Творческий путь Александра Исаевича Солженицына

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 14:22, реферат

Описание работы

Предки писателя по отцовской линии были крестьяне. Отец, Исаакий Семенович, получил университетское образование. Из университета в Первую мировую войну добровольцем ушел на фронт. Вернувшись с войны, был смертельно ранен на охоте и умер за полгода до рождения сына.
Мать, Таисия Захаровна Щербак, происходила из семьи богатого кубанского землевладельца.
Первые годы Солженицын прожил в Кисловодске, в 1924 вместе с матерью переехал в Ростов-на-Дону.

Файлы: 1 файл

Творческий путь Солженицына.docx

— 35.29 Кб (Скачать файл)

Творческий  путь Александра Исаевича Солженицына                                   (1918 -2008)   

    Чуть живым дыханием согреты,

                                                              Одолев сомненья, боль и страх,

                                                              Оттепели первые приметы —

                                                              В наболевших проросли словах...

                                                                                          (А. Ю. Линдберг)

О семье…

Родился 11 декабря 1918 г. в г. Кисловодске.

Предки писателя по отцовской  линии были крестьяне. Отец, Исаакий Семенович, получил университетское образование. Из университета в Первую мировую войну добровольцем ушел на фронт. Вернувшись с войны, был смертельно ранен на охоте и умер за полгода до рождения сына.

   Мать, Таисия Захаровна Щербак, происходила из семьи богатого кубанского землевладельца.

   Первые годы Солженицын прожил в Кисловодске, в 1924 вместе с матерью переехал в Ростов-на-Дону.

 

Первые шаги к творчеству…

Уже в молодости Александр Исаевич осознал себя писателем. В 1937 он задумывает исторический роман о начале Первой мировой войны и начинает собирать материалы для его создания. Позднее этот замысел был воплощен в августе 1914 г – в первой части исторического повествования Красное Колесо.

    В 1941 Солженицын  окончил физико-математический факультет  Ростовского университета. Еще раньше, в 1939, он поступил на заочное  отделение Московского института  философии, литературы и искусства.  Закончить институт ему помешала война. После обучения в артиллерийском училище в Костроме в 1942 он был отправлен на фронт и назначен командиром батареи звуковой разведки.

На войне….

Александр Исаевич  прошел боевой путь от Орла до Восточной Пруссии, получил звание капитана, был награжден орденами. В конце января 1945 он вывел батарею из окружения.

    9 февраля 1945 Солженицына  арестовали: военная цензура обратила  внимание на его переписку  с другом Николаем Виткевичем. В письмах содержались резкие оценки Сталина и установленных им порядков, говорилось о лживости современной советской литературы. Солженицына осудили на восемь лет лагерей и вечную ссылку. Отбывал он срок в Новом Иерусалиме под Москвой, потом на строительстве жилого дома в Москве. Затем – в «шарашке» (секретном научно-исследовательском институте, где работали заключенные) в подмосковном поселке Марфино.

Ссылка…

1950–1953 гг. он провел в лагере (в Казахстане), на общих лагерных работах.

    После окончания  срока заключения (февраль 1953) Солженицын  был отправлен в бессрочную  ссылку. Он стал преподавать математику  в районном центре Кок-Терек  Джамбульской области Казахстана. 3 февраля 1956 Верховный суд Советского  Союза освободил Солженицына  от ссылки, а через год его  и Виткевича объявил полностью невиновными: критика Сталина и литературных произведений была признана справедливой и не противоречащей социалистической идеологии.

Болезнь…

В 1956 Солженицын переселился  в Россию – в небольшой поселок  Рязанской области, где работал  учителем. Через год он переехал в Рязань.

    Еще в лагере  у Солженицына обнаружили раковое  заболевание, и 12 февраля 1952 ему  была сделана операция. Во время  ссылки Солженицын дважды лечился  в Ташкентском онкологическом  диспансере, использовал различные  целебные растения. Вопреки ожиданиям  медиков, злокачественная опухоль  исчезла. В своем исцелении  недавний узник усмотрел проявление  Божественной воли – повеление  рассказать миру о советских  тюрьмах и лагерях, открыть  истину тем, кто ничего не  знает об этом или не хочет  знать.

 

Творчество…

Первые сохранившиеся  произведения Солженицын написал в  лагере. Это стихотворения и сатирическая пьеса Пир победителей.

    Зимой 1950–1951 Солженицын  задумал рассказ об одном дне  заключенного. В 1959 была написана  повесть Щ-854 (Один день одного  зэка). Щ-854 – лагерный номер главного  героя, Ивана Денисовича Шухова, заключенного (зэка) в советском  концентрационном лагере.

