Аграрная реформа П.А.Столыпина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 17:59, реферат

Описание работы

Несмотря на попытки самодержавия приспособиться к развитию капитализма в стране, противоречия, существовавшие между царизмом и буржуазией, а вернее, между феодализмом и капитализмом нарастали. Отношения царизма и буржуазии осложнялись, прежде всего, тем, что в России не было официально признанной общеправительственной программы экономического развития. И хотя в результате революции 27 отктября 1905 г царем был подписан указ об образовании Министерства торговли и промышленности, решающее слово в определении экономической политики в России оставалась за самодержавием.

Файлы: 1 файл

столыпин.docx

— 26.72 Кб (Скачать файл)

3.1 Аграрная реформа  П.А. Столыпина

 

Несмотря  на попытки самодержавия приспособиться к развитию капитализма в стране, противоречия, существовавшие между  царизмом и буржуазией, а вернее, между феодализмом и капитализмом нарастали. Отношения царизма и  буржуазии осложнялись, прежде всего, тем, что в России не было официально признанной общеправительственной  программы экономического развития. И хотя в результате революции 27 отктября 1905 г царем был подписан указ об образовании Министерства торговли и промышленности, решающее слово  в определении экономической  политики в России оставалась за самодержавием.

С 1905г важным элементом торгово-промышленной политики царского правительства становится отказ от приоритетности промышленного  развития страны и усиления внимания к аграрному сектору экономики.

Начало аграрной реформе, вдохновителем и разработчиком  которой был А.П. Столыпин, было дано указом от 9 ноября 1906г. После очень  сложного обсуждения в Государственной  думе и Государственном совете указ 14 июня 1910г был утвержден царем  как закон. Дополнением к нему послужил закон о землеустройстве  от 29 мая 1911г. Уже одна только длительность прохождения закона свидетельствует  о том, что все - и правительство, и общество – понимали социально- политические последствия разных вариантов  решения аграрного вопроса.

План аграрной реформы складывается у Столыпина, видимо, в период его губернаторства в Гродно — он имеет возможность  сравнить жизнь крестьян российских и прусских, в Саратове — лучше  узнать положение в русской деревне.

Существо  столыпинской реформы заключалось  в том, чтобы, отменив оставшиеся выкупные платежи, дать возможность  всем крестьянам право свободно выходить из общины и закреплять за собой  надельную землю в наследуемую  частную собственность. При этом подразумевалось, что чисто экономическими методами можно побудить помещиков  продавать свою землю крестьянам, а также использовать государственные  и иные земли для наделения  ими крестьян.

Предполагалось, что постепенно число крестьянских собственников и площадь земли  в их руках будут возрастать, а  община и помещики будут ослабевать. В результате должен был быть решен  извечный для России аграрный вопрос, причем мирно и эволюционно. Так  оно и было, многие помещики уже  продавали земли, а Крестьянский банк их покупал и продавал на условиях льготного кредитования желающим крестьянам.

Вопрос в  том, правильно ли было уповать на эволюционность этого процесса, ведь результате Первой мировой войны  и революции реформу завершить  не успели, или надо было действовать  более решительно. Было три пути:

- отнять  землю у помещиков;

- ничего  не делать;

- подтолкнуть  помещиков и крестьян к реформе  без нарушения права частной  собственности.

П.А. Столыпин выбрал третий вариант, он всегда выступал за достаточно решительные действия в рамках закона и без насилия. Он понимал, что болезни России требуют  радикального вмешательства, и был  подобен врачу, который лечит  пациента вопреки желаниям больного, который без лечения неминуемо  погибнет.

Ответ Петра  Аркадьевича на главный вопрос текущего момента был предельно четок  и прост: "Естественным противовесом общинному началу является единоличная собственность. Она же служит залогом порядка, т. к. мелкий собственник представляет из себя ту ячейку, на которой покоится устойчивый порядок в государстве" [6]. Собственность на землю, таким образом, приобретает универсальное значение как инструмент реформирования всего общества.

Выход из кризиса  по П. Столыпину состоял в следующем: "...Если бы дать возможность трудолюбивому землеробу получить сначала временно, а затем закрепить за ним отдельный участок, вырезанный из государственных земель или из земельного фонда Крестьянского банка, причем обеспечена была бы наличность воды и другие насущные условия культурного землепользования, то наряду с общиной, где она жизненна, появился бы самостоятельный, зажиточный поселянин, устойчивый представитель земли " [6].

