Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2013 в 00:29, реферат
Александр II (1855-1881 гг.) – император всероссийский, царь польский и великий князь финляндский (1855—1881) из династии Романовых, старший сын императора Николая Павловича и императрицы Александры Федоровны.
С детства огромное значение уделялось воспитанию и образованию будущего монарха. Воспитателями его были генералы К. К. Мердер и Е. Ф. Кавелин. Так же его наставником являлся В. А. Жуковский. Благодаря этим людям император получил прекрасное воспитание и образование.
Жизнь Александра II.
«Великие реформы».
а. Необходимость реформ.
б. Отмена крепостного права.
в. Земская реформа.
г. Судебная реформа.
д. Военная реформа.
е. Реформы в области просвещения и печати.
Значение реформ Александра II в истории государства.
В конце 70-х годов земства были введены в 35 из 59 российских губерний.
Следующей реформой было утвержденное утвержденное 16 июня 1870 г. «Городовое Положение», благодаря которому нашим городам предоставляется значительное самоуправление. По этому Положению городское общественное управление состоит из городских избирательных собраний, городской думы и городской управы под председательством городского головы.
Сфера городского самоуправления
в пределах города весьма обширна. Дума
самостоятельно устраивает городское
управление и хозяйство, выбирает должностных
лиц и назначает им жалованье,
устанавливает городские сборы,
заведует городскими имуществами, расходует
суммы, заботится о внешнем
Право избирать и быть избранным
в городскую думу имели право
только жители, обладающие имущественным
цензом (преимущественно владельцы
домов, торгово-промышленных заведений,
банков). В первое избирательное
собрание входили крупные
Компетенция городского самоуправления была ограничена решением чисто хозяйственных вопросов (благоустройство городов, устройство больниц, школ, попечение о развитии торговли, противопожарные меры, городское налогообложение).
Как и земства, они находились
под строгим контролем
В числе реформ, ознаменовавших собою царствование Александра II, одно из первенствующих мест принадлежит судебной реформе. Эта глубоко продуманная реформа имела сильное и непосредственное влияние на весь строй государственной и общественной жизни, она внесла в нее совершенно новые, давно ожидавшиеся принципы: полное отделение судебной власти от административной и обвинительной, публичность и гласность суда, независимость судей, адвокатура и состязательный порядок судопроизводства, причем более важные по тяжести преступлений дела уголовные указано передавать на суд общественной совести в лице присяжных заседателей.
Уже 29 сент. 1862 г. были рассмотрены и утверждены государем основные положения касательно преобразования судебной части, составленные Вторым отделением Собственной его императорского величества канцелярии. Затем была учреждена особая комиссия под непосредственным председательством государственного секретаря, которая, развивая эти положения, составила проекты судебных уставов.
24 ноября 1864 г. высочайшим указом был утвержден Устав уголовного и гражданского судопроизводства и Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.
Сущность судебной реформы сводится к следующему:
1. Суд делается устным и гласным;
2. Власть судебная отделяется от обвинительной и принадлежит судам без всякого участия административной власти;
3. Основною формою судопроизводства является состязательный процесс;
4. Дело по существу может разбираться не более как в двух инстанциях;
5. В третью же инстанцию (в Сенат) может переноситься только по просьбам о кассации решений в случаях явного нарушения прямого смысла законов или обрядов и форм производства;
6. По делам о преступлениях, влекущих за собою наказания, соединенные с лишением всех или некоторых особенных прав и преимуществ состояния, определение виновности предоставляется присяжным заседателям, избираемым из местных обывателей всех сословий;
7. Устраняется канцелярская тайна, и для ходатайства по делам и защиты подсудимых имеются при судах присяжные поверенные, которые находятся под наблюдением особых советов, составляемых из той же корпорации.
Вводились два вида судов: мировые и общие. Мировые суды в лице мирового судьи разбирали уголовные и гражданские дела, ущерб по которым не превышал 500 рублей. Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями, утверждались Сенатом и могли быть уволены только по собственному желанию или по суду. Общий же суд состоял из трех инстанций: окружной суд, судебная палата, Сенат.
