Жамцарано Цыбен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 02:25, реферат

Описание работы

Жамцарано Цыбен - бурятский научный деятель

Файлы: 1 файл

Цыбен Жамцарано.doc

— 100.50 Кб (Скачать файл)

    ЖАМСАРАНО проводит вербовки среди учащихся монгол в Ленинграде и направляет своих  агентов в Бурятию и Монголию с заданиями организации контрреволюционных повстанческих ячеек среди ламства  и феодально-кулацких элементов.

    Активным  помощником в проводимой ЖАМСАРАНОМ работе является аспирант Академии наук — МЕРГЕН Гомбожан.

    Материалами следствия по делу ликвидированного в Иркутске контрреволюционного  повстанческого панмонгольского центра подтверждается роль ЖАМСАРАНО как  идеолога и непосредственного руководителя этой организации в Бурят-Монголии.

    Прошу разрешить арест граждан Монгольской  Народной Республики проф. ЖАМСАРАНО  и МЕРГЕНА Гомбожана.

    Народный  комиссар внутренних дел СССР

    Генеральный комиссар гос. безопасности ЕЖОВ

    АП  РФ. Ф. 3. Оп. 58. Д. 204. Л. 91—92. Подлинник. Машинопись.

    На  первом листе имеется резолюция: «За арест. Ст.»

    — ЛУБЯНКА: Сталин и Главное управление госбезопасности НКВД. Архив Сталина. Документы высших органов партийной  и государственной власти. 1937-1938. —М.: МФД, 2004 

    Автор трудов

    Айдурай Мэргэн/ Подготовил текст, перевод, —  Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1979. — 128 с.

    Аламжи  Мэргэн молодой и его сестрица Агуй Гохон: Бурятский героический  эпос / Сказитель Е. Шаблыков. — Новосибирск. 1991. — 310 с — Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока.

    Буряты  и освободительное движение // Сибирские  вопросы. — 1907. — № 7. — С.3-10.

    Материалы к изучению устной литературы монгольских  племен (Образцы народной литературы бурят — Эхирид и Булгад) // Восточное отделение Император. Рус. Археолог, о-ва. — СПб., 1907. — Т.17. — С. 109—128.

    Монгольские летописи XVII века. — M.;Л, 1936. — 121 с.

    Народническое движение бурят и его критик // Сибирские вопросы. — СПБ, 1907. —  № 21. — С. 19-21; № 22. — С.20; № 24.

    О бурятской интеллигенции // Байкал. — 1990. — № 1. — С. 80-82.

    О правосознании бурят // Сибирские  вопросы. — 1905. — № 2. — С. 167—184.

    О том как развивалось самосознание и правосознание сибирских инородцев  — бурят // Право. — 1905. — № 48-49.

    Образцы народной словесности монгольских племен. Тексты. T.I. Произведения народной словесности. Вып.1. Эпические произведения Эхрит-булгатов. Аламжи-Мэргэн (Былина). — СПб., 1913. — 158 с.

    Образцы народной словесности монгольских  племен. Тексты. Т.I. Произведения народной словесности. Вып. II. Эпические произведения Эхрит-булгатов. Айдурай Мэргэн и Иренсей (Былины). — Пг., 1914. — С. 159—502.

    Образцы народной словесности монгольских  племен. Тексты. Т.I. Произведения народной словесности. Вып. II. Эпические произведения Эхрит-булгатов. Ха-Ошир Хубун, в двух редакциях (Былина). — Пг., 1918. — С. III—XXXIV; 503—648.

    Образцы народной словесности монгольских  длемен. Тексты. Т.II. Произведения народной сло¬весности бурят. Вып.1. Эпические  произведения эхрит-булгатов. Гэсэр-Богдо: Эпопея. — Л., 1930. — 166 с.

    Образцы народной словесности монгольских  племен. Тексты. Т.II. Произведения народной словесности. Вып.2. Эпические произведения эхрит-булгатов. Ошир-богдо хубун  и Хурин-Алтай хубун. — Л., 1931. — 164 с.

    Пайзы у монголов в настоящее время // Зап. Вост. отд-ние Императорского Русского Археологологического общества. Т.22. — СПб., 1914. — С. 155—159.

    Улигер  «Хэедээр Мэргэн» / Перевод М. Н. Намжиловой // Улигеры хори-бурят. — Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1988. — С. 22-80.

    Улигеры ононских хамниган. Новосибирск, 1982. — 274 с.

    Этнографические заметки о чахарах //Бурятский  комплекс. НИИ СО АН СССР. — Вып.3. — Улан-Удэ, 1960. — Вып.3. — С. 226—295.

