Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 01:05, реферат
Наша история о временах , предшествовавших принятию христианства , темна и наполнена сказаниями , за которыми нельзя признать несомненной достоверности. Этому причиною то , что наши первые летописцы писали не ранее второй половины XI в. и о событиях , происходивших в их отечестве в IX и X веках , за исключением немногих письменных греческих известий , не имели других источников , кроме изустных народных преданий , которые , по своему свойству , подвергались вымыслам и изменениям. С достоверностью можно сказать , что , подобно всем северным европейским народам , и русский только с христианством получил действительные и прочные основы для дальнейшей выработки гражданской и государственной жизни , - основы без которых , собственно , для народа нет истории.
1. Языческая Русь до крещения.
2. Как Владимир стал единовластным правителем Руси.
3. Первые годы правления Владимира.
4. Поход на Корсунь. Крещение Руси.
5. Владимир и Русь после крещения.
6. Владимир как военный , политический деятель.
7. Последние годы правления Владимира и смерть.
8. Значение личности Владимира и крещения Руси в истории государства Российского.
Владимир после крещения является чрезвычайно благодушным. Проникнутый духом христианской любви , он не хотел даже казнить злодеев и хотя сначала согласился было на увещание корсунских духовных , находившихся около него в Киеве , но потом , с совета бояр и городских старцев , установил наказывать преступников только денежною пенею - вирою , по старым обычаям , рассуждая при этом ,что такого рода наказание будет способствовать умножению средств для содержания войска.
Сохраняя
племенную славянскую весёлость , Владимир
примирял её с требованиями христианского
благочестия. Он любил пиры и празднества
, но пировал не с одними своими боярами
, а хотел делиться своими утехами
со всем народом - и с старыми и
малыми ;он отправлял пиршества
Владимир
деятельно занимался
Крещение
Руси не следует представлять себе
как простую перемену верований.
Христианство , став господствующей религией
на Руси , выразилось не только в проповеди
и богослужении , но и в целом
ряде новых установлений и учреждений.
Из Греции пришла на Русь иерархия : в
Киеве стал жить русский митрополит
, поставляемый Константинопольским
патриархом ; в других городах были
поставлены подчиненные митрополиту
епископы. В Киеве и во всех епархиях
строились церкви и устраивались
монастыри ; причты церквей и
братия монастырей подчинялись своему
епископу , а через него митрополиту.
Таким образом власть митрополита
простиралась на всю Русь и объединяла
всё духовенство страны. Вместе с
христианством на Русь пришла письменность.
Как ни слабо она была на первых
порах , она все же оказывала огучее
влияние на познавших её людей. Богослужебные
и священные книги принесены
были на Русь на доступном для всех
языке - славянвком . том самом . на котором
изложили их славянские первоучители
св. Кирилл и Мефодий и их болгарские
ученики. Язык этих книг был вполне
понятен русским , и “книжное учение”
было поэтому не затруднено. Митрополит
и вообще духовенство управляли
и судили подчиненных им людей
так , как это делалось в греческой
церкви , на основании особого сборника
законов Номоканона , получившего
на Руси в болгарском переводе название
Кормчей книги. В этом сборнике заключались
церковные правела Апостольские
и Вселенских соборов , также
гражданские законы православных византийских
императоров. Церкви принадлежали земли
, на которых духовенство и
Таким
образом на Руси вместе с новым
вероучением появились новые
власти , новое просвещение , новые
законы и суды , новые землевладельцы
и новые землевладельческие обычаи.
Так как Русь приняла веру из Византии
то всё новое
,что пришло вместе с верою , имело
византийский характер и служило
проводником византийского
Одной из наиболее ярко выраженных черт общественного быта Руси , как уже говорилось ранее , в дохристианское время был обычай “кровной мести” и вообще “мести” , он был так хорошо распространен , что признавался законом как нормальное правило.
