Аграрное развитие северной и средней италии, восстание дольчино

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 12:37, контрольная работа

Описание работы

В своей работе я постараюсь проанализировать специфику феодальных отношений во владениях различных социальных групп города и деревни: пополанов, феодальной знати, выделяя внутри этих социальных слоев различные имущественные и социальные группировки.
Целью работы является рассмотрение влияния города на развитие сельской коммуны.
Для решения поставленной цели необходимо поставить своей задачей более подробное рассматривание вопроса аграрной истории Италии и политики города, взаимодействие и взаимовлияние города и деревни.

Содержание работы

Введение 4
1. Влияние города на развитие деревни 6
2. Социальное содержание ереси «апостольских братьев» 10
3. Основные вехи истории восстания Дольчино 14
Заключение 17

Файлы: 1 файл

контрольная моя.doc

— 119.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Историю средневековой Италии невозможно представить себе в отрыве, обособлении  от истории города. Передовые итальянские  города с их развитой промышленностью, элементами раннекапиталистической организации затронувшей банковско-кредитное дело, торговлю которые «преобразовали» деревню в прогрессивном направлении. Об этом свидетельствует широкое распространение полукапиталистической-полуфеодальной испольщины, в первую очередь во владениях горожан, появление в хозяйствах пополанов наемных работников, агротехнические преобразования на городских землях.

В работах по аграрной истории Италии авторы средних или более молодых  поколений историков при различии подходов и методов исследования главное внимание уделяют анализу экономических и социальных преобразований в деревне. В ряде исследований рассматриваются возникновение  и характерные черты распространенной в Италии аренды – истольщины. Определенное место занимают и отдельные аспекты политики города, анализируется положение арендаторов на пополанских землях.

Я считаю целесообразным, исследуя взаимодействие и взаимовлияние города и деревни  проанализировать, в сравнительном  плане специфику феодальных отношений  во владениях разных социальных групп  города и деревни, что определяет проблему исследования предложенной темы.

Из-за рассмотрения историками только проблем экономических и социальных преобразований в деревне, возникновение  и преобразование города, рассмотрение вопроса взаимовлияния и взаимодействия города на развитие деревни является актуальным. Поэтому следует подойти к этому вопросу более тщательно.

В своей работе я постараюсь проанализировать специфику феодальных отношений  во владениях различных социальных групп города и деревни: пополанов, феодальной знати, выделяя внутри этих социальных слоев различные имущественные и социальные группировки.

 Целью работы является рассмотрение  влияния города на развитие  сельской коммуны.

Для решения поставленной цели необходимо поставить своей задачей более  подробное рассматривание вопроса аграрной истории Италии и политики города, взаимодействие и взаимовлияние города и деревни.

Во второй части этой контрольной поднимается тема восстания Дольчино.

Италия в XIII-XIV вв. представляла собой  страну, в которой социальные противоречия были обострены до крайности. Развитие элементов раннекапиталистического производства в городе и товарно-денежных отношений в деревне вело к обезземеливанию крестьянства и обнищанию широких масс трудящихся. Традиционные формы общественных отношений и старый уклад жизни рушились, оставляя за бортом десятки тысяч крестьян и ремесленников. Обстановка всеобщей неуверенности и массового недовольства вела к тому, что в обществе получили широкое распространение многочисленные ереси, некоторые из них стали перерастать рамки обычного оппозиционного общенародного движения, превращаясь в «выражение потребностей крестьян и плебеев». Этот процесс постепенного перерастания «общенародной» ереси в «резко выделяющейся партийное воззрение» крестьян и плебеев (Энгельс) хорошо прослеживается на примере ереси апостольских братьев: проанализировать его - главная задача данной работы, посвященной этой теме.

Перерастание ереси общенародной, в основе своей бюргерской, в ересь  крестьянско-плебейскую у апостоликов  можно проследить на нескольких проблемных вопросах. Один из них - отношение к собственности. В первую очередь следует разобраться в существе основных, имевших место в средневековой ересиологии принципов. Это, во-первых, отказ от имущества, проповедь бедности, во-вторых, общность имущества. В основе и того и другого требования лежит идея социального равенства, вытекающая из «равенства сынов Божьих».

. По словам Энгельса, крестьянско-плебейская  ересь «почти всегда сочеталась  с восстанием», но процесс активизации  ереси, превращения ее открытое революционное выступление был постепенным и длинным. Теоретической базой деятельности еретиков были хилиастические идеи Евангелия, то есть учение о втором пришествии Христа и установлении «тысячелетнего царства справедливости и благоденствия», наиболее подробно изложенное в Апокалипсисе.

