Алихан Букейханов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 15:41, реферат

Описание работы

Принадлежал к потомкам казахских "чингизидов" торе. Окончил Омское техническое училище, затем экономический факультет Петербургского лесотехнического института.
Относил себя к «западническому направлению» общественного движения казахской интеллигенции, которая «видит будущее киргизской степи в сознательном претворении западной культуры — в самом широком смысле этого слова» и «возьмёт за образец… в частности, Партию Народной Свободы» («Киргизы», в книге: Формы национального движения в современных государствах, СПб., 1910, с. 599).

Файлы: 1 файл

Алихан Букейханов.docx

— 55.45 Кб (Скачать файл)

Биография

Принадлежал к потомкам казахских "чингизидов" торе. Окончил Омское техническое училище, затем экономический факультет Петербургского лесотехнического института.

Относил себя к «западническому  направлению» общественного движения казахской интеллигенции, которая  «видит будущее киргизской степи  в сознательном претворении западной культуры — в самом широком смысле этого слова» и «возьмёт за образец… в частности, Партию Народной Свободы» («Киргизы», в книге: Формы национального движения в современных государствах, СПб., 1910, с. 599).

Алихан Букейханов стал первым биографом Абая. Его статья «Абай (Ибрагим) Кунанбаев» - некролог казахского народного поэта в связи с характеристикой его творчества была напечатана в газете «Семипалатинский листок» в 1905 году. Затем с портретом Абая она печаталась в журнале «Записки Семипалатинского подотдела Западно-Сибирского отдела Императорского русского географического общества» в 1907 году.

Член партии кадетов с 1905 г. В конце 1905 г. в Уральске на съезде делегатов 5 областей был одним из инициаторов попытки создания Киргизской (Казахской) конституционно-демократической партии. В январе 1906 арестован «как руководитель киргизского политического движения» (ЦГАОР, ф. ДП, 7 д-во, д. 2, ч. 39, л. 63); освобождён через 3 месяца. Член 1-й Государственной Думы. Подписал Выборгское воззвание (1906), призывавшее к гражданскому неповиновению. В 1908 г. арестован вновь, до 1917 г. пребывал в ссылке в Самаре. Член Самарского губернского комитета (создан в августе 1915) Партии Народной Свободы.

Имя Букейханова  значилось в перечне имен Санкт-Петербургской масонской ложи «Полярная звезда».[источник не указан 344 дняОснование самарской группы масонов совпадает по времени со встречей Букейханова с Керенским. Существует также мнение, что назначение в 1917 году Букейханова комиссаром Временного правительства поКазахстану произошло по воле масонского братства, оказавшегося у руля власти. Букейханов считал, что именно через масонство ему удастся достичь своих целей: вместе с Россией и под её патронажем добиться автономии Казахстана, включающей в себя собственный парламент, самоуправление, то есть право на управления финансами и наличие собственного законодательства и рядом других атрибутов самостоятельной государственности.[источник не указан 344 дня]

Но его пути с  кадетами и масонами разошлись после февральской революции, поскольку он перестал находить поддержку среди них в самом главном вопросе — предоставление автономии казахскому народу, а также по другим принципиальным вопросам (землепользование и взаимоотношение государства и церкви). Свои мотивы он изложил в статье «Почему я вышел из партии кадетов», отметив в качестве сути расхождений стремление товарищей по партии и масонских «братьев» «сохранить империю при существующих границах».

Самоопределившись, А. Букейханов создает национальную политическую партию «Алаш», идейные предпосылки которой были заложены газетой «Казах», выходившей с1913 года, которую он создал с Ахметом .Байтурсыновым и Миржакипом Дулатовым. Он участвовал в работе съезда сибирских автономистов в Томске, на котором было принято решение о предоставлении в составе Сибирской республики автономии казахам.

В декабре 1917 года по инициативе А. Букейханова на 2 Всеказахском курултае (учредительном съезде) была провозглашена Алашская автономия, то есть автономное государство казахов. Высшим органом власти стал Временный Народный Совет, которому было присвоено наименование «Алаш-Орда», а его председателем (президентом) — А. Букейханов.

