Введение………………………………………………………………………………………..3 Глава 1. Биография Е.Б. Вахтангова………………………………………………………..…4 Глава 2. Творчество Е.Б. Вахтангова………………………………………………………….7 Знакомство Вахтангова со Станиславским и «Фантастический реализм»…………..…7 «Настало время»……………………………………………………………………………...8 Искусство актера в театральной системе Вахтангова……………………………………9 Принцесса Турандот……………………………………………………………………….10 Глава 3. Особенности режиссерского метода………………………………………………..12 «Фантастический реализм» Вахтангова…………………………………………………...12 Заключение…………………………………………………………………………………….17 Список литературы……………………………………………………………………………18
Посмотрев
«Праздник мира» - первый спектакль в постановке
своего ученика Евгения Вахтангова, Константин
Станиславский рвал и метал. Бешенство
великого реформатора сцены вызвало то,
что начинающий режиссер «исказил» его
знаменитую систему психологического
реализма: в спектакле все было заострено,
гиперболизировано... Беспристрастные
же зрители восприняли «Праздник мира»
как талантливый манифест совершенно
нового театра и предрекли Вахтангову
большое будущее.
И они были
правы. «Блудный сын» Московского Художественного
театра Евгений Вахтангов, стал одной
из самых ярких фигур в истории российского
театра ХХ века. Да что российского... мирового!
Им восхищались Бертольд Брехт и Андре
Антуан, а Питер Брук в своей книге «Пустое
пространство» замечал, что Вахтангов,
как никто другой, смог проникнуть в народную
стихию театра.
Евгений
Багратионович Вахтангов, выдающийся
режиссер, актер, педагог, который практически
доказал, что «открытые его учителем Станиславским
законы органического поведения человека
на сцене приложимы к искусству любого
эстетического направления» и к новым
сценическим условиям, продиктованным
масштабом революционных событий. Вахтангов
создал новое театральное направления
«фантастического реализма».
Вахтанговский
театр неотделим в своем творчестве от
вековой отечественной культуры и, вместе
с тем, он смотрит в завтрашний день, оставаясь
верным завету своего основателя, выдающегося
режиссера Евгения Вахтангова-жить проблемами
современности.
Театр Вахтангова-это
сочетание яркой формы и глубокого содержания,
это жанровое разнообразие, от классической
трагедии до озорного водевиля; это прекрасная
труппа, в составе которой известные в
России и за ее пределами актеры.
Театр Вахтангова-это
завоеванные сердца миллионов зрителей
России, Парижа, Лондона, Вены, Венеции,
Афин, Стокгольма, Праги, Варшавы, Берлина,
Будапешта, Мадрида и многих других зарубежных
городов.
ГЛАВА
1
.БИОГРАФИЯ Е.Б. ВАХТАНГОВА
Он родился в 1883 году в Грузии в армянской
семье. Его отец связывал будущее наследника
с промышленностью, коммерцией или юриспруденцией,
но Евгений мечтал о театре. У него был
абсолютный музыкальный слух, несомненный
дар пародиста, он замечательно танцевал
и обладал литературным даром. Окончив
гимназию, поступил в Московский университет
на физико-математическое отделение и
сразу же влился в студенческий театральный
кружок. Со своим отцом Вахтангов рассорился
окончательно, когда женился на своей
школьной подруге-Надежде Михайловне
Бойцуровой. Вскоре у них родился сын Сережа.
Отец был просто в ярости, он жалел, что
дал сыну образование, и лишил его наследства.
Этот брак был крушением всех родительских
надежд - отец Вахтангова хотел женить
сына на дочери своего приятеля-миллионера.
В 1903 г. Вахтангов оказался в Москве. В
1903-1909 годах формально он следовал воле
отца - на втором курсе Евгений. Вахтангов
перешел на юридический факультет Московского
университета, но фактически все свободное
время он проводил на спектаклях столичных
театров. В том же году дебютировал как
режиссер, поставив студенческий спектакль
«Педагоги» по пьесе О. Эрнста. Спектакль
состоялся 12 января 1905 года и был дан в
пользу нуждающихся. В 1906 организовал
драматический кружок студентов университета.
В 1907–1909 писал очерки и статьи для кавказской
газеты «Терек». Ставил спектакли и играл
в студенческих кружках Риги, Грозного,
Владикавказа, Вязьмы, и др. городов (Дядя
Ваня А.П.Чехова, Дачники и На дне М.Горького,
У царских врат К.Гамсуна и др.). В студенческие
годы, часто приезжая из Москвы во Владикавказ,
Вахтангов пытается и в родном городе
организовать свой театр, он мечтает о
том, чтобы здание фабрики отца было отдано
под театр.
В 1904-1905 годах Вахтангов участвует в нелегальных
сходках молодежи. На фабриках и заводах
вместе с революционерами он распространяет
революционные прокламации и листовки.