Родовой быт первоначально вел людей к обособлению. Роды жили замкнуто . чуждались один другого и враждовали один с другим. А между тем каждому роду было необходимо со стороны добывать невест для браков своих родичей. Отсюда возник обычай добывать их насилием и хитростью , посредством “умычки” или увоза. Впоследвтвии этот обычай смягчился : если невесту “умыкали” , то по предварительному с ней уговору. В то же время возникли и другие формы заключения брака : жених мирно приходил за невестой и выкупал её у рода , уплачивая за неё “вено”. Кое-где , там , где нравы были мягче , брак заключался ближе к нашим обычаям : невеста приезжала в дом жениха и за ней привозили её приданное. Но так бывало , по словам летописца , только у полян. В прочих же местах семейный быт отличался грубостью , тем более , что везде существовал обычай многожёнства. Предание говорит , что сам князь Владимир до крещения своего держался этого обычая. Положение женщины в семье . особенно при многоженстве , было очень тяжело . о чём свидетельствуют народные песни. В них горько оплакивается судьба девушки , отдаваемой или продаваемой в чужой род.
В языческое
время на Руси было лишь одно сословное
различие : люди делились на свободных
и несвободных , или рабов. Свободные
назывались мужами , рабы носили название
челядь (в единственном числе холоп
или раба). Положение рабов , очень
многочисленных , было тяжко : они рассматривались
как рабочий скот в хозяйстве
своего господина. Они не могли иметь
собственного имущества , не могли быть
свидетелями в суде , не отвечали
за свои преступления. За них ответствовал
господин , который имел право жизни
и смерти над своим холопом
и наказывал его сам , как хотел.
Свободные люди находили себе защиту
в своих родах и сообществах
; холоп мог найти себе защиту
только у господина ; когда же господин
отпускал его на волю или прогонял
, раб становился изгоем и лишался
всякого покровительства и
Христианская
церковь не могла примириться
с такими порядками. Вместе с Христовым
учением о любви и милости
церковь принесла на Русь византийскую
культуру. Уча язычников вере , она
стремилась улучшить их житейские порядки.
Под влиянием христианства отдельные
лица из языческой среды изменяли
к лучшему свои взгляды и нравы
, шли вслед Христу и являли примеры
нравственной христианской жизни и
даже подвижничества. О самом князе
Владимире предание говорит , что
он смягчился под влиянием
новой веры , стал милостив и ласков.
Среди дружины и земских людей
появилось много благочестивых
христиан , почитавших церковь , любивших
книги и иногда уходивших от мирских
соблазнов в монастыри и в
пустынное житьё. Через свою иерархию
и примеры ревнителей новой веры
церковь действовала на нравы
и учреждения Руси. Проповедью и
церковною практикой она
Церковь старалась поднять
Найдя на Руси ряд союзов , родовых и племенных , дружинных и городских , церковь образовала собою особый союз - церковное общество. В состав его вошло духовенство , затем люди , которых церковь опекала и питала , и , наконец , люди , которые служили церкви и от неё зависели. Церковь опекала и питала тех , кто не мог сам себя кормить : нищих , больных , убогих. Церковь давала приют и покровительство всем изгоям , потерявшим защиту мирских обществ и союзов. Церковь получала в своё владение сёла , населённые рабами. И изгои , и рабы становились под защиту церкви и делались её работниками. Всех своих людей одинаково церковь судила и рядила по своему закону (по Кормчей книге) и по церковным обычаям ; все эти люди выходили из подчинения князю и становились подданными церкви. И как бы ни был слаб или ничтожен церковный человек , церковь смотрела на него по-христиански - как на свободного человека. Для церковного сознания все были братья во Христе , и не было перед Господом ни раба , ни господина. В церкви не существовало рабства : рабы , подаренные церкви , обращались в людей , лично свободных ; они были только прикреплены к церковной земле , жили на ней и работали на пользу церкви. Таким образом , церковь давала светскому обществу пример нового , более совершенного и гуманного устройства , в котором могли найти себе защиту и помощь все немощные и беззащитные.
Церковь затем влияла на
В особенности
восставало духовенство против грубых
форм рабства на Руси. В поучениях
и проповедях , в беседах и разговорах
представители духовенства
Так
широко было влияние церкви на гражданский
быт языческого общества. Оно охватывало
все стороны общественного
Наконец , христианская вера на Руси совершила переворот в области искусства. Языческая Русь не имела храмов и довольствовалась изваяниями идолов. Христианство привело к созданию громадных каменных храмов в главнейших городах. Киевский храм Успения Богоматери(Десятинная церковь) был древнейшим каменным храмом в Киеве. За тем были построены киевская церковь св. Софии , новгородская церковь св. Софии и другие храмы и церкви. Они строились по византийским образцам и украшались богатейшими мозаиками и фресками. Архитектурное дело и живопись под влиянием церковного строительства достигли в Киеве значительного развития. А с ними вместе развились и другие искусства и художественные ремёсла , в особенности же ювелирное дело и производство эмали. Первыми мастерами во всех отраслях художественного производства были , конечно , греки. Позднее под их руководством появились и русские мастера. Развивалось таким образом национальное искусство. Но оно в Киевской Руси отличалось резко выраженным византийским характером , и поэтому известно в науке под именем русско-византийского.
