Владимир Святой: исторический портрет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 01:05, реферат

Описание работы

Наша история о временах , предшествовавших принятию христианства , темна и наполнена сказаниями , за которыми нельзя признать несомненной достоверности. Этому причиною то , что наши первые летописцы писали не ранее второй половины XI в. и о событиях , происходивших в их отечестве в IX и X веках , за исключением немногих письменных греческих известий , не имели других источников , кроме изустных народных преданий , которые , по своему свойству , подвергались вымыслам и изменениям. С достоверностью можно сказать , что , подобно всем северным европейским народам , и русский только с христианством получил действительные и прочные основы для дальнейшей выработки гражданской и государственной жизни , - основы без которых , собственно , для народа нет истории.

Содержание работы

1. Языческая Русь до крещения.
2. Как Владимир стал единовластным правителем Руси.
3. Первые годы правления Владимира.
4. Поход на Корсунь. Крещение Руси.
5. Владимир и Русь после крещения.
6. Владимир как военный , политический деятель.
7. Последние годы правления Владимира и смерть.
8. Значение личности Владимира и крещения Руси в истории государства Российского.

Файлы: 1 файл

Реферат Н.С.Ким otech istoriya.docx

— 47.24 Кб (Скачать файл)

ИНСТИТУТ БИЗНЕСА И  ПРАВА

(г.Москва)

Факультет рекламы, маркетинга и управления

Кафедра управление

 

 

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине _____ отечественная история _______________________

на тему _______Владимир Святой: исторический портрет__________ _________________________________________________________________

 

 

Выполнил: студент(-ка) __дистантного  __ отделения,

(очного, заочного, дистантного и т.д.)

____ Р-2(д) ____ курса, группы ______

__________Н.С.Ким ________________

(фамилия, инициалы)

Принял: ______________________________________________

________________________________________________

(степень, звание, фамилия и инициалы преподавателя)

 

 

Оценка:

________________

«____»_________   г.

 

 

Москва  –  2012 г.

 

Святой Владимир

 

План.

 

1. Языческая  Русь до крещения.

2. Как  Владимир стал единовластным  правителем Руси.

3. Первые  годы правления Владимира.

4. Поход  на Корсунь. Крещение Руси.

5. Владимир  и Русь после крещения.

6. Владимир  как военный , политический деятель.

7. Последние  годы правления Владимира и  смерть.

8. Значение  личности Владимира и крещения  Руси в истории государства  Российского.

 

 

Наша  история о временах , предшествовавших принятию христианства , темна и  наполнена сказаниями , за которыми нельзя признать несомненной достоверности. Этому причиною то , что наши первые летописцы писали не ранее второй половины XI в. и о событиях , происходивших в их отечестве в IX и X веках , за исключением немногих письменных греческих известий , не имели других источников , кроме изустных народных преданий , которые , по своему свойству , подвергались вымыслам и изменениям. С достоверностью можно сказать , что , подобно всем северным европейским народам , и русский только с христианством получил действительные и прочные основы для дальнейшей выработки гражданской и государственной жизни , - основы  без которых , собственно , для народа нет истории. С давних времен восточная половина нынешней Европейской России была населена народами племенами чудского и тюркского , а в западной половине кроме народов литовского и чудского племени , примыкавшим своими поселениями к балтийскому побережью , жили славяне под разными местными     названиями , держась берегов рек : Западной Двины ,  Волхова , Днепра , Припяти , Сожи , Горыни , Стыри , Случи , Буга ,   Днестра , Сулы , Десны , Оки с их притоками. Они жили небольшими общинами , которые имели своё средоточение в городах - укрепленных пунктах защиты , народных собраний и управления. Никаких   установлений , связующих между собой племена и признаки государственной жизни , не было. Славянорусские племена управлялись своими князьями , вели между собой мелкие войны и не в состоянии были охранять  себя , а потому часто были покоряемы. Религия их состояла в поклонении природе , в признании мыслящей человеческой силы за предметами и явлениями внешней природы , в поклонении солнцу , небу , воде , земле , ветру , деревьям , птицам , камням и т. п. и в разных баснях , верованиях , празднествах и обрядах , создаваемых и учреждаемых на основании этого поклонения природе. Их религиозные представления отчасти выражались в форме идолов , но у них не было ни храмов , ни жрецов ; а потому их религия не могла иметь признаков повсеместности и неизменяемости. Наиболее распространенная вера была - язычество. Корнями своими славянское язычество уходит в слепую древность. В его основании лежит некоторая духовная реальность. И хотя мы лишены возможности непосредственного видения духовных источников , но все же можем судить о них , памятуя слова господа : “По плодам их узнаете их”.Плоды язычества с его безнравственностью и жестокостью не оставляют сомнений в богоборческой сущности того начала , которое стремится к воплощению через многочисленные языческие культуры. И славянское язычество не было исключением.

