Анализ проектов конституций П. И. Пестеля и Н. М. Муравьева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 19:37, контрольная работа

Описание работы

В 1816 г. В Петербурге молодые офицеры-дворяне создали первое русское тайное революционное общество под названием "Союз спасения". Через несколько лет образовалось два тайных революционных общества - "Северное" с центром в Петербурге и "Южное" на Украине, где служило много офицеров, членов тайного общества.
В Северном обществе главную роль играли Никита Муравьев, Сергей Трубецкой, а позже известный поэт Кондратий Рылеев, сплотивший вокруг себя боевых республиканцев. В Южном обществе главным руководителем был полковник Павел Пестель.

Файлы: 1 файл

ГЛАВНОЕ.docx

— 36.63 Кб (Скачать файл)

Пестель был  врагом всякого федерального устройства и сторонником единой и нераздельной республики с сильной централизованной властью.

Республика Пестеля  делилась на губернии или области, которые  в свою очередь делились на уезды, а уезды - на волости. Ежегодно в каждой волости должно было собираться общее  волостное собрание всех жителей, так  называемое земское народное собрание, которое выбирало своих депутатов  в различные "наместные собрания", т.е. местные органы власти, а именно:

1. в свое наместное волостное собрание, 2. в свое наместное уездное собрание, 3. в свое наместное окружное или губернское собрание. В эти три органа власти выборы были прямые. "Из всего явствует, - пишет Пестель, что все наместные собрания как волостные, так и уездные и окружные или губернские будут состоять из членов, назначенных в оные прямо и непосредственно от земских собраний, чем самым и будут все члены всех наместных собраний по всей точности и в полной мере самим народом избираемы". Главой наместного волостного собрания был выборный "волостной предводитель", а главой уездного и губернского наместных собраний - "выборные посадники".

Компетенция наместных собраний была довольно широкой: они выслушивали отчеты исполнительных органов власти в волости, уезде, губернии - волостных, уездных и земских правлениях, принимали и рассматривали жалобы на местное начальство, выбирали новых чиновников местного управления и утверждали прежних, и вообще занимались всеми делами местного значения, "до волости или уезда касающимися". Окружные наместные собрания выбирали, кроме того, представителей в высший законодательный орган власти - Народное вече. Таким образом, выборы в верховный орган власти в республике Пестеля намечались двухстепенные.

Народное вече являлось органом верховной законодательной  власти в государстве, оно было однопалатным: принципа двухпалатной системы Пестель  не признавал. Исполнительная власть в  государстве вручалась Державной  думе.

Народное вече предполагалось составить из народных представителей, выбранных на пять лет. Каждый год переизбиралась одна пятая часть Народного веча. Председатель выбирался ежегодно вновь из членов, пребывающих в составе Народного веча последний год. Только Народное вече имело право издавать законы, объявлять войну и заключать мир.

Никто не имел права  роспуска Народного веча, так как  оно представляло "волю" и "душу" народа в государстве.

Державная дума состояла из пяти членов, избранных  Народным вечем на пять лет. Ежегодно один из членов Державной думы выбывал  из ее состава ввиду истечения  своего срока и заменялся другим по выбору. Председателем Державной  думы являлся то ее член, который  заседает в ней последний (пятый) год.

Кроме законодательной  и исполнительной власти Пестель  выделял власть блюстительную, которая должна была контролировать точное исполнение конституции в стране и следить за тем, чтобы законодательная и исполнительная власти не выходили из пределов, поставленных им законами.

Центральным органом  блюстительной власти был намечен по конституции Пестеля Верховный собор, который должен был состоять из 120 членов, вызывавшихся "боярами" и избиравшихся пожизненно. Верховный собор назначал, кроме того, главнокомандующего армией во время войны.

Столицей Российской республики по "Русской Правде" должен был стать Нижний Новгород. Он намечался в качестве столицы  по пяти причинам: во-первых, он был  расположен в центре страны; во-вторых, находился на удобных торговых путях (на Волге) ; в-третьих, Макарьевской ярмаркой он соединял Европу с Азией в сухопутных торговых отношениях; в-четвертых, "освобождение России от ига иноплеменного через Минина и Пожарского из сего города произошло"; в-пятых, "все воспоминания о древности нижегородской дышат свободою и прямой любовью к Отечеству, а не к тиранам его".

Конституция Пестеля  провозглашала буржуазный принцип  священное и неприкосновенное право  собственности. Она объявляла полную свободу занятий для населения, свободу книгопечатания и вероисповедания. За содержание печатных изданий виновные отвечали только пред судом. Каждая вера могла свободно исповедоваться в  государстве, но запрещались некоторые  религиозные обычаи, например многоженство у мусульман. Сословный суд, разумеется, отменялся и вводился гласный  суд присяжных заседателей, равный для всех граждан.

Пестель был  сторонником широкого развития промышленности в стране, хотя утопическое наделение  всех граждан землей мешало бы в  его будущей республике образованию  пролетариата.

Он был врагом всякого принуждения в промышленности, считая, что "одни вольнонаемные  работники должны бы при всяких заводах  быть употребляемы".

Пестель отстаивал  самую широкую и неограниченную свободу торговли. Границы Российской республики должны были по конституционному проекту раздвинуться до своих "естественных пределов". Взгляды - 8Пестеля на национальный вопрос были своеобразны и носили на себе печать дворянской ограниченности. