Альтернативы развития России в ходе революции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2015 в 15:23, контрольная работа

Описание работы

Революция-это кардинальное изменение социально-политического строя, которое характеризуется резким разрывом с предшествующей традицией, насильственным преобразованием общественных и государственных институтов (в отличие от реформ и социальных эволюций). Революции различаются в зависимости от той социальной группы или класса, который выступает главным носителем революционного действия (крестьянская, буржуазная, пролетарская), а также от пространственных рамок ее реализации (национальная, «мировая» и т.п.). Революции вызываются объективными экономическими и политическими причинами.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………… 3-5
1. Назревание общенационального кризиса в России в конце 1916 - начале 1917г………………………………………………………………… 5-16
2. Крушение монархии в России. Двоевластие………………………… 16-24
3.Альтернативы развития России в ходе революции…………………… 24-25
3.1.Причины октябрьской революции……………………………………. 25-31
3.2.Причины победы большевиков в октябре 1917 г…………………… 31-35
Заключение …………………………………………………………………35-36
Список литературы…………………………………………………………… 37

Файлы: 1 файл

истор.docx

— 101.74 Кб (Скачать файл)

Под руководством Ленина партия и Советское правительство в короткий срок сумели перестроить экономику страны на военный лад, разработали и провели в жизнь систему чрезвычайных мер, получившую название «военного коммунизма». Лениным были написаны важнейшие партийные документы, которые явились боевой программой мобилизации сил партии и народа на разгром врага: «Тезисы ЦК РКП (б) в связи с положением Восточного фронта» (апрель 1919), письмо ЦК РКП (б) ко всем организациям партии «Все на борьбу с Деникиным!» (июль 1919) и др.

Ленин непосредственно руководил разработкой планов важнейших стратегических операций Красной Армии по разгрому белогвардейских армий и войск иностранных интервентов. В то же время Ленин продолжал вести теоретическую работу. Осенью 1918 он написал книгу «Пролетарская революция и ренегат Каутский », в которой разоблачил оппортунизм Каутского, показал коренную противоположность демократии буржуазной и пролетарской, советской.

Ленин указал на международное значение стратегии и тактики русских коммунистов. «... Большевизм, — писал Ленин, — годится как образец тактики для всех» (там же, товарищ Ленин в основном составил проект второй Программы партии, определившей задачи строительства социализма, принятой 8-м съездом РКП (б) (март 1919). В центре внимания Ленина был тогда вопрос о переходном периоде от капитализма к социализму. В июне 1919 он написал статью «Великий почин», посвященную коммунистическим субботникам, осенью — статью «Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата», весной 1920 — статью «От разрушения векового уклада к творчеству нового». В этих и многих других работах Ленин, обобщив опыт диктатуры пролетариата, углубил марксистское учение о переходном периоде, осветил важнейшие вопросы коммунистического строительства в условиях борьбы двух систем: социализма и капитализма.

После победоносного окончания Гражданской войны Ленин возглавил борьбу партии и всех трудящихся Советской республики за восстановление и дальнейшее развитие экономики, руководил культурным строительством. В Отчётном докладе ЦК 9-му съезду партии Ленин определил задачи хозяйственного строительства, подчеркнул исключительно важное значение единого хозяйственного плана, основой которого должна быть электрификация страны.

Под руководством Ленина был разработан план ГОЭЛРО — план электрификации России (на 10—15 лет), первый перспективный план развития народного хозяйства Советской страны, который Ленин назвал «второй программой партии». В конце 1920 — начале 1921 в партии развернулась дискуссия о роли и задачах профсоюзов, в которой фактически решались вопросы о методах подхода к массам, о роли партии, о судьбах диктатуры пролетариата и социализма в России. Ленин выступил против ошибочных платформ и фракционной деятельности Троцкого, Н. И. Бухарина, «рабочей оппозиции», группы «демократического централизма». Он указывал, что, будучи школой коммунизма вообще, профсоюзы должны быть для трудящихся, в частности, школой управления народным хозяйством.

