Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 15:41, реферат
Принадлежал к потомкам казахских "чингизидов" торе. Окончил Омское техническое училище, затем экономический факультет Петербургского лесотехнического института.
Относил себя к «западническому направлению» общественного движения казахской интеллигенции, которая «видит будущее киргизской степи в сознательном претворении западной культуры — в самом широком смысле этого слова» и «возьмёт за образец… в частности, Партию Народной Свободы» («Киргизы», в книге: Формы национального движения в современных государствах, СПб., 1910, с. 599).
Анализ политической
деятельности Алихана Букейханова
в период 1905-1913 годов, его политические
взгляды этого периода дают возможность
сделать ряд методологически
важных выводов, способствующих воссозданию
картины общественно-
1. Именно в рассматриваемый период политические
взгляды А. Букейханова, окончательно
оформившись, способствуют четко выраженной
политической деятельности.
2. Деятельность А. Букейханова оказала
немалое влияние на процесс консолидации
разных течений национально-освободительного
движения.
В этот период ярко выразились такие черты
Букейханова - политика, как умение объединить
людей противоположных взглядов, аргументировано
и последовательно отстаивать свою позицию,
сохраняя способность к компромиссу.
3. Букейханову в этот период были свойственны
иллюзии относительно возможности изменения
положения казахов в рамках существующего
монархического строя путем конституционных
методов борьбы.
4. Политические взгляды А. Букейханова
получили отражение, в основном, в русской
периодике. Печатная полемика с представителями
реакции ускорила процесс дифференциации
общественной мысли, явилась важным фактором
нарастающего национально-освободительного
движения.
В 1910-1914 годах Букейханов пишет ряд научных
статей в "Новом энциклопедическом
словаре", в сборнике "Формы национального
движения в современных государствах"
статью "Казахи".
Крупной вехой в
стремлении разбудить национальное
самосознание казахов и организации
среди них учебно-
В 1916 году Букейханов возглавил отделение отсталых народов всероссийского земского съезда. Идея земства как широкого местного самоуправления, существующего наряду с центральной властью и ее существенным образом дополняющая, - важный элемент политической программы Букейханова.
Вступив в партию
кадетов и имея большой авторитет
в ней , А.Н. Букейханов считал, что
именно с кадетами ему удается
достичь своих целей: вместе с
Россией и под ее патронажем добиться
автономии Казахстана, включающий в
себя собственный парламент, самоуправление,
т.е. право на управления финансами
и наличие собственного законодательства
и ряда других атрибутов самостоятельной
государственности.
Февральская революция «была правильно
понята и с радостью встречена киргизами,
потому что, во- первых, она освободила
их от гнёта и насилия царского правительства,
и во-вторых, укрепила у них надежду осуществить
свою заветную мечту – управляться самостоятельно»-
писал соратник Ахмет Байтурсынов. О полной
поддержке Временного правительства как
легитимного органа государственного
управления заявили газета «Казах», казахские
комитеты, представляющие в тот период
органы национального самоуправления.
А. Букейханов приступает к выполнению
обязанностей комиссара Временного правительства
в Тургайской области. Весной и летом 1917
года прошли областные казахские съезды,
которые сформировали политические и
социально экономические требования казахского
народа.
В июле 1917 года пути А. Букейханов и партии
кадетов и разошлись после февральской
революции, поскольку он перестал находить
поддержку среди них в самом главном вопросе
- предоставление автономии казахскому
народу, а также по другим принципиальным
вопросам (взаимоотношение государства
и церкви, в несогласие стремлении кадетами,
сохранить частную собственность на землю).
Свои мотивы он изложил в статье "Почему
я вышел из партии кадетов", отметив
в качестве сути расхождений стремление
товарищей по партии "сохранить империю
при существующих границах".
Самоопределившись, А. Н. Букейханов создает
национальную политическую партию "Алаш",
идейные предпосылки которой были заложены
газетой "Казах", выходившей с 1913
года. В декабре 1917 года по инициативе
А. Букейханова на Всеказахском учредительном
курултае была провозглашена "Алаш-орда",
т. е. автономия казахов.
