Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 10:34, реферат
Одной из самых древних и прекрасных легенд в античном мире была легенда о женщинах-воительницах - амазонках. Отражения этой легенды первоначально в греческой, а затем в римской литературе в виде пространных рассказов либо кратких упоминаний чрезвычайно многочисленны и разнообразны. Римские авторы, главным образом, повторяли сведения греков, не добавляя ничего нового в литературную амазонскую традицию, сложившуюся в Греции. В дальнейшем многие поколения исследователей обращались к прекрасной легенде.
Амазонки – мифы и реальность – стр. 3 – 8
Примечания – стр. 9
Список литературы – стр. 10
Тогда скифы на
совете решили не убивать
Геродот подчеркивает далее, что от браков скифов с амазонками пошел народ савроматов, то есть он генетически связывает савроматов не только со скифами, но и с амазонками. Отсюда савроматские женщины ведут их нынешний образ жизни: вместе с мужчинами и без них ездят верхом на охоту и на войну, носят одинаковую с мужчинами одежду. Относительно браков соблюдается у них следующее правило: ни одна девушка не выходит замуж, прежде чем не убьет врага, некоторые доживают до старости девушками, потому что не могли выполнить это требование (Геродот. История, IV, 110-117).
Сообщение Геродота о савроматских женщинах следует считать реальным, поскольку об этом свидетельствуют античные авторы в описании обычаев кочевых народов. Так, у Псевдо-Гиппократа - "жемчужины понийской наблюдательности" - в сочинении "О воздухе, водах и местностях" мы находим подтверждение сообщениям Геродота об образе жизни савроматских женщин (Псевдо-Гиппократ. О воздухе, водах и местностях, 24). Сочинения Псевдо-Гиппократа - результат личного общения с племенами скифов, колхов, савроматов. Автор при этом не пользовался ни Геродотом, ни его источниками, самостоятелен в изложении материала [5, с. 22].
Псевдо-Гиппократ несколько дополняет сведения Геродота, отмечая, что если савроматская женщина выходит замуж, то она перестает заниматься военным делом, пока не явится необходимость поголовно выступать в поход. Замуж же савроматка выходит при условии, если убьет трех врагов (Псевдо-Гиппократ. О воздухе, водах и местностях, 24).
Кроме того, у Псевдо-Гиппократа мы находим не вполне ясное, но единственное сообщение о том, что савроматские женщины отправляли какие-то "обычные жертвоприношения" (Псевдо-Гиппократ. О воздухе, водах и местностях, 24), то есть, возможно, выступали в роли жриц.
С легкой руки Геродота
в сочинениях античных авторов
более позднего времени: Эфора,
Нетрудно заметить, что сообщаемое Диодором Сицилийским относится, главным образом, к легендам об амазонках. В то же время видна связь сведений Диодора с теми реальными фактами, которые нам сообщают античные авторы о савроматских женщинах.
Так, у Эфора во фрагменте, сохраненном Стефаном Византийским (6 в. н. э.) в его словаре "Этникон", под словом "амазонки" говорится следующее: "Амазонки - женское племя у Термодонта, которых поныне называют савроматидами. О них рассказывают, что физической силой они превосходят мужчин, и объясняется это климатическими условиями местности, которая будто бы обыкновенно производит женщин более сильных и рослых, чем мужчин" (Стефан Византийский. Этникон. "Описание племен. Амазонки"). Предположение о том, что Эфор, как и другие ионийцы, знал савроматов, живущих у Танаиса и Меотиды, не вызывает сомнений [5, с. 110].
Но интересно отметить,
что во времена Эфора и Псевдо-
Эфор, хотя и противопоставляет
в своих сочинениях дикий
Следом за Эфором краткое упоминание о женской власти у савроматов находим у Псевдо-Скилака (4 в. до н. э.): "От реки Танаис начинается Азия и первый ее народ на Понте - савроматы, которые управляются женщинами" (Псевдо-Скилак. Описание моря, прилегающего к населенной Европе, Азии и Ливии").
Это явление
В рассказе Полнена о сарматке Амаге заметен некоторый налет идеализации. Автор враждебен скифам, но дружествен савроматам - союзникам Херсонеса. Очевидно, эллинистическая историография вослед Эфору, идеализировавшему скифов, идеализировала восточных и северных соседей азиатской части Боспорского царства. Но все же источник Полнена стоит на реальной почве, независим от ионийцев с Геродотом и от Эфора [7, с. 112]. Сюжет об Амаге не только рисует картину чрезвычайно сложных политических взаимоотношений между греческими государствами Причерноморья и варварами и между варварскими племенами, но и еще раз подчеркивает особо почетное положение сарматских женщин в обществе.
