В.В.Данилевский

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 18:12, реферат

Описание работы

Данилевский Виктор Васильевич - советский историк техники, писатель, книговед, педагог, профессор истории техники, академик, действительный член АН УССР, дважды лауреат Сталинской премии. После окончания в 1923году Харьковского технологического института работал на заводах в Харькове.
С 1928года - профессор, заведующий кафедрой истории техники Харьковского политехнического института, с 1936года - преподаватель, профессор кафедры электротехники Ленинградского политехнического института.

Содержание работы

Введение. 1
Жизнь и труды В.В. Данилевского 2
В.В. Данилевский автор книг 13
Заключение 14
Список использованной литературы 17

Файлы: 1 файл

0Данилевский В.В.реферат.docx

— 55.25 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Данилевский Виктор Васильевич (4 сентября 1898 (с. Яреськи, Полтавская губерния; теперь - в Шишацком районе, Полтавская область, Украина) - 9 августа 1960, Ленинград). Советский историк техники, писатель, книговед, педагог, профессор истории техники, академик, действительный член АН УССР, дважды лауреат Сталинской премии. После окончания в 1923году Харьковского технологического института работал на заводах в Харькове.

С 1928года - профессор, заведующий кафедрой истории техники Харьковского политехнического института, с 1936года - преподаватель, профессор кафедры электротехники Ленинградского политехнического института.

Начало творческого пути Данилевского восходит ко времени его учебы в Харьковском технологическом институте. По окончании втуза в 1923 г. он несколько лет работал на производстве. В 1926 г. интерес к истории техники привел Данилевского в Харьковский исторический музей, а уже в 1928 г. он сыграл важную роль в организации в Харьковском университете, Харьковском сельскохозяйственном институте и Украинском полиграфическом институте кафедр истории техники. К этому времени Данилевский заявил о себе как весьма перспективный историк техники. При этом расцвету его таланта способствовал широкий интерес к вопросам истории естествознания и техники в 20-30-е годы. Так, в 1932 году постановлением Общего собрания Академии наук на базе Комиссии по истории знаний в Ленинграде был создан Институт истории науки и техники АН СССВ. Сформировавшийся в 30-е годы исследовательский метод Данилевского отличался повышенным интересом к экспедиционному изучению технических объектов в условиях «естественной среды обитания». Разработка и использование на практике метода так называемой полевой истории техники - одна из главных заслуг Данилевского как методолога. Начиная с 1929 года и в течение более чем двух десятилетий, Данилевский обследовал все основные регионы, связанные с развитием машинно-фабричного производства России. В своих научных экспедициях Данилевский главное внимание уделял изучению техники горно-металлургического производства, рудников и шахт, гидросиловых установок и систем плотин. Данилевский автор трудов по истории техники, деятельности отечественных ученых и изобретателей.

 

 

 

 

 

Жизнь и труды В.В. Данилевского

 

Учитель и ученый - такова нерасчленимая сущность В. В. Данилевского, сложившаяся окончательно уже к концу 1920-х годов. Лишь несколько лет понадобилось ему, чтобы заявить о себе как об одном из наиболее перспективных историков техники. Несомненно, столь быстрому выдвижению способствовали талант, работоспособность, организаторские наклонности, любовь к избранному делу. Но не только это. Карьере Данилевского благоприятствовал и тот социально-исторический контекст, в рамках которого протекало его профессиональное становление. Общественный и личный вектора как бы совпали и по времени и по направлению.

В 1925 году В. В. Данилевский опубликовал сначала «Краткую историю техники» (на украинском языке), а затем в 1928-1931 годы первые в стране учебники по истории техники, в которых он стремился отразить общее развитие техники.

Конец 1920-х годов - время перехода от одной эпохи в истории техники к другой. Заканчивался период свободных, неидеологизированных дискуссий, проводившихся П. К. Энгельмейером, К. Матчоссом, П. К. Худяковым и другими учеными в рамках Российского технического общества, Русско-германского общества "Культура и техника", Кружка по общим вопросам техники. Наступало время индустриализации ее инженерно-кадрового обеспечения. Большая роль в этом вопросе отводилась истории техники. Новый курс был закреплен постановлением ноябрьского пленума ЦК ВКП (б) 1929 году, где говорилось о разработке марксистской истории техники. В резолюции партийного форума указывалось, что "…необходимо обеспечить в программах ВТУЗов конкретную экономику и марксистскую историю техники". Установка пленума ЦК ВКП (б) дала мощный импульс развитию историко-технической мысли, формированию сети научных, учебных и просветительских заведений.

В 1930 году в Комакадемии при Институте техники и технической политики открывается сектор истории и методологии техники. Год спустя в Ленинграде в Доме инженерно-технических работников организуется секция марксистской истории техники. Исторической вехой дисциплинарного развития становится 1932 год, когда постановлением общего собрания Академии наук на базе Комиссии по истории знаний (КИС) в Ленинграде был создан Институт истории науки и техники (ИИНТ) АН СССР.

