Кретинин С. В. , Филюшкин А. И. Всемирная история в лицах для детей. Книга для чтения. - Воронеж : Центрально-Чернозёмное книжное издательство , 1996 год - 558 стр.
2. Бутромеев В. П. Всемирная история в лицах : Раннее средневековье. Энциклопедия для школьников. Серия “Детский плутарх”. - Москва : издательство “ОЛМА-ПРЕСС” , 1999 - 320 стр.