В день декабрьского восстания 1905 года
Вахтангов строит баррикады в одном из
московских переулков, участвует в создании
санитарной помощи раненым.
Летом 1909 года Евгений Вахтангов руководит
Владикавказским художественно-драматическим
кружком и ставит в нем пьесы. Отец Вахтангова
снова был в ярости, считая, что расклеиваемые
по городу афиши спектаклей с фамилией
Вахтангов позорят его и наносит моральный
ущерб фабрике.
Лето 1910 года Вахтангов снова проводит
во Владикавказе, вместе с женой и маленьким
сыном Сережей. Евгений Багратионович
ставит здесь оперетту местного автора
М. Попова, которая шла с успехом во Владикавказе
и Грозном.
Отношения супругов не всегда были безоблачными.
Вахтангов все свое время отдавал театру,
часто они жили порознь. Но Вахтангов очень
любил свою жену.
Вахтангов оставил юридический факультет
и поступил в Школу драмы А. Адашева в Москве.
В 1909-1911 -ученик школы драмы А. И.
Адашева, где преподавали В. В. Лужский,
В. И. Качалов и Леопольд Сулержицкий, оказавший
серьезное влияние на становление творческой
личности, мировоззрения и ранних театральных
взглядов Вахтангова. Историки театра
признают за Сулержицким роль «повивальной
бабки» системы Станиславского. Единство
этики и эстетики в театральном искусстве
утверждалось на практике театра Станиславским,
Сулержицким, и их самым верным и талантливым
учеником, Вахтанговым. Через 6 лет судьба
Вахтангова определилась окончательно:
он поступил в театральную школу при Московском
Художественном театре (МХТ). По окончании
школы Евгений Вахтангов зачислен в МХТ,
вел экспериментальные занятия по «системе Станиславского» с группой
театральной молодежи, составившей ядро
1-й Студии МХТ (1912; открыта в 1913; с 1924 -МХАТ 2-й). Он играл
в эпизодах спектаклей (Живой труп Л.Н.Толстого-цыган;
Гамлет У.Шекспира-актер, играющий королеву;
Синяя птица М.Метерлинка-Сахар; Николай
Ставрогин по Бесам Ф.М.Достоевского-офицер
и др.). Служение в театре воспитывало его
в духе основополагающих принципов режиссуры
МХТ, требующих от актера раскрытия «жизни
человеческого духа», безупречного чувства
ансамбля, понимания художественной целостности
спектакля. Вахтангов стал помощником
К.С.Станиславского в разработке и проверке
нового актерского метода, вскоре названного
«системой Станиславского». Как педагог
Вахтангов разделял эстетическую и этическую
программу директора студии Сулержицкого:
цель искусства - нравственное совершенствование
общества, студия - община единомышленников,
актерская игра - правда переживаний, спектакль
- проповедь добра и красоты. Как режиссер
Евгений Вахтангов предпочитал резкие
контрасты добра и зла в построении спектакля
и стиле актерского исполнения («Праздник
мира» Г. Гауптмана, 1913; «Потоп» Г. Бергера,
1915). В «Росмерсхольме» Генриха Ибсена(1918, 1-я студия)
на противопоставлении аскетической формы
(серые сукна, контрастное световое решение,
минимум аксессуаров) и напряженной внутренней
жизни актеров раскрывалась главная тема
спектакля: дерзкий прорыв к свободе, пусть
даже ценой смерти.
После революции 1917 года Вахтангов работает
очень напряженно, несмотря на все усиливающуюся
болезнь желудка. В 1919 году Вахтангову
делают две операции, в связи с сужением
желудка. Однако врачи тогда не сказали
ему об истинной болезни - рак желудка.
Всего за год до смерти он основал Третью
студию МХТ, ставшую позднее Государственным
театром имени Е.Б. Вахтангова.
В 1921 году на сцене своей студии он ставит
пьесу М. Метерлинка «Чудо Святого Антония»
(вторая редакция). В этой постановке Вахтангов
уже попытался реализовать свои новаторские
идеи. Это было очень яркое зрелище, в котором
и режиссер и актеры составили единый
творческий ансамбль. В спектакле удалось
донести до зрителя сложную символику
пьесы и метафорическое мышление драматурга.
В самом начале 1921 года репетиции Вахтангова
в Третьей студии временно прекратились.
Евгений Багратионович все свое время
отдавал студии Габима, где завершал работу
над «Гадибуком» (1922). После сдачи «Гадибука»
Вахтангов на 10 дней уехал в санаторий.
Но отдых не принес ему облегчения, из
санатория он вернулся еще более ослабленным.
Тем не менее, он сразу же приступил к работе.
Студия, обеспокоенная состоянием здоровья
Вахтангова, решила созвать консилиум
врачей. К всеобщему ужасу, стало известно,
что дни Вахтангова сочтены, у него был
рак желудка и печени. Чтобы не создавать
паники, решили Вахтангову ничего не говорить.