В гражданской войне  А. Букейханов и алашординцы были по «ту сторону баррикад» вместе с сибирскими правителями почти до конца 1919 года, когда они оказались один на один с упрочившей свои позиции новой властью. Алашординцам пришлось пойти на единственно приемлемое, хотя и чрезвычайно тяжелое решение — войти в соглашение с идейными и политическими противниками в обмен на декларативное обещание сохранения национальной автономии. Букейханов вынужден был в этих условиях отказаться от активной политической и государственной деятельности. Он считал противозаконной акцию Ленина и большевиков по вооруженному захвату власти. С её осуждением он выступил в статье «Общесибирский съезд», опубликованной в 1917 году в газете «Сарыарка».

Поскольку идея автономии  не отвергалась Советской властью, А. Н. Букейханов счел для себя возможным на легальной основе работать в сфере культуры. Платформа марксизма и экономического материализма, казалось ему, давала условия для критического подхода к национальной политике, и к методам насаждения социализма. Но деятельность А. Букейханова была расценена не просто как оппозиция и инакомыслие, а как «контрреволюционная борьба против советской власти». Достигнутый между большевиками и «Алаш-ордой» компромисс был впоследствии большевиками отброшен, а лозунг «алашординец-националист» стал основой репрессий против казахской интеллигенции.

С 1922 г. по 1927 г. был  литературным сотрудником Казакской  секции Центрального издательства народов  СССР в Москве. В 1920-1930-е годы трижды арестовывался органами НКВД. 27 сентября 1937 года осужден ВКВС за принадлежность к «террористической организации» и в тот же день расстрелян (вместе с Нурмаковым).

Самое принципиальное в политическом наследии А.Букейханова - идея национально-государственного самоопределения, она была выношена им и его соратниками (СейфуллинымНурмаковымИсаевым), которые отдали все силы на её претворение, провозгласив в декабре 1917 года государство "Алаш-Орда", и в конечном счете поплатившись за это собственной жизнью.

 

 

Роль  и взгляды Алихана  Букейханова.

 

Осмысление проблем  истории Казахстана первых двух десятилетий XX века являются одними из актуальнейших, сложнейших во многом противоречивых вопросов современной исторической науки. Начало XX века в истории казахов  занимает особое место. Широкое рассмотрение вопросов истории казахского народа тесно связанно с элитой, сформировавшейся в конце ХIХ - начале XX веков, интеллигенцией, представляющей собой «не однородный пласт» ни по происхождению, ни по взглядам путей развития казахского народа.  
         Стремление царизма подавить все зачатки казахской самобытности, прослеживающее на протяжении лет с воссоединения Казахского ханства к Российской империи, попытки искусственной замены культуры, идеологии, традиций казахского народа приводят к большому упадку степного народа. Предпринимаются различные пути колонизации казахского народа; казачья экспансия, переселение крестьян. Одним из главных целей колониальной политики было стремление расколоть общество на разрозненные группы. Но получив блестящее образование и понимая все тяготы проводимой политики царизма в степи, казахская интеллигенция стремиться к освобождению народа и активно включается в борьбу с несправедливостью данной политики. Этот период представлен плеядой ярких личностей таких как: А. Байтурсынов, Ж.Акпаев, М. Тынышпаев, Ж. Сейдалин и другие.  
Одним из них является – Букейханов Алихан Нурмухамедович.

Родился в 1870 году, по др. данным, в 1866 году в ауле Токраунской  волости Каркаралинского уезда  Семипалатинской области. Выходец  из знатной (султанской) семьи. Окончил  Омское техническое училище. Затем (1894г) блестяще окончил Императорский  Лесной Институт экономический факультет  в Санкт- Петербурге. Ученый, преподаватель, журналист, этнограф, публицист и  социолог, на долю которого выпала тяжелая, сложная историческая миссия возглавить народ национального освободительного движения, быть главой первой казахской  автономии Алаш-Орда.Относил себя к "западническому направлению" общественного  движения киргизской (казахской) интеллигенции, которая "видит будущее киргизской степи в сознательном претворении  западной культуры - в самом широком  смысле этого слова".*  Просто невозможно охватить многогранную деятельность этого выдающегося человека. В попытке проследить хронологическую последовательность становлении политических, научных и других взглядов А. Букейханова, обратимся к истории. 
         *  "Киргизы", в книге: Формы национального движения в современных государствах, СПб., 1910, с. 599

