Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 16:52, курсовая работа
Это время называют эпохой «Великих реформ», а его самого Царем-Освободителем. Александру II предстояло стать одним из крупнейших реформаторов России. Он признал необходимость реформ в государственных интересах и встал на путь радикальных преобразований. Реформы этой эпохи существенно изменили государственный строй империи, стимулировали экономическое развитие страны, повлияли на эволюцию ее социальной структуры.
Введение……………………………………………………………………………….3-5
Глава 1. Личность Александра II …………………………………………………....6-8
Глава 2. «Великие реформы» Александра II ……………………………………....9-29
2.1. Необходимость и предпосылки проведения реформ…………………....9-10
2.2. Отмена крепостного права…………………………………………….....10-16
2.3. Земская реформа……………………………………………………….....16-18
2.4. Городская реформа……………………………………………………….18-19
2.5. Судебная реформа………………………………………………………....19-22
2.6. Военная реформа……………………………………………………….....22-24
2.7. Финансовая реформа……………………………………………………...24-26
2.8. Реформы в области просвещения и печати……………………………...26-28
2.9. Церковная реформа……………………………………………………….28-29
Глава 3. Итоги и уроки реформ……………………………………………………30-32
Заключение. Значение реформ Александра II……………………………………33-34
Примечания…………………………………………………………………………35-36
Список используемых источников и литературы………………………………...37-38
Для увеличения государственных доходов был принят ряд мер, из которых наиболее замечательна отмена винных откупов, существовавших у нас со времени Екатерины II. Старый порядок состоял в том, что частные лица покупали у правительства ("откупали") право продажи вина в известном округе за определенную сумму. По новому порядку, установленному при Александре II, вино могло продавать всякое частное лицо, но все вино, поступавшее в продажу, облагалось "акцизом" (особым налогом в пользу казны). Таким же акцизом были обложены табак и соль (также сахар). Были увеличены некоторые таможенные пошлины. Главным же средством поднять экономическую жизнь страны и государственное хозяйство считалась постройка сети железных дорог. Не имея возможности строить дороги казенными средствами, правительство привлекало к этому делу на очень льготных условиях частных лиц и иностранные капиталы. В связи с постройкой дорог наш иностранный отпуск вырос в десять раз; почти так же увеличился и ввоз товаров в Россию. Число торговых и промышленных предприятий, фабрик и заводов заметно умножилось. Явились кредитные учреждения — банки, во главе которых стал Государственный банк (1860). Россия начала терять характер патриархального землевладельческого государства.(20)
Народное образование также обратило на себя внимание царя. Реформа системы образования, проводившаяся с 1863-1864 гг. способствовала развитию науки и культуры в России, росту рядов интеллигенции, демократизировала высшее, среднее и начальное образование, расширила сеть школ, привлекла в школы новые педагогические силы.
Особенно важное значение имело издание нового и общего устава российских университетов 18 июля 1863 г Устав предоставлял университетам довольно широкую автономию: вводилась выборность ректора, деканов, профессоров, университетский Совет получил право самостоятельно решать все научные, учебные и административно-финансовые вопросы. А в связи с развитием университетов, соответственно быстрыми темпами начала развиваться наука. Согласно утвержденному 14 июня 1864 г. Положению о начальных народных училищах, образованием народа совместно должны были заниматься государство, церковь и общество (земства и города). 19 ноября 1864 г. появился новый устав о гимназиях, который провозглашал равенство при поступлении всем сословиям. Но из-за высокой оплаты это было доступно только детям обеспеченных родителей. Обращено было внимание и на женское образование. Уже в 60-х годах вместо прежних закрытых женских заведений стали устраивать открытые, с допущением девиц всех сословий. В 1870 г. 24 мая утверждено было новое Положение о женских гимназиях и прогимназиях Министерства народного просвещения. Потребность к высшему женскому образованию привела к учреждению педагогических курсов и высших женских курсов в Петербурге, Москве, Киеве, Казани и Одессе.
