Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 20:55, контрольная работа
Либеральные реформы в России в 60-70 годах ⅩⅨ века и их историческое значение. 60-70-е годы ⅩⅨ века – время коренных преобразований в России, которые затронули практически все важнейшие стороны жизни, как общества, так и государства.
Развитие капиталистических отношений в дореформенной России приходило во все большее противоречие с феодально-крепостническим строем. Конфликт между новыми капиталистическими отношениями и отжившим крепостным строем лежал в основе кризиса российского феодализма. Помещики-крепостники не могли помешать росту товарного обмена России с Европой, не могли удержать старых, обветшавших и рушившихся форм хозяйства.
Введение.
Александр II
Детство, образование и воспитание.
Начало правления.
Отмена крепостного права.
Предыстория.
Основные положения крестьянской реформы.
Реформа самоуправления (земское и городовое положения)
Земская реформа.
Городская реформа.
Судебная реформа.
Военная реформа.
Организационные реформы.
Технологические реформы в области вооружений.
Реформа образования.
Прочие реформы.
Реформа самодержавия.
Заключение.
Список используемой литературы.
В 1864 году было создано ещё 6 военных округов: Петербургский, Московский, Финляндский, Рижский, Харьковский и Казанский. В последующие годы были образованы: Кавказский, Туркестанский, Оренбургский, Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский военные округа.
В результате организации военных
округов создалась относительно
стройная система местного военного
управления, устранила крайнюю
Параллельно шла реформа самого военного министерства. По новому штату состав Военного министерства был уменьшен на 327 офицеров и 607 солдат. Значительно сократился и объём переписки. Как положительное можно отметить и тот факт, что военный министр сосредоточил в своих руках все нити военного управления, однако войска не находились в полном его подчинении, так как начальники военных округов зависели непосредственно от царя, который и возглавлял верховное командование вооружёнными силами.
Вместе с этим организация центрального военного управления содержала в себе и ряд других слабых сторон:
Выводы организационных реформ вооружённых сил, проведённых в 60—70-х годах XIX века:
В 1856 году был разработан новый вид пехотного вооружения: 6-линейная, заряжающаяся с дула, нарезная винтовка. В 1862 году ей были вооружены более 260 тыс. чел. Значительная часть винтовок выпускалась в Германии и Бельгии. К началу 1865 года вся пехота была перевооружена 6-линейными винтовками. В то же время продолжались работы по совершенствованию винтовок, и в 1868 году на вооружение принимают винтовку Бердана, а в 1870 — её модифицированную версию. В итоге, к началу Русско-турецкой войны 1877—1878 годов вся русская армия была вооружена новейшими казнозарядными нарезными винтовками.
Введение нарезных, заряжающихся с дула орудий было начато в 1860 году. На вооружение полевой артиллерии были приняты 4-фунтовые нарезные пушки калибром 3,42 дюйма, превосходящие ранее выпускаемые как по дальности стрельбы, так и по точности.
В 1866 году было утверждено вооружение для полевой артиллерии, по которому все батареи пешей и конной артиллерии должны иметь нарезные, заряжающиеся с казённой части орудия. 1/3 пеших батарей должна быть вооружена 9-фунтовыми пушками, а все остальные батареи пешей и конная артиллерия — 4-фунтовыми. Для перевооружения полевой артиллерии требовалось 1200 орудий. К 1870 году перевооружение полевой артиллерии было полностью завершено, а к 1871 году в запасе имелось 448 орудий.
В 1870 году на вооружение артиллерийских бригад были приняты скорострельные 10-ствольные картечницы Гатлинга и 6-ствольные Барановского со скорострельностью 200 выстрелов в минуту. В 1872 году была принята на вооружение 2,5-дюймовая скорострельная пушка Барановского, в которой были осуществлены основные принципы современных скорострельных орудий.
Таким образом, на протяжении 12 лет (с 1862 по 1874) количество батарей выросло с 138 до 300, а количество орудий с 1104 до 2400. В 1874 году в запасе находилось 851 орудие, был осуществлён переход от деревянных лафетов к железным.
В ходе реформ 1860-х годов была расширена сеть народных училищ. Наряду с классическими гимназиями были созданы реальные гимназии (училища) в которых основной упор делался на преподавание математики и естественных наук. Университетский устав 1863 года для высших учебных заведений вводил частичную автономию университетов — выборность ректоров и деканов и расширение прав профессорской корпорации. В 1869 году в Москве были открыты первые в России высшие женские курсы с общеобразовательной программой. В 1864 был утверждён новый Школьный устав, по которому в стране вводились гимназии и реальные училища.
Некоторые элементы реформы образования современники рассматривали как дискриминацию низших сословий. Как указывал историк Н. А. Рожков, в реальных гимназиях, введенных для выходцев из низших и средних слоев общества, не обучали древним языкам (латинскому и греческому), в отличие от обычных гимназий, существовавших только для высших классов; но знание древних языков сделали обязательным при поступлении в вузы. Так, по мнению историка, для широкой массы населения был фактически закрыт доступ в вузы. Аналогично П. А. Зайончковский называл гимназический устав 1872 года «реакционным законом в области просвещения».