Древние славяне рассматривали мир как  арену борьбы между добрым Белбогом и злым Чернобогом. И тот , и другой требовали соответствующих жертв. Мнимая самостоятельность злого  начала служила оправданием его  неизбежности , рождая культурные формы  славянского сатанизма , обретшие позднее  свое законченное воплощение в почитании  Перуна - верховного божества языческого пантеона дохристианской Руси.

  Летописи IV века , рассказывая о столкновении славян с Византией , самым мрачным образом изображают их жестокость. Пленных распинали , расстреливали из   луков , вбивали гвозди в черепа. Жгли монастыри и церкви , оставляя после себя горы трупов и груды дымящихся развалин.

Столь же беспощадны были и семейные обычаи. У них были неясные представления  о существовании человека после  смерти : загробный мир представлялся  их воображению продолжением настоящей  жизни. Поэтому вместе с умершим  воином на погребальном костре сжигались  и его жены (одна или несколько - славяне признавали множество).Они  чествовали умерших прародителей , считали их покровителями и приносили  им жертвы. Закон позволял умертвить  новорожденную дочь , если её рождение казалось излишним. В свою очередь , признавалось право детей на убийство родителей, обременяющих семейство  старостью или болезнью. Междородовые распри передавались из поколения в   поколение , подогреваемые обычаем  кровной мести , удовлетворявшейся  лишь смертью обидчика или его  потомков.

Справедливости  ради надо сказать , что современные  историки отмечали и привлекательные  черты славян , говоря , что они  не знали ни хитрости , ни обмана , хранили  древнее простодушие и простоту нравов. С пленными , оставшимися  в живых . наши предки обходились дружелюбно , назначая лишь определенный срок их рабства , по истечению которого пленник  мог , по  выбору , либо покинуть своих  бывших хозяев , либо остаться с ними на равных правах , как вольный человек.

Свято соблюдаемый обычай гостеприимства делал славянские земли безопасными  для путешественников , и хозяин головой отвечал обществу за безопасность гостя-чужеземца. Купцы тем охотнее  посещали славян , что между последними не было ни воров , ни разбойников , хотя выгодной торговли в славянских землях ждать не приходилось - суровые войны  не знали роскоши и не ценили золота. Соответственно такому духовному развитию было состояние их житейской умелости. Они умели строить себе деревянные жилища , укреплять их деревянными  стенами , рвами и земляными насыпями , делать ладьи и рыболовные снасти , возделывать землю , занимались скотоводством , умели прясть , ткать , шить приготовлять кушанья и напитки : пиво , мёд , брагу , ковать  металлы , обжигать глину  на домашнюю посуду ; знали употребление веса, меры , монеты ; имели свои музыкальные  инструменты ; на войну выходили с  метательными копьями , стрелами и отчасти  мечами. Все познания их переходили от поколения к поколению очень  медленно , но отношения с Византийской империею и отчасти с арабским Востоком мало-помалу оказывали на русских славян образовательное  влияние. Из Византии заходило к ним  христианство. В половине XI века киевские князья Аскольд и  Дир , собрав  дружину , на двухстах ладьях по Днепру вышли в Черное море , опустошили на своём пути побережье и осадили Константинополь. Нападение оказалось неожиданным и стремительным. Императора Михаила III в столице не было - он возглавлял армию в войне с мусульманами и , несмотря на все старания , даже вернувшись в город , не мог организовать надежную оборону. Царьград спасся чудом. После молебна патриарх Фотий погрузил в море одну из главных святынь города - ризу Божией Матери , хранившуюся во Влахернской церкви. Налетевший после этого шторм разметал корабли русов , уничтожив большую часть флота и сделав дальнейшую осаду невозможной. Пораженные князья прислали в Константинополь посольство с просьбой о крещении. Это было первое , “Аскольдово” крещение Руси.

Почти одновременно с походом киевских князей на Царьград , в южных русских  областях святой Кирилл , просветитель славян , крестил двести семейств , у  которых нашёл Евангелие и  Псалтырь своего же перевода. Для обращенных был послан митрополит Михаил , крестивший все племя во главе со старейшинами. И этому крещению предшествовало чудо - брошенное по требованию язычников  в костер Евангелие не сгорело. Но и это крещение Руси не оказало  влияния на её судьбу. Очаг православия  на юге земли Русской со временем то ли угас , то ли оказался столь слабым , что не смог просветить окрестную  языческую тьму.

Такой варварский склад общественной жизни  изменяется с принятием христианской религии , с которою из Византии - самой образованной в те времена  державы , перешли к нам как  понятия юридические и государственные , так и начало умственной и литературной деятельности. Принятие христианства было переворотом , обновившим Русь и  указавшим ей историческую дорогу.