Итак, анализ и интерпретация сведений античной традиции о савроматских (сарматских) женщинах убеждает нас в том, что многие из них, во-первых, были воинственны (Геродот. История, ПО-117; Псевдо-Гиппократ. О воздухе, водах и местностях, 24; Диодор Сицилийский. Библиотека, II, 44-46; Полиен. Военные хитрости, VIII, 55-56); во-вторых, активно участвовали в общественной жизни, занимали почетное положение в семье, роде, племени (Стефан Византийский. Этникон (Описание племен). Амазонки; Псевдо-Скилак. Описание моря, прилегающего к населенной Европе, Азии и Ливии. Азия, 70; Николай Дамасский. Свод странных обычаев, фр. 16; Исегон Никейский. Невероятные сказания, XXIX); в-третьих, отправляли какие-то "обычные жертвоприношения", судя по туманному сообщению Псевдо-Гиппократа (Псевдо-Гиппократ. О воздухе, водах и местностях, 24); в-четвертых, иногда брали бразды правления в свои руки и возглавляли целые племена (Диодор Сицилийский. Библиотека, II, 44-46; Полиен. Военные хитрости, VII, 55-56). Именно поэтому античная традиция говорит о савроматских (сарматских) женщинах, как о потомках легендарных амазонок.
Распространение мифа об амазонках на савроматов произошло несомненно с присутствием в их общественном строе таких черт, которые позволили греческим авторам назвать савроматов "управляемыми женщинами", а некоторым современным исследователям - признать савроматскую гинекократию и заговорить о пережитках материнского рода в социальном строе этих племен [6, с. 100 и ел.; 7, с. 325-351; 8, с. 198; 9, с. 96; 10; 11. с. 200- 206; 12, с. 154-155; 13, с. 138-148; 16, с. 85; 15, с. 188]. Теперь установлено, что материнский род, при котором женщина играла главную роль в хозяйстве, занимала почетное положение в обществе, был всеобщим явлением. Именно с реальным существованием у отдельных народов и племен материнского рода и его пережитков или с воспоминанием о нем связано повсеместное возникновение и распространение представлений об амазонках в античной литературе.
Достоверность сведений
античной традиции об
Примечания:
1. По представлениям древних, Кавказ в широком смысле слова являлся скифской землей (см.: Ельницкий Л. А. Знания древних о северных странах. М., 1961).
2. Сочинение Помпея Трога известно в виде эпитомы, составленной Юнием Юстином, вероятно, в III в. н. э.
3. Б. Н. Граков перевел термин "οίοπαία" как госпожи мужчин, поскольку усмотрел в этом слове иранские корни (см.: Б. Н. Граков. ΓΥΝΑΙΚΟΚΡΑΤΟΥΜΕΝΟΙ: "Пережитки матриархата у сарматов" // ВДИ. 1947. No 3. С. 100).
4. Здесь пример того, что нередко полумифическая река Термодонт в Малой Азии, на которой жили легендарные амазонки, переносилась в Северное Причерноморье - на земли савроматов (см.: Латышев В. В. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе (переизданный русский перевод).
Литература:
1. Косвен М.О. Амазонки. История легенды // СЭ. 1947. No 2, 3.
2. Латышев В.В. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе. Переизданный русский перевод//ВДИ. 1947. No 2. Приложение.
3. Mapковин В.И. Скифские курганы у селения Гойты (Чечено-Ингушетия) // СА. 1965. No 2.
4. Виноградов В.Б. Центральный и северо-восточный Кавказ в скифское время (7-4 в. до н. э.). Грозный, 1972.
5. Ростовцев М.И. Скифия и Боспор. Л., 1925.
6. Граков Б.Н. Пережитки матриархата у сарматов // ВДИ. 1947. No 3.
7. Толстов С.П. Древний Хорезм. М., 1948.
8. Синицын И.В. Археологические
исследования Заволжского
9. Виноградов В.Б. Сарматы
10. Смирнов К.Ф. Особенности
11. Смирнов К.Ф. Савроматы (ранняя история и культура савроматов). М.: Наука, 1964.
12. Смирнов К.Ф. Сарматы на Илеке. М.: Наука, 1975.
13. Хазанов А.М. Материнский род у сарматов // ВДИ. 1970. No 2.
14. Хазанов А.М. Социальная
15. Смирнов А.П. К вопросу о матриархате у савроматов // Проблемы скифской археологии. М.: Наука, 1971.
16. Шилов В.П. Отчет о работах Южно-Донской экспедиции в 1962 г. у хут. Усьман и Алитуб // Архив РОМК.
17. Лагоцкий К.С. Отчет о работах первого Манычского отряда Донской экспедиции в 1972 году // Архив РОМК.
18. Максименко В.Е. Кочевое
19. Смирнов К.Ф. "Амазонка" 4 века до н. э. на Дону // СА. 1982. No 1.
20. Максименко В.Е. Савроматы и сарматы на Нижнем Дону. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 1983.
21. Максименко В.Е., Скрипник (Шаталова) Т.А. Женские захоронения с оружием в курганах на реке Быстрой // Итоги исследований Азово-Донецкой экспедиции в 1985 году (тезисы докладов к семинару). Азов, 1986.
***
"Известия Ростовского областного музея краеведения". Вып. 5, стр. 29-39. Ростов-на-Дону, 1988 г., тираж 2000 экз. Либерея «Нового Геродота»