Александр II и либеральные реформы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 20:55, контрольная работа

Описание работы

Либеральные реформы в России в 60-70 годах ⅩⅨ века и их историческое значение. 60-70-е годы ⅩⅨ века – время коренных преобразований в России, которые затронули практически все важнейшие стороны жизни, как общества, так и государства.
Развитие капиталистических отношений в дореформенной России приходило во все большее противоречие с феодально-крепостническим строем. Конфликт между новыми капиталистическими отношениями и отжившим крепостным строем лежал в основе кризиса российского феодализма. Помещики-крепостники не могли помешать росту товарного обмена России с Европой, не могли удержать старых, обветшавших и рушившихся форм хозяйства.

Содержание работы

Введение.
Александр II
Детство, образование и воспитание.
Начало правления.
Отмена крепостного права.
Предыстория.
Основные положения крестьянской реформы.
Реформа самоуправления (земское и городовое положения)
Земская реформа.
Городская реформа.
Судебная реформа.
Военная реформа.
Организационные реформы.
Технологические реформы в области вооружений.
Реформа образования.
Прочие реформы.
Реформа самодержавия.
Заключение.
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

. Александр II и либеральные реформы в России..docx

— 82.59 Кб (Скачать файл)

В 1864 году было создано ещё 6 военных  округов: Петербургский, Московский, Финляндский, Рижский, Харьковский и Казанский. В последующие годы были образованы: Кавказский, Туркестанский, Оренбургский, Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский военные округа.

В результате организации военных  округов создалась относительно стройная система местного военного управления, устранила крайнюю централизацию  Военного министерства, функции которого теперь в осуществлении общего руководства  и наблюдения. Военные округа обеспечивали быстрое развёртывание армии  в случае войны, при их наличии  стало возможно приступить к составлению  мобилизационного расписания.

Параллельно шла реформа самого военного министерства. По новому штату  состав Военного министерства был уменьшен на 327 офицеров и 607 солдат. Значительно  сократился и объём переписки. Как  положительное можно отметить и  тот факт, что военный министр  сосредоточил в своих руках все  нити военного управления, однако войска не находились в полном его подчинении, так как начальники военных округов  зависели непосредственно от царя, который и возглавлял верховное  командование вооружёнными силами.

Вместе с этим организация центрального военного управления содержала в  себе и ряд других слабых сторон:

  • Структура Главного штаба была построена таким образом, что функциям собственно генерального штаба отводилось немного места.
  • Подчинение главного военного суда и прокурора военному министру означало подчинение судебных органов представителю исполнительной власти.
  • Подчинение лечебных заведений не главному военно-медицинскому управлению, а начальникам местных войск, отрицательно влияло на постановку лечебного дела в армии.

Выводы организационных реформ вооружённых сил, проведённых в 60—70-х годах XIX века:

  • На протяжении первых 8 лет Военному министерству удалось осуществить значительную часть намеченных реформ в области организации армии и управления войсками.
  • В области организации армии была создана система, способная в случае войны увеличить численность войск, не прибегая к новым формированиям.
  • Уничтожение армейских корпусов и сохранённое деление пехотных батальонов на стрелковые и линейные роты имело отрицательное значение в смысле боевой подготовки войск.
  • Реорганизация Военного министерства обеспечила относительное единство военного управления.
  • В результате проведения военно-окружной реформы были созданы местные органы управления, устранена излишняя централизация управления, обеспечивалось оперативное управление войсками и их мобилизация.

6.2 Технологические реформы в области вооружений.

В 1856 году был разработан новый  вид пехотного вооружения: 6-линейная, заряжающаяся с дула, нарезная винтовка. В 1862 году ей были вооружены более 260 тыс. чел. Значительная часть винтовок выпускалась в Германии и Бельгии. К началу 1865 года вся пехота была перевооружена 6-линейными винтовками. В то же время продолжались работы по совершенствованию винтовок, и  в 1868 году на вооружение принимают винтовку Бердана, а в 1870 — её модифицированную версию. В итоге, к началу Русско-турецкой войны 1877—1878 годов вся русская армия была вооружена новейшими казнозарядными нарезными винтовками.

Введение нарезных, заряжающихся с  дула орудий было начато в 1860 году. На вооружение полевой артиллерии были приняты 4-фунтовые нарезные пушки калибром 3,42 дюйма, превосходящие  ранее выпускаемые как по дальности  стрельбы, так и по точности.

В 1866 году было утверждено вооружение для полевой артиллерии, по которому все батареи пешей и конной артиллерии должны иметь нарезные, заряжающиеся с казённой части орудия. 1/3 пеших батарей должна быть вооружена 9-фунтовыми пушками, а все остальные  батареи пешей и конная артиллерия — 4-фунтовыми. Для перевооружения полевой  артиллерии требовалось 1200 орудий. К 1870 году перевооружение полевой артиллерии было полностью завершено, а к 1871 году в запасе имелось 448 орудий.

