Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2014 в 00:12, контрольная работа
В последние 10-15 лет мысль отечественных историков все больше обращается к цивилизационному методу. Он дает возможность взглянуть на историю другими глазами, увидеть разные ее грани и прояснить многие вопросы, поставленные современной эпохой перед нашей страной и миром в целом. Мировая историческая мысль, которая в период советской власти или игнорировалась, или предавалась уничтожающей критике, накопила огромный потенциал.
Введение................................................................................................................2
1. Границы цивилизации......................................................................................4
2. Афины................................................................................................................6
3. Спарта................................................................................................................8
4. Социальная структура.....................................................................................10
5. Экономика........................................................................................................14
6. Культура...........................................................................................................16
7. Борьба за лидерство........................................................................................17
8. Кризис полиса или кризис цивилизации.......................................................19
Заключение.............................................................................................................21 Список литературы..............................................................................................23
Содержание:
Введение......................
1. Границы цивилизации...........
2. Афины.........................
3. Спарта........................
4. Социальная структура..........
5. Экономика.....................
6. Культура......................
7. Борьба за лидерство.....................
8. Кризис полиса или
кризис цивилизации............
Заключение....................
Введение
В последние 10-15 лет мысль отечественных историков все больше обращается к цивилизационному методу. Он дает возможность взглянуть на историю другими глазами, увидеть разные ее грани и прояснить многие вопросы, поставленные современной эпохой перед нашей страной и миром в целом. Мировая историческая мысль, которая в период советской власти или игнорировалась, или предавалась уничтожающей критике, накопила огромный потенциал.
Изучение истории мировых цивилизаций дает представление не только о единстве, но и многообразии исторического процесса. Всемирная история в этом случае предстает перед нами как пестрая, красочная картина вариантов развития человечества, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки, но ни один не является идеальным.
Древняя Греция, колыбель Европейской цивилизации, всегда вызывала интерес у любого образованного человека. Здесь был заложен фундамент многих наук и созданы шедевры мирового искусства. Однако мало кто знает, что древняя история южных рубежей современной России и Украины была тесно связана с историей Древней Греции. До сих пор почти целое тысячелетие нашей истории мы видим через восприятие представителей великой греческой цивилизации.
В XVII в. до н.э. началось формирование городов-государств на материковой части Греции, достигших расцвета в VI-IV вв. до н.э. Во II в. до н.э. страна стала одной из провинций Древнего Рима. В 395 г. территория Греции вошла в состав Византийской империи.
Древняя Греция занимает уникальное место в истории человечества. Античную Грецию характеризует небывало высокое развитие всех сторон существования общества – социальной, экономической, политической и культурной жизни. И эти удивительные достижения античного мира во многом определили ход всей истории человечества.
Именно в этом государственном образовании зародились такие важные основы культуры Европейской цивилизации, как право, философия, архитектура, театр, литература и многое другое. Несомненны и заслуги греков в военном деле, ремеслах, мореплавании и просвещении.
Сама Древняя Греция, как известно, не была однородным политическим образованием. Она состояла из множества независимых городов-государств, именуемых полисами. Помимо самой городской территории они включали в себя и прилегающую к ней сельскую местность.
1. Границы цивилизации.
Плодородной земли в Греции немного. Климат здесь засушливый, крупных рек нет, и создать оросительную систему, как в речных цивилизациях Востока, было невозможно. Поэтому земледелие стало основной отраслью хозяйства лишь в некоторых областях страны. Причем по мере развития хлебопашества почва стала быстро истощаться. Хлеба, как правило, не хватало на все население, численность которого со временем возрастала. Более благоприятные условия были для садоводства и скотоводства: греки издавна разводили коз и овец, сажали виноград и оливки. Страна была богата полезными ископаемыми: серебром, медью, свинцом, мрамором и золотом. Но, естественно, этого было недостаточно для того, чтобы обеспечить средства к существованию.
Еще одним богатством Греции было море. Удобные бухты, многочисленные острова, расположенные близко друг от друга, создавали прекрасные условия для мореплавания и торговли. Но для этого нужно было овладеть стихией моря.
Цивилизация сумела дать достойный «ответ» на «вызов» среды. Став искусными мореплавателями, греки постепенно превратили свою страну в сильную морскую державу.
Сами греки хорошо понимали преимущества созданной ими морской державы, ее независимость от изменчивой природы: «Плохие урожаи - бич самых могущественных держав, тогда как морские державы легко их преодолевают». Борьба за существование шла прежде всего за счет освоения новых пространств, колонизации и торговли. Греческая цивилизация постоянно расширяла свои границы.
Первый очаг цивилизации зародился на острове Крит на рубеже III--II тысячелетий до н. э. Около XV в, до н. э. критская культура, яркая и оригинальная, трагически быстро погибает (очевидно, после извержения вулкана).