    [править]

    Литература

    Бутуханов Д. Б. Жамцарано Цыбен (1881—1942) // Бутуханов Д. Б. 50 просветителей Бурятии. — Улан-Удэ, 1998. — С. 11

    Ванникова Ц. П. Материалы полевых дневников  Ц. Жамцарано как источники по изучению буддизма у агинских бурят // Мир буддийской культуры: Материалы  междунар. симп. 10-14 сент. 2001 г. Агинское; Улан-Удэ; Чита, 2001. — С. 127—141.

    Конаков А. Коллекция бурятского ученого [Ц. Ж. Жамцарано в Государственном  музее этнографии г. Ленинграда] // Правда Бурятии. — 1967. — 24 нояб.

    Кульганек И. В. Жамцарановский песенник из рукописного  фонда Санкт-Петербургского филиала Института востоковедения РАН // Междунар. конгресс монголоведов: (Улан-Батор август 1992 г.) — М., 1992. — Вып.2. — С. 68-75.

    Найдаков  В. Ц. Изучение и издание фольк¬лорного  наследия Ц. Жамцарано // Монголика: Междунар. ежегодник монголовед, исслед. — Улан-Батор, 1991—1992. — Вып.2 (23), 3 (24). — С. 269—275.

    Решетов A. M. Наука и политика в судьбе Ц. Ж. Жамцарано // ORIENT: Альм. — Вып. 2-3: Исследователи Центральной Азии в судьбах России. — СПБ., 1998. —  С. 5-55.

    Решетов A. M. О переписке Ц. Ж. Жамцарано с С. Ф. Ольденбургом и Б. Я. Владимирцовым // ORIENT: Альм. — Вып. 2-3: Исследователи Центральной Азии в судьбах России. — СПБ., 1998. — С. 56-92. — Библиогр. осн. тр. Ц. Ж. Жамцарано. — С. 90-92.

    Тумунов Ж. Т. Распространение светского  образования в Аге в 1842—1917 годы: Б. Ц. Жамцарано — основоположник бурятской общественно-политической мысли. — Чита, 2001. — С. 61-73. — Библиогр.: с.91-94 (104 назв.)

    Улымжиев  Д. Б., Цэцэгма Ж. Цыбен Жамцарано: научная просветительская и общественно-политическая деятельность в Монголии (1911—1934 гг.). — Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1999. — 168 с.

    Цыбен Жамцарано: жизнь и деятельность: Докл. и тез. науч. конф., посвящ. 110-летию  выдающегося ученого, общественного  и научного деятеля бурят-монгольского и халха-монгольского народов Цыбена Жамцарановича Жамцарано / АН СССР. Сиб. отд-ние. Бурят, науч. центр. Бурят, ин-т обществ. наук. — Улан-Удэ, 1991. — 192 с.

    Цибиков Б. Детская любовь ко всему народному: [О первом бурятском докторе филолог, наук, член-корреспонденте АН СССР Ц. Жамцарано] // Бурятия. — 1993. — 2 марта.

    Цибиков Б. Д. Цыбен Жамцарано: (К 80-летию со дня рождения) // Цибиков Б. Д. Буряские ученые национал-демократы. — Улан-Удэ, 2003. — С. 172—198.

    Цибиков Б. Д. Цыбен Жамцараною- Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1997. — 40 с.

    Цэцэгмаа  Ж. Ц. Жамцарано — основатель образовательных  учреждений в Монголии // Мир Центральной  Азии. Материалы междунар. науч. конф. — Улан-Удэ, 2002, Т.II. история. Социология. — С. 159—163. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Среди «отцов-основателей» бурятской государственности, оформившейся 30 мая 1923 года в Бурят-Монгольскую АССР, Жамцарано занимает особое место.

    - Никто  не сделал столько для своего  народа, как Цыбен Жамцарано для  монгольского мира, – отмечал  его друг Николай Поппе, член-корреспондент Академии наук СССР. 

       Информационный портал Buryat-Mongolia.Info начинает совместный проект с  изданием «Информ Полис», посвященный  выдающимся деятелям, создававших  Бурят-Монгольскую Республику. Проект  приурочен к 85-летнему юбилею  республики, отмечаемому 30 мая этого года. 
 

    Первый  профессор-бурят, один из руководителей  Бурнацкома, автор политической платформы  Монгольской народно-революционной  партии, Жамцарано выделяется даже из той плеяды ученых национал-демократов, что дала Бурят-Монголии вторая половина XIX века.