Классическая гимназия сделана была единственным типом общеобразовательной и всесословной средней школы, питомцы которой одни имели право поступления в университеты. Реальные гимназии были заменены "реальными училищами"; цель их была в том, чтобы доставлять учащемуся юношеству всех состояний общее образование, приспособленное к практическим потребностям и к приобретению технических познаний. В отношении низшего, начального или народного образования в царствование императора Александра II достигнуты были большие результаты. Создан был, кроме старого типа начальных народных училищ — церковноприходских школ, новый тип светской начальной школы, перешедшей на попечение земств. К концу царствования Александра II народные школы считались уже десятками тысяч и составляли одну из самых важных забот земства. Несмотря, однако, на ряд усилий поднять народную грамотность, в эпоху реформ она стояла еще на низком уровне.(21)
Реформы в области печати. Глубокое и благотворное влияние на развитие общественного самосознания оказала также и реформа печати. В 1857 году правительство поставило на очередь вопрос о пересмотре цензурного устава. После разрешения в 1858 году обсуждать в печати проблемы общественной жизни и деятельность правительства резко возросло количество периодических изданий (1860 год – 230) и наименований книг (1860 год –2 058). Уже в 1862 г. главное управление цензуры было закрыто и часть его обязанностей возложено на Министерство внутренних дел, а другая - непосредственно на министра народного просвещения. 6 апреля 1865 г. были утверждены «Временные правила о печати», которые освобождали от предварительной цензуры оригинальные сочинения объемом не менее десяти, а переводные – не менее двадцати листов. От цензуры освобождались официальные и научные издания. «Временные правила о печати» действовали практически без изменений в течение 40 лет.(22)
2.9. Церковная реформа
Царствование Александра II отмечено значительным оживлением церковно-общественной жизни, чему в немалой степени способствовала политика реформирования многих ее сторон. Созванное 28 июня 1862 г. Главное Присутствие по делам приходского духовенства было призвано разрешить наиболее насущные вопросы – облегчение гражданского и имущественного положения духовного сословия. В 1863 г. выпускникам духовных семинарий был разрешен доступ в университеты, в 1864 г. Реформирована структура приходского управления, в 1867 г. отменена наследственность священно- и церковно-служительских мест. В1869 г. была проведена реформа, в результате которой преодолена сословная замкнутость духовенства: совершеннолетние дети клириков, не состоящие на церковной службе, исключались из духовного сословия и приобретали права лиц других привилегированных сословий. Лица духовного сословия получили возможность полноценного участия во всех сторонах жизни России, доступ в духовное сословие был открыт лицам всех сословий. В 1867–1869 гг. был принят ряд уставов духовных учебных заведений. В царствование Александра II началось издание ряда православных журналов, «Епархиальных ведомостей».
После длительного перерыва (1826–1858) настоянием святого Филарета (Дроздова) была возобновлена работа над переводом Священного Писания на русский язык, которая завершилась изданием нового перевода Библии в 1876 г.
В 1864 г. Александр утвердил «Правила» о старообрядцах. Старообрядческим толкам, лояльным к светской власти, дозволялось свободно отправлять богослужение, открывать школы, занимать общественные должности, выезжать за границу. По существу произошла легализация «раскола» и прекратились гонения на старообрядцев, происходившие при Императоре Николае I. (23)
Глава 3. Итоги и уроки реформ
Основная реформа его царствования — освобождение крестьян — внесла коренную перемену в русский общественный порядок и повлекла за собой остальные реформы. Изменявшая основы аграрных отношений в России, Крестьянская реформа имела сложный характер. Даровав крестьянам личную свободу, личный земельный надел и возможность выкупа земли у землевладельцев, она вместе с тем сохранила большую часть земли в собственности дворянства. Реформа сохранила и крестьянскую общину как традиционную форму крестьянского самоуправления в России, узаконив, однако, свободный выход крестьян из нее. Изменив весь уклад сельской жизни, реформа существенно повлияла и на развитие городов, ускорив их рост за счет превращения части освобожденных от крепостной зависимости крестьян в горожан, ремесленников и рабочих. С падением крепостного права пали прежние формы преобладания дворянства в русской жизни, созданные законами императрицы Екатерины II. В дореформенной России дворянское сословие было господствующим как в местной жизни, так и в правительственном управлении. С отменой же крепостного права в уездах рядом с дворянскими обществами создались крестьянские сельские общества; появились землевладельцы и из горожан. Оживилась деятельность торгово-промышленная; города расцвели с освобождением крестьян, потому что падение крепостных хозяйств и освобождение крестьянского труда создало для городских рынков новых потребителей, открыло новые сферы для предприимчивости, привлекло рабочие руки. Между городами и уездами создались новые связи, уничтожавшие прежнюю сословную разобщенность. Жизнь получала характер бессословный и демократический.
