Александр II и его реформы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 16:52, курсовая работа

Описание работы

Это время называют эпохой «Великих реформ», а его самого Царем-Освободителем. Александру II предстояло стать одним из крупнейших реформаторов России. Он признал необходимость реформ в государственных интересах и встал на путь радикальных преобразований. Реформы этой эпохи существенно изменили государственный строй империи, стимулировали экономическое развитие страны, повлияли на эволюцию ее социальной структуры.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………….3-5
Глава 1. Личность Александра II …………………………………………………....6-8
Глава 2. «Великие реформы» Александра II ……………………………………....9-29
2.1. Необходимость и предпосылки проведения реформ…………………....9-10
2.2. Отмена крепостного права…………………………………………….....10-16
2.3. Земская реформа……………………………………………………….....16-18
2.4. Городская реформа……………………………………………………….18-19
2.5. Судебная реформа………………………………………………………....19-22
2.6. Военная реформа……………………………………………………….....22-24
2.7. Финансовая реформа……………………………………………………...24-26
2.8. Реформы в области просвещения и печати……………………………...26-28
2.9. Церковная реформа……………………………………………………….28-29
Глава 3. Итоги и уроки реформ……………………………………………………30-32
Заключение. Значение реформ Александра II……………………………………33-34
Примечания…………………………………………………………………………35-36
Список используемых источников и литературы………………………………...37-38

Файлы: 1 файл

Александр 2 и его реформы.doc

— 243.00 Кб (Скачать файл)

 

        2.2. Отмена крепостного права

 

       Крепостное право в России просуществовало гораздо дольше, чем в любой другой европейской стране и приняло такие формы, что мало, чем отличалось от рабства. Еще в 1856 году император, принимая у себя представителей дворянства, сказал им о своем намерении проведения крестьянской реформы. По его словам «лучше начать уничтожать крепостное право сверху, нежели дождаться того времени, когда оно начнет само по себе уничтожаться снизу».(6)

В экономической сфере наблюдалось нарастание кризиса помещичьего хозяйства, основанном на принудительном, крайне неэффективном, труде крепостных крестьян.

В социальной сфере - усиление крестьянского протеста против крепостничества, которое выражалось в увеличении волнений.

Для сравнения приведем данные:

1831-1840 гг. - 328 крестьянских  волнений;

1841-1850 гг. - 545 крестьянских  волнений;

1851-1860 гг. - 1010 крестьянских волнения.(7)

Для решения всех этих проблем и организации реформ 3 января 1857 года был образован секретный комитет "для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян", но так как он состоял из ярых крепостников, то действовал нерешительно. Однако,  заметив, что крестьянское недовольство не утихает, а напротив, нарастает, комитет вплотную преступил к подготовке крестьянской реформы. С этого момента существование комитета перестало быть "секретом" и в феврале 1858 года он был переименован в Главный комитет "о помещичьих крестьянах, выходящих из крепостной зависимости". Необходимо сказать об отношении самих помещиков к реформе. А оно кардинально различалось. Большинство помещиков выступало вообще против реформы. Некоторые соглашались, но на различных условиях: одни отстаивали вариант освобождения крестьян без земли и за выкуп личной свободы крестьянина, другие, выступали за более либеральный ее вариант - освобождение крестьян с землей со сравнительно умеренным выкупом. Подготовка крестьянской реформы заняла 4 года.

    Подготовка реформы проходила в обстановке общественно-политического подъема в стране.  Происходит заметное оживление либерально-оппозиционного движения. К концу августа 1859 года проект "Положений о крестьянах" был практически подготовлен. В конце января 1861 года проект поступил на рассмотрение последней инстанции - Государственного совета. Здесь было сделано новое "дополнение" к проекту в пользу помещиков: по предложению одного из крупнейших землевладельцев П.П. Гагарина, был внесен пункт о праве помещика предоставлять крестьянам (но по соглашению с ними) немедленно в собственность и бесплатно ("в дар") четверть надела. Такой надел получил название "четвертного" или "дарственного"

19 февраля "Положения" (они включали в себя 17 законодательных  актов) были подписаны царем  и получили силу. В тот же  день царь подписал и Манифест об освобождении крестьян.