Этот  переворот совершен Владимиром , сыном  воинственного Святослава , киевского  князя и рабыни Малуши , ключницы его бабки княгини Ольги.

Святослав (отец Владимира), уезжая в Болгарию , разделил всё государство своё на три части: старшему сыну Ярополку - отдал он Киев , второму - Олегу - Землю  Древлянскую , младшему - Владимиру - Новгород. От разделения Земли русской предки наши сделались очень несчастливы : вместо одного государя было у них  три в одно время. После смерти Святослава между детьми его началось междоусобие.

Первыми поссорились Ярополк с Олегом. Виноват в этом был старый воевода  Свенельд. В 975 году сын Свенельда , по имени   Лют , вышел из Киева  в лес на охоту ; увидев его ,   Олег , князь древлянский , спросил  у своих : “Кто это такой?” Ему  ответили : “Сын Свенельда” ; тогда  Олег напал и убил Свенельдича  за то , что тот охотился с ним  вместе в одном лесу. Отсюда пошла  ненависть между Ярополком и  Олегом ; Свенельд , желая отомстить  за сына , всё подговаривал Ярополка : “Пойди на брата и отними у него владения”. На третий год Ярополк  пошёл на Олега , в древлянскую  землю. Князь киевский победил древлянского. Когда Олег с воинами своими бежал  в город Овручь , то на мосту , перекинутом  через ров к городским воротам , столпилось множество беглецов , и  они столкнули нечаянно своего князя  в глубокий ров. За ним упало туда множество людей и лошадей. Олега  раздавили насмерть. Между тем  Ярополк вошёл в город Олегов , захватил там всю власть и послал искать своего брата во рву. С утра до полудни вытаскивали трупы  изо рва : наконец нашли Олега  на самом  дне , внесли во дворец и  положили на ковёр. Ярополк , который  хотя был легковерен , но совсем не имел злого сердца. Когда пришёл , долго  плакал над Олегом ,   забыв , что  он победитель. Олега погребли у  города Овруча. Владимир узнав , что  Ярополк захватил Древлянскую землю  и убил Олега , испугался и убежал со своим дядею Добрыней в Швецию. Ярополк скоро забыл о своём сбежавшем брате , а в Новгород послал посадников.

После этого варяги сказали Владимиру : “Город то наш ; ведь мы его взяли , и потому хотим брать окуп на гражданах , по две гривны с человека”. Владимир отвечал им : “Подождите немного , пока сберут деньги за месяц”. Варяги ждали , ждали - и ничего не получили ; тогда  они сказали Владимиру : “Обманул ты нас ; позволь нам по крайней  мере идти в Грецию”. Владимир отвечал : “Ступайте”. Потом выбрал из них  мужей добрых , смышлёных и храбрых  и роздал им города ; другие же пошли  в Царь-град , к грекам.Но Владимир ещё прежде них послал сказать  императору : “Идут к тебе варяги : не держи их в городе , а не то наделают они тебе бед , какие и  у нас здесь ; лучше разошли  их по разным местам , а сюда к нам  не пускай ни одного”.

С большой  достоверностью можно принять вообще известие о том , что Владимир , будучи еще язычником , был повелителем  большого пространства нынешней России и старался как о распространении  своих владений , так и об укреплении своей власти над ними. Таким образом , он повелевал Новгородской землёю - берегами рек : Волхова , Невы , Мсты , Луги , - землёю  Белозерскою , землёю Ростовскою , землёю Смоленскую в верховьях  Днепра и Волги , землёю Полоцкою на Двине , землёю Северскою на Десне  и Семи , землёю полян , или Киевскою , землёю Древлянскою и , вероятно , также  западною Волынью.  Радимичи , жившие на Сожи , и вятичи , жители берегов  реки Оки и её притоков , хотели отложиться от подданства и были укрощены. Владимир подчинил дани даже отдельных ятвягов , полудикий народ , живший в лесах  и болотах нынешней Гродненской  губернии. Не должно , однако , думать , чтобы это обладание имело  характер   государственный : оно  ограничивалось собиранием дани , где  можно было собирать её , и такое  собирание имело вид грабежа. Сам Владимир укрепился в Киеве  с помощью скандинавов , называемых у нас варягами и раздал им в  управление города , откуда со своими вооруженными дружинами они могли собирать дани с жителей.

