Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 09:02, курсовая работа
Целью представленной работы является выявление характерных особенностей политического развития Афин в V в. до н. э., а именно - описание структуры сложившейся в Афинах системы политической демократии, механизма ее функционирования, предназначения различных институтов. В первом разделе работы будут рассмотрены важнейшие реформы, проведенные в Афинах лидерами демократического течения Эфиальтом и Периклом, и их значение для укрепления основ народовластия. Во втором разделе работы представлена общая характеристика основных категорий афинского населения, а также принципы внутренней политики властей полиса, во многом обусловившие своеобразие черт афинской рабовладельческой демократии.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Реформы Эфиальта и Перикла. Их место в истории Афинского государства. . . . . . . . . . . . . . .
Основные черты рабовладельческой демократии в Афинах
Порядок формирования и функционирования основных органов Афинского государства . . . . . . . . . . .
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Список использованной литературы . . . . . . . . .
Повседневными делами афинского государства руководила непосредственно одна десятая часть Совета - т.е. одна фила. Дежурство и срок дежурства десятой части Совета (филы) называлось одной пританией. “Обязанности пританов, - как пишет об этом Аристотель, - исполняют каждая из фил по очереди. Первые четыре - по 36 дней каждая, а следующие шесть - по 35 дней каждая.”26 В обязанности пританов входило собирать Совет и народ: Совет - ежедневно, а Народные собрания - 4 раза в каждую пританию.
Пританы путем жеребьевки каждый день избирали из своей среды председателя, который затем возглавлял и работу Народного собрания. Заседания Совета происходили ежедневно, кроме неприсутственных дней.
Срок полномочий членов Совета - 1 год, по истечении которого они должны были отчитаться перед народом. Состав Совета обновлялся ежегодно, причем повторное избрание разрешалось лишь через несколько лет и только 1 раз. Членам Совета выплачивалось жалованье в размере 5-6 оболов.
В системе государственных органов Афин V в. до н.э. сохранялся и ареопаг, в который входили представители афинской аристократии путем кооптации на пожизненный срок. Ареопаг наблюдал за состоянием общественных нравов и выступал в качестве судебной инстанции по делам об убийствах, поджогах, телесных повреждениях, нарушениях религиозных предписаний.
Функции исполнительной власти в Афинах выполняли две коллегии: стратегов и архонтов.
Коллегия десяти стратегов избиралась путем открытого голосования поднятием рук из числа наиболее богатых и влиятельных граждан Афин. Она осуществляла верховное руководство и командование всеми вооруженными силами полиса. Соответственно, чем выше в тот или иной период было значение афинской армии и флота, тем больший вес в обществе имела и коллегия стратегов.
По афинским законам, все десять стратегов обладали равными правами и имели одинаковые обязанности. В реальности же установился неписаный обычай, в соответствии с которым один из стратегов занимал главенствующие позиции - и не только в коллегии, но и во всем государстве.
В ведении коллегии архонтов находились дела религиозные, семейные и вопросы нравственности. Девять архонтов (шесть фесмофетов, архонт-эпоним, базилевс и полемарх), а также их секретарь избирались посредством жребия по одному от каждой филы. После этой процедуры все девять архонтов подвергались докимассии в Совете пятисот. Окончательное утверждение в должности архонты получали в гелиэе, где проходило голосование путем подачи камешков.
Под руководством коллегии архонтов действовал высший судебный орган - гелиэя, которая помимо чисто судебных функций выполняла еще и функции законотворчества. Гелиэя состояла из 6 тысяч человек, ежегодно избиравшихся архонтами из числа полноправных граждан не моложе 30 лет по 600 человек от каждой филы.
В качестве судебного органа гелиэя разбирала частные дела афинских граждан, все государственные дела, споры между союзниками Афин и наиболее существенные дела граждан союзных государств.
Как уже отмечалось, функции гелиэи выходили далеко за пределы чисто судебных разбирательств. Огромный политический вес этому органу придавало прежде всего его участие в охране конституции и законодательства.
Кроме гелиэи в Афинах действовало еще несколько судебных органов: ареопаг, 4 коллегии эфетов, суд диэтетов, коллегия 40.
