Афинское государство в V веке до н.э.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 09:02, курсовая работа

Описание работы

Целью представленной работы является выявление характерных особенностей политического развития Афин в V в. до н. э., а именно - описание структуры сложившейся в Афинах системы политической демократии, механизма ее функционирования, предназначения различных институтов. В первом разделе работы будут рассмотрены важнейшие реформы, проведенные в Афинах лидерами демократического течения Эфиальтом и Периклом, и их значение для укрепления основ народовластия. Во втором разделе работы представлена общая характеристика основных категорий афинского населения, а также принципы внутренней политики властей полиса, во многом обусловившие своеобразие черт афинской рабовладельческой демократии.

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Реформы Эфиальта и Перикла. Их место в истории Афинского государства. . . . . . . . . . . . . . .
Основные черты рабовладельческой демократии в Афинах
Порядок формирования и функционирования основных органов Афинского государства . . . . . . . . . . .
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Список использованной литературы . . . . . . . . .

Файлы: 1 файл

афин гос-во.docx

— 47.22 Кб (Скачать файл)

 Класс греческих рабовладельцев, состояния которых в V в. до н.э. в целом были довольно скромными, складывался из собственников земельных владений, ремесленных мастерских, торговых кораблей и т.п. По своей политической ориентации класс рабовладельцев не был однородным и делился на несколько фракций. Первую из них составляли представители старинной земельной аристократии, хранившие родовые традиции и в политической жизни стремившиеся к сохранению олигархических порядков. Они пользовались значительным социальным престижем и политическим авторитетом, избирались на должности высших магистратов.

Вторую группу составляли рабовладельцы, связанные с ремеслом и торговлей и, следовательно, заинтересованные в развитии товарно-денежного обращения. Это была наиболее динамичная часть  господствующего класса, заинтересованная в проведении активной внешней политики и в реализации умеренной демократической  программы внутри страны.

Афинский демос состоял  из мелких землевладельцев, ремесленников, поденщиков, матросов и т.п., бедного  городского люда. По своей численности  этот класс несколько превосходил  численность класса рабов.14 Имущественное положение этой группы населения было довольно скромным, хотя многие, например, крестьяне или ремесленники вели собственное хозяйство, могли иметь рабов, участки земли от 3 до 5 га. 

Наименее устойчивым было имущественное положение свободных  бедных горожан, и государство принимало  меры для обеспечения прожиточного минимума этой прослойки своих граждан, стремясь обеспечить их работой.

В целом же состав класса свободных мелких производителей был  довольно пестрым. Основные его группы образовывали: а) мелкие землевладельцы; б) ремесленники и торговцы, обладавшие гражданскими правами, и в) метеки, не имевшие статуса гражданина. Соответственно и политическая ориентация различных  групп этого класса могла быть различной.

Политика афинского государства  по отношению к малообеспеченным членам гражданского коллектива  в V веке до н.э. отличалась особой продуманностью: с крестьян-собственников не взимался земельный налог15, беднота переселялась в колонии, где каждому предоставлялся участок земли. Так, в V в. до н.э. только при Перикле - в результате введения так называемых клерухий - в колониях разного типа было поселено около 10 тысяч малоземельных и безземельных афинских граждан.16

Кроме того, проводя социально-ориентированную  политику, государство следило, например, за ценообразованием, прежде всего  на хлеб - как основной продукт питания. Лица, замеченные в нарушении ценовой  политики, подвергались большому штрафу. Для граждан Афин был установлен также т. наз. теорикон - выдача денег на посещение театра.

Таким образом, власти Афин сознательно проводили политику, направленную на сглаживание имущественных  противоречий и поддержание социальной стабильности. Доказательством могут  служить мероприятия, направленные на относительное ограничение прав собственности. Так, среди богатых граждан Афин распределялись обязанности по выполнению особого рода повинностей в пользу государства - литургия. Разновидностями литургии являлись, например, хорегия (обязанность создавать и содержать хор, обеспечивать его участие в празднествах) или триерархия - обязанность оборудовать торговое судно (государство в этих случаях обеспечивало лишь строительство деревянного каркаса судна, а гражданин - его оснастку, эксплуатацию, подготовку и содержание экипажа и т.п.) По большому счету литургия представляла собой своеобразное ограничение частной собственности в интересах всех полноправных членов афинского общества.

В результате подобной политики в греческих полисах с республиканским  устройством, в частности - в Афинах, не было придворной знати, государственной  бюрократии, здесь не сформировался  слой замкнутого военного сословия или  могущественных жрецов, как это произошло, например, в восточных деспотиях.

Следует заметить, что возросшие  в период правления Перикла расходы, связанные с проведением демократических  реформ, во многом покрывались также  за счет имперской внешней политики Афин. Так, входившие в Афинский морской  союз (архе) союзные города должны были регулярно выплачивать Афинам особый налог - форос. 