Большое внимание вначале 1930-х годов уделялось преподаванию истории техники в высшей школе. Начиная с 1930\31 учебного года, курс истории техники читался в Московском горном институте, Московском институте стали, Московском энергетическом институте, Ленинградском политехническом институте, Ленинградском горном институте, а также в ряде втузов Киева и Харькова. Развернулась активная работа по подготовке учебных программ по общей и отраслевой истории техники. Их публикация и обсуждение велись, главным образом, на страницах печатного органа Комиссии марксистской истории техники при КВТО ЦИК СССР "История техники". (Всего было издано шесть выпусков под редакцией академика Г. М. Кржижановского.) Остро встал вопрос о методике и задачах преподавания, а также подготовке пособий по историко-техническим дисциплинам. Вскоре по этим вопросам стали появляться первые публикации.

В 1932 году В. В. Данилевский по инициативе и при содействии вице-президента АН СССР академика Н. Я. Марра переехал в Ленинград, являвшийся крупнейшим научным центром в области истории техники. Перед ученым открывались новые творческие возможности. Вначале он сотрудничал с Государственной Академией истории материальной культуры, позже главным местом его работы становится Ленинградский политехнический институт (ЛПИ). Там его творческий путь пересекся с крупнейшими специалистами в области технических наук и истории техники, членами-корреспондентами АН СССР А. А. Радцигом и М. А. Шателеном.

В 1936 году в ЛПИ была учреждена кафедра истории техники, которую возглавил Х. И. Гарбер. Вскоре он был репрессирован, и заведующим кафедрой стал В. В. Данилевский, руководивший ею вплоть до своей кончины в 1960 году. Через год после смерти ученого без каких-либо оснований кафедра была ликвидирована. Ошибочное решение руководства ЛПИ и МВО СССР нанесло заметный ущерб развитию истории техники.

В 1934 году В. В. Данилевский издает "Очерки истории техники XVIII–XIX вв." - оригинальное исследование, являвшееся одновременно и хорошим учебным пособием. Это была первая попытка изложить развитие важнейших отраслей техники в период промышленной революции и становления капиталистического машинного производства. Основное внимание в книге автор уделил рассмотрению развития техники в странах Западной Европы. Хотя книга и содержала отдельные неточности и ошибки, но она оказала положительное влияние на подготовку трудов по истории техники.

 Работа  вызвала большой положительный  резонанс, поскольку, как отмечал  С. В. Шухардин "…это в советской литературе, по сути дела, было первой попыткой дать комплексное изложение развития важнейших отраслей техники в период промышленной революции и становления капитализма с использованием большого фактического материала".

Сформировавшийся в 1930-е годы исследовательский метод В. В. Данилевского характеризуется всесторонностью, глубиной и профессионализмом. Это объясняется, во-первых, базовым инженерным образованием, во-вторых, воспринятыми от А. А. Радцига, М. А. Шателена и других представителей классической научной школы тщательностью и скрупулезностью в проведении изысканий и, в-третьих, любовью и вкусом к архивам, документам, первоисточникам. Эти качества дополнялись интересом к экспедиционному изучению технических объектов в условиях "естественной среды обитания". Именно этим проблемам посвящена опубликованная в 1932 году статья "О методе изучения истории техники". Разработка и использование на практике метода полевой истории техники - одна из главных заслуг Данилевского как методолога.

Начиная с 1929 года и в течение более, чем двух десятилетий В. В. Данилевский обследовал все основные регионы, связанные с развитием машинно-фабричного производства страны. Карта научно-экспедиционных маршрутов ученого огромна: Псковщина и сибирские реки Иртыш и Катунь, с расположенными на них фортификационными сооружениями. Административно-производственные здания и цеховые корпуса оружейных заводов Златоуста и Тулы. Старинные уральские заводы, возведенные вдоль рек Чусовой, Белой, Исети, Туры. Главные центры горно-заводского производства Сибири и Урала XVIII в. - Барнаул, Нижний Тагил, Екатеринбург, Белорецк, Касли, Верхняя и Нижняя Салда, Пермь, Невьянск, Кыштым. Мемориальные места, связанные с жизнью и творчеством М. В. Ломоносова, Д. И. Менделеева, Н. Г. Славянова, П. П. Аносова, Д. К. Чернова, А. К. Нартова, И. П. Кулибина, И. И. Ползунова, Е. А. и М. Е. Черепановых.

В своих научных экспедициях Данилевский главное внимание уделял изучению техники горно-металлургического производства, рудников и шахт, гидросиловых установок и систем плотинных сооружений. В 1940 году была издана его монография о развитии гидроэнергетики России в XVII - XVIII вв.

В работе исследованы роль гидротехнических сооружений в развитии фабрично-заводского производства, техника строительства водоподъемных плотин и деривационных каналов, история конкретных промышленных объектов - Змеиногорского рудника, Алейского, Локтевского и Гавриловского заводов, Екатеринбургской, Колыванской, Водкинской и Златоустовской плотин.