Таким образом, по свидетельству Аристотеля, практически все должности, “входящие в круг обычного управления”, в Афинах были выборными. Кандидаты на них избирались по жребию, за исключением должностей военных, а также “казначея воинских сумм, заведующего зрелищным фондом и попечителя водопроводов”, которых избирали “поднятием рук”.27
Широкое участие граждан в управлении государством достигалось путем увеличения числа коллегий, их сменяемости и подотчетности Совету 500 и Народному собранию, а также путем включения в состав гелиэи представителей всех категорий афинского гражданства.
Заключение
Рабовладельческий строй в Древних Афинах сложился в наиболее развитой форме - в форме демократической республики.
Система афинской демократии V века до н.э. представляла собой хорошо организованную политическую систему, основанную на взаимодействии важнейших демократических институтов афинского полиса - Народного собрания, Совета 500, гелиэи. Замещение государственных должностей строилось на принципах выборности, срочности, коллегиальности, подотчетности и возмездности.28 Сложившаяся система предоставляла афинским гражданам право не только участвовать в управлении государством, но и контролировать афинскую конституцию.29
Складывание этой системы происходило в борьбе с консервативными тенденциями, представленными олигархически настроенной аристократией. Однако демократия, опиравшаяся на поддержку широких масс, одержала в этой борьбе решительную победу.
Для своего времени афинская
демократическая республика имела
самое передовое
Список использованной литературы:
- Всеобщая история государства и права // Под ред. Батыра К.И. - М., 1995.
- Знаменитые греки и римляне. - СПб., 1993.
- Исаева В.И. Античная демократия - феномен европейской цивилизации // Историко-культурные основы европейской цивилизации. - М., 1992.
- Кондратюк М.В. Архэ и афинская демократия // Античная Греция: Проблемы развития полиса. Т. 1. - М., 1983.
- Кузищин В. И. Экономика Греции в V-IV вв. до н.э. // История Древней Греции / Под ред. Кузищина В.И. - М., 1986.
- Строгецкий В.М. Полис и империя в классической Греции. - Н.Новгород, 1991.
- Хрестоматия по истории Древней Греции. - М., 1964.
1См.: Исаева В.И. Античная демократия - феномен европейской цивилизации // Историко-культурные основы европейской цивилизации. - М., 1992. С. 36-37.
2 Хрестоматия по истории Древней Греции. - М., 1964. С. 214.
3 См.: Хрестоматия по истории Древней Греции. - М., 1964. С. 214-215.
4 Строгецкий В.М. Полис и империя в классической Греции. - Н.Новгород, 1991. С. 51.
5 Там же. С. 55.
6 См.: Строгецкий В.М. Указ. соч. С. 47-48.
7 Знаменитые греки и римляне. - СПб., 1993. С. 64-65.
8 Хрестоматия по истории Древней Греции. - М., 1964. С. 237.
9 См.: Строгецкий В.М. Указ. соч. С. 58-60.
10 Хрестоматия по истории Древней Греции... С. 215.
11 См., напр.: Всеобщая история государства и права // Под ред. Батыра К.И. - М., 1995. С. 57-58.
12 Кузищин В. И. Экономика Греции в V-IV вв. до н.э. // История Древней Греции / Под ред. Кузищина В.И. - М., 1986. С. 157.
13 Там же. С. 156.
14 Кузищин В. И. Указ. соч. С. 159.
15 Там же. С. 160.
16 Кондратюк М.В. Архэ и афинская демократия // Античная Греция: Проблемы развития полиса. Т.1. - М., 1983. С. 358.
17 Хрестоматия по истории Древней Греции... С. 211.
18 Строгецкий В.М. Указ. соч. С. 51-52.
19 Хрестоматия по истории Древней Греции... С. 212.
20 Кузищин В. И. Указ. соч. С. 155.
21 Хрестоматия по истории Древней Греции... С. 219.
22 Там же. С. 217-218.
23 Там же.
24 Всеобщая история государства и права... С. 58.
25 Хрестоматия по истории Древней Греции... С. 229.
26 Там же. С. 228.
27 Там же. С. 227.
28 Всеобщая история государства и права... С. 61.
29 Строгецкий В.М. Указ. соч. С. 52.
30 Исаева В.И. Указ. соч. С. 37.