В 1870 году на вооружение артиллерийских бригад были приняты скорострельные 10-ствольные картечницы Гатлинга и 6-ствольные Барановского со скорострельностью 200 выстрелов в минуту. В 1872 году была принята на вооружение 2,5-дюймовая скорострельная пушка Барановского, в которой были осуществлены основные принципы современных скорострельных орудий.

Таким образом, на протяжении 12 лет (с 1862 по 1874) количество батарей выросло  с 138 до 300, а количество орудий с 1104 до 2400. В 1874 году в запасе находилось 851 орудие, был осуществлён переход от деревянных лафетов к железным.

 7. Реформа образования

В ходе реформ 1860-х годов была расширена  сеть народных училищ. Наряду с классическими  гимназиями были созданы реальные гимназии (училища) в которых основной упор делался на преподавание математики и естественных наук. Университетский устав 1863 года для высших учебных заведений вводил частичную автономию университетов — выборность ректоров и деканов и расширение прав профессорской корпорации. В 1869 году в Москве были открыты первые в России высшие женские курсы с общеобразовательной программой. В 1864 был утверждён новый Школьный устав, по которому в стране вводились гимназии и реальные училища.

Некоторые элементы реформы образования  современники рассматривали как  дискриминацию низших сословий. Как  указывал историк Н. А. Рожков, в реальных гимназиях, введенных для выходцев из низших и средних слоев общества, не обучали древним языкам (латинскому и греческому), в отличие от обычных гимназий, существовавших только для высших классов; но знание древних языков сделали обязательным при поступлении в вузы. Так, по мнению историка, для широкой массы населения был фактически закрыт доступ в вузы. Аналогично П. А. Зайончковский называл гимназический устав 1872 года «реакционным законом в области просвещения».

В последние годы царствования Александра II были приняты решения (о введении полицейского контроля в вузах, о  предоставлении духовенству преобладающего участия в заведовании народными  школами, об ограничении принятия в  вузы «лиц, материально не обеспеченных»  и др.), которые, по словам П. А. Зайончковского, «перечеркивали буквально все, что  было осуществлено в области народного  просвещения с момента отмены крепостного права».

8.Прочие реформы

При Александре II произошли существенные изменения в отношении черты оседлости евреев. Рядом указов, выпущенных в период с 1859 по 1880 год, значительная часть евреев получила право беспрепятственно расселяться по территории России. Как пишет А. И. Солженицын, право свободного расселения получили купцы, ремесленники, врачи, юристы, выпускники университетов, их семьи и обслуживающий персонал, а также, например, «лица свободных профессий». А в 1880 году указом министра внутренних дел было разрешено оставить на жительство вне черты оседлости тех евреев, кто поселился незаконно.

«Высочайше одобренное» издание  тайного Валуевского циркуляра в разгар польского восстания 1863—1864 годов о приостановлении печатания на украинском языке (малороссийском языке) литературы религиозной, учебной и предназначенной для начального чтения. К пропуску цензурой разрешались «только такие произведения на этом языке, которые принадлежат к области изящной литературы».

Издание Эмского указа, направленнoгo на ограничение использования и преподавания украинского языка в Российской империи. Это традиционное наименование выводов Особого Совещания, подписанных императором Александром II, 18 (30) мая 1876 года в г. Бад-Эмс (Bad Ems, Германия).

9. Реформа самодержавия

В конце царствования Александра II был составлен проект создания двух органов при царе — расширение уже существующего Государственного совета (включавшего в основном крупных  вельмож и чиновников) и создание «Общей комиссии» (съезда) с возможным  участием представителей от земств, но в основном формировавшейся «по  назначению» правительства. Речь шла  не о конституционной монархии, при которой верховным органом является демократически избираемый парламент (которого в России не было и не планировалось), а о возможном ограничении самодержавной власти в пользу органов с ограниченным представительством (хотя предполагалось, что на первом этапе они будут чисто совещательными). Авторами данного «конституционного проекта» был министр внутренних дел Лорис-Меликов, который получил в конце царствования Александра II чрезвычайные полномочия, а также министр финансов Абаза и военный министр Милютин. Александр II незадолго до своей смерти утвердил этот план, но его не успели обсудить на совете министров, и на 4 марта 1881 года было назначено обсуждение, с последующим вступлением в силу (которое не состоялось ввиду убийства царя).