Однако сам Евгений Багратионович, видимо,
прекрасно знал, что время его жизни подошло
к концу, поэтому очень торопился сделать
все, что было в его силах.
По сказке итальянского драматурга Карло
Гоцци Вахтангов, уже незадолго до смерти,
ставит «Принцессу Турандот». Этим спектаклем
он открыл новое направление в театральной
режиссуре.
После первого репетиционного прогона
«Принцессы Турандот» Константин Сергеевич
Станиславский сказал своему гениальному
ученику, уже не встававшему с постели,
что тот может заснуть победителем.
В ночь с 23 на 24 февраля 1922 года состоялась
последняя репетиция в жизни Вахтангова.
Началась репетиция с установки света.
Вахтангову было очень плохо, у него была
температура 39 градусов. Репетировал он
в шубе, обмотав голову мокрым полотенцем.
Вернувшись, домой после репетиции, Вахтангов
лег и более уже не вставал.
29 мая жена Вахтангова Надежда Михайловна
позвонила в Третью студию МХТ и сказала:
«Приходите скорее!»
Умер Евгений Багратионович, окруженный
своими учениками. Перед самой смертью
сознание вернулось к нему. Он сел, окинул
учеников долгим взглядом и очень спокойно
сказал: - Прощайте.
29 мая 1922 года Вахтангов умер. Он умер
так, как умирают вожди. Он исполнил свой
собственный завет - «дни свои на земле
кончить хорошо, а, может, то и талантливо».
«Принцесса Турандот» стала последней
работой Вахтангова, он не дожил всего
несколько недель до премьеры. Похоронили
Вахтангова на Новодевичьем кладбище.
ГЛАВА 2. ТВОРЧЕСТВО Е.Б. ВАХТАНГОВА
ЗНАКОМСТВО ВАХТАНГОВА СО СТАНИСЛАВСКИМ
И «ФАНТАСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ»
«Хочу образовать Студию...», - писал Вахтангов
в дневнике, и вскоре родилась Первая студия
МХТ. На молодого актера обратил внимание
К.С. Станиславский. Он поручил Вахтангову
вести практические занятия по своей методике
актерского мастерства в Первой студии
МХТ. Вахтангов разделял и реализовывал
эстетическую и этическую программу ее
директора Сулержицкого, состоявшую в
следующем: цель служения искусству - нравственное
самосовершенствование; студийный коллектив
- община единомышленников; актерская
игра - полная, правда переживаний; спектакль
- проповедь добра и красоты. Именно в этой
студии дарование Вахтангова раскрылось
в полной мере. А как актер он прославился
в роли Фрезера в «Потопе» Бергера.
На сцене студии Вахтангов создал несколько
камерных спектаклей, в которых играл
и как актер. В Первой студии Евгений Багратионович
постоянно искал новые приемы изображения
психологического состояния героя. Со
временем Вахтангову стали казаться тесными
жесткие рамки рекомендаций Станиславского.
Он увлекся театральными идеями Всеволода
Мейерхольда, но довольно скоро их отверг.
У Евгения Вахтангова формируется свое
понимание театра, довольно отличное от
Станиславского, которое он сформулировал
в одном коротком лозунге - «фантастический
реализм». На основе этого «фантастического
реализма» Вахтангов и построил теорию
собственного театра.
Как и Станиславский, он считал, что главным
в театральном спектакле является, естественно,
актер. Но Вахтангов предлагал жестко
отделить личность исполнителя от того
образа, который он воплощает на сцене.
Вахтангов начал ставить спектакли по-своему.
В своих дневниках тех лет Вахтангов написал;
«Я хочу, чтобы в театре не было имен. Хочу,
чтобы зритель в театре не мог разобраться
в своих ощущениях, принес бы их домой
и жил бы ими долго. Так можно сделать только
тогда, когда исполнители (не актеры) раскроют
друг перед другом в пьесе свои души без
лжи... Изгнать из театра театр. Из пьесы
актера. Изгнать грим, костюм». Ведущую
роль Вахтангова в изучении и пропаганде
«системы» подчеркивал и сам Станиславский.
Декорации в его спектаклях состояли
из самых обычных бытовых предметов. На
их основе, с помощью света и драпировок,
художники создавали фантастические виды
сказочных городов, как, например, это
было сделано в последнем и самом любимом
вахтанговском спектакле «Принцесса Турандот».
В костюмы актеров Вахтангов тоже предлагал
внести изменения. Например, на современный
костюм надевался необыкновенный театральный
халат, расшитый и разукрашенный. Чтобы
еще более подчеркнуть условность происходящего
на сцене, актеры надевали костюмы прямо
на глазах у публики, таким образом в считанные
секунды перевоплощаясь из актера в персонаж
пьесы. Сам Вахтангов, восторженно принявший
революцию 1917 года, считал, что такая манера
актерской игры вполне соответствует
новому времени, ведь и революция резко
отделяла новый мир от старого, уходящего.