Еще более революционный смысл  приобретает учение о «грядущем  царстве божьем на земле» в творчестве Дольчино и в деятельности апостоликов  в период восстания. В ходе восстания  открытая вооруженная борьба, насилие над врагом не только допускаются, но и санкционируются теорией, приобретая характер догмы; к этому восставших приводит логика борьбы.

В современной итальянской историографии  движение апостольских братьев рассматривается  как чисто религиозное явление, не имеющее под собой никакой социальной основы. Данные авторы разбирают взгляды апостоликов лишь как самостоятельную религиозно-догматическую идею, не имеющую никакого отношения к конкретной действительности. Поэтому очень важно не просто показать эволюцию этой идеи, а вскрыть и выяснить ее социальное содержание, ее связь с жизнью, выяснить антифеодальную направленность вообще идеологии апостольских братьев, что определяет проблему исследования и является актуальным вопросом.

Для решения поставленной ранее цели необходимо поставить своей задачей – выяснение социального содержания ереси апостольских братьев, проследить основные вехи восстания Дольчино и ответить на вопрос: Можно ли считать это восстание крестьянской войной?

  1. Влияние города на развитие деревни

 

 

В отличии от многих других стран  Западной Европы Италия в течении  всего средневековья оставалась политически раздробленной. Северная Италия, Папская область, Южная Италия и в экономическом и в политическом отношении развивалась совершенно обособленно.

По уровню экономического развития и в ранее средневековье, и  в эпоху развитого феодализма Северная и Средняя Италия превосходила все страны Западной Европы. В XI – XII вв. происходил бурный подъем ремесла и торговли. Значительный подъем наблюдался в сукноделии, производстве льняных тканей, добыче металлов и металлообработке, кораблестроении. К концу XII в. в большинстве городов появились цехи.

Широко развивалась торговля. В  ряде городов наряду с постоянными  рынками периодически собирались ярмарки  на которые приезжали не только итальянские но и чужеземные купцы. Возросла посредническая торговля по Средиземному морю. Торговля с Востоком приносила итальянским городам баснословные прибыли.

Города в Италии, как и в  других странах Европы, находились сначала под властью сеньоров – большей частью епископов. С конца IX в. города Северной и Средней Италии вступили в вооруженную борьбу с сеньорами, которая завершилась в XII в. созданием независимых коммун, но административной самостоятельности еще не достаточно. Коммуна – это ассоциация жителей, экономической основой которой была собственность (или владение, но с широкими правами распоряжения – продажи, дарения, передачи в аренду) на общинные угодья: леса, пастбища, реки, озера, рыбные топи. Нередко комунна пыталась присвоить себе некоторые верховные права и на все земли, расположенные на ее территории. Во главе коммуны стояли консулы, избираемые обычно на год, которые осуществляли административную и судебную власть, ведали городским ополчением и финансами, поддерживали внешние сношения с другими коммунами и государствами. Высшим достижением коммуны было принятие ею особого законодательства – статутов коммуны.

Борьба городов Северной и Средней  Италии против феодалов не окончилась созданием коммун. Города стремились подчинить своему господству сельскую округу – контадо и проживавших там феодалов. Горожане не могли жить в безопасности, пока рядом находились феодальные замки, из которых совершались нападения и грабежи. К тому же феодалы требовали с купцов пошлины за проезд через их владения. Поэтому подчинение сельской округи стало настоятельной необходимостью для дальнейшего развития городов. Господство над сельской округой решало проблему снабжения города продовольствием, что было особенно важным в условиях частых войн с феодалами и соседними коммунами. Вместе с тем оно давало возможность городским ремесленникам  и купцам подчинить себе сельское ремесло.

В результате бурного развития ремесла  и торговли и широкого распространения  товарно-денежных отношений в Северной и Средней Италии рано началась ликвидация крепостной зависимости. В IX в. почти исчезла барская запашка. Феодалы сдавали землю в аренду или продавали денежным людям. В XII - XIII вв. повсеместно происходило освобождение крестьян от личной зависимости, чему способствовала политика городских коммун, нередко в законодательном порядке объявлявших о ликвидации крепостничества. Политика коммун ослабляла позиции феодалов в контадо, увеличивала количество населения, способного платить налоги и нести военную службу, улучшала снабжение города продуктами и обеспечивала городских предпринимателей свободной рабочей силой.

Освободившиеся крестьяне были большей частью лишены земельных  наделов, так как не имели возможности  их выкупить. Земля оставалась собственность  феодалов. Таким образом, освобождение крестьян хоть и было само по себе прогрессивным явлением, не привело к повышению уровня их жизни. Наоборот, эксплуатация увеличивалась.

