Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 02:25, реферат
Жамцарано Цыбен - бурятский научный деятель
ЖАМСАРАНО
проводит вербовки среди учащихся монгол
в Ленинграде и направляет своих
агентов в Бурятию и Монголию
с заданиями организации
Активным помощником в проводимой ЖАМСАРАНОМ работе является аспирант Академии наук — МЕРГЕН Гомбожан.
Материалами следствия по делу ликвидированного в Иркутске контрреволюционного повстанческого панмонгольского центра подтверждается роль ЖАМСАРАНО как идеолога и непосредственного руководителя этой организации в Бурят-Монголии.
Прошу
разрешить арест граждан
Народный комиссар внутренних дел СССР
Генеральный комиссар гос. безопасности ЕЖОВ
АП РФ. Ф. 3. Оп. 58. Д. 204. Л. 91—92. Подлинник. Машинопись.
На первом листе имеется резолюция: «За арест. Ст.»
—
ЛУБЯНКА: Сталин и Главное управление
госбезопасности НКВД. Архив Сталина.
Документы высших органов партийной
и государственной власти. 1937-1938.
—М.: МФД, 2004
Автор трудов
Айдурай Мэргэн/ Подготовил текст, перевод, — Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1979. — 128 с.
Аламжи Мэргэн молодой и его сестрица Агуй Гохон: Бурятский героический эпос / Сказитель Е. Шаблыков. — Новосибирск. 1991. — 310 с — Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока.
Буряты и освободительное движение // Сибирские вопросы. — 1907. — № 7. — С.3-10.
Материалы к изучению устной литературы монгольских племен (Образцы народной литературы бурят — Эхирид и Булгад) // Восточное отделение Император. Рус. Археолог, о-ва. — СПб., 1907. — Т.17. — С. 109—128.
Монгольские летописи XVII века. — M.;Л, 1936. — 121 с.
Народническое движение бурят и его критик // Сибирские вопросы. — СПБ, 1907. — № 21. — С. 19-21; № 22. — С.20; № 24.
О бурятской интеллигенции // Байкал. — 1990. — № 1. — С. 80-82.
О правосознании бурят // Сибирские вопросы. — 1905. — № 2. — С. 167—184.
О
том как развивалось
Образцы народной словесности монгольских племен. Тексты. T.I. Произведения народной словесности. Вып.1. Эпические произведения Эхрит-булгатов. Аламжи-Мэргэн (Былина). — СПб., 1913. — 158 с.
Образцы народной словесности монгольских племен. Тексты. Т.I. Произведения народной словесности. Вып. II. Эпические произведения Эхрит-булгатов. Айдурай Мэргэн и Иренсей (Былины). — Пг., 1914. — С. 159—502.
Образцы народной словесности монгольских племен. Тексты. Т.I. Произведения народной словесности. Вып. II. Эпические произведения Эхрит-булгатов. Ха-Ошир Хубун, в двух редакциях (Былина). — Пг., 1918. — С. III—XXXIV; 503—648.
Образцы народной словесности монгольских длемен. Тексты. Т.II. Произведения народной сло¬весности бурят. Вып.1. Эпические произведения эхрит-булгатов. Гэсэр-Богдо: Эпопея. — Л., 1930. — 166 с.
Образцы народной словесности монгольских племен. Тексты. Т.II. Произведения народной словесности. Вып.2. Эпические произведения эхрит-булгатов. Ошир-богдо хубун и Хурин-Алтай хубун. — Л., 1931. — 164 с.
Пайзы у монголов в настоящее время // Зап. Вост. отд-ние Императорского Русского Археологологического общества. Т.22. — СПб., 1914. — С. 155—159.
Улигер «Хэедээр Мэргэн» / Перевод М. Н. Намжиловой // Улигеры хори-бурят. — Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1988. — С. 22-80.
Улигеры ононских хамниган. Новосибирск, 1982. — 274 с.
