Амазонки - мифы и реальность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 10:34, реферат

Описание работы

Одной из самых древних и прекрасных легенд в античном мире была легенда о женщинах-воительницах - амазонках. Отражения этой легенды первоначально в греческой, а затем в римской литературе в виде пространных рассказов либо кратких упоминаний чрезвычайно многочисленны и разнообразны. Римские авторы, главным образом, повторяли сведения греков, не добавляя ничего нового в литературную амазонскую традицию, сложившуюся в Греции. В дальнейшем многие поколения исследователей обращались к прекрасной легенде.

Содержание работы

Амазонки – мифы и реальность – стр. 3 – 8
Примечания – стр. 9
Список литературы – стр. 10

Файлы: 1 файл

Амазонки – мифы и реальность.docx

— 40.70 Кб (Скачать файл)

 

 Тогда скифы на  совете решили не убивать более  амазонок, а послать к ним своих  юношей с целью иметь детей  от этих славных женщин. Скифские  юноши стали лагерем по соседству.  Вскоре скифы и амазонки стали  жить вместе. Несколько времени  спустя скифы предложили амазонкам  переселиться в общество их  родных. Но амазонки отказались, заявив, что они не уживутся  со скифскими женщинами: "У  нас с ними, - говорили амазонки, - не одинаковые обычаи: мы стреляем из луков, мечем дротики, ездим верхом, а женским работам не обучены, между тем ваши женщины не делают того, что делаем мы, а занимаются женскими работами. Если вы хотите иметь нас вашими женами, то ступайте к вашим родителям, возьмите свою долю имущества, вернитесь к нам, и мы будем жить отдельно". Скифские юноши так и поступили.

 

 Геродот подчеркивает  далее, что от браков скифов с амазонками пошел народ савроматов, то есть он генетически связывает савроматов не только со скифами, но и с амазонками. Отсюда савроматские женщины ведут их нынешний образ жизни: вместе с мужчинами и без них ездят верхом на охоту и на войну, носят одинаковую с мужчинами одежду. Относительно браков соблюдается у них следующее правило: ни одна девушка не выходит замуж, прежде чем не убьет врага, некоторые доживают до старости девушками, потому что не могли выполнить это требование (Геродот. История, IV, 110-117).

 

 Сообщение Геродота  о савроматских женщинах следует считать реальным, поскольку об этом свидетельствуют античные авторы в описании обычаев кочевых народов. Так, у Псевдо-Гиппократа - "жемчужины понийской наблюдательности" - в сочинении "О воздухе, водах и местностях" мы находим подтверждение сообщениям Геродота об образе жизни савроматских женщин (Псевдо-Гиппократ. О воздухе, водах и местностях, 24). Сочинения Псевдо-Гиппократа - результат личного общения с племенами скифов, колхов, савроматов. Автор при этом не пользовался ни Геродотом, ни его источниками, самостоятелен в изложении материала [5, с. 22].

 

 Псевдо-Гиппократ несколько  дополняет сведения Геродота, отмечая,  что если савроматская женщина выходит замуж, то она перестает заниматься военным делом, пока не явится необходимость поголовно выступать в поход. Замуж же савроматка выходит при условии, если убьет трех врагов (Псевдо-Гиппократ. О воздухе, водах и местностях, 24).

 

 Кроме того, у Псевдо-Гиппократа мы находим не вполне ясное, но единственное сообщение о том, что савроматские женщины отправляли какие-то "обычные жертвоприношения" (Псевдо-Гиппократ. О воздухе, водах и местностях, 24), то есть, возможно, выступали в роли жриц.

 

 С легкой руки Геродота  в сочинениях античных авторов  более позднего времени: Эфора,  Диодора Сицилийского, - явно видна связь легенды об амазонках с сообщениями о савроматах. Так, Диодор Сицилийский, сведения которого не зависимы от Геродота и Эфора, но опираются, как и сочинения этих авторов, на местную традицию и рассказы, в своем труде "Библиотека" в разделе "Древнейшая история Скифии" сообщает о народе, живущем под управлением женщин у реки Термодонт4. Женщины этого племени занимались военным делом наравне с мужчинами. "Говорят, - пишет Диодор, - что одна из них, имевшая царскую власть, отличалась мужеством и силой. Составив войско из женщин, она стала обучать их военному делу и покорила кое-кого из соседей. Возгордившись вследствие удач, провозгласила себя дочерью Ареса, а мужчинам предоставила прясть шерсть и исполнять домашние женские работы. Затем издала законы, которыми женщин вызывала на состязания, мужчинам предоставляла смирение и рабство" (Диодор Сицилийский. Библиотека, II, 44-46).

 

 Нетрудно заметить, что  сообщаемое Диодором Сицилийским относится, главным образом, к легендам об амазонках. В то же время видна связь сведений Диодора с теми реальными фактами, которые нам сообщают античные авторы о савроматских женщинах.