Метеки - проживающие в  Афинах чужеземцы, в числе которых  были как более, так и менее  зажиточные лица - обладали ограниченной правоспособностью: в частности, они  не могли приобретать в собственность  землю и другую недвижимость,  участвовать в работе Народного собрания, избираться на должности. Браки метеков с гражданами Афин считались незаконными. Каждый метек должен был выбрать себе простата - посредника между метеками и правительственными учреждениями. В то же время с метеков взималась особая подать, они привлекались к военной службе, несли и ряд других повинностей.

Следовательно, главное, чего лишалось некоренное население Афин, составлявшее 15-20 % от общего числа их жителей - так это статуса полноправного  гражданина. Подобное положение сковывало  экономическую и социальную активность этой группы населения, создавало известную  напряженность. Однако государство  имело возможность периодически предоставлять - в виде исключения - права гражданства отдельным  метекам за особые заслуги. Так, после  свержения господства олигархов  и восстановления демократии в Афинах в 403 г. до н.э. часть метеков, активно помогавшая сопротивлению так называемой тирании 30, по решению Народного собрания получила права афинского гражданства.     

Таким образом, свободное  население Афин было неоднородно. Полноправными  гражданами признавались лишь те лица, у которых, как уже отмечалось, оба родителя были гражданами Афин. По достижении 18 лет дети коренных жителей  полиса зачислялись в списки членов дема.

Статус полноправного  гражданина Афин предполагал совокупность определенных прав и обязанностей. Наиболее существенным из них было право на свободу и личную независимость  от какого-либо другого человека, право  на земельный участок на территории полиса и экономическую помощь государства в случае материальных затруднений. Кроме того афинские граждане обладали правом носить оружие, служить в ополчении, правом принимать участие в делах государства - в работе Народного собрания, Совета пятисот, выборных органов.

Как уже говорилось выше, правом быть избранным обладали все  граждане полиса. Фукидид, характеризуя основные черты афинской демократии, замечал, что “скромность звания не служит бедняку препятствием к  деятельности, если только он может  оказать какую-либо услугу государству.”17 Имущественным цензом ограничивалось лишь избрание на финансовые должности, т.к. в случае растраты виновные должны были уплатить высокие штрафы из своих собственных средств.18

В число особых привилегий полноправных граждан Афин входило  почитание и защита отечественных  богов, участие в общественных празднествах,  защита и покровительство афинских законов.

Обязанности граждан Афин заключались в том, что каждый должен был беречь свое имущество  и трудиться на земельном участке; в чрезвычайных обстоятельствах - приходить  на помощь полису, защищать его от врагов с оружием в руках, повиноваться законам и избранным властям, принимать активное участие в  общественной жизни. “Только мы одни считаем, - писал Фукидид, - не свободным  от занятий и трудов, но бесполезным  того, кто вовсе не участвует в  государственной деятельности”.19 Военнообязанными граждане Афин считались с 18 до 60 лет.

Совокупность гражданских  прав составляла честь гражданина Афин. За совершение преступления гражданин  мог быть ограничен в правах, т.е. - подвергнуться бесчестью.

Наконец, рабы, составлявшие 33-35 % всего населения Афин, были абсолютно  бесправными членами древнегреческого государства. Труд рабов широко использовался  в сельском хозяйстве, в работах  по дому, в ремесленных мастерских, в горном деле, морских перевозках, строительстве и пр. Основной контингент афинских рабов в V в. до н.э. составляли люди негреческого происхождения - фракийцы, скифы, лидийцы, сицилийцы и т.п.

Зачастую рабов сдавали  в аренду, получая плату за их труд. Наиболее деловитых и сообразительных  рабов господа нередко поселяли отдельно - выделяли им самостоятельное  хозяйство, снабжали инструментами  и небольшими средствами. Такие рабы в основном занимались ремесленными работами и выплачивали своему хозяину  определенную ренту - оброк. В целом  же эксплуатация рабского труда по тем временам приносила довольно большой доход: в среднем до 2 оболов в день - средства, на которые можно  было прокормить семью из 2-3 человек.20

В Афинах в законодательном  порядке запрещалось беспричинно  убивать рабов, истязать их, поскольку  считалось, что это наносит ущерб  общественному спокойствию. “Очень велика в Афинах распущенность рабов  и метеков, - писал по этому поводу Ксенофонт, - и нельзя тут побить раба, и он перед тобой не посторонится.”21 Однако, перечисленные обстоятельства ничего не меняли в правовом положении рабов, которые в сознании свободных граждан полиса оставались лишь вещью, находящейся в полной власти хозяина.

