Афинское государство в V веке до н.э.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 09:02, курсовая работа

Описание работы

Целью представленной работы является выявление характерных особенностей политического развития Афин в V в. до н. э., а именно - описание структуры сложившейся в Афинах системы политической демократии, механизма ее функционирования, предназначения различных институтов. В первом разделе работы будут рассмотрены важнейшие реформы, проведенные в Афинах лидерами демократического течения Эфиальтом и Периклом, и их значение для укрепления основ народовластия. Во втором разделе работы представлена общая характеристика основных категорий афинского населения, а также принципы внутренней политики властей полиса, во многом обусловившие своеобразие черт афинской рабовладельческой демократии.

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Реформы Эфиальта и Перикла. Их место в истории Афинского государства. . . . . . . . . . . . . . .
Основные черты рабовладельческой демократии в Афинах
Порядок формирования и функционирования основных органов Афинского государства . . . . . . . . . . .
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Список использованной литературы . . . . . . . . .

Файлы: 1 файл

афин гос-во.docx

— 47.22 Кб (Скачать файл)

Повседневными делами афинского  государства руководила непосредственно  одна десятая часть Совета - т.е. одна фила. Дежурство и срок дежурства  десятой части Совета (филы) называлось одной пританией. “Обязанности пританов, - как пишет об этом Аристотель, - исполняют каждая из фил по очереди. Первые четыре - по 36 дней каждая, а следующие шесть - по 35 дней каждая.”26 В обязанности пританов входило собирать Совет и народ: Совет - ежедневно, а Народные собрания - 4 раза в каждую пританию.

Пританы путем жеребьевки каждый день избирали из своей среды председателя, который затем возглавлял и работу Народного собрания. Заседания Совета происходили ежедневно, кроме неприсутственных дней.

Срок полномочий членов Совета - 1 год, по истечении которого они  должны были отчитаться перед народом. Состав Совета обновлялся ежегодно, причем повторное избрание разрешалось  лишь через несколько лет и  только 1 раз. Членам Совета выплачивалось  жалованье в размере 5-6 оболов.

В системе государственных  органов Афин V в. до н.э. сохранялся и ареопаг, в который входили представители афинской аристократии путем кооптации на пожизненный срок. Ареопаг наблюдал за состоянием общественных нравов и выступал в качестве судебной инстанции по делам об убийствах, поджогах,   телесных повреждениях, нарушениях религиозных предписаний.

Функции исполнительной власти в Афинах выполняли две коллегии: стратегов и архонтов.

Коллегия десяти стратегов  избиралась путем открытого голосования  поднятием рук из числа наиболее богатых и влиятельных граждан  Афин. Она осуществляла верховное  руководство и командование всеми  вооруженными силами полиса. Соответственно, чем выше в тот или иной период было значение афинской армии и флота, тем больший вес в обществе имела и коллегия стратегов.

По афинским законам, все  десять стратегов обладали равными  правами и имели одинаковые обязанности. В реальности же установился неписаный  обычай, в соответствии с которым  один из стратегов занимал главенствующие позиции - и не только в коллегии, но и во всем государстве.

В ведении коллегии архонтов находились дела религиозные, семейные и вопросы нравственности. Девять архонтов (шесть фесмофетов, архонт-эпоним, базилевс и полемарх), а также их секретарь избирались посредством жребия по одному от каждой филы. После этой процедуры все девять архонтов подвергались докимассии в Совете пятисот. Окончательное утверждение в должности архонты получали в гелиэе, где проходило голосование путем подачи камешков.

Под руководством коллегии архонтов действовал высший судебный орган - гелиэя, которая помимо чисто судебных функций выполняла еще и функции законотворчества. Гелиэя состояла из 6 тысяч человек, ежегодно избиравшихся архонтами из числа полноправных граждан не моложе 30 лет по 600 человек от каждой филы.

В качестве судебного органа гелиэя разбирала частные дела афинских граждан, все государственные дела, споры между союзниками Афин и наиболее существенные дела граждан союзных государств.

Как уже отмечалось, функции  гелиэи выходили далеко за пределы чисто судебных разбирательств. Огромный политический вес этому органу придавало прежде всего его участие в охране конституции и законодательства.  

Кроме гелиэи в Афинах действовало еще несколько судебных органов: ареопаг, 4 коллегии эфетов, суд диэтетов, коллегия 40. 