В 1940 г. Данилевский опубликовал монографию о развитии гидроэнергетики России в 17-18 вв. В том же, 1940-м году, выходит из печати самое крупное исследование В. В. Данилевского «И. И. Ползунов. Труды и жизнь». В статье содержится подробный анализ историко-научных исследований Данилевского. При этом особое внимание уделено социальному контексту этих исследований: идеологическим сражениям, борьбе с космополитизмом и т.п. В частности, рассмотрена роль Данилевского в возникновении мифов о велосипеде Артамонова и полете на воздушном шаре в 1731 г. некоего Крякутного. Идею написания подобной книги в рамках кампании по увековечению памяти выдающегося русского теплотехника выдвинул президент АН СССР В. Л. Комаров. Научно-организационное содействие работе над рукописью оказывал Председатель Постоянной Комиссии по истории техники и естествознанию АН СССР академик С. Г. Струмилин. Ответственным редактором выступил крупнейший специалист в области теплотехники и ее истории член-корреспондент АН СССР А. А. Радциг.

В основу работы было положено как изучение архивных источников, так и полевые обследования памятных мест и объектов, связанных с деятельностью изобретателя: остатки плотин и водоемов в Барнауле, Колывано-Воскресенские заводы, Змеиногорский рудник. Работа состоит из двух частей. Первая - монографическое исследование, содержащее описание жизни Ползунова и технический анализ его инженерного наследия. Вторая - меньшая по объему - заключает подлинные материалы, касающиеся творчества изобретателя. Центральное место среди них принадлежит двум основным сочинениям Ползунова: "Докладной записке" и "Описанию огнедействующей машины". В обстоятельствах публикации этих работ русского теплотехника и сокрыт главный научный итог исследования Данилевского. Дело в том, что указанные сочинения были ранее опубликованы дважды. Сравнительный анализ текстов высветил большое количество неточностей и разночтений, а главное, встал вопрос об адекватности публикаций утраченным рукописным подлинникам, вывезенным из Барнаула в Санкт-Петербург в 1883 году и бесследно исчезнувшим. В целях установления истины В. В. Данилевский в течение девяти лет вел скрупулезный поиск в крупнейших архивных хранилищах и библиотеках страны - ЦГАНХе, Архиве АН СССР, Новосибирском областном архивном управлении, Алтайском краевом архивном управлении, Свердловском областном архиве, Центральном архивном управлении УССР, Государственном архиве феодально-крепостной эпохи (ГАФКЭ) и других. В результате было выявлено около 200 неизвестных ранее документов. Но главное заключалось в обнаружении рукописных текстов двух названных выше работ Ползунова. Найденные тексты ученый и опубликовал в своем труде. Известный исследователь наследия Ползунова Д. Д. Калафаки отмечал, что "…самым тщательным и наиболее достоверным является текст, опубликованный В. В. Данилевским в 1940 г.".

Книга В. В. Данилевского вызвала большой общественный резонанс. По ней проводились научные конференции, пресса изобиловала рецензиями и отзывами. В 1942 году за исследования о И. И. Ползунове и о развитии гидротехники в России ученый был удостоен Сталинской премии второй степени.

В 1942 году была создана группа по разработке проблем истории техники Урала во главе с академиком И. П. Бардиным. Вошедший в ее состав В. В. Данилевский сосредоточился на двух направлениях: работе в архивах и проведении экспедиционно-полевых исследований. В поисках технических памятников и производственных объектов прошлого ученый исколесил множество старинных городов и сел Урала, воскресив из небытия большое количество неизвестных событий, дат, имен, мест. Факты локального масштаба, "второй величины" в своей совокупности давали целостную картину промышленного развития региона, одаренности и предрасположенности простого люда к техническому творчеству и ремеслам. Обследуя книгохранилища и рукописные фонды, изучая подшивки газет, беседуя со старожилами и знатоками местной старины, воссоздавая производственно-топографическую картину прошлого, В. В. Данилевский сформировал и развил на практике историко-техническое краеведение, соединившее в себе элементы культуры, археологии, социологии, географии, технических наук, промышленных ремесел и фабрично-заводской индустрии.

В 1944 году В. В. Данилевский возвратился в Ленинград, где возобновила работу руководимая им кафедра истории техники ЛПИ. Успешная деятельность коллектива - оригинальные формы преподавания дисциплины, вплоть до учебно-полевых экспедиций по городу и его окрестностям, результативные защиты диссертационных работ, проведение научных исследований, организация при институте общегородского семинара по истории техники и другое - способствовала росту авторитета Данилевского. В 1947 году развернулась кампания по восстановлению системы преподавания историко-технических дисциплин в учебных заведениях страны. Одним из главных ее идеологов и руководителей стал В. В. Данилевский. 9 января 1948 года Коллегия Министерства высшего образования СССР заслушала его постановочный доклад о возобновлении преподавания дисциплины. По итогам доклада и его обсуждения министр высшего образования СССР С. В. Кафтанов издал приказ о введении преподавания истории науки и техники в вузах страны. В институтах началось чтение курса. В ряде учебных заведений Москвы и Ленинграда возобновили работу или были учреждены кафедры по истории техники. Историки техники ЛПИ оказывали большую научно-методическую помощь коллегам из других институтов. Особо тесная взаимосвязь установилась с кафедрой истории техники МЭИ.

Информация о работе В.В.Данилевский