Основной акт — «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» — содержал главные условия крестьянской реформы:

  • Крестьяне получали личную свободу и право свободно распоряжаться своим имуществом.
  • Помещики сохраняли собственность на все принадлежавшие им земли, однако обязаны были предоставить в пользование крестьянам «усадеб оседлость» и полевой надел.
  • За пользование надельной землёй крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк и не имели права отказа от неё в течение 9 лет.
  • Размеры полевого надела и повинностей должны были фиксироваться в уставных грамотах 1861, которые составлялись помещиками на каждое имение и проверялись мировыми посредниками.
  • Крестьянам предоставлялось право выкупа усадьбы и по соглашению с помещиком — полевого надела, до осуществления этого они именовались временнообязанными крестьянами.
  • Также определялась структура, права и обязанности органов крестьянского общественного управления (сельского и волостного) и волостного суда.(8)

     По Манифесту крестьянин получал полную личную свободу. Это особенно важный момент в крестьянской реформе, и я хотела бы обратить на него внимание. Веками крестьяне боролись за свою свободу. Если раньше помещик мог отнять у крепостного все его имущество, насильно женить, продать, разлучить с семьей и просто убить, то с выходом этого Манифеста крестьянин получал возможность решать, где и как ему жить, он мог жениться, не спрашивая на то согласия помещика, мог самостоятельно заключать сделки, открывать предприятия, переходить в другие сословия. Все это предоставляло возможность развития крестьянского предпринимательства, способствовало росту отхода крестьян на заработки, а в целом давало сильный толчок развитию капитализма в пореформенной России.

      По "Положениям" было введено крестьянское самоуправление, т. е. сельские и волостные сходы во главе с сельскими старостами и волостными старшинами.

 Крестьянам  предоставлялось право самим  распределять землю, раскладывать  повинности, определять очередность  отбывания рекрутской повинности, принимать в общину и увольнять  из нее. Также вводился волостной крестьянский суд по маловажным преступлениям и имущественным искам.  Правительство начало создавать органы местного самоуправления освобожденных крестьян.  Вместе с тем личная свобода крестьянина ограничивалась. Это касалось в первую очередь  сохранения общины. Община в ходе реформы была не только сохранена, но и укреплена.(9)

     В отличие от других стран крестьяне при освобождении получали землю. Один из самых трудных и сложных вопросов в деле крестьянской реформы было определение размеров крестьянского полевого надела. Земледелие не везде было главным занятием крестьян. На юге помещику было выгодно отпустить крестьян на волю без земли, а землю удержать за собой, потому что именно земля там и представляла главную ценность. На севере же помещикам была невыгодна потеря именно крестьянского оброка, а не земли. Поэтому одни помещики старались по возможности уменьшить крестьянские земельные наделы, а другие были к этому равнодушны. Размеры надела определялись от 1 до 12 десятин на "душу".  Дворовые же люди, находившиеся в личном услужении помещикам и не пахавшие земли, освобождались без земельного надела и по прошествии двух лет временнообязанного состояния под властью помещиков могли приписаться к какому-либо сельскому или городскому обществу.

      Указанный в законе выкуп усадеб и полевых наделов для крестьян был невозможен, поэтому правительство пришло на помощь крестьянству устройством "выкупной системы". В "Положениях" указано, что помещики смогут получить земельную ссуду, как только будут устроены их земельные отношения с крестьянами и установлен земельный надел. Ссуда выдавалась помещику доходными процентными бумагами и засчитывалась за крестьянами, как казенный долг, который они должны были погасить в течение 49 лет «Выкупными платежами».(10)

      Порядок осуществления крестьянской реформы требовал соглашения между помещиком и крестьянином по поводу размера надела, а также по поводу обязательств крестьянина по отношению к помещику. Это следовало изложить в "уставной грамоте" в течение одного года с момента освобождения. Для разбора могущих возникнуть недоразумений, споров и жалоб была учреждена должность мировых посредников, избираемых из местных дворян. Общее же руководство делом крестьянской реформы по губерниям было возложено на губернские по крестьянским делам присутствия. Эти присутствия действовали под председательством губернатора и состояли из важнейших чинов губернии и представителей местного дворянства.