Политический  аспект проблемы, по мнению Столыпина, состоял в следующем. Главный  враг крестьянина - "третий элемент", то есть деклассированная левая интеллигенция, питающая врожденную антипатию к  традициям русского хозяйствования, к деревне и сельскому люду, но подстрекающая крестьянина к  бунтам и экспроприации имений.

Для борьбы с этими "бесами" П. Столыпин предложил  поддерживать нарождение земельной  партии, имеющей корни в народе, которая, противопоставленная теоретикам, могла бы обезвредить "третий элемент". К сожалению, данный проект никогда  не был реализован, а попытки сотрудничать с правыми и правоцентристскими партиями имели лишь временный успех.

Столыпинская  аграрная реформа в корне отличалась от идеи левых политиков конфисковать землю у помещиков и просто раздать ее. Во-первых, такой подход был неприемлем с точки зрения норм цивилизованной частной собственности. Во-вторых, то, что дается даром, в  России редко используется эффективно. Традиционный для нас лозунг "отнять и поделить" никогда никому не приносил пользы. Нельзя создать ответственного собственника, нарушая права собственности  других.

16 ноября 1907 г. П.А. Столыпин говорил депутатам  Третьей Государственной думы: «Не беспорядочная раздача земель, не успокоение бунта подачками, - бунт погашается силою, - а признание неприкосновенности частной собственности, и как последствие отсюда вытекающее - создание мелкой земельной собственности, реальное право выхода из общины и разрешение вопросов улучшенного землепользования - вот задачи, осуществление которых правительство считало и считает вопросами бытия русской державы» [6]. К сожалению, и сегодня, 90 лет спустя, в России нет реальной неприкосновенности частной собственности. Так и не решена до конца земельная проблема, несмотря на соответствующие записи в Конституции.

По сути дела, П. Столыпин придерживался чисто  экономических принципов реформирования экономики, хотя и полагал, что невежественных крестьян для их же пользы следует  всячески подталкивать к выходу из общины, в том числе иногда и  административными методами.

Конечно, существование  общины и доминирование помещиков  было отражением политической системы  тогдашней России. В этом смысле против Петра Столыпина выступали  не только левые, которые хотели насильственной экспроприации земли для передачи крестьянам, но и правые, которые  видели в реформе прямую угрозу существующему  политическому строю. Петру Аркадьевичу  приходилось бороться с собственным  классом, со своими коллегами по правящей верхушке.

Был и еще  один вопрос, который был составной  частью аграрной реформы. В начале двадцатого века в России остро стояла проблема нехватки земли, и любая реформа  должна была затронуть эту проблему. Эта проблема встала на повестку дня, прежде всего из-за отсутствия реформ, крайне низкой производительности труда, неправильной агротехники, чересполосицы  и т. д. Весь мир продвинулся вперед, а Россия стояла на месте. В результате с ростом численности населения  все больше ощущалась нехватка земли, так называемое аграрное перенаселение, что усиливало социальную напряженность  в деревне.

Поскольку ликвидация общины не могла дать немедленных  результатов, составной частью реформы  фактически стало введение в оборот государственных и банковских земель и содействие переселению крестьян в Сибирь. Два этих процесса шли  параллельно.

В марте 1906 г. вышел указ о землеустроительных комиссиях, и временные правила  о них были внесены в Думу. Но законом они стали лишь 29 марта 1911г. (это не сдержало работу по землеустройству). Двенадцатого августа 1906 г. Крестьянскому  поземельному банку передали для  продажи малоземельным крестьянам удельные земли и затем 27 августа 1906 г. - казенные земли (правда, значительная их часть уже была в аренде у  крестьян).

10 октября  1906 г. Столыпин докладывал и  самостоятельно защищал проект  реформы на заседании Совета министров. Все члены правительства находили, что "община не заслуживает далее покровительства закона". Разногласия были лишь по вопросу: проводить законопроект о реформе по 87-й статье (указом царя) или дождаться созыва Государственной думы? Меньшинство министров считали необходимым опереться на народное представительство, то есть внести вопрос на рассмотрение Государственной думы.

9 ноября 1906 г. проект "Особого журнала"  Совета министров был доложен  царю Николаю II, который написал на нем положительную резолюцию: "Согласен с мнением председателя и 7 членов". Реформа получила четкие очертания.

