Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 22:10, доклад
Мы уже упоминали о том, что во главу угла своих преобразований Столыпин ставил изменения в сфере экономики. С чего начать в ней? Премьер был убежден, и его выступления свидетельствуют об этом, что начинать необходимо с аграрной реформы. И сам Столыпин, и его оппоненты подчеркивали главную задачи реформы- создать богатое крестьянство, проникнутое идеей собственности и потому не нуждающееся в революции, выступающее как опора правительству.
При этом правительство считало
необходимым юридически закрепить
за гражданами возможность отстаивать
свои экономические интересы. Так, предлагалось
разрешить рабочим
Цель социальной политики П.А. Столыпина - формирование полноценного партнерства между работником и работодателем в рамках складывавшегося правового пространства, где были бы четко обозначены прерогативы и обязанности обеих сторон. Иными словами, правительство создавало условия для диалога между людьми, занятыми в общем деле производства, но зачастую говорившими на “разных языках”.
Судебная реформа
Права человека только тогда в полной
мере становятся правами, когда они
гарантированы государством, которое
реализует декларируемые
Законопроект “О преобразовании местного
суда” должен был способствовать
тому, что суд стал бы дешевле
и доступнее для населения. Он
предполагал восстановление в сельской
местности института мировых
судей, которые бы избирались земскими
собраниями (в городе - городскими думами).
Они бы рассматривали ограниченный
круг гражданских дел и уголовные
дела, не влекшие за собой особо
тяжких наказаний. Их решения можно
было оспаривать в вышестоящих инстанциях.
По сути дела, возрождение мирового
суда обозначало отказ от “обломков”
сословного судопроизводства - крестьянского
волостного и земского начальника,
преимущественно
Помимо этого, правительство П.А.
Столыпина внесло в Государственную
думу целый ряд инициатив, направленных
к укреплению единого правового
пространства Российской империи. Предполагалось
определить права человека во время
предварительного следствия, установить
условный срок осуждения, ввести принцип
гражданской и уголовной
Иными словами, предполагалось “вплести” в ткань законов Российской империи декларированные гражданские свободы, обеспечив процедуру их отстаивание и сделав ответственными за их осуществление все государство и каждого бюрократа в отдельности.
Третье июньская политическая система (1907—1914): |
Внутренняя политика. После революции
в России возникла новая система политической
организации государства, получившая
название «третьеиюньская монархия».
Внутреннюю политику правительства в
этот период обусловливали объективные
послереволюционные условия. С одной стороны,
она была нацелена на подавление антиправительственного
движения. С другой стороны, нельзя было
не считаться с уроками революции, которые
свидетельствовали о необходимости проведения
реформ для расширения социальной опоры
верховной власти. В связи с этим во внутренней
политике правительства прослеживалось
две линии: наступление реакции во всех
областях общественной жизни и лавирование
мужду разными социальными силами. Первая
линия реализовывалась административными
и идеологическими мероприятиями. Полицейско-чиновничьему
аппарату помогали печать и церковь. Вторая
линия осуществлялась путем принятия
и реализации новых законов.
Проведение контрреволюционной линии
опиралось на «Положение об усиленной
и чрезвычайной охране». Местные власти
получили право обыскивать помещения
любых учреждений и организаций, арестовывать
их членов. Тюрьмы были переполнены. Смертные
приговоры и казни стали повседневным
явлением. Были разгромлены многие организации
крестьян, студентов, демократической
интеллигенции, закрыта часть профсоюзов,
запрещено издание ряда демократических
газет и журналов.
Наиболее ярко идейное наступление отразилось
в сборнике статей о русской интеллигенции
«Вехи» (1909 г.). В нем авторы отстаивали
ненужность, вредность революционных
действий, благодарили «власть, которая
одна своими штыками охраняет нас (либералов.—
Авт.) от ярости народной». Церковь призывала
к христианскому смирению и сотрудничеству
с правительством. Представители черносотенных
организаций шли еще дальше, требуя смерти
для всех революционеров, прекращения
деятельности Думы.
Возможность лавирования и заигрывания
правительства с разными политическими
силами обеспечивал избирательный закон
от 3 июня 1907 г. Он изменил порядок думских
выборов. По нему 1 голос помещика приравнивался
к 4 голосам крупной буржуазии, 68 голосам
мелких городских собственников, 260 голосам
крестьян и 543 голосам рабочих. Рабочие
потеряли половину выборщиков, а крестьяне
— больше половины. Правительство убедилось
в том, что нельзя рассчитывать на монархическую
привязанность крестьянства, которую
перевешивает ненависть к помещикам. Избирательного
права были лишены 8 млн. жителей Урала,
Сибири и Средней Азии. Число депутатов
от национальных районов (Кавказ, Польша)
сократилось втрое. Выборы в III Думу были
невсеобщими, сословными и неравными,
многоступенчатыми и непрямыми. Они проходили
в обстановке террора, полицейских преследований.
III Государственная дума (ноябрь 1907 г.—
июнь 1912 г.). В нее вошло: 32% «правых»
депутатов; 33% октябристов составили центр;
12% кадетов, 3% трудовиков, 4,2% социал-демократов
и 6% от национальных партий заняли «левый»
фланг. Ни одна из фракций не получила
большинства. Результаты голосования
зависели от того, куда качнется «центр».
Если вправо, то образовывалось «правооктябристское»
большинство, поддерживавшее правительство.
Если влево, то создавалось «кадетско-октябристское»
большинство, готовое к реформам либерально-демократического
характера. Так сложился механизм парламентского
октябристского маятника, позволявшего
правительству П. А. Столыпина проводить
нужную ему линию, лавируя между «правыми»
и кадетами, то усиливая репрессии, то
проводя реформы.
