Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 07:43, реферат
Выбранный Временным правительством курс: "Все вопросы государственного переустройства решать только через Учредительное собрание", – очерчивает две важные группы проблем: проблема созыва Учредительного собрания и проблема регулировки жизни до созыва Учредительного собрания. Соответственно, и аграрные вопросы можно разделить на стратегические (подготовка земельной реформы) и тактические (подготовка земельного фонда к Учредительному собранию).
Более четко действовал министр в отношении казенных земель и угодий, но стоит отметить, что в местах наибольшей аграрной напряженности процент казенных земель был крайне невелик.
Политика правительства вызывала активное давление на него извне. Самым главным рычагом здесь был Совет рабочих и солдатских депутатов. Разногласия между ними по вопросам о мире, земле, в рабочем вопросе постоянно давали о себе знать. Ведь именно при его поддержке Керенский свалил Милюкова и заставил кадетов перейти в оппозицию. Но позиция Совета по отношению к правительству была довольно интересна. Ведь до самого образования коалиционного правительств Совет выступал против такой идеи. Это отмечали многие современники. П.Н.Милюков писал: "Наиболее влиятельные руководители Совета, вместе с И.Г.Церетели, вовсе не были склонны нести ответственность за пользование правительственной властью в такую ответственную и трудную минуту" (21). В.М.Чернов довольно метко подметил "властебоязнь" "сибирских циммервальдовцев", и в первую очередь, Церетели (22). Правда, и он сам не был решительным сторонником коалиции. Как отмечал Керенский, 26 апреля "против вхождения социалистов в правительство решительно выступили не только некоторые либералы, но и некоторые меньшевики и с.-р. (особенно Чернов и Церетели), которые в равной степени не желали сотрудничать с Временным правительством" (23). 29 апреля Исполнительный комитет (ИК) Всероссийского совета рабочих и солдатских депутатов (ВСРиСД) отказался послать своих представителей во Временное правительство.
"Однако мысль руководящей группы в правительстве (...) окончательно остановилась на идее коалиции с членами партий, входивших в Совет, как на лучшем выходе из создавшегося положения" (24). Как вспоминал А.Ф.Керенский, "24 апреля я заявил, что выйду из состава правительства, если Милюков не будет переведен на пост министра просвещения. Одновременно я потребовал немедленно ввести в правительство представителей социалистических партий" (25).
Только выход из правительства Гучкова и выработка принципа ответственности министров-социалистов перед Советом рабочих и солдатских депутатов, а также давление со стороны Советов, иностранных социалистов, Керенского дали возможность коалиции появиться.
В советской историографии
традиционно принято деление
коалиционных правительств по принципу
министры-социалисты, министры-капиталисты.
Однако при более внимательном изучении
проблемы можно легко выделить из
состава правительства ряд
Так, в первом Коалиционном правительство можно выделить три группировки: кадетская фракция, группа Керенского, группа Чернова. Наиболее влиятельной и сложной была группа А.Ф.Керенского. Она состояла как бы из трех частей: "триумвирата", социалистов и "болота". Центральное ядро, получившее название "триумвирата", действительно держало в руках все руководство деятельностью "коалиции" (25а). "Болото" составляли правые министры-керенцы.
Керенский – социалист
весьма условный – полагал, "что
Временное правительство
Церетели – несомненно, один из лидеров Совета – как было отмечено выше, страдал "властебоязнью", которая была присуща многим меньшевикам. Поэтому, оказавшись в правительстве и заняв малозначительный пост министра почт и телеграфов, он стал "замечательным специалистом по межпартийной тактике" (27) и верным сторонником коалиции. То же можно отнести и к М.И.Скобелеву. Его, как сказал Церетели, "пришлось отдать в правительство" (28). Четвертым "министром из исполкома" был В.М.Чернов, о котором будет сказано ниже. Вошедшие в правительство А.В.Пешехонов и П.Н.Переверзев относятся к столь правым социалистам, что их сложно присоединять к социалистической группе.
Кадетская группа (Шингарев, Шаховской, Мануйлов) после выхода из правительства П.Н.Милюкова составила небольшую, но весьма боевую оппозицию, которую по ряду вопросов поддерживал и премьер, князь Г.Е.Львов.