Обсуждение этого проекта реформы  самодержавия состоялось уже при  Александре III, 8 марта 1881 г. Хотя подавляющее  большинство министров высказалось  «за», Александр III принял точку зрения графа Строганова («власть перейдет из рук самодержавного монарха… в  руки разных шалопаев, думающих… только о своей личной выгоде») и К. Н. Победоносцева («надобно думать не об учреждении новой говорильни, …а о деле»). Окончательное решение было закреплено специальным Манифестом о незыблемости самодержавия, проект которого был подготовлен Победоносцевым.

10. Заключение

Александр II вошёл в историю  как реформатор и освободитель. В  его царствование было отменено крепостное право, введена всеобщая воинская повинность, учреждены земства, проведена судебная реформа, ограничена цензура, проведён ряд других реформ. Империя значительно расширилась за счёт завоевания и включения среднеазиатских владений, Северного Кавказа, Дальнего Востока и других территорий.

Вместе с тем, экономическое  положение страны ухудшилось: промышленность поразила затяжная депрессия, в деревне  было несколько случаев массового  голода. Больших размеров достиг дефицит  внешнеторгового баланса и государственный  внешний долг (почти 6 млрд руб.), что привело к расстройству денежного обращения и государственных финансов. Обострилась проблема коррупции. В российском обществе образовался раскол и острые социальные противоречия, которые достигли своего пика к концу царствования.

К прочим негативным сторонам обычно относят невыгодные для России итоги Берлинского конгресса 1878, непомерные расходы в войне 1877—1878 годов, многочисленные крестьянские выступления (в 1861—1863 годах: более 1150 выступлений), масштабные националистические восстания в царстве Польском и Северо-Западном крае (1863) и на Кавказе (1877—1878).

Оценки некоторых реформ Александра II противоречивы. Либеральная пресса называли его реформы «великими». Вместе с тем, значительная часть  населения (часть интеллигенции), а  также ряд государственных деятелей той эпохи отрицательно оценила эти реформы. Так, К. Н. Победоносцев на первом совещании правительства Александра III 8 марта 1881 г. подверг резкой критике и крестьянскую, и земскую, и судебную реформы Александра II, назвав их «преступными реформами», и Александр III фактически одобрил его речь. А многие современники и ряд историков утверждали, что действительного освобождения крестьян не произошло (был создан лишь механизм такого освобождения, причем несправедливый); не были отменены телесные наказания в отношении крестьян (которые сохранялись вплоть до 1904—1905 гг.); учреждение земств привело к дискриминации низших сословий; судебная реформа не смогла воспрепятствовать росту судебного и полицейского произвола. Кроме того, по мнению специалистов по аграрному вопросу, крестьянская реформа 1861 года привела к возникновению серьёзных новых проблем (помещичьи отрезки, разорение крестьян), которые стали одной из причин будущих революций 1905 и 1917 года.

Взгляды современных  историков на эпоху Александра II подвергались резким изменениям под  влиянием господствующей идеологии, и  не являются устоявшимися. В советской  историографии преобладал тенденциозный  взгляд на его царствование, вытекавший из общих нигилистических установок  на «эпоху царизма». Современные историки, наряду с тезисом об «освобождении  крестьян», констатируют, что их свобода  передвижения после реформы была «относительной». Называя реформы  Александра II «великими», они в то же время пишут о том, что реформы  породили «глубочайший социально-экономический  кризис в деревне», не привели к  отмене телесных наказаний для крестьян, не были последовательными, а экономическая  жизнь в 1860—1870-е гг. характеризовалась  промышленным спадом, разгулом спекуляции и грюндерства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

1. Жукова Л. В. / История. – М.: "Экзамен", 2000.  
2. Исаев И. А. /История Отечества. – М.: " Юрист", 1997.  
3. Новиков С. В. / История. Пособие для поступающих в ВУЗы. – М.: Изд-во Эксмо, 2003.  
4. Радугин А. А. / История России. Курс лекций. – М.: "Центр", 2001.  
5. Федоров В. А. / История России, 1861-1917. – М.: Высш. шк. , 2001.  
6. Чернобаев А. А., Горелов И. Е., Зуев М. Н. / История России. – М.: Высш.шк., 2001.

7. Зайончковский П. А. Отмена крепостного права в России. — М., 1964 .

8. Захарова Л. Г. Александр II и отмена крепостного права в России. — М., 2011.

9. История России XVIII—XIX веков. Под ред. академика РАН Л. В. Милова. — М., 2010.

10. Захарова Л. Г. Александр Второй. — В кн.: Российские самодержцы. — М., 1994.

11. Ляшенко Л. М. Царь-Освободитель. Жизнь и деяния Александра II. — М.: Владос, 1994. 

12. Яковлев А. И. Александр II и его время. — М., 1992.

13. Александр II. Трагедия реформатора: Люди в судьбах реформ, реформы в судьбых людей: Сб. статей / Отв. ред. В. В. Лапин. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2012. 

 

 

 


Информация о работе Александр II и либеральные реформы в России