Этнографические заметки о чахарах //Бурятский комплекс. НИИ СО АН СССР. — Вып.3. — Улан-Удэ, 1960. — Вып.3. — С. 226—295.
[править]
Литература
Бутуханов Д. Б. Жамцарано Цыбен (1881—1942) // Бутуханов Д. Б. 50 просветителей Бурятии. — Улан-Удэ, 1998. — С. 11
Ванникова Ц. П. Материалы полевых дневников Ц. Жамцарано как источники по изучению буддизма у агинских бурят // Мир буддийской культуры: Материалы междунар. симп. 10-14 сент. 2001 г. Агинское; Улан-Удэ; Чита, 2001. — С. 127—141.
Конаков А. Коллекция бурятского ученого [Ц. Ж. Жамцарано в Государственном музее этнографии г. Ленинграда] // Правда Бурятии. — 1967. — 24 нояб.
Кульганек И. В. Жамцарановский песенник из рукописного фонда Санкт-Петербургского филиала Института востоковедения РАН // Междунар. конгресс монголоведов: (Улан-Батор август 1992 г.) — М., 1992. — Вып.2. — С. 68-75.
Найдаков В. Ц. Изучение и издание фольк¬лорного наследия Ц. Жамцарано // Монголика: Междунар. ежегодник монголовед, исслед. — Улан-Батор, 1991—1992. — Вып.2 (23), 3 (24). — С. 269—275.
Решетов A. M. Наука и политика в судьбе Ц. Ж. Жамцарано // ORIENT: Альм. — Вып. 2-3: Исследователи Центральной Азии в судьбах России. — СПБ., 1998. — С. 5-55.
Решетов A. M. О переписке Ц. Ж. Жамцарано с С. Ф. Ольденбургом и Б. Я. Владимирцовым // ORIENT: Альм. — Вып. 2-3: Исследователи Центральной Азии в судьбах России. — СПБ., 1998. — С. 56-92. — Библиогр. осн. тр. Ц. Ж. Жамцарано. — С. 90-92.
Тумунов Ж. Т. Распространение светского образования в Аге в 1842—1917 годы: Б. Ц. Жамцарано — основоположник бурятской общественно-политической мысли. — Чита, 2001. — С. 61-73. — Библиогр.: с.91-94 (104 назв.)
Улымжиев Д. Б., Цэцэгма Ж. Цыбен Жамцарано: научная просветительская и общественно-политическая деятельность в Монголии (1911—1934 гг.). — Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1999. — 168 с.
Цыбен Жамцарано: жизнь и деятельность: Докл. и тез. науч. конф., посвящ. 110-летию выдающегося ученого, общественного и научного деятеля бурят-монгольского и халха-монгольского народов Цыбена Жамцарановича Жамцарано / АН СССР. Сиб. отд-ние. Бурят, науч. центр. Бурят, ин-т обществ. наук. — Улан-Удэ, 1991. — 192 с.
Цибиков Б. Детская любовь ко всему народному: [О первом бурятском докторе филолог, наук, член-корреспонденте АН СССР Ц. Жамцарано] // Бурятия. — 1993. — 2 марта.
Цибиков Б. Д. Цыбен Жамцарано: (К 80-летию со дня рождения) // Цибиков Б. Д. Буряские ученые национал-демократы. — Улан-Удэ, 2003. — С. 172—198.
Цибиков Б. Д. Цыбен Жамцараною- Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1997. — 40 с.
Цэцэгмаа
Ж. Ц. Жамцарано — основатель образовательных
учреждений в Монголии // Мир Центральной
Азии. Материалы междунар. науч. конф.
— Улан-Удэ, 2002, Т.II. история. Социология.
— С. 159—163.
Среди «отцов-основателей» бурятской государственности, оформившейся 30 мая 1923 года в Бурят-Монгольскую АССР, Жамцарано занимает особое место.
- Никто
не сделал столько для своего
народа, как Цыбен Жамцарано для
монгольского мира, – отмечал
его друг Николай Поппе, член-корреспондент
Академии наук СССР.
