Жамцарано Цыбен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 02:25, реферат

Описание работы

Жамцарано Цыбен - бурятский научный деятель

Файлы: 1 файл

Цыбен Жамцарано.doc

— 100.50 Кб (Скачать файл)

    Цыбен Жамцарано (1881—1942) — бурятский советский учёный, общественно-политический деятель, один из создателей национальной государственности бурят. Член-корреспондент Академии наук СССР, доктор филологических наук.

    Родился в 1881 г. в семье зайсана (старосты) Хойто-Агинского родового управления. Начальное образование он получил в Читинском трехклассном училище. Затем обучался в Санкт-Петербурге, в гимназии, основанной Пет  ром Бадмаевым. Однако из-за конфликта, вызванного попыткой принудить его к принятию православия, был вынужден оставить гимназию.

    В 1898 году Цыбен поступил в Иркутскую  учительскую семинарию, которую  окончил в 1901 г. После года работы учителем в Aгe он поступает в Петербургский университет.

    Цыбен Жамцарано занимался в университете по многим научным дисциплинам. Но была у него наиболее близкая область знаний - это фольклористика, научные приемы и методы записи произведений устного народного творчества. Еще в Иркутске он предпринимает первые попытки сбора фольклорного материала бурят. В Петербургском университете он встретил высококлассных наставников в лице таких ученых, как С.Ф. Ольденбург, Д.А. Клеменц, А.Д. Руднев, В. Л. Котвич и другие. Уже первая экспедиция Жамцарано 1903 г. в Иркутскую губернию и ее результаты были положительно оценены учителями из университета и учеными Академии наук России. В этой экспедиции были записаны такие замечательные былины как «Аламжи Мэргэн», «Айдурай Мэргэн» и другие эпические произведения. И сразу же его поставили в ряд признанных собирателей эпоса.

    С 1903 по 1907 г. он ежегодно выезжает в научные экспедиции, снова в Иркутскую губернию, затем в Халха-Монголию, где занимался записями фольклора халхасцев. В 1907-1908 г. Ц. Жамцарано работает лектором монгольского языка на факультете восточных языков Петербургского университета. В 1909-1910 г. отправляется во Внутреннюю Монголию. В 1911 году совершает поездку к ононским тунгусам, а в 1912 г. участвует с В.Л. Котвичем в его орхонской экспедиции.

    В этих интересных экспедициях им были собраны богатейшие фольклорные, этнографические, лингвистические, археологические и другие материалы и коллекции, которые поступили затем в архивы и музеи Петербурга.

    Начиная с 1905 г. статьи, научные сообщения  и доклады Цыбена Жамцарано, отчеты о командировках - экспедициях, а  также тексты собранных фольклорных материалов широко публикуются в разных изданиях, в частности в книге «Образцы монгольской народной литературы», Б.Я. Владимирцов писал, что в этой книге содержится материал, «собранный и записанный в точной научной транскрипции Ц.Ж. Жамцарано, известным исследователем монгольских племен».

    С конца 1911 г. начинается монгольский  период жизни и деятельности Цыбена Жамцарано. Он был назначен советником Российского консульства в Урге, одновременно исполнял обязанности  советника по вопросам образования в монгольском правительстве Богдо-гэгэна. Уже в марте 1912 г. Ц. Жамцарано обратился с письмом к министрам монгольского правительства, в котором изложил свои соображения по развитию культуры и просвещения. Он предлагал открыть в столице Урге и аймаках начальные школы, чуть позже -средние школы. А из иностранных языков пропагандировал изучение русского и китайского языков.

    Ц. Жамцарано выступает инициатором  издания на монгольском языке  научно-популярного журнала «Шинэ  толи хэмээх бичиг», сокращенное название «Шинэ толи» (Новое зерцало) и газеты «Нийслэл хурээний сонин бичиг» (Столичные новости). Если журнал занимался популяризацией научных знаний по естествознанию, географии, общественно-политическим, экономическим и литературно-художественным вопросам, то газета освещала вопросы текущей политической жизни Монголии, горячо пропагандировали идею монгольской независимости, задачи культурного и экономического возрождения монгольского народа. Цыбен Жамцарано успешно выступал в качестве автора научно-популярных книг. Им написаны и изданы в Монголии книги о строении Вселенной, происхождении жизни на Земле и т.д.

