Введение………………………………………………………………………………………..3 Глава 1. Биография Е.Б. Вахтангова………………………………………………………..…4 Глава 2. Творчество Е.Б. Вахтангова………………………………………………………….7 Знакомство Вахтангова со Станиславским и «Фантастический реализм»…………..…7 «Настало время»……………………………………………………………………………...8 Искусство актера в театральной системе Вахтангова……………………………………9 Принцесса Турандот……………………………………………………………………….10 Глава 3. Особенности режиссерского метода………………………………………………..12 «Фантастический реализм» Вахтангова…………………………………………………...12 Заключение…………………………………………………………………………………….17 Список литературы……………………………………………………………………………18
Значит, исполнителю следовало самому
верить в свое полное превращение в персонажа,
в то, что на сцене происходит не спектакль,
а жизнь. Чтобы уговорить, убедить свое
«чувство правды», актеру, по мнению Станиславского,
необходимо преодолевать массу мешающих
обстоятельств, порожденных условиями
его существования на сцене. Для борьбы
с приковывающей внимание актера «черной
дырой портала», Станиславский изобрел
воображаемую «четвертую стену», отделяющую
мир сценических героев от всего, что угрожает
смутить «чувство правды» исполнителей
и отвлечь их от существования в качестве
персонажей. То есть, поведение действующим
лицам предписывалось такое, как если
бы он существовали за «четвертой стеной».
Вот, может быть, то главное, от чего шло
«отяжеление» в Художественном театре:
от установки на всяческие «преодоления»,
которые сводились, собственно, к одному
самому главному: преодолению в театре
театра. Ибо вначале казалось, что только
так можно уйти от дурной театральщины,
штампа и наигрыша.
Но театру дойти до отрицания театра
до конца, конечно, невозможно. Если Станиславский
намеревался «изгнать из театра театр»,
подразумевая под изгоняемым дурную театральность,
то Вахтангов ратовал за возвращение театра
в театр, но только возвращение-в качестве
«подлинной театральности».
Различие «системы» Станиславского в
первоначальном ее виде и «вахтанговского»
реализма» - в самом подходе к созданию
сценического образа, в методе работы
актера. Станиславский настаивает на подходе
к образу со стороны содержания, полагая,
что его накопление закономерно приведет
к возникновению формы, априори оправданной
нажитым содержанием. Этот аналитический
подход к драматургическому материалу,-
подход кропотливого исследователя, безусловно,
вносил вклад в «отяжеление».
Вахтангов-сторонник подхода к образу
со стороны формы. Путь к форме - «фантазирование».
По мысли Вахтангова, «форму надо сотворить,
надо нафантазировать». Для чего необходимо
«уметь внутренним взором создавать себе
картины жизни и участвовать в них».
В процессе фантазирования образ надо
постоянно вызывать в своем воображении
и задавать ему вопросы, рассчитанные
на получение зримого, а не рассудочного
ответа, вопросы, проясняющие различные
аспекты, смутно, на первых порах, предощущаемого
целого. В акте фантазирования, понимаемого
как прояснение предощущения целого, оказываются
органично совмещены, процессы анализа
и синтеза. Прояснение всех нюансов образа
- это и есть анализ. Одновременно - это
есть синтез.
Вахтангов говорит о «гармонии формы,
содержания и материала». Судя по всему,
имея в виду материал и драматургический
и актерский
Вахтангов полностью исключил «застольный
период» - период аналитического разбора,
так подробно пользуемый Станиславским
до прихода его поисков к методу действенного
анализа. Как пишет об этом Горчаков: «Для
него не существовало понятия разбора
пьесы вне действия. Действие возникало
как основа работы актера и режиссера
в первую же минуту его прихода на репетицию».
Не исключено, что появление «метода физического
действия» и «действенного анализа» случилось
у Станиславского благодаря поисками
Вахтангова.
В первоначальной версии «системы» актер
все время соотносится с материалом пьесы,
как предметом анализа. Ищет, от чего можно
оттолкнуться, вскрывает заключенные
в пьесе предлагаемые обстоятельства.
Ведет поиск заключенных в пьесе оснований
для оправдания текста. По Станиславскому
это необходимо для того, чтобы не «наиграть»
результат, не дать форму без оправдания
содержанием. Результат в виде формы должен
приходить сам собой из «подсознания».
У Вахтангова и Чехова актер смотрит
вперед, на туманный образ фантазии-смутное
предощущение результата и проясняет
его, как выразился Чехов, «задавая вопросы».
А вопросы идут от существа пьесы, от поиска
ее современного звучания, от необходимости
выяснения все тех же предлагаемых обстоятельств,
от стремления понять взаимоотношения
персонажей. При этом само собой оказываются
задействованными три вахтанговских компонента
сценического произведения: автор, время,
коллектив.
Критерий окончания этой работы - «единственность»
найденной формы, как для образа, так и
для спектакля в целом. При этом форма
гармонирует с содержанием и подается
современными театральными средствами.