В 1903 году в Петербурге вышел 18-й том собрания под общим  названием "Россия. Полное географическое описание нашего края". В этом томе, посвященном Казахстану, одним из авторов был Букейханов, написавший раздел "Распределение населения  киргизского (т.е. казахского) края по территории, его этнографический состав, быт  и культура". В этом разделе  он дал общую характеристику культуры казахского народа, привлекая материалы  "народной литературы", остановившись в особенности на анализе поэмы "Козы-Корпеш и Баян Сулу". Примечательно то, что он специально выделяет Абая, высоко оценивая его как "представителя нового течения" в казахской поэзии. Букейханов и позже старался представить Абая русскому читателю, и это не случайно, поскольку поколение интеллигентов-казахов начала XX в., ратовавших за государственное самоопределение казахского народа, всячески подчеркивало свое идейное родство с Абаем, стремилось широко освоить культурное наследие прошлого как стимул к пробуждению и развитию национального самосознания.

Также Букейханов в  рядах казахских просветителей  принимает активное участие в  разработке «новометодной» или джангирской  школы, которая стремиться более  творчески и ближе подойти  к нуждам национального образования, синтезировать лучшее из традиционной этнопедагогики с передовыми идеями русско-европейской школы.

Вооруженные знаниями родной, восточной, русской, европейской  культурами казахская интеллигенция  сформировывала идеологию национально-освободительного движения начала ХХ века.

В 1904 году Букейханов работал в составе экспедиции Ф.А.Щербина, подготавливавшей материалы  к широкому переселению русских  крестьян на земли казахов.

Член партии кадетов  с 1905. С 1905 года состоял в конституционно-демократической партии, провел собрание в Уральске и Семипалатинске с целью организации казахского отделения партии кадетов. В 1905 году участвовал в Каркалинском движении протеста против притеснений царизма, организовал подписи 14500 человек под петицией, известной как Каркалинская петиция. В этом же году по Семипалатинскому округу был избран депутатом в Первую Государственную Российскую думу, участвовал в составлении документа, названного Выборгским манифестом, осуждающим роспуск царской Думы. За интенсивную деятельность против колониальной политики царского самодержавия сидел в тюрьмах Семипалатинска и Павлодара.

После революции 1905- 1907 годов вышел царский манифест, «дарующий» народам России относительную  политическую свободу. В этот период Букейханов работал в кадетских  газетах "Иртыш", "Омич", "Голос" в качестве редактора. Также это  событие в России вносит свои коррективы и в деятельность казахской интеллигенции, а именно она энергично берется  за создание своих печатных изданий. Так первым подобным изданием становится журнал «Айкап», который выпускался на казахском языке (на основе арабской графики). Данное издание фактически освещает все стороны казахского общества. Авторы, сгруппировавшиеся  вокруг журнала, представляли прогрессивную  казахскую интеллигенцию.  Главенствующее место на страницах журнала заняло обсуждение аграрного вопроса. Обсуждая аграрный вопрос, авторы пытались донести до рядовых членов казахского общества те законы, на основании которых отчуждались исконно казахские земли, разъясняли цели и планы царизма, предупреждали о том, что отчуждение излишков – только начало жесткой политики российской империи.

После роспуска Первой Государственной Думы лишенный возможности  привлечь внимание к проблемам Казахстана Букейханов пытается сделать это  через российскую печать. Публикуются  в «Сибирских вопросах» его статьи, такие как, «Переселенческие наделы в Акмолинской области», «Русские поселения в глубине Степного края», «Отчуждение киргизских орошаемых  пашен» и другие. Эти объемные работы убедительно доказывают, что традиционная форма хозяйствования казахов –  кочевое скотоводство - не прихоть  казахов, не дань «природной лени», а  единственная возможность выжить в  условиях сурового и засушливого  климата. Во-вторых, Букейханов пишет  об искажениях результатов обследования хозяйств, о невозможности обработки  земли обычными экстенсивными методами. Переселение – бедствие не только для казахов, лишившихся пастбищ, зимовок, водопоев, но и для самих переселенцев. Алихан Букейханов разоблачает лживость призывов царского правительства «облагородить  степь». Высокие пустые слова о  внесении в «нашу азиатскую окраину» не имеют оснований и несут  только бедствие народам степи.

Информация о работе Алихан Букейханов