Внешняя политика Индиры Ганди в начале 80-х гг. XX в.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 03:24, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования автора является возможность проведения анализа событий, связанных с общественно-политической жизнью страны и ее внешнеполитическим курсом в период нахождения на посту премьер-министра И. Ганди.
В своей работе автор ставит перед собой задачи:
1. Проследить жизненный путь И. Ганди, чтобы выяснить, какое влияние было оказано на проводимую ею в будущем политику в период начала её политической деятельности;
2. Провести анализ внешнеполитического курса в начале 80-х годов ХХ века в отношениях с соседскими странами, со странами Европы и сверхдержавами;
3. Сделать вывод, какой вклад был сделан Индирой Ганди в развитии страны и повышении её мирового статуса.

Содержание работы

Введение.
Начало политической деятельности Индиры Ганди.
Детство и юность Индиры Ганди.
Начало общественной деятельности Индиры Ганди.
Деятельность в качестве премьер-министра Индии.
Политика Индии в вопросах ядерного разоружения и Движения неприсоединения.
Внешнеполитические отношения с Пакистаном.
Внешняя политика Индии в отношениях с США.
Развитие двусторонних отношений со странами Европы.
Заключение.
Библиографический список.

Файлы: 1 файл

2.doc

— 154.50 Кб (Скачать файл)

    В 1964 году Индиру постигает еще одна тяжелая утрата — умер ее отец Джавахарлал Неру. Для Ганди начинается сложная борьба за власть. Новый премьер-министр Лал Бахадур Шастри предложил Индире Ганди войти в кабинет, и она заняла пост министра информации и радиовещания. Назначение И. Ганди, можно полагать, было не результатом её личного политического влияния, а данью уважения Дж. Неру и даже стремлением оказать известную помощь его дочери, которой первый премьер-министр Индии не оставил значительных материальных средств. Конечно, учитывался и благоприятный политический эффект такой акции: присутствие в правительстве Индиры Ганди рассматривалось народом как сохранение верности заветам крупнейшего национального лидера.

   В 1966 г. после  смерти Л. Б. Шастри пост  премьер-министра вновь оказался  вакантным, и на сей раз правящая  партия доверила его Индире Ганди. Это не означало, что уже в то время Индира Ганди стала самой влиятельной фигурой в ИНК. Скорее,  к её назначению привело соперничество авторитетных и многоопытных политических деятелей, которые не могли прийти к соглашению друг с другом. На пост премьер-министра претендовал Морарджи Десаи.

   В 1963 г. в  руководстве ИНК сложилась группа, получившая название «синдикат». Она приобрела особую известность  спустя несколько лет после  смерти Неру, когда возглавила  первую оппозицию политике его дочери Индиры Ганди, ставшей третьим премьер-министром Индии. Группа состояла из видных деятелей Конгресса и главных министров штатов          (К. Камарадж Надар, Санджива Редди, С. Ниджалингаппа, С. Патил, Атилья Гхош). Члены «синдиката» опирались на поддержку организаций ИНК в своих штатах. Но никто из них не мог претендовать на пост премьер-министра.

   Когда не стало Неру, М.  Десаи полагал, что пост главы  правительства достанется ему.  Однако «синдикат» его не поддержал.  На основе «консенсуса» ведущих конгрессистов был избран Л. Б. Шастри. После его смерти ситуация повторилась. Противники Десаи противопоставили ему Индиру Ганди. На этот раз были проведены выборы, на которых Индира Ганди одержала внушительную победу. Она набрала 355 голосов против 169, отданных её сопернику.