После смерти Ярополка Владимир , 17-летний юноша  начал княжить один в Киеве  и поставил себе на холме разных богов за княжеским двором : Перуна деревянного с серебренной головой  и золотыми усами , Хорса , Стрибога , Даждь-бога (солнца) , Симаргла и Мокоша. Приносили им жертвы , называя богами  своими , приводили сыновей и дочерей  своих и приносили жертвы.“И осквернилась кровью земля Русская и холм тот” (под 980 год). В благодарность богам  за победу , одержанную над ятвягами (983 год) решено было принести человеческую жертву. Старцы и бояре сказали : “Бросим жребий на мальчиков и  девиц ; на кого падет того и зарежем  богам”. В это время жил в  Киеве один варяг ; двор его стоял  там , где теперь церковь св. Богородицы , построенная Владимиром ; варяг  этот пришёл из Греции , держал веру христианскую , и был у него сын прекрасный лицом и душою ; на него то и пал  жребий. Посланные от народа пришли к старому варягу и сказали : “На  твоего сына пал жребий ; боги выбрали  его себе , чтоб мы принесли его им в жертву”. Варяг отвечал : “То  не боги , а дерево ; ныне есть , а завтра сгниёт ; ни едят , не пьют , ни говорят ; сделанные руками из дерева ; бог  же один , которому служат греки и  кланяются ; он сотворил небо и   землю , звёзды и  луну , и солнце , и человека и дал ему жить на земле ; а эти  боги что сотворили? Они сами сделаны  руками человеческими ; не дам сына своего бесам”. Посланные             пересказали слова варяга гражданам ; тогда народ , взяв оружие , пошёл  на варяга и разломал забор около  его дома. Варяг стоял на сенях  с сыном ; ему кричали : “Отдай сына ; нам нужно принести его в жертву богам”. Он отвечал : “Если то в самом  деле боги , то пусть пошлют одного бога взять моего сына ; а вы из чего так хлопочете?” В народе раздался яростный крик ; толпа бросилась , подрубили сени под обоими варягами ; и таким образом убили их , и никто не знает , где их похоронили.

Руководимый язычником Добрыней , которому , после  великих успехов последних лет , не мог не доверять , юный Владимир , естественно , поддался обаянию   власти , могущества , богатства и  роскоши Киевского двора. Действительно , за два года стать в 17-литнем возрасте из мальчика-эмигранта повелителем  огромной страны , от Балтийского моря до  Черного , победителем могучих  князей Рогволода и Ярополка , обладателем  многочисленных  теремов и богатств , народным героем , победившим иноземное  влияние , - это ли не обстановка , в  которой юноша может увлечься своим счастьем и дать волю страстям ? К двум своим жёнам , Олове и   Рогнеде , он присоединяет красавицу  вдову Ярополка. От этих жён у  него вскоре родится по сыну : от Оловы - Вышеслав , от Рогнеды - Изяслав , от несчастной вдовы брата - Святополк , уже в  самом рождении которого лежит как  бы печать его будущих злодеяний. Чешская княжна Мальфреда и ещё  одна чешка становятся его 4-ой и 5-ой жёнами. Огромные гаремы появляются в  местах его княжеских резиденций : по 200-300 женщин живет у него в  теремах в   Белгороде , Вышгороде  и Берестове. На ряду с теремною жизнью , князь любит пиры и веселья  с дружиной. Широко льётся вино и  громко славят князя густеры ...

Не  мало знает история примеров когда  молодые государи , подпадая таким  же искушениям , погибали духовно и  физически среди роскоши и  разврата. Но молодой князь не даёт себе изнежиться в Киевской роскоши. Почти непрерывно , один за другим следуют  его победоносные походы. 

Оба царя услыхав это сильно огорчились и отвечали : “ Не прилично христианам выдавать сестер своих за   неверных , если крестишься , то и сестру нашу получишь , а вместе с нею и  царство небесное . а с нами будешь  единоверник ; если же не хочешь креститься , то не можем выдать за тебя сестры”. Владимир отвечал послам императорским : “Скажите царям , что я готов  креститься , потому что и прежде испытал ваш   закон , и мне  нравится ваша вера и богослужение”.Цари , услыша это , обрадовались и послали  ко Владимиру сестру свою , именем Анну , которую насилу уговорили идти ; она села на корабль , простилась с  родными и с плачем поплыла  через море. Когда царевна Анна прибыла в Корсунь. Владимир крестился , а после крещения обвенчался на Анне , и пошел с нею в Киев. Пришедши туда , он объявил чтобы  все и бедные и богатые крестились. Услыхав это люди шли с радостью ,   говоря : “Если б эта вера была не  хороша , то князь и бояре  не приняли бы её”. На другой день Владимир вышел с духовенством на Днепр , куда собралось множество людей : все  вошли в воду и стояли в ней - одни по шею , другие по грудь , малолетние у  берега , возрастные же дальше , и  держали на руках младенцев , а  священники читали молитвы.

Информация о работе Владимир Святой: исторический портрет