 

        Публикация  рассказа стала историческим  событием. Солженицын стал известен  всей стране.

    Впервые о лагерном  мире была сказана неприкрытая  правда. Появились публикации, в  которых утверждалось, что писатель  сгущает краски. Но преобладало  восторженное восприятие рассказа. На короткое время Солженицын  был признан официально.

    Действие повести  умещается в один день –  от подъема до отбоя. Повествование  ведется от лица автора, но  Солженицын постоянно прибегает  к несобственно-прямой речи: в авторских словах слышится голос главного героя, Ивана Денисовича Шухова, его оценки и мнения (Шухов, в прошлом крестьянин и солдат, осужден как «шпион» на десять лет лагерей за то, что попал в плен).

    Отличительная  особенность поэтики рассказа  – нейтральность тона, когда о  страшных, противоестественных событиях  и условиях лагерного существования  сообщается как о чем-то привычном,  обыденном, как о том, что  должно быть хорошо известно  читателям. Благодаря этому создается  «эффект присутствия» читающего  при изображаемых событиях.

    Один день Ивана  Денисовича – произведение почти  документальное: персонажи, за исключением,  главного героя, имеют прототипы  среди людей, с которыми автор  познакомился в лагере.

    Документальность  – отличительная особенность  почти всех произведений писателя. Жизнь для него более символична  и многосмысленна, нежели литературный вымысел.

    В 1964 Один день Ивана Денисовича был выдвинут на Ленинскую премию. Но Ленинской премии Солженицын не получил: власти СССР стремились стереть память о сталинском терроре.

    Через несколько  месяцев после Одного дня Ивана Денисовича в № 1 «Нового мира» за 1963 был напечатан рассказ Солженицына Матренин двор. Первоначально рассказ Матренин двор назывался Не стоит село без праведника – по русской пословице, восходящей к библейской Книге Бытия. Прототип главной героини – владимирская крестьянка Матрена Васильевна Захарова, у которой жил писатель, повествование, как и в ряде позднейших рассказов Солженицына, ведется от первого лица, от имени учителя Игнатича (отчество созвучно с авторским – Исаевич), который перебирается в Европейскую Россию из дальней ссылки.

    Солженицын изображает  героиню, живущую в нищете, потерявшую  мужа и детей, но духовно  не сломленную тяготами и горем.  Матрена противопоставлена корыстным  и недоброжелательным односельчанам,  считающим ее «дурочкой». Вопреки  всему Матрена не озлобилась, осталась сострадательной, открытой  и бескорыстной.

    Матрена из  рассказа Солженицына – воплощение  лучших черт русской крестьянки, ее лицо подобно лику святой  на иконе, жизнь – почти  житие. Дом – сквозной символ  рассказа – соотнесен с ковчегом  библейского праведника Ноя, в  котором его семья спасается  от потопа вместе с парами  всех земных животных. В доме  Матрены с животными из Ноева ковчега ассоциируются коза и кошка.

    . Матрена –  праведница, которая всегда готова  поделиться последним. Односельчане  не ведают об ее утаенной  святости, считают Матрену просто  неумной. Но именно она хранит  высшие черты русской духовности.

    Но и душевно  праведная Матрена все же не  идеальна. Мертвящая советская идеология  проникает в жизнь, в дом  героини рассказа (знаки этой  идеологии в солженицынском тексте – плакат на стене и вечно не умолкающее радио в доме Матрены).

    Еще находясь  в ссылке, в 1955, Солженицын начал  писать роман В круге первом, последняя, седьмая редакция романа  была закончена в 1968.

    В 1964 ради публикации  романа в «Новом мире» А.Т.Твардовского Солженицын переработал роман, смягчив критику советской действительности. Вместо девяносто шести написанных глав текст содержал только восемьдесят семь. В первоначальном варианте рассказывалось о попытке высокопоставленного советского дипломата предотвратить кражу сталинскими агентами секрета атомного оружия у США. Он убежден, что с атомной бомбой советский диктаторский режим будет непобедим и может покорить пока еще свободные страны Запада. Для публикации сюжет был изменен: советский врач передавал на Запад сведения о замечательном лекарстве, которые советские власти хранили в глубокой тайне.

    Цензура тем не менее запретила публикацию. Позднее Солженицын восстановил первоначальный текст, внеся в него небольшие изменения.

    Персонажи романа  – достаточно точные портреты  реальных людей, заключенных «шарашки» в подмосковном поселке Марфино. Действие романа укладывается в неполные трое суток – накануне 1950. В большинстве глав события не выходят из стен марфинской «шарашки». Таким образом, повествование становится предельно насыщенным.