Окружные суды рассматривали серьезные гражданские иски и уголовные (с участием присяжных заседателей) дела. Судебные палаты рассматривали апелляции и являлись судом первой инстанции для политических и государственных дел. Сенат был высшей судебной инстанцией и мог отменять решения судов, поданные на кассацию. Уезд, составляя мировой округ, разделяется на мировые участки. В каждом мировом участке имеется участковый мировой судья, а при округе — несколько почетных мировых судей; все они избираются на 3 года из местных жителей, удовлетворяющих назначенным в законе условиям, и утверждаются Правительствующим Сенатом.
Для окончательного решения дела, подлежащего мировому разбирательству, участковые и почетные мировые судьи округа составляют в назначенные сроки очередные съезды, председатель которых избирается на 3 года из их же среды. На несколько уездов учреждается окружной суд, состоящий из назначенных от правительства председателя и определенного числа членов, и из одной или нескольких губерний составляется высший судебный округ, в котором учреждается судебная палата, разделяемая на департаменты. Председатель и штатные члены назначаются правительством. При окружных судах и судебных палатах для определения в уголовных делах вины или невинности подсудимого состоят присяжные заседатели, избираемые из местных обывателей всех сословий. Затем еще при каждом из этих 2-х учреждений состоит особый прокурор и определенное число его товарищей. Прокурор окружного суда подчинен прокурору судебной палаты, а последний состоит в непосредственной зависимости от министра юстиции, как генерал-прокурора.
В 1863 году был принят закон, отменивший телесные наказания шпицрутенами, плетьми, кнутами и клеймами по приговорам судов гражданских и военных. От телесных наказаний полностью освобождались женщины. Но сохранялись розги для крестьян (по приговорам волостных судов), для ссыльных, каторжных и штрафных солдат.
Военное управление подверглось также преобразованиям. Поражение в Крымской войне показало, что российская регулярная армия, основанная на рекрутском наборе, не может противостоять более современным европейским.
Обращено было особое внимание на поднятие уровня общего образования офицеров армии посредством реформ военных учебных заведений. Были созданы военные гимназии, юнкерские училища с двухгодичным сроком обучения и академии. В них принимались лица всех сословий.
В январе 1874 года была провозглашена всесословная воинская повинность. В Высочайшем манифесте по этому поводу говорилось: «Защита престола и Отечества есть священная обязанность каждого русского подданного….». По новому закону, призываются все молодые люди, достигшие 20 лет, но правительство каждый год определяет необходимое число новобранцев, и по жребию берет из призывников только это число (обычно на службу призывалось не более 20-25% призывников). Призыву не подлежали единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, а также, если старший брат призывника отбывает или отбыл службу. Взятые на службу числятся в ней: в сухопутных войсках 15 лет: 6 лет в строю и 9 лет в запасе, во флоте - 7 лет действительной службы и 3 года в запасе. Для получивших начальное образование срок действительной службы сокращается до 4-х лет, окончивших городскую школу - до 3-х лет, гимназию - до полутора лет, а имевших высшее образование - до полугода.
Таким образом, результатом реформы стало создание небольшой армии мирного времени со значительным обученным резервом на случай войны.
Подверглась коренным изменениям система военного управления, чтобы усилить управление по местам расположения войск. Результатом этого пересмотра явилось утвержденное 6 августа 1864 г. «Положение о военно-окружных управлениях».
На основании этого
«Положения» устроено первоначально
девять военных округов, а затем
(6 августа 1865 г.) еще четыре. В каждом
округе поставлен, назначаемый по непосредственному
высочайшему усмотрению, главный
начальник, носящий название командующего
войсками военного округа. Эта должность
может быть возложена и на местного
генерал-губернатора. В некоторых
округах назначается еще
В 60-е годы по настоянию военного министерства были построены железные дороги к западным и южным границам России, а в 1870 году появились железнодорожные войска. В течение 70-х годов в основном завершилось техническое перевооружение армии.