Таким образом, по свидетельству  Аристотеля, практически все должности, “входящие в круг обычного управления”, в Афинах были выборными. Кандидаты  на них избирались по жребию, за исключением  должностей военных, а также “казначея  воинских сумм, заведующего зрелищным  фондом и попечителя водопроводов”, которых избирали “поднятием рук”.27

Широкое участие граждан  в управлении государством достигалось  путем увеличения числа коллегий, их сменяемости и подотчетности  Совету 500 и Народному собранию, а  также путем включения в состав гелиэи представителей всех категорий афинского гражданства.

Заключение

Рабовладельческий строй  в Древних Афинах сложился в наиболее развитой форме - в форме демократической  республики.

Система афинской демократии V века до н.э. представляла собой хорошо организованную политическую систему, основанную на взаимодействии важнейших демократических институтов афинского полиса - Народного собрания, Совета 500, гелиэи.  Замещение государственных должностей строилось на принципах выборности, срочности, коллегиальности, подотчетности и возмездности.28 Сложившаяся система предоставляла афинским гражданам право не только участвовать в управлении государством, но и контролировать афинскую конституцию.29

Складывание этой системы  происходило в борьбе с консервативными  тенденциями, представленными олигархически настроенной аристократией. Однако демократия, опиравшаяся на поддержку  широких масс, одержала в этой борьбе решительную победу.

Для своего времени афинская демократическая республика имела  самое передовое государственное  устройство, в условиях которого все  полноправные граждане привлекались к  управлению страной. Государство в  свою очередь брало на себя обязанности  по заботе об их материальном благосостоянии и развитии культуры. По словам Фукидида, преимущество этой политической системы  заключалось в том, что она  давала людям возможность быть политически  и нравственно свободными, создавало  условия для раскрытия и совершенствования  каждого человека.30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

  1. Всеобщая история государства и права // Под ред. Батыра К.И. - М., 1995.
  2. Знаменитые греки и римляне. - СПб., 1993.
  3. Исаева В.И. Античная демократия -  феномен европейской цивилизации // Историко-культурные основы европейской цивилизации. - М., 1992.
  4. Кондратюк М.В. Архэ и афинская демократия // Античная Греция: Проблемы развития полиса. Т. 1. - М., 1983. 
  5. Кузищин В. И. Экономика Греции в V-IV вв. до н.э. // История Древней Греции / Под ред. Кузищина В.И. - М., 1986.
  6. Строгецкий В.М. Полис и империя в классической Греции. - Н.Новгород, 1991.
  7. Хрестоматия по истории Древней Греции. - М., 1964.

 

 

1См.: Исаева В.И. Античная демократия - феномен европейской цивилизации // Историко-культурные основы европейской цивилизации. - М., 1992. С. 36-37.

2 Хрестоматия по истории Древней Греции. - М., 1964. С. 214.

3 См.: Хрестоматия по истории Древней Греции. - М., 1964. С. 214-215.

4 Строгецкий В.М. Полис и империя в классической Греции. - Н.Новгород, 1991. С. 51.

5 Там же. С. 55.

6 См.: Строгецкий В.М. Указ. соч. С. 47-48.

7 Знаменитые греки и римляне. - СПб., 1993. С. 64-65.

8 Хрестоматия по истории Древней Греции. - М., 1964. С. 237.

9 См.: Строгецкий В.М. Указ. соч. С. 58-60.

10 Хрестоматия по истории Древней Греции... С. 215.

11 См., напр.: Всеобщая история государства и права // Под ред. Батыра К.И. - М., 1995. С. 57-58.

12 Кузищин В. И. Экономика Греции в V-IV вв. до н.э. // История Древней Греции / Под ред. Кузищина В.И. - М., 1986. С. 157.

13 Там же. С. 156.

14 Кузищин В. И. Указ. соч. С. 159.

15 Там же. С. 160.

16 Кондратюк М.В. Архэ и афинская демократия // Античная Греция: Проблемы развития полиса. Т.1. - М., 1983. С. 358.

17 Хрестоматия по истории Древней Греции... С. 211.

18 Строгецкий В.М. Указ. соч. С. 51-52.

19 Хрестоматия по истории Древней Греции... С. 212.

20 Кузищин В. И. Указ. соч. С. 155.

21 Хрестоматия по истории Древней Греции... С. 219.

22 Там же. С. 217-218.

23 Там же.

24 Всеобщая история государства и права... С. 58.

25 Хрестоматия по истории Древней Греции... С. 229.

26 Там же. С. 228.

27 Там же. С. 227.

28 Всеобщая история государства и права... С. 61.

29 Строгецкий В.М. Указ. соч. С. 52.

30 Исаева В.И. Указ. соч. С. 37.


Информация о работе Афинское государство в V веке до н.э.