    «Шарашка» – это мужское братство, в котором ведутся смелые свободные дискуссии об искусстве, о смысле бытия, о природе социализма. (Участники споров стараются не думать о соглядатаях и доносчиках). Но «шарашка» – также и царство смерти, прижизненный, земной ад. Символика смерти неизменно присутствует в романе. Один из узников, вспоминая трагедию Гете Фауст, уподобляет «шараги» могиле, в которую слуги дьявола Мефистофеля прячут тело Фауста – мудреца, философа. Но если в гетевской трагедии душу Фауста Бог освобождает от власти дьявола, то марфинские зэки не верят в спасение.

    Марфинские узники – зэки привилегированные. Здесь – по сравнению с лагерем – хорошо кормят. Ведь они – ученые, работающие над созданием сверхсовременного оборудования, которое нужно Сталину и его подручным. 3аключенные должны изобрести устройство, затрудняющее понимание подслушанных телефонных разговоров (шифратор).

    Один из марфинских зэков, одаренный филолог Лев Рубин (его прототип – филолог-германист, переводчик Л.З.Копелев), так скажет о «шарашке»: «Нет, уважаемый, вы по-прежнему в аду, но поднялись в его лучший высший круг – в первый».

    Образ кругов  ада заимствован из поэмы итальянского  писателя Данте Алигьери Божественная  комедия. В поэме Данте ад  состоит из девяти кругов. Солженицынский герой Рубин допускает неточность, сравнивая обитателей «шарашки» с наименее виновными грешниками – добродетельными мудрецами-нехристианами дантовской поэмы. Они пребывают не в первом круге, а в преддверии этого круга.

    В романе много  сюжетных линий. Это в первую  очередь история Глеба Нержина – героя, симпатичного автору (его фамилия, очевидно, значит «не заржавевший душой», «не поддавшийся рже / ржавчине»). Нержин отказывается сотрудничать с неправедной властью. Он отвергает предложение работать над секретными изобретениями, предпочитая возвращение в лагерь, где может погибнуть.

    Это история  Льва Рубина, презирающего своих  палачей и Сталина, но убежденного,  что есть иной, чистый, неискаженный  социализм. Это линия гениального  изобретателя и философа Дмитрия  Сологдина, готового отдать свое изобретение сатанинской власти, но при этом смело диктующего условия палачам. Прообразом Дмитрия Сологдина А.И.Солженицыну послужил марфинский узник – инженер и философ Д.М.Панин; в Глебе Нержине видны черты самого Солженицына.

    Свой особый  путь у зэка Спиридона –  неученого, простого человека. Благо  семьи, родных для него высшая  ценность. Он храбро сражался  с немцами, но он же и дезертировал, когда перед ним встал выбор:  защищать государство или заботиться  о жизни простых людей… 

    Повествование  Солженицына подобно хору, в котором  авторский голос звучит приглушенно.  Писатель избегает прямых оценок, давая выговориться персонажам. Прежде всего сама действительность должна подтвердить бесчеловечность, мертвящую пустоту политического режима тех лет. И лишь в финале, рассказывая об этапе, которым следуют строптивые зэки, отказавшиеся принести свои таланты на службу палачам, автор открыто врывается в повествование.

    В 1955 Солженицын  задумывает, а в 1963–1966 пишет повесть  Раковый корпус. В ней отразились  впечатления автора от пребывания  в Ташкентском онкологическом  диспансере и история его исцеления.  Время действия ограничено несколькими  неделями, место действия – стенами  больницы (такое сужение времени  и пространства – отличительная  черта поэтики многих произведений  Солженицына).

    В палате «ракового  корпуса», расположенного в большом  среднеазиатском городе, странно  соединились судьбы разных персонажей, которые вряд ли встретились  бы друг с другом в ином  месте. История жизни главного  героя Олега Костоглотова напоминает  судьбу самого Солженицына: отбывший  срок в лагерях по надуманному  обвинению, ныне он – ссыльный. Остальные больные: рабочий Ефрем,  в Гражданскую войну расстреливавший  несогласных с большевистской властью, а в недавнем прошлом вольнонаемный в лагере, помыкавший зэками; солдат Ахмаджан, служивший в лагерной охране; начальник отдела кадров Русанов. Он чувствует себя человеком второго сорта. Привыкший к привилегиям, отгородившийся от жизни, он любит «народ», но брезгливо относится к людям. Русанов повинен в тяжких грехах: донес на товарища, выявлял родственников заключенных среди работников и заставлял отречься от невинно осужденных.

Информация о работе Творческий путь Александра Исаевича Солженицына