   М. Десаи утверждал, что  «синдикат» выдвинул кандидатуру  И. Ганди для того, чтобы не  допустить его к власти. В этом  есть доля истины. Но,   разумеется, у руководства ИНК и у членов  его парламентской фракции были  иные соображения. По-прежнему учитывалось и использовалось то, что       И. Ганди была как бы символом преемственности курса Неру. Кое-кому в тогдашних высших сферах ИНК хотелось видеть в новом премьер-министре номинальную фигуру, представителя власти, который бы не мешал конгрессивному руководству определять политический курс. Но И. Ганди судила иначе. Показные почести её не интересовали. Давая согласие на пост премьер-министра, она хотела стать не почётной фигурой, а подлинным главой правительства, лидером страны. Она шла на это с определённой целью и с определёнными идеями. «Я должна сказать, - вспоминала Индира Ганди, - что меня беспокоила мысль о том, что г. Морарджи Десаи станет премьер-министром, потому что его политика была диаметрально противоположна тому, за что мы выступали, и я боялась, что Индия сразу же изменит направление своей политики »8

   Говорят, что Индира Ганди получила сначала пост, а потом уже власть. Добиться этого ей было нелегко. В борьбе за обеспечение традиционного для Индии ведущего положения министра в государственной и политической жизни впервые раскрылись незаурядные убеждённость, мужество и сила воли И. Ганди.

   «Моим преимуществом  было образование, которое дал  мне отец, а также опыт встреч с рядом великих людей, не только политиков, но и писателей, художников и т. д., - говорила И. Ганди. - Но в сфере политики приходится прилагать вдвое больше усилий, чтобы доказать, что ты не только дочь, но ещё и личность сама по себе… Конечно, женщине приходится работать вдвое больше, чем мужчине»9.

   В 1969, после того как правительство национализировало 14 крупнейших банков Индии, консервативные лидеры Конгресса попытались исключить Ганди из партии. Партия раскололась на правящий Конгресс (П) и оппозиционный Конгресс (О). Утратив большинство в парламенте, Ганди назначила выборы на год раньше срока, и в марте 1971 сторонники Ганди одержали победу, получив более двух третей голосов.

   Обещание Индиры Ганди покончить с бедностью не было выполнено. Популярность ИНК и премьер-министра начала падать. 12 июня 1975, в связи с делом, рассматривавшимся в Высшем суде в Аллахабаде, Индира Ганди была признана виновной в малозначимых «коррупционных деяниях» во время выборной кампании 1971. Оппозиция использовала судебное решение, чтобы поднять массы на борьбу за отставку премьер-министра на тот срок, пока будет разбираться ее апелляция. 26 июня 1975 года президент по рекомендации Индиры Ганди объявил о введении в стране чрезвычайного положения. Была установлена жесткая цензура, и свыше 100 тыс. человек были арестованы. Серия законодательных актов и конституционных поправок, одобренных парламентом, привела к расширению властных полномочий федерального правительства. Правительство объявило о принятии экономической программы из 20 пунктов, повторив обещание провести аграрную реформу. С ухудшением экономической ситуации и ростом внутренней напряженности снизилась и популярность Ганди.       Перед выборами 1977 в Лок Сабху несколько оппозиционных организаций объединились, образовав партию Джаната (Народная партия), и выдвинули общий список кандидатов в депутаты. На выборах ИНК потерпел беспрецедентное поражение. Новое правительство, которое возглавил Морарджи Десаи, отменило большинство репрессивных актов, введенных на время чрезвычайного положения, и полностью восстановило демократические свободы. Широкое недовольство населения чрезвычайным положением и настойчивым стремлением правительства провести в жизнь программу планирования семьи (в том числе принудительную стерилизацию) привело к поражению Ганди на выборах 1977. В январе 1978 Ганди инициировала еще один раскол в Конгрессе. Конгресс-И (за «Индиру») добился успеха на проходивших в штатах выборах в местные законодательные органы, а в ноябре Ганди была избрана в парламент. В январе 1980, после того как правительство партии Джаната потерпело крах, Ганди вновь заняла пост премьер-министра.

   Таким образом, можно сделать вывод, что начало общественно-политической деятельности Индиры Ганди было непосредственно связано с деятельностью её отца на посту премьер-министра. Участвуя во многих политических акциях отца, она смогла сделать необходимые выводы, чтобы впоследствии продолжить политику отца.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Деятельность  в качестве премьер-министра Индии.

2.1. Политика Индии в вопросах ядерного разоружения и                  Движения неприсоединения.