В.М.Чернова "группой" можно назвать лишь условно. Выступая по общеполитическим вопросам вместе с министрами-социалистами, он, тем не менее, стоял в правительстве несколько особняком. Причин здесь несколько. Во-первых, как отмечал сам Чернов, пост министра земледелия он должен был занять под давлением Всероссийского совета крестьянских депутатов (ВСКД) и Партии социалистов-революционеров (П.С.Р.) (29); его сложно отнести к сторонникам коалиции. Во-вторых, имея вне кабинета поддержку ВСРиСД, ВСКД и многих миллионов крестьян, "селянский министр" имел крайне плохие отношения с ведущими правительственными группировками. Давние идеологические разногласия с кадетами, практически по всем основным вопросам, дополнялись личной враждой с Керенским, который очень болезненно относился к партийному и общественному авторитету Чернова. Ведь при создании правительства, как писал П.Н.Милюков, "В.М.Чернов навязывался по необходимости: он был шефом там, где сам Керенский был только новичком, и его нельзя было оставить за кулисами" (30). Помимо этого предполагалось использовать авторитет Чернова для влияния на крестьян-солдат. Ему предлагали "авансом" объехать фронт для поднятия боевого духа. Он вспоминал: "Я ответил, что сам бесконечно рад перспективе такого объезда, как и объезда после этого наиболее типичных земледельческих районов с сильными крестьянскими организациями; но срок этого объезда для меня определится моментом, когда я смогу поехать не с пустыми руками, а вооруженный рядом временных мер, ставящих нашу земельную политику на твердые рельсы подготовляющейся и развертывающейся аграрной реформы" (31).
Министром земледелия в первом коалиционном правительстве стал В.М.Чернов. Назначение на этот пост вызвало немало споров. Кадеты не хотели отдавать пост, позволяющий держать и продовольствие, и земледелие. Однако политика Шингарева, совершенно не оправдавшая себя в земельном вопросе (последнее время он де-факто работал под диктовку социалистов), заставила их отдать земледелие. На совещании 3-го мая правительства, Временного комитета Государственной думы и Совета вопрос о назначении на этот пост Чернова вызвал оживленную дискуссию. Помимо П.С-Р, Чернова поддерживал Совет крестьянских депутатов. Против выступали кадеты и народные социалисты (32).
Вопрос этот решился лишь после того, как единогласно было решено создать особое министерство продовольствия (33).
Лидер партии социалистов-революционеров, В.М.Чернов занял пост министра земледелия не случайно. В отличие от Шингарева, этот профессиональный революционер довольно близко был знаком с аграрным вопросом. Он заложил основы аграрной концепции П.С-Р, был крупным аграрным публицистом. Кроме того, Чернов обладал огромным авторитетом среди крестьян. Однако лево-центристские взгляды и нежелание подчиняться правой линии коалиции делали его существование в правительстве нелегким.
Такая расстановка сил
обеспечивала преобладающее влияние
на политику правительства со стороны
группы Керенского. От Совета в правительство
вошло одно название. Единственным
строптивцем оказывался Чернов, но
он был необходим для влияния
на крестьян. Однако, явно механическое
соединение социалистов и капиталистов
под знаменем "коалиции", а также
позиция Керенского в вопросе
взаимоотношений Совета и Временного
правительства грозили
Политика коалиционного правительства была определена декларацией от 5 мая. Ее аграрный раздел гласил: "Предоставляя Учредительному собранию решать вопрос о переходе земли в руки трудящихся и выполняя для этого подготовительные работы, Временное правительство примет все необходимые меры, чтобы обеспечить наибольшее производство хлеба для нуждающейся в нем страны и чтобы регулировать землепользование в интересах народного хозяйства и трудящегося населения" (34).
В.М.Чернов, которого поддерживал ВСКД, полагал, что надо устранить саму почву для конфликтов, создав широкую сеть местных органов земельного самоуправления с четко определенными законом правами для решения всех проблем, возникающих на местах в период до созыва У.С. При этом он предлагал при решении проблем на местах руководствоваться принципом "Вся земля – всему трудовому народу". Как говорил сам Чернов: "Ни для кого не тайна, что принцип, которым будет пользоваться Учредительное собрание при решении земельного вопроса: "вся земля – всему народу". Неизбежность такого решения признают даже те, кому оно более чем нежелательно. Поэтому мы, мне кажется, не узурпируем воли У.С.". (35)
В деятельности Чернова можно выделить два направления: разработка законов, регулирующих использование земельного фонда до Учредительного собрания, и разработка временных постановлений, инструкций, служащих юридической базой для местных земельных комитетов.
Подготовить земельный фонд к Учредительному собранию планировалось в первую очередь с помощью проекта "Об ограничении земельных сделок".
Первое действие в этом направлении было предпринято 17-го мая. Министр юстиции разослал старшим нотариусам телеграмму о приостановлении утверждения актов на земельные сделки (36). В то же время Чернов начал более активно воздействовать на занимавшееся законопроектом о земельных сделках совещание по устройству земельных комитетов. Уже 12 мая в совещание поступило три проекта: В.М.Чернова, Н.Н.Кутлера и министерства юстиции (37). 24 июля министры юстиции и земледелия внесли во временное правительство проект, который в своей концепции фактически повторял проект В. Чернова от 12 мая и гласил: "В целях обеспечения за Учредительным собранием возможно более полной свободы располагать по своему усмотрению наличным земельным фондом, Временное правительство постановляет: 1. Совершенные после 1 марта всякого рода акты как по добровольным сделкам, так и по принудительным продажам, кем бы они ни совершались и кого бы они ни касались, об установлении или переходе права собственности, залога или иного вещного права на внегородские земли, занятые с/х и лесными угодьями, не могут служить основанием к установлению для этих земель или для лиц, участвовавших в этих сделках, каких-либо изъятий и преимуществ при разрешении земельного вопроса" (38). Этот проект должен был стать защитой от распродажи земель иностранцам, фиктивных сделок и других изменений земельного фонда до Учредительного собрания.