В 866 году в своей окружной грамоте , разосланной восточным епископам , патриарх Фотий писал : “Россы , славные жестокостью , победители народов соседних , в гордости рискнувшие воевать с Римской империей , уже оставили суеверие , исповедуют Христа и суть друзья наши , быв ещё недавно злейшими врагами. Они уже приняли от нас епископа и священника , имея живое усердие к христианскому богослужению”. В это время Россия числится 60-м архиепископством среди епархий константинопольского патриарха. Казалось бы , крещение Руси состоялось. Но , увы - оно не оставило заметного следа в русской истории. Следствием его стало лишь появление христиан в княжеской дружине , никак не повлиявшее на распространение христианства в народе.
Третий раз Русь была крещена в 957 году в лице святой равноапостольной княгине Ольги , приехавшей для этого в Константинополь. Крестил её сам патриарх , благословивший Ольгу по совершении таинства дарственным крестом с надписью : “Земля русская воздвигнута для жизни в Боге крещением блаженной Ольги”. И опять , несмотря на то , что в отсутствии сына - воинственного Святослава - Ольга была правительницей страны , христианство на Руси , даже пользуясь её покровительством , не прививалось. Были и церкви и христианские общины , но лишь в больших торговых городах , где всегда собирались люди самого разного вероисповедания. Народ же продолжал коснеть в язычестве. Всё это , однако , были только приготовительные явления. При князьях так называемого Рюрикова дома господствовало полное варварство. Они облагали русские народы данью , подчиняли их себе , объединяли ; но их власть имела не государственные а разбойничьи черты. Они окружали себя дружиною , составляли из охотников разных племен рать и делали набеги на соседей - на области Византийской империи , на восточные страны , прикаспийские и закавказские. Цель их была - приобретение добычи.
Но Владимир не даром жил у варягов. Через два года в 980 году он собрал там сильное войско и пришёл в свой Новгород , выгнал оттуда посадников Ярополка и послал их сказать брату : “Владимир идёт на тебя , пристроивайся к битве”. Отпустив посадников , Владимир сел в Новгороде и послал в Полоцк , к тамошнему князю Рогволоду свататься к его дочери Рогнеде. Рогнеда сказала : “Не хочу разуть сына рабы” , попрекнув его низостью происхождения по матери. Послы Владимира , возвратясь , пересказали ему речи Рогнеды ; тогда Владимир , собрав большое войско варягов и славян , чудь и кривичей , пошёл на Рогволода. В то самое время как уже хотели вести Рогнеду к Ярополку , пришёл Владимир на Полоцк , убил Рогволода , двоих сыновей его , и женился насильно на Рогнеде. Когда Владимир пришёл к Киеву со множеством войска , то Ярополк не мог противиться ему и затворился в городе с людьми своими и воеводою Блудом. К этому Блуду Владимир прислал с такими речами : “Возьми мою сторону ; если мне не удастся убить брата , то ты будешь мне вместо отца и получишь от меня большую честь , ведь не я начал убивать братьев , а он : я же пришёл на него из страха , чтоб он и меня не убил”. Блуд отвечал послам Владимира , что будет помогать их князю. Блуд замыслил победить Ярополка коварством и начал отговаривать выходить из города на битву , говоря : “Беги скорей из Киева ; киевляне пересылаются с Владимиром , зовут его на приступ к городу , обещали предать тебя ему”. Ярополк послушался , выбежал из Киева и затворился в Родне , а Владимир вошел в Киев и осадил Ярополка в Родне , где скоро сделался страшный голод. Тогда Блуд стал уговаривать Ярополк помириться с братом и отправиться к нему в киевский дворец. Ярополк послушался и в этом. Но как только он вошёл в сени , два варяга бросились на Ярополка и умертвили его.