   В 1982 г. внешняя политика Индии сохранила активность и динамизм, вновь обретённые ею после возвращения  к власти партии ИНК во главе с Индирой Ганди. Дальнейшее развитие получили основные тенденции, появившиеся в предшествующие два года: повышение интереса к участию в качестве ведущего неприсоединившегося государства в решении ключевых международных проблем;  энергичные шаги к нормализации и укреплению отношений с соседями в целях стабилизации обстановки на субконтиненте, противодействие попыткам сломать сложившееся здесь соотношение сил; поиски путей к ослаблению империалистического давления, нейтрализация негативных для страны последствий военно-политических и экономических акций империализма, изменению экономических связей с Западом в интересах роста индийского товарно-экономического потенциала, получения дополнительных средств из развитых стран и по линии международных организаций для финансирования экономики; курс на упрочнение дружбы и всестороннего сотрудничества с Советским Союзом; расширение контактов по странам Азии, Африки и Латинской Америки, активизация усилий по выработке общей согласованной позиции движения неприсоединения (ДН) в международных вопросах при повышенном внимании  к проблемам создания нового мирового экономического порядка.

   Центральными  внешнеполитическими событиями  года стали для Индии проведения  в Дели совещания большой группы  неприсоединившихся стран по  вопросам диалога «Юг - Юг»,  наконец,  решение ДН проведения  в Дели в марте 1983 г. очередной VII конференции глав государств и правительств неприсоединившихся стран.

   В преддверии  этого форума в Индии и за  её пределами множилось число  попыток концептуально обосновать  многообразную внешнеполитическую  деятельность правительства И. Ганди, предсказать эволюцию проводимого страной на международной арене курса. При этом нередко авторы такого рода анализа и прогнозов ставили перед собой задачу не просто интерпретировать индийскую политику, но и каким-то образом повлиять на неё. Так, в прессе США довольно часто встречались утверждения, что Индия допускает некий «крен» в сторону СССР и этот крен срочно нуждается в «выправлении». Тем самым делалась попытка подорвать самостоятельный и независимый характер индийской политики, определяющейся национальными интересами.

   Именно они  заставляли руководителей страны  неоднократно на протяжении года  выступать с заявлениями, в  которых выражалась озабоченность  непрекращающимся ростом напряженности  в мире.  Факторы этой напряженности  Индия видит в развязывании нового витка гонки вооружений, подкреплении военным и экономическим нажимом, силой претензий на «сферы влияния», создании военных баз на иностранных территориях, выдвижении опасных доктрин, провозглашающих допустимость ядерной войны, попытках сохранить в мире остатки колониализма, расизма, воспрепятствовать перестройке международных экономических отношений на основе справедливости и равноправия.

   В речах И.  Ганди, других индийских официальных  представителей, совместных документах, принимавшихся Индией с рядом государств, подчеркивалось, что «существование ядерного оружия и гонка вооружений представляют серьезную угрозу самому существованию человечества»10. Руководство страны отдает себе отчет в особой опасности начинающегося нового этапа гонки, связанного с разработкой и размещением нового поколения ядерного, химического и различных видов неядерного оружия повышенной убойной силы, точности и быстроты доставки.

   Отвергая как  несамостоятельную и ужасную  логику тех, кто приписывает  ядерному оружию некий «сдерживающий эффект» и доходит до заявлений, будто лишь благодаря наличию этого оружия удалось до сих пор избежать начала новой мировой войны, в особенности же сохранить мир в Европе, Индия указывает, что покоящаяся на данных посылках политика и сопряженные с ней доктрины «контрсилового удара», «ограниченной ядерной войны» и т.п. препятствуют достижению разоружения, являются «доктринами терроризма, используемыми целыми государствами»11.

   Индия признавала  огромную роль движения в защиту  мира, которое приобретало всё больший размах на планете. Обретенный в международных делах авторитет последовательного сторонника полного и всеобщего разоружения под эффективным международным контролем и дипломатический опыт выдвигают её в качестве своеобразного выразителя миролюбивых устремлений большой группы неприсоединившихся государств. Позиция индии на таком международном форуме, как вторая специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН по разоружению, бесспорно ставшая одним из центральных международных событий рассматриваемого периода, убедительно иллюстрирует сказанное. По-прежнему считая самой важной задачей предотвращение ядерной войны, Дели на этой сессии призвал к «принятию на себя всеми странами, обладающими ядерным оружием, международного обязательства (юридически оформленного договором) не применять его и не использовать угрозу его применения против любого государства в любых обстоятельствах»12 и представил на рассмотрение проект соответствующей конвенции.