На 10-м съезде РКП (б) (1921) Ленин подвёл итоги профсоюзной дискуссии в партии и выдвинул задачу перехода от политики «военного коммунизма» к новой экономической политике (нэпу). Съезд одобрил переход к нэпу, обеспечивавшему укрепление союза рабочего класса и крестьянства, создание производственной базы социалистического общества; принял написанную Лениным резолюцию «О единстве партии». В брошюре «О продовольственном налоге (Значение новой политики и ее условия)» (1921), статье «К четырехлетней годовщине Октябрьской революции» (1921) Ленин раскрыл сущность новой экономической политики как хозяйственной политики пролетариата в переходный период и охарактеризовал пути её осуществления. В речи «Задачи  союзов молодежи» на 3-м съезде РКСМ (1920), в наброске и проекте резолюции «О пролетарской культуре» (1920), в статье «О значении воинствующего материализма» (1922) и др. произведениях В.И.Ленин осветил проблемы создания социалистической науки. Ленин определил пути решения национального вопроса. Проблемы национально-государственного строительства и социалистических преобразований в национальных районах освещены Лениным в докладе о партийной программе на 8-м съезде РКП (б), в «Первоначальном наброске тезисов по национальному и колониальному вопросам» (1920) ко 2-му конгрессу Коминтерна, в письме «Об образования СССР» (1922) и др. Ленин разработал принципы объединения советских республик в единое многонациональное государство на основе добровольности и равноправия — Союз ССР, который был создан в декабре 1922.

Советское правительство во главе с Лениным последовательно боролось за сохранение мира, за предотвращение новой мировой войны, стремилось наладить экономию, и дипломатические отношения с др. странами. Вместе с тем советский народ оказывал поддержку революционному и национально-освободительному движениям. В марте 1922 Ленин руководил работой 11-го съезда РКП (б) — последнего партийного съезда, на котором он выступал. Напряжённая работа, последствия ранения в 1918 подорвали здоровье Ленина. В мае 1922 он тяжело заболел.

В начале октября 1922 Ленин вернулся к работе. Последнее публичное его выступление было 20 ноября 1922 на пленуме Моссовета. 16 декабря 1922 состояние здоровья Ленина вновь резко ухудшилось. В конце декабря 1922 — начале 1923 Ленин продиктовал письма по внутрипартийным и государственным вопросам: «Письмо к съезду», «О придании законодательных функций Госплану», «К вопросу о национальностях или об ''автономизации''» и ряд статей — «Странички из дневника», «О кооперации», «О нашей революции», «Как нам реорганизовать Рабкрин (Предложение XII съезду партии)», «Лучше меньше, да лучше». Эти письма и статьи по праву называют политическим завещанием Ленина. Они явились завершающим этапом в разработке Лениным плана построения социализма в СССР. В них В.И.Ленин изложил в обобщённом виде программу социалистического преобразования страны и перспективы мирового революционного процесса, основы политики, стратегии и тактики партии.

Он обосновал возможность построения социалистического общества в СССР, развил положения об индустриализации страны, о переходе крестьян к крупному общественному производству путём кооперирования, о культурной революции, подчеркнул необходимость упрочения союза рабочего класса и крестьянства, укрепления дружбы народов СССР, совершенствования государственного аппарата, обеспечения руководящей роли Коммунистической партии, единства её рядов. Ленин последовательно проводил принцип коллективности руководства. Все важнейшие вопросы он ставил на обсуждение регулярно собиравшихся партийных съездов и конференций, пленумов ЦК и Политбюро ЦК партии, Всероссийских съездов Советов, сессий ВЦИК и заседаний Совнаркома.

Под руководством Ленина работали такие видные деятели партии и Советского государства, как В. В. Боровский, Ф. Э. Дзержинский, М. И. Калинин, Л. Б. Красин, Г. М. Кржижановский, В. В. Куйбышев, А. В. Луначарский, Г. К. Орджоникидзе, Г. И. Петровский, Я. М. Свердлов, И. В. Сталин, П. И. Стучка, М. В. Фрунзе, Г. В. Чичерин, С. Г. Шаумян и др. Л. был вождём не только российского, но и международного рабочего и коммунистического движения. В письмах к трудящимся стран Западной Европы, Америки и Азии Ленин разъяснял сущность и международное значение Октябрьской социалистической революции, важнейшие задачи мирового революционного движения.

 

Заключение

 

В трудах Ленина разработаны принципы социалистической внешней политики как важного фактора построения нового общества, развития мирового революционного процесса. Это политика тесного государственного, экономического и военного союза социалистических республик, солидарности с народами, борющимися за социальное и национальное освобождение, мирного сосуществования государств с различным общественным строем, международного сотрудничества, решительного противодействия империалистической агрессии. Ленин развил марксистское учение о двух фазах коммунистического общества, о переходе от первой к высшей фазе, о сущности и путях создания материально-технической базы коммунизма, о развитии государственности, о формировании коммунистических общественных отношений, о коммунистическом воспитании трудящихся.