В последние годы царствования Александра
II были приняты решения (о введении
полицейского контроля в вузах, о
предоставлении духовенству преобладающего
участия в заведовании
При Александре II произошли существенные изменения в отношении черты оседлости евреев. Рядом указов, выпущенных в период с 1859 по 1880 год, значительная часть евреев получила право беспрепятственно расселяться по территории России. Как пишет А. И. Солженицын, право свободного расселения получили купцы, ремесленники, врачи, юристы, выпускники университетов, их семьи и обслуживающий персонал, а также, например, «лица свободных профессий». А в 1880 году указом министра внутренних дел было разрешено оставить на жительство вне черты оседлости тех евреев, кто поселился незаконно.
«Высочайше одобренное»
Издание Эмского указа, направленнoгo на ограничение использования и преподавания украинского языка в Российской империи. Это традиционное наименование выводов Особого Совещания, подписанных императором Александром II, 18 (30) мая 1876 года в г. Бад-Эмс (Bad Ems, Германия).
В конце царствования Александра II
был составлен проект создания двух
органов при царе — расширение
уже существующего
Обсуждение этого проекта
Александр II вошёл в историю как реформатор и освободитель. В его царствование было отменено крепостное право, введена всеобщая воинская повинность, учреждены земства, проведена судебная реформа, ограничена цензура, проведён ряд других реформ. Империя значительно расширилась за счёт завоевания и включения среднеазиатских владений, Северного Кавказа, Дальнего Востока и других территорий.
Вместе с тем, экономическое
положение страны ухудшилось: промышленность
поразила затяжная депрессия, в деревне
было несколько случаев массового
голода. Больших размеров достиг дефицит
внешнеторгового баланса и
К прочим негативным сторонам обычно относят невыгодные для России итоги Берлинского конгресса 1878, непомерные расходы в войне 1877—1878 годов, многочисленные крестьянские выступления (в 1861—1863 годах: более 1150 выступлений), масштабные националистические восстания в царстве Польском и Северо-Западном крае (1863) и на Кавказе (1877—1878).
Оценки некоторых реформ Александра II противоречивы. Либеральная пресса называли его реформы «великими». Вместе с тем, значительная часть населения (часть интеллигенции), а также ряд государственных деятелей той эпохи отрицательно оценила эти реформы. Так, К. Н. Победоносцев на первом совещании правительства Александра III 8 марта 1881 г. подверг резкой критике и крестьянскую, и земскую, и судебную реформы Александра II, назвав их «преступными реформами», и Александр III фактически одобрил его речь. А многие современники и ряд историков утверждали, что действительного освобождения крестьян не произошло (был создан лишь механизм такого освобождения, причем несправедливый); не были отменены телесные наказания в отношении крестьян (которые сохранялись вплоть до 1904—1905 гг.); учреждение земств привело к дискриминации низших сословий; судебная реформа не смогла воспрепятствовать росту судебного и полицейского произвола. Кроме того, по мнению специалистов по аграрному вопросу, крестьянская реформа 1861 года привела к возникновению серьёзных новых проблем (помещичьи отрезки, разорение крестьян), которые стали одной из причин будущих революций 1905 и 1917 года.
Взгляды современных
историков на эпоху Александра II
подвергались резким изменениям под
влиянием господствующей идеологии, и
не являются устоявшимися. В советской
историографии преобладал тенденциозный
взгляд на его царствование, вытекавший
из общих нигилистических
Список используемой литературы:
1. Жукова Л. В. / История. – М.:
"Экзамен", 2000.
2. Исаев И. А. /История Отечества. – М.: "
Юрист", 1997.
3. Новиков С. В. / История. Пособие для поступающих
в ВУЗы. – М.: Изд-во Эксмо, 2003.
4. Радугин А. А. / История России. Курс лекций.
– М.: "Центр", 2001.
5. Федоров В. А. / История России, 1861-1917.
– М.: Высш. шк. , 2001.
6. Чернобаев А. А., Горелов И. Е., Зуев М.
Н. / История России. – М.: Высш.шк., 2001.
7. Зайончковский П. А. Отмена крепостного права в России. — М., 1964 .
8. Захарова Л. Г. Александр II и отмена крепостного права в России. — М., 2011.
9. История России XVIII—XIX веков. Под ред. академика РАН Л. В. Милова. — М., 2010.
10. Захарова Л. Г. Александр Второй. — В кн.: Российские самодержцы. — М., 1994.
11. Ляшенко Л. М. Царь-Освободитель. Жизнь и деяния Александра II. — М.: Владос, 1994.
12. Яковлев А. И. Александр II и его время. — М., 1992.
13. Александр II. Трагедия реформатора: Люди в судьбах реформ, реформы в судьбых людей: Сб. статей / Отв. ред. В. В. Лапин. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2012.
Информация о работе Александр II и либеральные реформы в России