Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 10:34, реферат
Одной из самых древних и прекрасных легенд в античном мире была легенда о женщинах-воительницах - амазонках. Отражения этой легенды первоначально в греческой, а затем в римской литературе в виде пространных рассказов либо кратких упоминаний чрезвычайно многочисленны и разнообразны. Римские авторы, главным образом, повторяли сведения греков, не добавляя ничего нового в литературную амазонскую традицию, сложившуюся в Греции. В дальнейшем многие поколения исследователей обращались к прекрасной легенде.
Амазонки – мифы и реальность – стр. 3 – 8
Примечания – стр. 9
Список литературы – стр. 10
Институт архитектуры и
Южного Федерального Университета
Реферат
«Амазонки – мифы и реальность»
Студент ИЗ -31
Рыбалкин А.В.
Научный руководитель
Коваленко А.Н.
Ростов-на-Дону
2012г
Содержание
Одной из самых
древних и прекрасных легенд в
античном мире была легенда о женщинах-
Многие исследователи отвечали на этот вопрос положительно вплоть до XX века, когда стало очевидным, что для полного разрешения этого вопроса и исчерпывающего истолкования исторического смысла амазонской традиции во всех ее вариантах необходимо привлечение не только античного материала, но и средневекового, не только литературного, но и всего многообразия этнографических и археологических данных о жизни народов Европы, Азии, Африки и Америки [1, No 3, с. 32]. На сегодняшний день такой работы нет.
Для нашей темы
несомненный интерес
В первом варианте
этой традиции больше
Амазонки. Кто же они? Что сообщает о них античная традиция? Каков их быт, особенности образа жизни?
Впервые термин "амазонки"
встречается в древнегреческом
эпосе, который говорит о
Античные авторы, упоминая
или рассказывая об амазонках,
использовали ту или иную
Классическим местом
локализации амазонок в
У греков существовала версия о пребывании амазонок и в Северной Африке. "Эти амазонки самые древние, однако исчезнувшие за много лет до Троянской войны, причем совершенно исчезла и память о них", сообщает Дионисий Скитобрахион (середина II в. до н. э.), рассказ которого дошел до нас в передаче Диодора Сицилийского (I в. до н. э.) (Диодор Сицилийский. Библиотека, 3, 52-55э). Эту версию затем лишь повторяли другие античные авторы.
Но наиболее ранние греческие авторы: Геродот (484-425 до и. э.), Псевдо-Гиппократ (470-356 до н. э.), Эфор (405-330 до и. э.) и другие, которые стремились к реальному освещению фактов и событий, - помещали амазонок на землях в округе Танаиса и Меотиды (Азовского моря), где жили родственные скифам по языку и культуре племена савроматов. Сюда же, на земли савроматов, античная традиция нередко переносила классическую амазонскую реку Термодонт и сказочную столицу воительниц Фемискиру. Основания для этого были, поскольку греки могли наблюдать у савроматских женщин воинственность быта и образ жизни, напоминающий амазонский, что бросалось в глаза на общем фоне в целом патриархальной Восточной Европы и Азии. Именно это и явилось для античных авторов основанием связать савроматских женщин с амазонками.
Греческие писатели
более позднего времени:
Но и эти сообщения
имеют под собой реальную
Остановимся несколько подробнее на характеристике быта амазонок, особенностях их образа жизни.
Все античные авторы, начиная с Геродота, которому принадлежит древнейший в греческой литературе рассказ об амазонках, отмечает как главнейшую черту их образа жизни участие в военных действиях (Геродот. История, 4, 110-116; Псевдо-Гиппократ. О воздухе, водах и местностях, 24; Эфор. Схолии к Аполлонию Родосскому, фр. 103; Палефат "О невероятных рассказах", XXXIII; Страбон. География, XI, 5, 1-4, XII, 3, 21-24, XII, 6-8; Диодор Сицилийский. Библиотека, II. 44-46, III, 52-55, XVII, 77; Плутарх. Жизнь Помпея, XXXV; Флавий Арриан. Анабазис, VII, 4; Псевдо-Калисфен, III, 25-28 и др.).
Так, амазонки, жившие на реке Термодонт, были единственными из окружающих их народов, которые имели железное оружие и первые стали ездить верхом. Благодаря своим лошадям они догоняли бегущих врагов неожиданно для последних, сами же оставляли своих преследователей далеко позади, как рассказывал Лисий.
Амазонки были вооружены луком, топором и копьем (Страбон. География, XI, 5, 1-4, XII, 3, 21-24), имели щиты и котурны (Плутарх. Жизнь Помпея, XXXV). Из шкур диких зверей изготавливали себе шлемы, плащи, пояса (Страбон. География, XI, 5, 1-4, 3, 21-24).