Информационный портал Buryat-Mongolia.Info
начинает совместный проект с
изданием «Информ Полис», посвященный
выдающимся деятелям, создававших
Бурят-Монгольскую Республику. Проект
приурочен к 85-летнему юбилею
республики, отмечаемому 30 мая этого года.
Первый
профессор-бурят, один из руководителей
Бурнацкома, автор политической платформы
Монгольской народно-
Во многом благодаря ему уже в конце апреля 1917 года был принят проект бурятской автономии, который был окончательно сформирован в середине октября 17-го, еще до большевистской революции.
Жамцарано собрал и опубликовал огромное количество произведений устного народного творчества, включая несколько вариантов эпоса «Гэсэр».
Он переводил на монгольский Жюля Верна, искал снежного человека, изучал кочевое право, издавал газеты…
Жамцарано хотел объять необъятное, и это ему почти удалось.
Родился он в апреле 1881 года в урочище Судунтуй на территории нынешнего Агинского округа в семье зайсана Жамцарана Гендунова из рода Шарайд.
- Любовь ко всему родному, бурятскому, любовь к родной старине, к былинам и шаманским гимнам, к народной поэзии и религии – я получил с малых лет, – писал позже Жамцарано, – все это до крайности увлекало нас детей, унося наши воображения в фантастический миръ героев и мангадхаев, шаманов и оборотней, в правдивости существования которых у нас не возникало никаких сомнений.
Отучившись
в Читинском городском училище,
Жамцарано поступает в
Тем не менее, он не единожды вернется в «северную столицу» – станет вольнослушателем Петербургского университета, будет работать в Институте востоковедения Академии наук СССР, станет профессором, доктором наук. Там в 1937 году его арестуют…
С
1898 года – в 18 лет, будучи студентом
Иркутской учительской
Сохранились его путевые дневники, являющиеся сами по себе бесценными записями устного народного творчества, обрядов, обычаев.
Мало кто знает, что почва для воплощения в жизнь бурятской автономии была подготовлена именно им. В своих многочисленных поездках по бурятским ведомствам Жамцарано следовал принципу «работать среди народа». Просветительство он проводил «под прикрытием» собирания фольклора, поэтому в его дневниках содержатся лишь косвенные упоминания об этом.
- Когда
разговор зашел о пьянстве, болезнях
и вымирании бурят, оживился, сразу
засверкали глаза, и стал
Причем от основного официального занятия он не отлынивал, зачастую скромно отмечая в дневнике:
- 15
августа. Тоже ничего не делал.
На самом деле работа эта была адская. С утра до вечера он мог только и делать, что писать и писать.
- Улигер закончил только к полудню. Устали оба ( с улигершином) до крайности, глаза были красны, как-то неприятны. У меня прыгала рука в судороге, шея и часть лица дергались, с трудом говорил, – лишь однажды записал о своих трудностях Жамцарано.
Тем не менее, он добровольно взвалил на себя эту ношу, тяжелую не только в переносном, но и в самом прямом смысле:
- Весь день провозился с коллекциями – обвязывал, делал ящики и пр. Народ празднует Новый год. Лишь я, – как всегда, – не знаю праздника! Как сурова моя частная жизнь!
В 1906 году он создает нелегальную организацию «Буряад зоной туг» («Знамя бурятского народа»). В нее входили деятели народного образования, порядка 60 человек, преследовавшие цели национального возрождения, просвещения и автономизации.
К Февральской революции 1917 года Жамцарано подходит признанным авторитетом в научном мире, известным как в Бурятии, так и в Монголии ученым, общественным и политическим деятелем.
Вернувшись из Монголии, где он работал при дворе правителя Богдо-гэгээна, он сразу же оказывается в центре событий. Он входит во Временный организационный комитет, позже преобразованный в Бурятский национальный комитет (Бурнацком), – высший орган бурятской национальной автономии. В декабре 1917 года Жамцарано становится председателем Бурнацкома, признанным лидером всего бурятского народа.