    Общественно - политическая, просветительская и  научная деятельность Цыбена Жамцарано  продолжалась в Монголии до 1917 г. Он возвращается летом этого года в Бурят-Монголию. Монгольскими учеными высоко оценивается общественно-просветительская и научная деятельность бурятского деятеля на заре новой и свободной Монголии. Находясь в Монголии, Ц. Жамцарано опубликовал такие научно-популярные и научные работы, как «Происхождение и быт дархатов, хубсугульских урянхайцев, торгутов, хошутов, чахаров, даригангинцев, алтайских урянхайцев, казахов и эвенков», «Жизнь и быт русских подданных бурят», «Золотые поучения, приписываемые Чингис-хану» и другие. Ц. Жамцарано были осуществлены переводы на монгольский язык произведений европейских авторов, например, Жюль Верна «Пятнадцатилетний капитан», Л.Н. Толстого « Жизнь Будды», произведения Джека Лондона, Джовани Боккаччо и других всемирно известных авторов.

    Цыбен Жамцарано являлся крупнейшим деятелем национального движения бурят-монголов. Вся его жизнь по существу была посвящена делу национального возрождения своего народа, его просвещения и духовного развития. Он активно участвовал в бурятском национальном движении, входил в многочисленные составы различных бурятских национальных комитетов и союзов, возглавлял некоторые выборные органы из них. Во многих его статьях подробно изложены концептуальные и программные установки по различным вопросам национального движения бурятского народа.

    Ц. Жамцарано подчеркивал позитивную роль буддизма в национальной консолидации бурят-монголов. Он считал необходимым  условием быстрейшее приобщение западных бурят к общебурятской и общемонгольской  культуре для распространения среди  них буддизма и реформированного монгольского алфавита.

    С лета 1917 г. Ц.Жамцарано активно включился  в общеполитическую работу в Бурятии. Он был избран председателем Бурятского Центрального национального комитета (Бурнацкома). С установлением Советской  власти в Забайкалье участвует в деятельности первых советских органов. 1919-1920 гг. Ц. Жамцарано исполнял обязанности профессора только что открытого Иркутского университета.

    С 1920 г. Цыбен Жамцарано через Дальневосточный  секретариат Коминтерна включился  в народно-революционное движение Монголии. Участвовал в совещаниях с монгольскими революционерами в городах Иркутске, Верхнеудинске. Был делегатом учредительного съезда монгольской народной партии в г. Кяхте в 1921 г. Автором программы этой революционной партии, принятой на съезде, был Ц. Жамцарано.

    После победы народно-демократической революции  в Монголии Ц. Жамцарано входил в  руководящий состав монгольского правительства  и народной партии. Работал заместителем министра внутренних дел, членом Экономсовета, Совета Госбанка, ученым секретарем Комитета наук Монголии, возглавлял Центральную контрольную комиссию МНРП.

    Ц. Жамцарано разработал и предложил  свой вариант национального развития МНР. Он ратовал за «настоящую независимость  Монголии», превращения Халха-Монголии в притягательный центр всех монголов (южных монголов, бурят-монголов, монголов Синь-цзяна и Тувы). Подчеркивал, что перевод всего старого уклада к социальному прогрессу имеет в Монголии особую специфику. Она отлична от канона марксистско-ленинского учения. Он писал, что путь к социальному прогрессу «лежит через госкапитализм и кооперацию». При этом сохраняются индивидуальные аратские хозяйства. Во имя единства нации не нужно обострять классовую борьбу, не совершать «неосторожные шаги, неудачные эксперименты». Отсюда выбирается ставка на глубоко продуманные реформы и развитие традиционной культуры без «навязывания или административных воздействий». Основное кредо Ц. Жамцарано - идти к социализации монгольского общества эволюционным путем, продвигаться к социализму «медленно да верно».

    Ц. Жамцарано выдвигал идею объединения  всех монгольских народов, не только в экономическом и культурном аспектах, но и в политической сфере. Эта идея отражала насущные интересы этих народов, в силу исторических обстоятельств  разбросанных по разные стороны государственных границ. Выдвигая идею объединения, Ц. Жамцарано и его единомышленники исходили из тогдашней реальной обстановки, когда продолжали ослабляться связи между некогда едиными монгольскими народами

    Ц. Жамцарано писал, что объединение Халха-Монголии с Внутренней Монголией, Бурятией, Калмыкией, с монголами Синьцзяна и Тувы позволит восстановить исторический регион проживания монголов и превратит страну в действительно самостоятельное и суверенное государство, независимое от влияния Японии, Китая и России. Причем Монголия, считал ученый просветитель, должна придерживаться нейтралитета, как Швейцария. Так называемое «панмонгольское движение» отражало думы и чаяния монгольских народов, стремившихся путем единения возродить свои многовековые исторические и культурные традиции, сохранить этническое единство.