Подавляющая часть крестьян превратилась в наследственных арендаторов на условиях уплаты  ⅓– ¼ урожая. В Тоскане преобладала аренда типа испольщины. Испольщики обычно получали от земельного собственника инвентарь, рабочий скот и семена. До истечения срока аренды крестьянин не мог оставить участок под угрозой тяжелого наказания – уплаты большого штрафа и насильственного возвращения на прежнее место. В лучшем положении были зажиточные крестьяне, добившиеся более выгодных условий аренды с уплатой фиксированного чинша и свободным распоряжением арендуемым участком. Многие обедневшие крестьяне становились сельскими батраками или уходили в город на заработки.

В XII в города Северной и Средней Италии постепенно подчиняли своему господству грандов, разрушали их замки, а самих феодалов заставляли жить в пределах городских стен на положении вассалов коммуны. Так городские коммуны подчинили контадо, простиравшееся обычно в радиусе 15-20 км от города. Городские власти стремились принимать участие в составлении, утверждении, а также пересмотре сельских статутов, назначении должностных лиц сельских коммун. Функции городской администрации постепенно расширялись, компетенция же должностных лиц сельских коммун сужалась; в будущем им отводилась роль верных исполнителей городских решений. Правда, наиболее отчетливо эта тенденция проявилась в XIV в.

Городские постановления о порядке проведения сельскохозяйственных работ на территории сельских коммун округи, устройстве мелиоративных сооружений, разведении садов и виноградников, порядке обработки пустующих земель в определенной степени содействовали хозяйственному прогрессу. В то же время все повышающиеся налоги, требования исполнения все новых повинностей в пользу городской коммуны, большие ограничения и строгая регламентация торговли зерном и другими продуктами стесняли возможности расширения сельскохозяйственного производства отдельных хозяйств. Наиболее тяжело отражалась на сельских коммунах городская налоговая политика. Помимо налогов, взимавшихся подворно или поимущественно, с коммун требовали единовременные взносы, особенно на военные нужды, поставки фуража и лошадей для армии, продовольствия для городского населения, участия в городском ополчении.

По своему социальному составу  коммуны были неоднородны. Жители коммун (особенно крупных) являлись многие представители  торгово-ремесленных слоев –  пополаны, а также феодальные сеньоры. Пополаны были активно представлены во всех выборных органах коммуны, чему способствовал требовавшийся там высокий имущественный ценз.

Конец XII и XIII вв. – период, когда большая часть сельских коммун, одержав победу в борьбе с феодальными сеньорами за собственность или широкое распоряжение общинными угодьями, политико-аднимистративную автономию, достигла высшей степени своей самостоятельности и свободы, закрепленной в статутах, которые они сами и издавали.

Господство феодалов, там, где оно  было сломлено, сменялось очень часто подчинением сельской коммуны городу. Нередко сельская коммуна продолжала одновременно подчиняться городу и феодальному сеньору, чаще всего епископу.  В XIV – XV вв. возросла власть городов и сеньоров над сельскими коммунами.

Городские власти прежде всего стремились принять участие в составлении статутов сельских коммун; если их составляли специально избранные для этой цели представители сельской коммуны, то наряду с ними в этой процедуре участвовал городской нотарий.

Городские должностные лица стали утверждать сельские статуты, пересматривая и отменять те из них, которые они находили противоречащими интересам города; часть прежних постановлений сельских коммун включались в городские статуты.

Подчинение сельских коммун городу достигалось и путем сокращения сферы деятельности должностных лиц сельских коммун: города нередко присваивали себе право определять те функции, которые оставались на долю администрации сельских коммун. Почти во все более или менее крупные сельские коммуны города назначали своих подеста, ректоров, викариев, к которым переходил все больший круг дел.

В городские статуты включались постановления о налогах в  пользу города-сеньора, общественных повинностях  в контадо и дистретто, в порядке  доставки сельскими коммунами продовольствия городу и запрещении его экспорта за пределы дистретто, проведении в коммунах разного рода сельскохозяйственных работ, о времени начала и окончания, устройстве ирригационных каналов, разведении огородов, садов и виноградников и т. п.

И если некоторые из этих  постановлений способствовали хозяйственному прогрессу, росту производства, то большинство их в XIV в. и позже стесняли инициативу и самостоятельность коммун и в первую очередь возможность предпринимательской деятельности их зажиточных слоев. Еще более ограничивали расширение объема производства отдельных хозяйств предписания города о строгой регламентации торговли зерновыми и некоторыми другими сельскохозяйственными продуктами, и особенно принудительная реквизиция зерна (неурожаи и голодовки, убыль населения увеличивали тяжесть таких поборов). Наиболее тягостными были многочисленные налоги, как и поимущественные, так и подворные, постоянные и очень часто чрезвычайные: на военные и иные нужды, участие в городском войске и т.п., торговые пошлины и сборы и т.п.

Информация о работе Аграрное развитие северной и средней италии, восстание дольчино