 

 Так, у Эфора во фрагменте, сохраненном Стефаном Византийским (6 в. н. э.) в его словаре "Этникон", под словом "амазонки" говорится следующее: "Амазонки - женское племя у Термодонта, которых поныне называют савроматидами. О них рассказывают, что физической силой они превосходят мужчин, и объясняется это климатическими условиями местности, которая будто бы обыкновенно производит женщин более сильных и рослых, чем мужчин" (Стефан Византийский. Этникон. "Описание племен. Амазонки"). Предположение о том, что Эфор, как и другие ионийцы, знал савроматов, живущих у Танаиса и Меотиды, не вызывает сомнений [5, с. 110].

 

 Но интересно отметить, что во времена Эфора и Псевдо-Скилака представление о савроматах, как о народе, где женщины воюют наравне с мужчинами, стало превращаться в представление о господстве женщин, о гинекократии. Это отразилось прежде всего в кратком замечании Николая Дамасского (род. около 64 г. до н. э.), которое восходит к Эфору [6, с. 10] : "Савроматы женам своим во всем повинуются как госпожам" (Николай Дамасский. Свод странных обычаев, фр.16).

 

 Эфор, хотя и противопоставляет  в своих сочинениях дикий образ  жизни савроматов и меотов идеальным условием жизни скифов, в целом не искажает образ савроматов. Следовательно, эфоровская трактовка савроматов как женоуправляемых может считаться вполне реальной. Тем более, что сочинения Эфора отличает довольно хорошая осведомленность в расселении кочевых племен и политическом положении Северного Причерноморья [5, с. 112].

 

 Следом за Эфором краткое упоминание о женской власти у савроматов находим у Псевдо-Скилака (4 в. до н. э.): "От реки Танаис начинается Азия и первый ее народ на Понте - савроматы, которые управляются женщинами" (Псевдо-Скилак. Описание моря, прилегающего к населенной Европе, Азии и Ливии").

 

 Это явление засвидетельствовал  и Исиган Никейский в "Невероятных сказаниях". Сведения о том, что савроматские женщины возглавляли целые племена, находим у Полиена, жившего при римских императорах Марке Аврелии и Луции Вере, в его рассказе об Амаге - жене царя савроматов Мидоссака. Полиен сообщает, что Амага видя, что муж ее предается разгулу и пьянству, большей частью чинила суд и расправу сама. Сама расставляла гарнизоны в своей стране, отражала набеги врагов и помогала обижаемым соседям. Блестящая слава о ней разнеслась по всей Скифии... Амага послала скифскому царю приказание прекратить набеги на Херсонес, когда же скиф не послушался, то она выбрала 120 человек, сильнейших душой и телом... и, проскакав с ними 1200 стадий, внезапно явилась ко двору царя и перебила всех стражей, стоящих у ворот, Амага убила царя, а страну отдала херсонесцам; вручив царскую власть сыну убитого, приказала ему править справедливо и, помнив кончину отца, не трогать соседних эллинов и варваров (Полиен. Военные хитрости, VII, 55, 56).

 

 В рассказе Полнена о сарматке Амаге заметен некоторый налет идеализации. Автор враждебен скифам, но дружествен савроматам - союзникам Херсонеса. Очевидно, эллинистическая историография вослед Эфору, идеализировавшему скифов, идеализировала восточных и северных соседей азиатской части Боспорского царства. Но все же источник Полнена стоит на реальной почве, независим от ионийцев с Геродотом и от Эфора [7, с. 112]. Сюжет об Амаге не только рисует картину чрезвычайно сложных политических взаимоотношений между греческими государствами Причерноморья и варварами и между варварскими племенами, но и еще раз подчеркивает особо почетное положение сарматских женщин в обществе.

 

 Итак, анализ и интерпретация сведений античной традиции о савроматских (сарматских) женщинах убеждает нас в том, что многие из них, во-первых, были воинственны (Геродот. История, ПО-117; Псевдо-Гиппократ. О воздухе, водах и местностях, 24; Диодор Сицилийский. Библиотека, II, 44-46; Полиен. Военные хитрости, VIII, 55-56); во-вторых, активно участвовали в общественной жизни, занимали почетное положение в семье, роде, племени (Стефан Византийский. Этникон (Описание племен). Амазонки; Псевдо-Скилак. Описание моря, прилегающего к населенной Европе, Азии и Ливии. Азия, 70; Николай Дамасский. Свод странных обычаев, фр. 16; Исегон Никейский. Невероятные сказания, XXIX); в-третьих, отправляли какие-то "обычные жертвоприношения", судя по туманному сообщению Псевдо-Гиппократа (Псевдо-Гиппократ. О воздухе, водах и местностях, 24); в-четвертых, иногда брали бразды правления в свои руки и возглавляли целые племена (Диодор Сицилийский. Библиотека, II, 44-46; Полиен. Военные хитрости, VII, 55-56). Именно поэтому античная традиция говорит о савроматских (сарматских) женщинах, как о потомках легендарных амазонок.