    Во  многом благодаря ему уже в  конце апреля 1917 года был принят проект бурятской автономии, который  был окончательно сформирован в  середине октября 17-го, еще до большевистской революции.

    Жамцарано собрал и опубликовал огромное количество произведений устного народного творчества, включая несколько вариантов эпоса «Гэсэр».

    Он  переводил на монгольский Жюля Верна, искал снежного человека, изучал кочевое  право, издавал газеты…

    Жамцарано хотел объять необъятное, и это  ему почти удалось.

    Родился он в апреле 1881 года в урочище  Судунтуй на территории нынешнего Агинского  округа в семье зайсана Жамцарана  Гендунова из рода Шарайд.

    - Любовь  ко всему родному, бурятскому, любовь к родной старине, к  былинам и шаманским гимнам, к  народной поэзии и религии – я получил с малых лет, – писал позже Жамцарано, – все это до крайности увлекало нас детей, унося наши воображения в фантастический миръ героев и мангадхаев, шаманов и оборотней, в правдивости существования которых у нас не возникало никаких сомнений.

    Отучившись  в Читинском городском училище, Жамцарано поступает в гимназию, учрежденную знаменитым Петром Бадмаевым, влиятельным бизнесменом и дипломатом. Здесь происходит конфликт – Жамцарано, как и несколько других гимназистов, отказался принимать христианскую веру, что было одним из условий продолжения дальнейшего обучения. До конца своих дней Жамцарано сочетал в себе европейское образование, бурятскую душу и буддийскую веру.

    Тем не менее, он не единожды вернется в  «северную столицу» – станет вольнослушателем Петербургского университета, будет работать в Институте востоковедения Академии наук СССР, станет профессором, доктором наук. Там в 1937 году его арестуют…

    С 1898 года – в 18 лет, будучи студентом  Иркутской учительской семинарии  Жамцарано начал по своей инициативе поездки для сбора этнографического материала, среди аларских и кудинских бурят.

    Сохранились его путевые дневники, являющиеся сами по себе бесценными записями устного  народного творчества, обрядов, обычаев.

    Мало  кто знает, что почва для воплощения в жизнь бурятской автономии была подготовлена именно им. В своих многочисленных поездках по бурятским ведомствам Жамцарано следовал принципу «работать среди народа». Просветительство он проводил «под прикрытием» собирания фольклора, поэтому в его дневниках содержатся лишь косвенные упоминания об этом.

    - Когда  разговор зашел о пьянстве, болезнях  и вымирании бурят, оживился, сразу  засверкали глаза, и стал жаловаться, что у них нет согласия, нет  инициаторов, что буряты здешние  подозрительны друг к другу, особенно бедные к богатым. Все жаловались, что у них нет образованных лиц, которые бы защищали их интересы, – упоминает Жамцарано об одной такой беседе.

    Причем  от основного официального занятия  он не отлынивал, зачастую скромно отмечая  в дневнике:

    - 15 августа. Тоже ничего не делал.  Дописал текст вчерашней сказки. Записал несколько песен и  загадок.

    На  самом деле работа эта была адская. С утра до вечера он мог только и  делать, что писать и писать.

    - Улигер  закончил только к полудню.  Устали оба ( с улигершином) до крайности, глаза были красны, как-то неприятны. У меня прыгала рука в судороге, шея и часть лица дергались, с трудом говорил, – лишь однажды записал о своих трудностях Жамцарано.

    Тем не менее, он добровольно взвалил  на себя эту ношу, тяжелую не только в переносном, но и в самом прямом смысле:

    - Весь  день провозился с коллекциями  – обвязывал, делал ящики и  пр. Народ празднует Новый год.  Лишь я, – как всегда, – не  знаю праздника! Как сурова  моя частная жизнь!

    В 1906 году он создает нелегальную организацию «Буряад зоной туг» («Знамя бурятского народа»). В нее входили деятели народного образования, порядка 60 человек, преследовавшие цели национального возрождения, просвещения и автономизации.

    К Февральской революции 1917 года Жамцарано  подходит признанным авторитетом в научном мире, известным как в Бурятии, так и в Монголии ученым, общественным и политическим деятелем.

    Вернувшись  из Монголии, где он работал при  дворе правителя Богдо-гэгээна, он сразу же оказывается в центре событий. Он входит во Временный организационный комитет, позже преобразованный в Бурятский национальный комитет (Бурнацком), – высший орган бурятской национальной автономии. В декабре 1917 года Жамцарано становится председателем Бурнацкома, признанным лидером всего бурятского народа.

Информация о работе Жамцарано Цыбен