Вахтангов призывал актеров дружески
раскрываться своему зрителю, вести его
к сотворчеству, а не видеть в нем объект
преодоления. На репетициях «Турандот»
он говорил студийцам, что творческого
самочувствие актера - «от того, что я люблю
зрителя, а не боюсь его, как вы!».
У Вахтангова и Чехова между сценой и
залом нет «четвертой стены». Ибо нет нужды
актеру защищать своего персонажа от «мешающих
условий публичного творчества». Актер
выходит на сцену за тем, чтобы посредством
играемого образа общаться со зрителем,
высказывая нечто важное для себя. Поэтому
одним из главных вахтанговских требований
было знать свои личные «ради чего». Актер
должен стремиться взять зрителя в сообщники,
заразить его своим личным отношением
к образу. Зал и сцена приходят к ощущаемому
обеими сторонами единству, проявляющему
себя в сотворчестве актера и зрителя.
Чеховско-Вахтанговский метод ведет
актера к позиции художника сцены, автора
своей роли. От тяжелого аналитического
труда-к легкости сценического существования.
У Станиславского актер по пути к образу
должен двигаться словно бы спиной вперед,
избегая думать о результате, а, только
набирая информацию об исходном пункте:
идти только «от себя», извлекать материал
для строительства роли из резервуара
собственной эмоциональной памяти, сращивать
этот личный материал в единство, логически
отвечающее требованиям пьесы. Нечто цельное,
дающее представление о жизни образа,
должно составиться, сформироваться из
отдельных элементов только в самом конце.
Если Станиславскому была важна, прежде
всего, «жизнь человеческого духа», воссозданная
на сцене во время спектакля, то Вахтангов
и Чехов, вдохновляясь, в частности, жизненным
примером самого Станиславского, понимали
искусство (в том числе театральное) как
путь постоянного совершенствования себя
и мира.
В развитие мысли Станиславского о доведении
до зрителя «жизни человеческого духа
роли» - и Чехов, и Вахтангов исходят из
того, что «жизнь человеческого духа»
должна быть проявлена не только в персонаже.
Едва ли не большая напряженность этой
жизни-в самом акте творчества. И зрителя
следует привести к сопереживанию сразу
на двух уровнях: как на уровне жизни образа,
так и на уровне осуществляемого актером
творческого акта. Собственно, Вахтангов
и Чехов, при всех вышеописанных расхождениях
со Станиславским, продолжали решать в
своих исканиях ту же поставленную им
проблему зрительской веры и сопереживания
актеру. Они развивали и совершенствовали
«систему» - у художника не должно быть
«учительской позиции», сценическое произведение
должно возникать в форме легкой и праздничной.
Театру непозволительно забывать о своей
игровой природе. Недаром, рассуждая о
явлениях сценического искусства, которые
можно отнести к «фантастическому реализму»,
Вахтангов упоминает великих актеров
(Дузе, Шаляпина, Сальвинии), которые «играя,
показывают, что они играют». «Вахтангов
хотел, чтобы образы актерской фантазии-образы
героев спектакля-преодолевали реализм
жизни, были убедительнее, чем сама жизнь»,
- пишет Н.А. Филатова.
Идеальный
образец преодоления реалий жизни фантазией-выпуск
феерической «Принцессы Турандот» умиравшим
Вахтанговым. Вот это и был «фантастический
реализм» - не на сцене, не в фантазии, а
в самой настоящей реальности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Вахтангов
мечтал о своем театре, маленьком и уютном,
где «Милые лица. Добрые глаза. Трепетные
чувства. Все друг другу друзья. Нежно,
осторожно подходим к душе каждого. Честные
и любящие. Чувствующие святость. Ничего
грубого. Ничего резкого».
Именно
такой самостоятельный театр Вахтангова
появился на свет в маленьком арбатском
особняке - тот самый, который сегодня
называют «увеличительным стеклом современности»,
«метафорическим театром».
«Нет праздника - нет спектакля», - говорил
Вахтангов. Девиз, вынесенный в заголовок
его знаменитой статьи «С художника спросится!»,
стал определяющим для всей творческой
жизни театра имени Вахтангова.
Ранняя
смерть прервала творческий путь Вахтангова,
но сделанные им театральные открытия
в области современной режиссуры, актерского
мастерства и педагогике дали целое эстетическое
направление, называемое «вахтанговским».
Когда мы
говорим о «вахтанговском» в искусстве,
мы соприкасаемся с тайной, которую Вахтангов
унес с собой, лишь чуть приоткрыв ее. Эту
тайну будут бесконечно разгадывать, и
поэтому Вахтангов всегда будет современен.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
К.С. Станиславский.
Собр. Соч. в 8-ми т. Тома 2-й и 3-й («Работа
актера над собой»-части 1 и 2). Ис-во, 1954,
1955.
Е.Б. Вахтангов
«Сборник материалов».
М.А. Чехов
«О технике актера».
П.А. Марков
«О театре» в 4-х томах, Т. 1. искусство 1970.
Б.Е. Захава
«Воспоминания, спектакли и роли». Статьи
М.: ВТО 1982.
Б.Е. Захава
ВАХТАНГОВ и его студия Издание третье
Москва, 2010