Однако проект этот Временным правительством был отклонен. А 23-го июня министр юстиции отменил телеграмму от 17 мая и ситуация вновь зашла в тупик.
Похожее положение складывалось и с проектом "об упорядочении земельных отношений". Комиссия законодательных предположений при Главном земельном комитете подготовила проект к 12-му июня. По этому проекту "В целях сохранения земельного фонда в неприкосновенности нецелесообразного использования земли до решения Учредительным собранием все с/х земли объединяются под охраной народно-государственной власти и передаются в ведение земельных комитетов.
2. Эти комитеты должны определять: а) какое количество земли необходимо оставить в общественное пользование общин, товариществ и частных владельцев; б) какие хозяйства культурного типа и в каком размере должны быть сохранены в неприкосновенности; в) все остальные земли образуют арендный фонд, который распределяется земельными комитетами между с/х населением во временное пользование.
3. Из общего арендного фонда местные земельные комитеты в первую очередь удовлетворяют нужды местного трудового населения путем сдачи земель для общественной и товарищеской обработки.
4. Все договоры по долгосрочной аренде могут быть пересматриваемы, расторгаемы и изменяемы в интересах трудящегося населения.
5. Все виды посреднической аренды прекращаются земельными комитетами" (39).
Сами создатели преследовали две цели: "Во-первых, сохранить земельный фонд неприкосновенным до Учредительного собрания от распыления, от самовольных захватов отдельными группами населения, имевшими уже место, во-вторых, предоставить земельным комитетам право контроля и надзора за сельскохозяйственными землями, дабы в настоящее переходное время при крутом перевороте в социально-экономических отношениях не пострадали интересы народного хозяйства вообще и с/х в частности" (40).
29-го июня проект, с сильными изменениями, утвержден советом ГЗК. В нем уже отсутствовало положение о передаче всей земли в ведение земельных комитетов. Были сокращены границы арендного фонда, в него поступали земли, сданные владельцами в аренду, фактически поступившие в пользование местного населения и те, которые владельцы не могут обработать. Несмотря на сокращения, проект мог бы стать серьезным шагом вперед по сравнению с постановлением Временного правительства от 14-го апреля.
Данный проект занимал промежуточное положение в ряду мер по упорядочению земельных отношений, т.к. затрагивал и вопрос о сохранении земельного фонда, и вопрос о создании юридической базы для действий местных земельных комитетов. Однако жизнь требовала более тонкой системы регулирования, через временные постановления и инструкции.
В этот период проходила волна создания местных земельных комитетов. Так, за период с 30-го мая по 30-ое июня количество областных и губернских комитетов в Европейской России увеличилось в 6 раз (с б до 34) и составило 73 % от числа вообще созданных. С 15-го по 30-ое июня количество уездных комитетов выросло с 84 до 214, охватив 50% уездов. В то же время было создано около 50% волостных комитетов от числа вообще созданных в России (41). Ставя одной из задач расширение прав земельных комитетов, министерство и комиссия законодательных предположений фактически в каждый проект заложили конкретное направление деятельности земельных комитетов, подводя под него юридическую базу. Таким образом пытались упредить стихийное завоевывание прав комитетами, создать механизм для их нормальной деятельности.
Кроме разделов в вышеперечисленных постановлениях, было разработано немало "текущих" проектов. Так 26-го июня в докладе исполкому Всероссийского Совета крестьянских депутатов депутат Стадников, сообщая о разработанных в ГЗК проектах, акцентировал внимание на проекте об организации сенокосов и распределении сена, по которому земельные комитеты должны были получить право определять количество сена, необходимого для данного хозяйства, и распределять оставшуюся площадь сенокосов среди нуждающегося населения, и проекте временных правил об охране лесов и их рубке, по которым временное, до преобразования лесоохранительных комиссий, право заведовать лесами предоставлялось также земельным комитетам (42). Если учесть, что с 20-го мая по 1-ое июля (между 1-й и 2-й сессиями Главного Земельного Комитета) были разработаны также проекты "о возложении на земельные комитеты дел по рыболовству", "о контроле над скотом", где немалая часть обязанностей и прав передавалась земельным комитетам (43), то несложно понять, что новым, снабженным правилами деятельности земельным комитетам отводилась наиважнейшая роль в развитии и регулировании земельных отношений на местах, особенно в упреждении стихийных захватов.
Информация о работе Аграрный вопрос и временное правительство в апреле – июле 1917 года