Съезд по докладу
Букейханова единогласно
В гражданской войне,
развязанной большевиками, А.Н.Букейханов
и алаш-ординцы были по "ту сторону
баррикад" вместе с сибирскими правителями
почти до конца 1919 года, когда они
оказались один на один с упрочившей
свои позиции новой властью. Алаш-ординцам
пришлось пойти на единственно приемлемое,
хотя и чрезвычайно тяжелое решение
- войти в соглашение с идейными
и политическими противниками в
обмен на декларативное обещание
сохранения национальной автономии. Лично
А.Н.Букейханов вынужден был в этих
условиях отказаться от активной политической
и государственной
* "Алаш-Орда", Сборник документов, Кзыл-Орда, 1929, с. 50, 51 – 52, 53, 56.
27 сентября 1937 года
военной коллегией Верховного
суда СССР Алихан Букейханов
был осуждён по обвинению в
принадлежности к
Поскольку связь
с "Алаш-Ордой" была одним из стандартных
обвинений сталинского режима против
интеллектуальной элиты казахского
народа есть необходимость в пояснениях.
Исторический термин "Алаш" был
общим именем для тех древних
родов, которые впоследствии получили
этноним "Казах". Этим именем названа
была партия, образованная по инициативе
видного казахского политического
деятеля Алихана Букейханова
и ставившая себе целью достижение
независимости казахов на уровне
автономии в рамках России. В основе
программы партии "Алаш" было провозглашено
первое самостоятельное государство
в 1918 году, которое вначале ввиду
имперской политики большевиков
вошло с ними в конфликт. Достигнутый
между большевиками и "Алаш-ордой"
компромисс был большевиками попран
впоследствии, а лозунг "алаш-ординец-националист,
враг народа" стал основой тотальных
репрессий против тех, кто составлял "мозг
нации".
Самое принципиальное в политическом
наследии А.Букейханова – идея национально-государственного
самоопределения, она была выношена им
и его соратниками, которые отдали все
силы на ее претворение, провозгласив
в декабре 1917 года государство "Алаш-Орда",
и в конечном счете поплатившись за это
собственной жизнью. В первом десятилетии
XX в. в общем контексте развития национально-освободительного
движения в России и повсеместной политизации
общественных настроений на территории
страны было положено начало формированию
новой генерации политической элиты кочевого
общества казахов - группы европейски
образованных казахских интеллигентов-маргиналов,
осознанно вступивших в оппозицию к колониальному
режиму с позиций модернистской политической
платформы и при активной поддержке значительной
части своего народа. Появление этой элиты
на политической сцене региона было подготовлено
"Казахским интеллектуальным ренессансом"
периода последней четверти XIX - начала
XX вв., когда на фоне резкого повышения
престижа европейского светского образования
и вестернизированной городской субкультуры
среди традиционной правящей верхушки
казахов, "дети" прежней государствленной
степной элиты - (сыновья, внуки и правнуки
бывших "старших султанов", "султанов-правителей",
самопровозглашенных ханов-протестантов,
некогда выступавших против колониальной
политики царизма; волостных управителей,
биев и батыров), получившие солидную общеобразовательную
подготовку в высших и средних специальных
учебных заведениях России, стали интенсивно
осваивать интеллектуальные профессии
и вливаться в разные административно-управленческие
и культурно-просветительские учреждения
края. Свыше половины этой категории лиц
составляли выходцы из привилегированного
сословия чингизидов, среди всех остальных
социальных групп казахской интеллигенции
той эпохи заметно преобладали представители
традиционной знати "черной кости",
в том числе потомки многих знатных биев
и батыров. Эта тонкая интеллектуальная
прослойка казахского общества, насчитывавшая
всего только несколько сотен казахов,
унаследовала по различным каналам от
своего аграрного окружения некоторые
традиционные элементы "кочевого менталитета",
но вместе с тем глубоко впитала в свой