 

 Распространение мифа  об амазонках на савроматов произошло несомненно с присутствием в их общественном строе таких черт, которые позволили греческим авторам назвать савроматов "управляемыми женщинами", а некоторым современным исследователям - признать савроматскую гинекократию и заговорить о пережитках материнского рода в социальном строе этих племен [6, с. 100 и ел.; 7, с. 325-351; 8, с. 198; 9, с. 96; 10; 11. с. 200- 206; 12, с. 154-155; 13, с. 138-148; 16, с. 85; 15, с. 188]. Теперь установлено, что материнский род, при котором женщина играла главную роль в хозяйстве, занимала почетное положение в обществе, был всеобщим явлением. Именно с реальным существованием у отдельных народов и племен материнского рода и его пережитков или с воспоминанием о нем связано повсеместное возникновение и распространение представлений об амазонках в античной литературе.

 

 Достоверность сведений  античной традиции об амазонках  находит прямое подтверждение  в археологическом материале,  прежде всего на территории  степного Подонья - района расселения западной группы савроматов Геродота [16, 21]. Анализ и интерпретация данных археологии выходит за рамки настоящей статьи и является предметом специального исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примечания:

 

1. По представлениям древних, Кавказ в широком смысле слова являлся скифской землей (см.: Ельницкий Л. А. Знания древних о северных странах. М., 1961).

 

2. Сочинение Помпея Трога известно в виде эпитомы, составленной Юнием Юстином, вероятно, в III в. н. э.

 

3. Б. Н. Граков перевел термин "οίοπαία" как госпожи мужчин, поскольку усмотрел в этом слове иранские корни (см.: Б. Н. Граков. ΓΥΝΑΙΚΟΚΡΑΤΟΥΜΕΝΟΙ: "Пережитки матриархата у сарматов" // ВДИ. 1947. No 3. С. 100).

 

4. Здесь пример того, что нередко полумифическая река Термодонт в Малой Азии, на которой жили легендарные амазонки, переносилась в Северное Причерноморье - на земли савроматов (см.: Латышев В. В. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе (переизданный русский перевод).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

 

1. Косвен М.О. Амазонки. История легенды // СЭ. 1947. No 2, 3.

 

2. Латышев В.В. Известия древних  писателей о Скифии и Кавказе. Переизданный русский перевод//ВДИ. 1947. No 2. Приложение.

 

3. Mapковин В.И. Скифские курганы у селения Гойты (Чечено-Ингушетия) // СА. 1965. No 2.

 

4. Виноградов В.Б. Центральный  и северо-восточный Кавказ в  скифское время (7-4 в. до н.  э.). Грозный, 1972.

 

5. Ростовцев М.И. Скифия и Боспор. Л., 1925.

 

6. Граков Б.Н. Пережитки матриархата у сарматов // ВДИ. 1947. No 3.

 

7. Толстов С.П. Древний Хорезм. М., 1948.

 

8. Синицын И.В. Археологические  исследования Заволжского отряда (1951 - 1953 гг.)//МИА. 1959. No 60.

 

9. Виноградов В.Б. Сарматы северо-восточного  Кавказа. Грозный, 1963.

 

10. Смирнов К.Ф. Особенности общественного  строя савроматов // Тезисы докладов на заседаниях, посвященных полевым исследованиям в 1960 г. М.: Наука, 1961.

 

11. Смирнов К.Ф. Савроматы (ранняя история и культура савроматов). М.: Наука, 1964.

 

12. Смирнов К.Ф. Сарматы на  Илеке. М.: Наука, 1975.

 

13. Хазанов А.М. Материнский род  у сарматов // ВДИ. 1970. No 2.

 

14. Хазанов А.М. Социальная история  скифов. М., 1975.

 

15. Смирнов А.П. К вопросу о  матриархате у савроматов // Проблемы скифской археологии. М.: Наука, 1971.

 

16. Шилов В.П. Отчет о работах  Южно-Донской экспедиции в 1962 г. у хут. Усьман и Алитуб // Архив РОМК.

 

17. Лагоцкий К.С. Отчет о работах первого Манычского отряда Донской экспедиции в 1972 году // Архив РОМК.

 

18. Максименко В.Е. Кочевое население  Нижнего Дона в VII-II вв. до н.  э. Автореферат диссертации на  соискание ученой степени к.  и. н. М., 1974.

 

19. Смирнов К.Ф. "Амазонка" 4 века  до н. э. на Дону // СА. 1982. No 1.

 

20. Максименко В.Е. Савроматы и сарматы на Нижнем Дону. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 1983.

 

21. Максименко В.Е., Скрипник (Шаталова) Т.А. Женские захоронения с оружием в курганах на реке Быстрой // Итоги исследований Азово-Донецкой экспедиции в 1985 году (тезисы докладов к семинару). Азов, 1986.

 

***

"Известия Ростовского  областного музея краеведения". Вып. 5, стр. 29-39. Ростов-на-Дону, 1988 г., тираж 2000 экз.  Либерея «Нового Геродота»


Информация о работе Амазонки - мифы и реальность