   Такой подход  в немалой степени созвучен  исторической инициативе СССР, в одностороннем порядке взявшим на себя обязательство первым не применять ядерное оружие. Это нашло подтверждение в совместной советско-индийской декларации, принятой во время пребывания И. Ганди в СССР в сентябре 1982 г. В ней индийская сторона приветствовала акцию СССР, и оба государства заявили, что достижению этой цели способствовало бы принятие аналогичных обязательств другими ядерными державами.

   На специальной сессии  Индия предложила прекратить  дальнейшее производство ядерного оружия с одновременным прекращением производства расщепляющих ядерных материалов, а также немедленно запретить все испытания ядерного оружия до заключения договора о полном и всеобщем запрещении таких испытаний.

   В послании И. Ганди  сессии подчеркивалась необходимость возобновить переговоры о заключении договора, касающегося полного и всеобщего разоружения на основе принципов, согласованных СССР и США в начале  60-х годов. Выступления в поддержку возобновления диалога, начавшегося в период разрядки и прерванного сторонниками новой «холодной войны», были одной из важнейших тем индийской дипломатии в 1982 г. Так, Индия приветствовала возобновление переговоров по ОСВ между СССР и США, подчеркивая при этом важность соблюдения обеими сторонами обязательств, принятых в международных соглашениях.

   Отсюда следует, что правительство  Ганди не только продолжала  политику Дж. Неру, но и успешно  развивало её. Расширение круга  неприсоединившихся стран  способствовало  усилению авторитета ДН, в частности Индии, как лидера этого движения. Политика в области разоружения проводилась не только с целью повышения мировой безопасности в условиях «холодной войны», но и для повышения статуса Индии на международной арене, как одного из миротворцев.

  

 

2.2. Внешнеполитические  отношения с Пакистаном.

   Американское вооружение в 1982 г. продолжало поступать в Пакистан. Именно в этот период сюда прибыли первые американские истребители-бомбардировщики «F-12», поступило с Запада новейшее электронное оборудование для борьбы с радарными система противника, были заключены Исламабадом сделки о поставках современной военной техники, которые, по мнению индийских обозревателей, позволяют Пакистану существенно повысить свой военный потенциал. Как отмечалось в заявлении индийского министра обороны Индии  Р. Венкатарамана в парламенте 26 марта 1982 г., это «государство несет все большую угрозу безопасности страны, потому что оно приобрело новейшие вооружения и сосредоточило военную технику на границе с Индией»13. Последнее обстоятельство, отметил индийский министр, указывает на несостоятельность убеждений Исламабада, будто наращивание военной мощи Пакистана необходимо для отражения пресловутой угрозы со стороны Афганистана. В таких условиях Индия была вынуждена принимать меры к укреплению своей обороноспособности. Наряду с этими мерами Индия предпринимала дипломатические шаги, призванные предотвратить усиление конфронтации в отношениях со своим вооружившимся соседом. Призыв к установлению отношений сотрудничества содержался уже в послании И. Ганди президенту Пакистана Зия-уль-Хаку в начале 1981 г. Под знаком этого должен был проходить визит министра иностранных дел П. В. Нарасихма Рао в Исламабад в июне того же года, однако в центре переговоров, по сути, оказался вопрос о закупках Пакистаном в США наступательной боевой техники. В этой обстановке достаточно неожиданным было предложение пакистанского правительства подписать с Индией пакт о ненападении. Оно было выдвинуто первоначально в заявлении 15 сентября 1981 г. по поводу сделки о закупке вооружений в США и через два месяца подтверждено нотой индийскому правительству, где говорилось о проведении консультаций по данному вопросу.

Информация о работе Внешняя политика Индиры Ганди в начале 80-х гг. XX в.