духовно-интеллектуальный мир многие
базовые ценности европейской урбанистической
культуры, составившие системообразующую
основу ее корпоративных идейных воззрений
и ценностных ориентации в социально-политической
сфере. Именно из этой немногочисленной,
но чрезвычайно яркой и многообещающей
"аристократии духа" рекрутировалась
в период с 1905 по 1920 гг. первая казахская
контр-элита, политические устремления
которой получили наиболее концентрированное
выражение в программных документах и
практической деятельности национально-либеральной
партии "Алаш" и персональных биографиях
основных лидеров алашского движения
Алихана Букейханова, Ахмета Байтурсынова,
Миржакыпа Дулатова и некоторых других
интеллектуалов. Выдвигая в своей политической
платформе задачу скорейшего достижения
ограниченного национально-государственного
суверенитета Казахстана по отношению
к России, данная контрэлита получила
широкую социальную поддержку со стороны
казахского народа. Однако ее концептуальные
установки относительно конкретного социально-экономического
и политического наполнения будущего
казахского автономизма, постулировавшие
идею частной собственности, свободного
предпринимательства и рыночных отношений,
развития демократических институтов
и учреждений, не встретили достаточно
адекватного отношения к себе со стороны
кочевого аграрного населения региона.
Алашское интеллектуальное меньшинство
в той или иной степени разделяло идеалы
и ценности сторонников модернизации
и западных форм трансформации традиционной
культуры, тогда как подавляющее большинство
всех остальных кочевников, являвшихся
носителями групповых воззрений и идеалов,
оставались приверженцами сложившихся
культурных традиций и социальных отношений.
Этот немаловажный межцивилизованный
барьер, стал одним из многих факторов,
не позволивших в начале XX века реализоваться
в социально-политическом пространстве
Казахстана либерально-демократической
инлеллигенции.
Годы независимости Казахстана - результат
не только многовековой истории борьбы
народа за свободу и самостоятельный путь
развития, но и итог никогда не прекращавшейся
деятельности национальной интеллектуальной
элиты. В начале века Алихан Букейханов,
Ахмет Байтурсынов, Мыржакып Дулатов и
их сподвижники создали партию “Алаш”,
программа которой предусматривала многое
из того, что мы осуществили сегодня. Почти
сто лет назад в Уральске состоялся делегатский
съезд пяти областей, на котором была образована
Конституционно-демократическая партия.
Практически одновременно она объявила
себя филиалом Конституционно-демократической
партии России в Казахстане, а ее лидер
Алихан Букейханов был избран членом ЦК
этой партии Казахские конституционные
демократы - кадеты, как их тогда называли,
в своей программе предлагали осуществлять
законодательную власть через Думу и ввести
в стране институт президентства. Правом
участия в выборах наделялись все граждане,
независимо от происхождения, национальности,
вероисповедания и пола. Выборы делегатов
должны были производиться прямым, равным
и тайным голосованием.
Но единственное, чем были удостоены эти,
без всяких скидок, выдающиеся люди в советской
историографии, - это ярлыком националистов.
Труды
Список использованной литературы:
1. Формы национального движения в современных государствах, СПб., 1910.
2. Алаш-Орда: Сб.док./ Сост. Мартыненко Н., Алма-Ата, 1992.
3. Букейхан А. Избранное., Алмата, 1995.
4. История Казахстана в лицах: Полит. портреты. Вып. 1./ Под ред. В.К. Григорьева и А.К. Кусаинова. Акмола,1993.
5. Кул-Мухаммед М. Формирование и развитие гоударственно – правовых идей лидеров Алаш-Орды. Алматы: Атамура, 1999.
6. Аккулыулы С. Алихан Букейхан // Простор, 1993, №10.
Алихан Букейханов незадолго до начала репрессий и незадолго до расстрела
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Реферат
На тему: «А.Букейханов – общественно – политический деятель и ученый»
Подготовил(а):
Проверил(а):