Различались рабы частных  лиц и рабы государственные. Лишь за государственными рабами признавалось право иметь собственность и  располагать ею.

Встречались случаи отпуска  рабов на волю, либо их выкупа. Вольноотпущенные рабы по своему социальному положению  приравнивались к метекам.

Помимо метеков и рабов  из политической и общественной жизни  афинского государства были полностью  исключены женщины.

Характеризуя в целом  систему афинской демократии, можно  прибегнуть к высказыванию противника афинской политической системы древнегреческого историка Ксенофонта, который писал: ”Избрав себе такой строй, они избрали такой порядок, чтобы простому народу жилось лучше, чем благородным.”22 Утверждение это, безусловно, нельзя принимать безоговорочно, но даже Ксенофонт вынужден был признать, что именно народ “дает силу государству” в Афинах23.  

 

3.Порядок формирования  и функционирования 

основных органов  Афинского государства

Государственный аппарат  Афин состоял из следующих органов  власти: Народного собрания, Совета пятисот, гелиэи, коллегии стратегов и коллегии архонтов.

Народное собрание (экклесия) являлось главным - суверенным и законодательным - органом афинского государства. Право участия в его работе имели все полноправные афинские мужчины, достигшие двадцатилетнего возраста, независимо от их имущественного положения и рода занятий.

Полномочия Народного  собрания были весьма широкими: они  охватывали практически все стороны  жизни Афинского полиса. Здесь  принимали законы, решали вопросы  войны  и мира, избирали должностных  лиц, заслушивали отчеты магистратов  по окончании сроков их полномочий, решали вопросы снабжения города продовольствием, обсуждали и утверждали государственный бюджет, осуществляли контроль за воспитанием юношей. В компетенцию народного собрания входило и такое чрезвычайное мероприятие как остракизм. Специфическое значение имели права Народного собрания по охране основных законов. С этой целью была учреждена специальная коллегия для охраны законов (номофилаков), которая получала свои полномочия непосредственно от Народного собрания. Это был специальный орган “хранителей законов”, наблюдавший за строгим выполнением афинских законов всеми органами государства.

Кроме того, любой член Народного  собрания мог выступать в экклесии с чрезвычайными заявлениями  о государственных  преступлениях, в том числе с письменными  жалобами против лиц, внесших в народное собрание предложения, нарушающие общественные законы. Институт “жалобы на противозаконие” оберегал незыблемость основных законов от попыток изменения или ограничения их в ущерб правам народа путем законодательных актов. По мнению российских исследователей, право каждого афинского гражданина возбуждать жалобы на противозакония стало подлинной, основной опорой афинской демократической конституции.24 

В Народном собрании был  установлен довольно демократический  порядок работы. Выступить перед  согражданами мог любой его участник. Однако, оратор должен был придерживаться некоторых правил, которые, в частности, запрещали повторяться, оскорблять своего оппонента, говорить не по существу дела и т. п.

Экклесия собиралась довольно часто: каждая притания, по сообщениям Аристотеля,  созывала 4 Народных собрания, т.е. - приблизительно 1 раз в 8-9 дней. Нередко собирались и внеочередные собрания. На одном - главном из этих собраний, как замечает Аристотель, решалось, считает народ политику властей правильной или нет.25

Председательствовал на Народных собраниях председатель пританов.

В конце V века до н.э. за посещение Народных собраний простые граждане Афин  стали получать плату: сначала в размере обола, а затем - трех оболов. Это сделало возможным участие в Народных собраниях широких масс населения, в том числе - малоимущего.

Важную роль в системе  государственных органов играл  и Совет 500 (булэ). Будучи одним из основных институтов афинской демократии, Совет являлся рабочим органом Народного собрания, наделенным правом законодательной инициативы. Избирался он посредством жребия из числа полноправных граждан, достигших тридцатилетнего возраста, по 50 человек от каждой из 10 фил - территориальных округов полиса.

В компетенцию Совета входила  подготовка и обсуждение всех дел, которые  необходимо было решить на Народном собрании. Он давал предварительное заключение по обсуждаемым вопросам, без которого народ не мог вынести постановления.

Кроме того, Совет следил за соблюдением решений Народного  собрания, контролировал деятельность всех должностных лиц, заслушивал их отчеты. Важной функцией Совета являлась организация строительства флота.

Совет 500 производил также  проверку (докимассию) девяти архонтов и кандидатов в члены Совета на следующий год, вел наблюдение за всеми общественными постройками, ведал исполнением общественных и государственных дел. Совет имел право привлекать к суду должностных лиц, прежде всего, виновных в неправильном расходовании государственных средств. Приговоры Совета могли быть обжалованы в гелиэе.

Информация о работе Афинское государство в V веке до н.э.