Ей на смену пришла новая культура - ахейская. Племена ахейцев распространились на большую часть Греции и острова Эгейского моря. Пережив в XV- XIII вв. до н. э. расцвет, уже в XIII--XII вв. до н. э. ахейская культура погибла так же неожиданно и трагично, как и ее предшественница. Возможно, она была уничтожена во время нашествия северных народов, среди которых, очевидно, были и греки-дорийцы.
Эпохи критской и ахейской культур можно считать своего рода предварительным этапом, после которого начинается история собственно греческой цивилизации.
С VIII по VI в. до н. э. Греция занимала юг Балканского полуострова, острова Эгейского моря и западное побережье Малой Азии. Около 500 г. до н. э. в истории Греции происходит важнейший перелом - начинается великая греческая колонизация (греческие поселения, скажем, в Италии, появлялись и раньше, но колонизация не имела массового характера). Она шла на запад (Сицилия, Южная Италия, Южная Франция, восточное побережье Испании), на север (Фракия, проливы из Средиземного в Черное море), на юго-восток (Северная Африка, Левант).
Прежде всего колонизация вызвала массовый отток населения, покидавшего родину из-за нехватки земли или частых внутренних усобиц. В результате число недовольных среди свободного населения Греции сокращалось, и это в какой-то степени снимало социальную напряженность.
Колонизация открыла огромные возможности для торговли, которая ускорила развитие судостроения и всех разнообразных ремесел, с ним связанных. В колониях быстро выросли богатые города: Халкида, Коринф, Мегары, Милет, Эретрия и многие другие. Между ними и метрополией устанавливались прочные торговые связи. Из колоний поставлялось то, чем так беден был Балканский полуостров - зерно, лес, металлы и продукты. В свою очередь из метрополии везли товары, которыми славилась Греция: изделия ремесленников, вина, оливковое масло.
Проблемы, стоявшие перед колонистами, требовали от человека особых качеств. Борьба с морской стихией, трудности освоения новых, неведомых земель - в этих ситуациях решающую роль играли люди смелые, инициативные, способные, знающие свое дело. Поэтому неудивительно, что в жизни древнегреческого общества на первый план выходил культ личности и принцип соревновательности между людьми. Не случайно именно в Греции впервые появились спортивные соревнования - Олимпийские игры. Это были грандиозные празднества во славу божественного совершенства человека, прекрасного душой и телом. В честь победителей устанавливались статуи, а в родных городах их почитали как героев. Идеал совершенной личности, обладающей физической силой и благородством, отразился в многочисленных мифах о героях, полубогах-полулюдях (мифы о Геракле, Прометее и др.).
Во второй половине IV в. до н. э. благодаря походам (334--324 гг. до н. э.) Александра Македонского возникла гигантская империя, которая охватывала Малую, Переднюю, частично Среднюю и Центральную Азию до нижнего течения Инда, а также Египет.
Особые географические условия Греции оказали большое влияние на ход исторического развития цивилизации, на формирование своеобразного типа личности.
2. Афины
Афины были главным городом Аттики — области, расположенной на юге Балканского полуострова. Население Аттики постепенно объединялось вокруг Афин. Эта область была богата полезными ископаемыми (глиной, мрамором, серебром), но земледелием можно было заниматься лишь в небольших и немногочисленных долинах.
Главными источниками силы и богатства этого полиса были торговля и кораблестроение. Крупный портовый город с удобной гаванью (она называлась Пирей) быстро превратился в экономический, торговый и культурный центр. Афиняне, создав самый мощный в Элладе флот, активно вели торговлю с колониями, перепродавали полученные товары другим полисам. В Афинах процветали науки и искусства, огромные средства затрачивались на градостроительство. В V в. стал воздвигаться Акрополь — вершина древнегреческой архитектуры, центром которого был знаменитый храм Парфенон, посвященный Афине, покровительнице города. С Афинами связан и расцвет греческого театра. В Афины стекались знаменитые скульпторы, писатели. Философы Платон и Аристотель создали там свои школы.
Политическая жизнь полиса развивалась по пути демократизации, через острую борьбу с родовой знатью. Первым шагом к созданию афинской демократии были реформы Солона (между 640 и 635 — около 559 г. до н. э.), избранного в 594 г. до н. э. архонтом. Сам великий законодатель заявлял, что цель его реформ — примирение враждующих группировок, сложившихся среди свободного населения. Прежде всего, он запретил долговое рабство для афинян и объявил прежние задолженности бедняков недействительными, вернув им, таким образом, статус полноправных граждан.