В послереволюционных условиях перед
правительством по-новому встали три прежних
вопроса: рабочий, национальный и аграрный
Пять лет Дума обсуждала 4 законопроекта
о продолжительности рабочего дня, о страховании
и пенсиях для рабочих. Принятый в 1912 г.
закон о государственном страховании
от несчастных случаев и по болезни распространялся
только на 15% рабочих и создавал видимость
заботы правительства о них.
Национальная политика проводилась под
лозунгом «Россия для русских», т. с. усилились
русификаторские мероприятия. Они не находили
поддержки у окрепшей национальной буржуазии.
Шовинистические черносотенные организации
разжигали национальную рознь и антисемитизм.
Обострение социально-
В конце 1912 г. прошли выборы в IV Государственную
думу. Ее партийный состав почти не изменился
и в ней сохранилось два большинства (правооктябристское
и октябристско-кадетское). Однако общественное
движение значительно оживилось. Оформилась
новая либеральная Прогрессивная партия.
Ее возглавили представители крупной
буржуазии — А. И. Коновалов, П. П. Рябушинский,
С. Н. Третьяков и др. В своей программе
они выступали за конституционно-монархичсский
строй, расширение прав Думы и ответственность
министров перед ней. Прогрессисты занимали
промежуточное положение между октябристами
и кадетами, пытались добиться консолидации
либералов.
Вступление России в Первую мировую войну
в 1914 г. вызвало большой патриотический
подъем. На некоторое время утихли оппозиционные
выступления, почти все партии (кроме большевиков)
поддержали правительство. Однако поражения
на фронте, ухудение материального положения
трудящихся, стачки рабочих, неспособность
правительства стабилизировать обстановку
в стране - все это вызвало новое оживление
оппозиционного движения.
В 1915 г. часть депутатов Государственной
думы и Государственного совета образовали
Прогрессивный блок. В него вошли октябристы,
прогрессисты, кадеты, представители националистических
партий. Они потребовали создать правительство,
обладающее доверием общества и ответственное
перед Думой.
Ситуация усугублялась тем, что постепенно
падал авторитет верховной власти из-за
безраздельного влияния на царя и его
жену Г. Е. Распутина. Известный как «сибирский
пророк» и «святой старец», он проник в
дома высшей петербургской аристократии,
прославился финансовыми махинациями,
связями с подозрительными личностями,
распутством и пьянством. Г. Е. Распутин
вмешивался в государственные дела, смещал
и назначал министров. «Распутинщина»
была следствием и проявлением слабости,
неспособности царя найти правильный
курс во внутренней и внешней политике.
Монархисты сокрушались, считая, что этот
авантюрист компрометирует дом Романовых.
Думские деятели из либеральных фракций
страшились его угроз распустить Думу.
Демократическая общественность смеялась
над нелепым союзом царя и полуграмотного
мужика. Стремление смыть позор с династии
и предотвратить очередной разгон Думы
обусловило объединение монархистов и
либералов. Однако убийство Г. Е. Распутина
в декабре 1916 г. (В. М. Пуришкевич, князь
Ф. Ф. Юсупов, великий князь Дмитрий Павлович)
не предотвратило назревание политического
кризиса.
Царь все больше терял доверие народа.
Среди думских депутатов стала созревать
идея дворцового переворота с целью замены
царя и создания правительства, ответственного
перед Думой. Начались совещания представителей
разных политических партий, но они оказались
бесплодными. Революция перечеркнула
их планы, и ничто уже не могло спасти монархию.
Причины Первой мировой войны
Первая мировая война выросла
из противоречий двух групп
держав, соперничавших в борьбе
за экономический раздел мира.
Хотя предпосылки и лежали
в экономической сфере,
Ход войны
Поводом к мировой войне
стало убийство в г. Сараево
(Сербия) австрийского
Военные действия в Европе проходили в основном на двух фронтах: Западном (Франция) и Восточном (Россия). На Восточном (Русском) фронте было деление на Северо-Западный фронт (Пруссия, Прибалтика и Польша) и Юго-Западный (Галиция, Карпаты).
Русской армии пришлось начать наступление, не дожидаясь завершения мобилизации, для спасения армий союзников. Военные действия сначала разворачивались на Северо-Западном фронте, где русским войскам было нанесено поражение в Восточной Пруссии (4 августа - 2 сентября 1914 г .). На Юго-Западном фронте - 5-21 августа удалось разгромить соединения австро-венгерской армии и в начале сентября 1914 г . занять Галицию. В сентябре-ноябре на территории Польши проходили два крупных сражения -Варшавско-Ивангородское и Лодзинское. Однако из-за недостатка вооружения и больших потерь было решено приостановить наступление.
Успешные военные действия русских
войск в Германии в начале 1915г.
вынудили немецкое командование провести
перегруппировку сил и
Брусиловский прорыв
Настойчивые призывы
Брестский мир
Страна требовала выхода из войны. 26.10.1917 большевиками был провозглашен Декрет о мире. Первые переговоры о мире с Германией оказались сорваны Троцким. После больших потерь на фронте мир все-таки был заключен. 3.03.1918 в Брест-Литовске был заключен мир. Условия этого мира для страны Советов оказались тяжелыми. Была потеряна Польша, Прибалтика, части Белоруссии и Украины, а также некоторые другие территории. В общей сложности Россия теряла 800 тысяч кв. км. Территории, 56 млн. населения, что составляло практически треть, 27% обрабатываемой земли, 33%текстильной и 75% металлургической промышленности, 89% добычи каменного угля. Также Россия выплачивала 3 млрд. рублей контрибуции. Угроза дальнейшего продвижения германских войск побудила советское правительство в марте 1918 года перенести столицу из Петрограда в Москву.
Выход России из войны
Внутриполитический кризис, вылившийся
в Февральскую революцию,