Ленин создал учение о пролетарской партии нового типа как высшей форме революционной организации пролетариата, как авангарде и руководителе рабочего класса в борьбе за диктатуру пролетариата, за построение социализма и коммунизма. Он разработал организационные основы партии, интернациональный принцип её построения, нормы партийной жизни, указал на необходимость демократического централизма в партии, единства и сознательной железной дисциплины, развития внутрипартийной демократии, активности членов партии и коллективности руководства, непримиримости к оппортунизму, тесной связи партии с массами. Ленин был твёрдо убеждён в неизбежности победы социализма во всём мире. Непременными условиями этой победы он считал: единство революционных сил современности — мировой системы социализма, международного рабочего класса, национально-освободительного движения; правильную стратегию и тактику коммунистических партий; решительную борьбу против реформизма, ревизионизма, правого и левого оппортунизма, национализма; сплочённость и единство международного коммунистического движения на основе марксизма и принципов пролетарского интернационализма.

Теоретическая и политическая деятельность Ленина положила начало новому, ленинскому этапу в развитии марксизма, в международном рабочем движении. С именем Ленина, с ленинизмом связаны крупнейшие революционные свершения 20 в., которые в корне изменили социальный облик мира, ознаменовали поворот человечества к социализму и коммунизму. Революционное преобразование общества в Советском Союзе на основе гениальных ленинских предначертаний и планов, победа социализма и построение развитого социалистического общества в СССР — триумф ленинизма. Марксизм-ленинизм как великое и единое интернациональное учение пролетариата является достоянием всех коммунистических партий, всех революционных рабочих мира, всех трудящихся. Все коренные социальные проблемы современности можно верно оценить и решить, основываясь на идейном наследии Л., руководствуясь надёжным компасом — вечно живым и творческим марксистско-ленинским учением.

                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы  

1.Политические  деятели России 1917 года. Биографический  словарь. Москва, Волобцев,1993 год.

2.История  России(19 -20 века). Гардарики. Март. Москва.1999год.3. Мироненко В.М. Штурм века. От февраля к октябрю 1917 года. – Москва, Политиздат, 1988 год.

4. Дмитриенко  В.П., Есаков В.Д., Шестаков В.А. История  отечества ХХ век. – Москва, Дрофа, 1995 год.

5. Зуева  М.Н., Чернобаева А.А. История России. – Москва, Высшая 
6. История России с древнейших времён до наших дней: под редакцией Данилов А.А. издательство Москва 2003 г. 
7. Зуев М.Н. История России издательство Москва 2003 г. 
8. История России с древнейших времён до конца 20 века: учебное пособие для вузов (Деревяненко А.П., Шабельникова Н.А.) издательство Москва 2001 г.

9. Моряков  В. И., Федоров В. А., Щетинов Ю. А. История  России: Пособие для старшеклассников и абитуриентов. -5-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Издательство Московского университета, издательство «Высшая школа».

10. Орлов  А. С., Полунов А. Ю., Шестова Т. Л., Щетинов  Ю. А. Учебник по истории Отечества. 20е издание: Учебное пособие. – М.: Простор, 2002- 476с.

11. А. В. Лукутин. Экзаменационные вопросы  и ответы. История. 9 и 11 выпускные классы: Учебное пособие. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2002.- 640с.

12. Э. С. Радзинский  Николай второй, Жизнь и смерть. М.: Издательство «Вагриус», 2003. 13. А. М Прохоров, В. И. Бородулин, В.М. Карев, Н. М. Кузнецов. Российский энциклопедический словарь. -М.: научное издательство «Большая российская энциклопедия» 2001.

14. Н. Н. Поспелов, Е. И. Бугачев, Л. Ф. Ильичев, В. А. Карпинский. История коммунистической партии  Советского Союза. М.: Издательство  политической литературы, 1967.

15. Ленин  В. И. Сборник произведений В. И. Ленина. Для учащихся средних школ  и средних специальных учебных  заведений. Издание 3-е. М.: Политиздат, 1975. и

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 



Информация о работе Альтернативы развития России в ходе революции