Солон укрепил частную собственность, разрешив покупать, продавать и дробить земельные участки. Политические права граждан зависели теперь не от родовитости, а от имущественного положения. Самые бедные могли только избирать членов народного собрания, но не быть избранными. На зажиточных людей, обладавших полным объемом прав, были возложены довольно тяжелые, требующие больших расходов обязанности: они должны были строить суда, устраивать общественные праздники и зрелища. При Солоне возросла роль народного собрания.
Окончательно афинская демократия сложилась к середине V в. до н. э., когда выдающиеся политические деятели Эфиальт и Перикл усовершенствовали законы Солона, усилив позиции демоса: теперь все граждане полиса приобрели право избираться на высшие должности (кроме должности военачальника).
«...У нас каждый человек в отдельности можете проявлять себя самодовлеющей личностью в самых разнообразных сторонах жизни». (Из речи Перикла об Афинах произнесенной в 431 г. до н. э.).
Народное собрание стало верховным органом власти и получило самые широкие полномочия: принимало законы, решало вопросы о войне и мире, заключало или расторгало договоры с другими полисами, избирало должностных лиц и проверяло их работу. На собраниях (а их проводили около 40 раз в год) все вопросы тщательно обсуждались и каждый и право высказать свою точку зрения. Не менее важны было и то, что все должностные лица избирались голосованием или по жребию и были подотчетны и сменяемы.
Как мы видим, многие принципы демократии, разработанные 25 веков назад, продолжают действовать в наше время, превратившись в своего рода вечные нормы жизни общества, которое заслуживает названия гражданского.
3. Спарта.
Этот полис располагался на юге Пелопоннесского полуострова, в плодородной долине реки Эврот.
Спартанское государство образовалось приблизительно к IX в. до н. э. и сначала состояло из пяти поселений греков-дорийцев. Дальнейшая жизнь полиса протекала в непрерывных войнах с соседними общинами. Спартанцы захватывали их земли, скот, а население превращали в рабов-илотов. Кроме илотов на спартанцев работали также периэки (живущие в округе, т. е. не спартанцы), которые были лично свободны, но платили дань. По преданию, вся жизнь в Спарте строилась на основе древнейших законов, введенных легендарным царем Ликургом.
Сами спартанцы (полноправные жители Спарты) были только воинами. Никто из них не занимался производительным трудом: поля спартанцев возделывали илоты. Вести торговлю могли только периэки, для спартанцев это занятие было запрещено, как и ремесло. В результате Спарта оставалась земледельческим полисом с замкнутой экономикой, в котором не могли развиться товарно-денежные отношения.
В Спарте сохранялись элементы жизни архаической родовой общины. В полисе не допускалась частная собственность на землю. Земля была поделена на равные участки, которые считались собственностью общины и не подлежали продаже. Рабы-илоты, как предполагают историки, тоже принадлежали государству, а не отдельным гражданам Спарты.
Кроме того, в полисе господствовал принцип уравнительности, что было предметом гордости спартанцев, называвших себя «общиной равных».
«...Какой смысл стремиться к богатству там, где своими установлениями о равных взносах на обед, об одинаковом для всех образе жизни законодатель пресек всякую охоту к деньгам ради приятной жизни?» (Греческий историк Ксенофонт о Спарте, 430—353 гг. до н. э.).
Спартанцы обитали в одинаковых скромных жилищах, носили одинаковую простую одежду, лишенную украшений, золотые и серебряные монеты были изъяты из обращения — вместо них имели хождение железные бруски. Легендарный царь Ликург ввел совместные трапезы, для устройства которых каждый должен был вносить свою долю (продуктами и деньгами). Младенцев с физическими недостатками уничтожали. Мальчики с 7 до 20 лет получали довольно суровое общественное воспитание. Достигнув совершеннолетия, они зачислялись в состав войска и служили до старости. Строго регламентированная жизнь Спарты! напоминала казарму. И это естественно: все преследовало одну цель — сделать из спартанцев мужественных, выносливых воинов.
Целям военизированного государства соответство вал и государственный строй Спарты. Во главе стояли два царя, выполнявшие обязанности военачальников, судей и жрецов, а также совет старейшин (герусия), состоявший из представителей знатных родов в возрасте не моложе 60 лет, и эфоры, своего рода контролирующий орган. В отличие от старейшин царей не избирали — это было наследственное звание. Цари имел большие привилегии, но не могли принимать решений без одобрения совета старейшин, который, в свою очередь, должен был опираться на мнение народного собрания. Но элементы демократии не получили развития в Спарте: народное собрание, хотя и считалось формально высшим органом, не имело большого влияния на политическую жизнь. В отличие от Афин на собраниях рядовые спартиаты не выступали с речами, не доказывали свою точку зрения, а криками выражали свое одобрение или неодобрение предложенным решениям. Строй Спарты можно назвать олигархическим.