Она начала осуществляться с принятия двух важнейших  указов царя. Первый был выпущен  в развитие Указа от 3 ноября 1905 г. (при С.Ю. Витте) об уменьшении выкупных платежей крестьян с 1 января 1906 г. наполовину, а с 1 января 1907 г. - полностью. Второй - в развитие Указа о помощи Крестьянского  банка малоземельным крестьянам в покупке земли (правда, этот указ практически не исполнялся).

9 ноября 1906 г. последовал Указ о крестьянском  землевладении и землепользовании. Этот важнейший указ дал каждому  владельцу общинного надела право  закрепить его себе в личную  собственность. При этом в общинах,  где не было переделов в  течение 24 лет, за крестьянином  закреплялся весь его надел,  а в остальных за излишки  сверх расчетной доли каждого  члена общества надо было платить  обществу по первоначальной средней  выкупной цене за десятину.

Первая статья данного указа часто цитируется и гласит: "Каждый домохозяин, владеющий надельною землею на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собою в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли". По сути дела, крестьянину давали свободу от оков общины.

В указе говорилось, что выход из общины осуществляется в месячный срок после подачи заявления  по приговору общины простым большинством голосов, причем община устанавливает  конкретный участок земли и необходимую  доплату. Если общество в указанный  срок не делает такого приговора, то все  полномочия переходят земскому начальнику или соответствующему ему должностному лицу.

Выходящий из общины мог также требовать, чтобы  ему выделяли участок в одном  месте (а не в разных местах), а  при невозможности этого - получить в качестве компенсации за разрозненные участки некоторые деньги. Чересполосица  в основном сохранялась.

5 декабря  1908 г. П. Столыпин говорил об  этом указе: "В основу закона 9 ноября положена определенная мысль, определенный принцип. В тех местностях России, где личность крестьянина уже получила определенное развитие, где община, как принудительный союз, ставит преграду для самостоятельности, там необходимо дать ему свободу трудиться, богатеть, распоряжаться своей собственностью; надо дать ему власть над землею, надо избавить его от кабалы отживающего общинного строя" [6] .

Далее он разъяснял  свою позицию относительно общины: "Неужели не ясно, что кабала общины, гнет семейной собственности является для 90 млн. населения горькой неволей? Неужто забыто, что этот путь уже испробован, что колоссальный опыт опеки над громадной частью нашего населения потерпел уже громадную неудачу? Нельзя возвращаться на этот путь, нельзя только на верхах развешивать флаги какой-то мнимой свободы. Необходимо думать и о низах, нельзя уходить от черной работы, нельзя забывать, что мы призваны освободить народ от нищенства, от невежества, от бесправия” [6] .

Кроме того, в той же речи Петр Столыпин сделал свое знаменитое замечание о том, для кого пишутся законы: "…проводя в порядке ст. 87 закон 9 ноября 1906 г., оно (правительство) делало ставку не на убогих и пьяных, а на крепких и на сильных" [6] . Эти слова особенно ценны, так как лишены традиционного популизма политиков, П. Столыпин твердо верил, что законы надо писать для сильных и разумных, что "нельзя ставить преграды обогащению сильного для того, чтобы слабые разделили с ним его нищету" [6] .

По сути дела, указ сводился к насаждению частной  собственности на землю путем  облегчения выхода из общины и развития хуторского и отрубного хозяйства  на надельных землях взамен чересполосицы. При этом выход из общины стимулировался, например, льготами по покупке земли у общины, а также землеустроительным, финансовым и кредитным содействием новым хозяевам.

Циркуляр  Министерства внутренних дел от 9 декабря 1906 г. установил, что если крестьянин подал заявление о выходе после  решения схода об очередном переделе, но до его утверждения уездным  съездом, то он закрепляет надел в  прежнем размере. То есть фактически государство прекратило переделы, так  как каждый теряющий хорошую землю  мог выйти из общины и тем самым  остановить передел. На этот циркуляр было столько жалоб, что в декабре 1907 г. его отменили, но свою положительную  роль он сыграл.

Наконец, 14 июня 1910 г. был издан Закон об изменении  и дополнении некоторых постановлений  о крестьянском землевладении, который  фактически в принудительном порядке  признавал личными собственниками всех домохозяев тех общин, где не производились переделы в течение 24 лет. Теперь разверстывать стали  целые селения. Это было желание  ускорить процесс земельной реформы, но породило много скандалов и  противоречий, так как уже нельзя было осуществлять передел земли.

Информация о работе Аграрная реформа П.А.Столыпина