За таким
направлением жизни следовало
Вторым последствием реформ было умственное брожение радикального политического характера. Преобразование государственного и общественного строя, предпринятое императором Александром II, не имело в виду изменить в России образ правления и ввести политическое представительство. За дарованием новых учреждений, судебных и земских, в которых действовали выборные представители общества, не последовало политической реформы, которая бы привлекла этих представителей общества к высшему управлению государством. Между тем, возбужденное рядом глубоких перемен, русское общество не могло быстро успокоиться. Печать отзывалась на каждое правительственное начинание, обсуждала все реформы, оценивала их последствия, приветствовала созданный реформами новый общественный строй. Дарование местного земского самоуправления возбуждало надежды на то, что земство будет призвано и к участию в управлении государством; высказывалась мысль о представительном правлении. Падение крепостной зависимости, уравнение всех перед судом, создание новых либеральных форм общественной жизни привели к небывалой ранее свободе личности... В разных городах стали образовываться революционные кружки, поставившие себе целью распространение в народе социалистических идей и подготовку революции. Деятельность этих кружков вызывала преследование со стороны властей. В течение 70-х годов происходили большие политические процессы, показавшие значительные размеры революционной пропаганды в обществе. В конце 70-х годов начались покушения и на жизнь самого Александра. Россия, таким образом, вступила в период тяжелой внутренней смуты.
Великие реформы (1861–1874) создали предпосылки для более динамичного социального и экономического развития России. Сразу после отмены крепостного права начался бурный рост фабричного производства, добывающей промышленности (добычи угля, нефти). Стремительно развивалась сеть железных дорог, увеличившаяся в 1861–1881 гг. в 15 раз. Общественная жизнь в России стала более оживленной и насыщенной событиями, но одновременно и более сложной, наполненной весьма противоречивыми явлениями и процессами.(24)
Император Александр II, вызвавший восторг и удивление просвещенных людей целого мира, встретил и недоброжелателей. Преследовавшие никому не понятные цели, организаторы создали целый ряд покушений на жизнь государя, составлявшего гордость и славу России. На его жизнь покушения шли одно за другим. В него стреляли на улице, подготовляли взрыв полотна железной дороги под его поездами, даже устроили взрыв в одной из зал Зимнего дворца в Петербурге. Для охраны государственного порядка и борьбы с революционным движением была создана Верховная распорядительная комиссия. Но это не смогло предотвратить насильственной смерти император. 1 марта 1881 года государь, за которого многочисленное население готово было положить жизнь, скончался мученической смертью от злодейской руки, бросившей разрывной снаряд. На престол вступил его сын, цесаревич Александр Александрович. Реформы Александра II остались незавершенными.(25)
Печально окончилась жизнь «Царя-освободителя» свершившего великую реформу народной жизни, а его реформы остались незавершенными.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
За императором Александром II в русской истории навсегда останется имя великого реформатора и преобразователя, принесшего русскому народу освобождение от крепостной зависимости и неведомые ему дотоле блага гражданственности. Именно поэтому его личность вызывает такой интерес и у наших современников и у историков.
В работе мы рассмотрели преобразования и реформы, проведенные Александром II. Хочется сказать еще и еще раз, что Александр Ii был великим реформатором России, а его преобразования носили всеобъемлющий и грандиозный характер. Он провел первую Перестройку России. Основная реформа его царствования - освобождение крестьян - в корне изменила существовавший до этого порядок, и повлекла за собой все остальные реформы. Внутренние реформы Александра II сравнимы по своему масштабу разве что с реформами Петра I. Царь-реформатор совершил действительно грандиозные преобразования без социальных катаклизмов и братоубийственной войны.
Главным итогами проведенных реформ стало: отмена крепостного права, изменившая основы аграрных отношений в России, введение всесословной воинской повинности, введение судов присяжных, судебная власть была отделена от власти исполнительной, административной и законодательной.
Великие реформы Александра II создали предпосылки для более быстрого социального и экономического развития России, начался бурный рост фабричного производства. С отменой крепостного права пали прежние формы преобладания дворянства в русской жизни, "воскресла" торгово-промышленная деятельность, в города хлынул поток рабочих рук, открылись новые сферы для предпринимательства. Между городами и уездами восстановились былые связи и создались новые. Падение крепостной зависимости, выравнивание всех перед судом, создание новых либеральных форм общественной жизни привели к свободе личности. А чувство этой свободы пробудило желание развить ее. Создавались мечты об установлении новых форм семейной и общественной жизни.