      Если отмена крепостного права произошла сразу, то ликвидация феодальных, экономических отношений, устоявшихся десятилетиями, растянулась на многие годы. По закону еще два года крестьяне обязаны были отбывать такие же повинности, что и при крепостном праве. Лишь несколько уменьшилась барщина, и отменили мелкие натуральные поборы. Так как, определенного срока по истечении, которого временнообязанные крестьяне должны были переведены на обязательный выкуп не было, то освобождение крестьян затянулось на 20 лет, хотя к 1881 году их оставалось 15 %. Отмена крепостного права коснулась и удельных крестьян, которые «Положением 26 июня 1863» переводились в разряд крестьян-собственников путём обязательного выкупа на условиях «Положений 19 февраля». Отрезки у них в целом были значительно меньше, чем у помещичьих крестьян. Законом 24 ноября 1866 началась реформа государственных крестьян. За ними сохранялись все земли, находящиеся в их пользовании. По закону от 12 июня 1886 государственные крестьяне были переведены на выкуп.(11)

      В результате реформ 9.860.000 бывших крепостных крестьян получили 33,7 млн. десятин земли, когда как 100.500 помещиков получили 69 млн. десятин земли. Средний надел составлял 3,4 десятины на душу населения, когда как для нормальной жизни требовалось 6-8 десятин. Это привело к полузависимости крестьян. Повинности в промышленных губерниях составляли 10 рублей в год с одной мужской души, в остальных губерниях — 8-9 рублей. В итоге крестьяне должны были заплатить государству в виде налогов в течение 49 лет 300 % от первоначальной стоимости их земли. Общая сумма выкупа составляла в золотых рублях 867.000.000 рублей. Рыночная стоимость земли в 63-67гг. составляла 648.000.000 золотых рублей; с 67 по 1907 год крестьянство заплатили казне 1.540.570.000 золотых рублей и все еще остались должны государству. Следует подчеркнуть: после реформы у крестьян по всей стране осталось на одну пятую часть земли меньше, чем было до 1861 года.(12)

     После реформы усилилось расслоение крестьянства. Некоторые крестьяне богатели, покупали землю у помещиков, нанимали работников. Из них впоследствии сформировался слой кулачества – деревенской буржуазии. 
Многие бедные крестьяне разорялись и отдавали свои наделы за долги кулакам, а сами нанимались в батраки или уходили в город.       

      Несмотря на грабительский для крестьян характер реформы 1861 года, ее значение для дальнейшего развития страны было очень велико. Прежняя система хозяйствования, построенная на дармовой рабочей силе крепостных крестьян, была разрушена. Эта реформа явилась переломным моментом при переходе из феодализма в капитализм. Освобождение крестьян способствовало интенсивному росту рабочей силы, а предоставление им некоторых гражданских прав способствовало развитию предпринимательства. Помещикам же реформа обеспечивала постепенный переход от феодальных форм хозяйства к капиталистическим.

      

      Историческое значение крестьянской реформы огромно. Она расчистила путь для утверждения в России капиталистических отношений. Однако реформа сохранила множество феодальных пережитков, которые тормозили буржуазное развитие деревни. Крупное помещичье землевладение и малоземелье крестьян делали злободневным аграрный вопрос на протяжении всего дальнейшего существования русской монархии. В то же время снятие с деревни крепостных оков подразумевало изменение общественных отношений. Освобождение крестьян сдвинуло лавину преобразований, двигавших Россию к правовому государству. Неизбежно следовало изменить административное управление деревней, характер судебных учреждений, комплектование армии, порядок образования. Государственные институты, основанные на крепостном праве, уходили в прошлое.

Эта радикальная реформа фактически означала перестройку самого фундамента государственной власти и государственной системы в целом. Отмена крепостного права воспринималась современниками и оценивалась исследователями как «перевал», «поворотный пункт» русской истории.

 

.     2.3.      Земская реформа

 

     Отмена крепостного права в России вызвала необходимость проведения и других буржуазных реформ. 1 января 1864 года было издано "Положение о губернских и уездных земских учреждениях", вводившее бессословные выборные органы местного самоуправления - земства. Они избирались всеми сословиями на трехлетний срок и состояли из распорядительных органов (уездных и губернских земских собраний) и исполнительных (уездных и губернских земских управ). Все население было разделено на 3 избирательные группы - курии. 1 курия - землевладельцы, имеющие > 2 десятин земли или владельцы недвижимости от 15000 руб.; 2 курия – городская, сюда допускались городские промышленники и торговцы, имевшие оборот не менее 6000 руб./год; 3 курия - сельская.

           Представительство сословий в земских учреждениях России после проведения земской реформы (13)                                   

Сословия

Уезды

Губернии

 

 

Число гласных 

%

Число гласных 

%

Дворяне

4962

41,68

1524

74,2

Духовенство

774

6,5

78

3,8

Купцы

1242

10,43

225

10,9

Мещане 

54

0,45

11

0,5

Крестьяне

4581

38,41

217

10,6

Прочие 

302

2,53

-

-


                                                                                                                                                                          Земства были лишены каких-либо политических функций.

Информация о работе Александр II и его реформы