    С1932 по 1937 г. Цыбен Жамцарано работал  в Институте востоковедения АН СССР в Ленинграде. В эти годы он проявил  себя как крупный ученый - исследователь. Он на основе оригинальных источников написал много интересных исследовательских трудов. Признавая заслуги ученого, Президиум Академии наук СССР присвоил Ц. Жамцарано ученую степень доктора филологических наук.

    Цыбен Жамцарано не только был первым бурятским  доктором наук и профессором, но и членом-корреспондентом Академии наук СССР.

    Цыбен Жамцарано стал жертвой времен культа личности, был оклеветан и арестован  в 1937 г. Цыбен Жамцарано умер 14 мая 1942 г. в Соль-Елецкой тюрьме. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВИКИПЕДИЯ 

    Цыбе́н  Жамцара́нович Жамцарано́ (1881—1942) — бурятский советский учёный, общественно-политический деятель, один из создателей национальной государственности бурят. Член-корреспондент Академии наук СССР, доктор филологических наук. 

    Биография

    Родился в 1881 году местности Судунтуй на территории нынешнего Агинского округа в семье зайсана (старосты) Хойто-Агинского родового управления.

    Начальное образование он получил, окончив  Читинское городское трехклассное училище. Затем обучался в Санкт-Петербурге в гимназии, основанной Петром Бадмаевым. Однако из-за конфликта, вызванного попыткой принудить его к принятию православия, был вынужден оставить гимназию.

    1898—1901 — студент Иркутской учительской  семинарии. Здесь, в Иркутске, Жамцарано предпринимает первые  попытки сбора фольклорного материала бурят. Впоследствии он писал: «Моя детская любовь ко всему народному, к старине, эпосу и шаманству продолжала меня увлекать сильнее и сильнее. Наконец я не выдержал, и с первого же класса Иркутской учительской семинарии, то есть с 1898 года, начал свои пробные поездки по алларским и кудинским бурятам, начал записывать и собирать все, что относилось к эпосу и шаманству».

    1901—1902 — учитель Агинского приходского  училища.

    С 1903 — вольнослушатель Санкт-Петербургского университета.

    Объездил районы этнической Бурятии в целях собирания фольклора.

    С 1905 начинает общественно-политическую деятельность.

    1907—1908 — лектор монгольского языка  в Санкт-Петербургском университете.

    До 1917 много путешествует по Монголии, работает при дворе правителя  Богдо-гэгэна.

    1917—1918 — член Бурнацкома, председатель  Бурнацкома, комиссар по нацделам  Забайкальской области, преподаватель  Иркутского университета.

    В 1921 — замминистра внутренних дел  Монголии, до 1932 работает на различных  госдолжностях МНР.

    В 1932 выслан из МНР в период «обострения классовой борьбы».

    С 1932 по 1937 работает в Институте востоковедения АН СССР в г. Ленинграде. На основе оригинальных источников написал ряд исследовательских  трудов. Президиум Академии наук СССР присвоил Ц. Жамцарано ученую степень доктора филологических наук. Вскоре он был избран член-корреспондентом АН СССР.

    В 1937 арестован. Умер в 1942 в Соль-Илецкой  тюрьме города Орла.

    В 1956 реабилитирован. 

    Документы и цитаты о Жамцарано 

    Спецсообщение Н. И. Ежова И. В. Сталину об аресте профессора-монголоведа Ц. Ж. Жамсарано 28.03.1937

    Шифровка  № 56472. Совершенно секретно

    СЕКРЕТАРЮ ЦК ВКП(б) тов. СТАЛИНУ

    Управление  НКВД по Ленинградской области запросило  санкцию на арест профессора монголоведа  ЖАМСАРАНО Цывен Жамсарановича, работающего в настоящее время в Институте востоковедения Академии наук в Ленинграде, и его ближайшего ученика, аспиранта Академии наук МЕРГЕНА Гомбожан — сына крупного монгольского князя.

    На  ЖАМСАРАНО имеются следующие  материалы: проживая с 1932 года в Ленинграде, ЖАМСАРАНО систематически группирует вокруг себя учащихся монгол, обрабатывает их в японофильском и антисоветском духе.

    По  материалам следствия арестованной в Ленинграде группы бурят-монгольских  студентов — ЖАМСАРАНО изобличается как руководитель бурят-монгольского контрреволюционного центра, существующего в Ленинграде, ставящего целью — свержение Советской власти в Бурят-Монголии, ликвидация советского влияния в Монгольской Народной Республике под японофильским лозунгом объединения всех монгольских народностей в одно самостоятельное государство.

Информация о работе Жамцарано Цыбен