Забота о защитниках Родины проявлялась во всем, даже в мелочах. Например, более ста лет сапоги шились без различия правой и левой ноги. Считалось, что при боевой тревоге солдату некогда думать, какой сапог надевать, на какую ногу.
Особое отношение было к пленным. Военнослужащие, взятые в плен и не бывшие на службе у противника, по возвращении домой получали от государства жалование за все время нахождения в плену. Пленный считался лицом пострадавшим. А тех, кто отличился в боях, ждали воинские награды. Ордена России ценились особенно высоко. Они давали такие привилегии, что даже меняли положение человека в обществе.
Реформы управления, суда и армии логически потребовали изменения системы образования. Согласно утвержденному 14 июня 1864 г. Положению о начальных народных училищах, образованием народа совместно должны были заниматься государство, церковь и общество (земства и города).
В 1864 г. были изданы «Устав гимназий» и «Положение о народных училищах», которые регламентировали начальное и среднее образование. Самым главным было то, что фактически было введено всесословное образование. Наряду с государственными возникли земские, церковно-приходские, воскресные и частные школы. Гимназии были разделены на классические и реальные. В классических изучались гуманитарные предметы, в реальных же – естественные науки. В эти гимназии принимались дети всех сословий, но способных оплатить обучение.
Большое значение имело издание
нового и общего устава российских
университетов 18 июля 1863 г. Устав предоставлял
университетам довольно широкую
автономию: вводилась выборность ректора,
деканов, профессоров, университетский
Совет получил право
Обращено было внимание и на женское образование. Уже в 60-х годах вместо прежних закрытых женских заведений стали устраивать открытые, с допущением девиц всех сословий, причем эти новые учреждения находились в ведомстве учреждений императрицы Марии.
Подобные гимназии стало утверждать и Министерство народного просвещения. В 1870 г. 24 мая утверждено было новое Положение о женских гимназиях и прогимназиях Министерства народного просвещения. Потребность к высшему женскому образованию привела к учреждению педагогических курсов и высших женских курсов в Петербурге, Москве, Киеве, Казани и Одессе.
Глубокое и благотворное влияние на развитие общественного самосознания оказала также и реформа печати.
В 1857 году правительство поставило на очередь вопрос о пересмотре цензурного устава. После разрешения в 1858 году обсуждать в печати проблемы общественной жизни и деятельность правительства резко возросло количество периодических изданий (1860 год – 230) и наименований книг (1860 год – 2058).
Уже в 1862 г. главное управление цензуры было закрыто и часть его обязанностей возложено на Министерство внутренних дел, а другая - непосредственно на министра народного просвещения.
6 апреля 1865 г. были утверждены
«Временные правила о печати»,
которые освобождали от
3. Значение реформ Александра II в истории государства.
Александр II вошёл в историю как реформатор и освободитель. В его царствование было отменено крепостное право, введена всеобщая воинская повинность, учреждены земства, проведена судебная реформа, ограничена цензура, проведён ряд других реформ. Империя значительно расширилась за счёт завоевания и включения среднеазиатских владений, Северного Кавказа, Дальнего Востока и других территорий.
Александр II оставил глубокий след в истории. Ему удалось сделать то, за что боялись взяться другие самодержцы - освобождение крестьян от крепостного гнета. Плодами его реформ мы пользуемся и по нынешний день. Внутренние реформы Александра II сравнимы по своему масштабу разве что с реформами Петра I. Царь-реформатор совершил действительно грандиозные преобразования без социальных катаклизмов и братоубийственной войны.
Проведенные преобразования имели прогрессивный характер. Они начали закладывать основу для эволюционного пути развития страны. Россия в определенной степени приблизилась к передовой для того времени европейской социально-политической модели. Был сделан первый шаг по расширению роли общественности в жизни страны и превращении России в буржуазную монархию.
С отменой крепостного права "воскресла" торгово-промышленная деятельность, в города хлынул поток рабочих рук, открылись новые сферы для предпринимательства. Между городами и уездами восстановились былые связи и создались новые.