Именно такими их знает античная традиция, донесшая до нас имена дев-воительниц, прекрасных цариц Ипполиты, Антионы, Фалестры, Пенфесилии, под предводительством которых амазонки совершали далекие военные походы, властвовали над многими народами, поработили своих соседей (Диодор Сицилийский. Библиотека, II, 44-46, XVII, 77; Страбон. География, XII, 8, 6).
Ливийские амазонки, по описанию Диодора Сицилийского (I в. до н. э.), под предводительством Мирины прошли Египет и Аравию, покорили всю Сирию, прошли в Малую Азию, где основали ряд городов и святилищ, назвав их своими именами: Мирина, Смирна, Мартезия, Отрера и другие). Мирина погибла с большей частью своего войска во Фракии. Оставшиеся амазонки вернулись в Ливию (Диодор Сицилийский. Библиотека, 52-55).
Нетрудно заметить, что
в этом полумифическом
О походах амазонок Северного Причерноморья в Грецию, Аттику сообщает аттический оратор Исократ (436-338 до н. э.), рассказ которого повторяет автор "Сравнительных жизнеописаний" Плутарх (Исократ. Панегирик, ? 67-70, VI, 42, VII, 75, XII 193; Плутарх. Жизнь Помпея, XXXV). Война греков с амазонками завершилась битвой. Мужественные воительницы были разбиты, погибла и их предводительница - Антиона, для которой якобы в городе Мегаре была сооружена гробница. "Из пришедших ни одна не ушла назад, а остальные дома, вследствие нанесенного здесь поражения, лишились владычества", - пишет Исократ (Исократ. Указ. соч., ? 70).
Несомненно, этот неудачный
поход амазонок - не что иное, как
мифологическое отображение
Таким образом, в
географии военных походов
Очень интересно и
весьма своеобразно
По одним сведениям, амазонки жили отдельно от мужчин, общаясь с ними раз в год с целью деторождения и продолжения славного рода амазонок (Страбон. География, IV, 4, 6, 3, 21-24; Юний Юстин. II, 1; Плутарх. Жизнь Помпея, XXXV). По сообщениям Диодора Сицилийского, они жили вместе. Но в то время как женщины совершали блистательные походы, мужчины находились в подчиненном положении, занимаясь домашним хозяйством и воспитанием детей (Диодор Сицилийский. Библиотека, II, 44-46, III, 52-55). Если амазонки жили отдельно от мужчин и имели только общих детей, то, как правило, девочек они оставляли у себя, а мальчиков отдавали отцам (Страбон. География, XII, 3, 21-24, XII, 6, 8). Если же они жили вместе, то обычно матери-амазонки калечили своих детей мужского пола (Псевдо-Гиппократ. О воздухе, водах и местностях, 24; Стефан Византийский. Описание племен. Амазонки; Диодор Сицилийский. Библиотека, II, 44-46) или убивали их тотчас по рождении (Юний Юстин, II, 1), чтобы воспрепятствовать их восстанию против женской власти.
Родившимся девочкам выжигали правую грудь, чтобы она не мешала при стрельбе из лука. При этом вся сила и живительные соки переходили в правое плечо, делая руку девушки-амазонки сильной, способной наносить сокрушительные удары по своим врагам (Псевдо-Гиппократ. О воздухе, водах и местностях, 24; Диодор Сицилийский. Библиотека, II, 44-46, III, 52-55; Страбон. География, XI, 5, 1-4, Юний Юстин, II, 1).
Все черты быта
и образа жизни амазонок, пожалуй,
лишь за исключением участия
женщин в военных действиях,
выглядят скорее легендарными
и маловероятными, сообщения об
амазонках выглядят так и для
тех районов, где греки сами
не бывали. Они черпали сведения
для своих сочинений из
Но все же и эти
полулегендарные рассказы об
амазонках имеют реальную
Обычай калечить родившихся
мальчиков может быть
Что касается подчеркиваемого Псевдо-Гиппократом, Страбоном, Диодором Сицилийским, Помпеем Трогом (I в. до н. э.- I в. н. э.)2 обычая лишать девочек-амазонок правой груди и трактовки термина "амазонка" в античной традиции как "безгрудая", то это, видимо, отражение популярного у греков культа одной из древнейших богинь, прекрасной охотницы Артемиды, которой, по преданию, женщины приносили в дар, как символ плодородия, свои отрезанные груди. Поэтому сама Артемида изображалась как многогрудая богиня, которая своим молоком вскармливала все живое, охраняла мать во время рождения ребенка, делала роды благополучными.
Применительно к тем
районам, где греки бывали
Остановимся несколько
подробнее на сведениях
Древнейший в греческой
литературе рассказ на эту
тему принадлежит "отцу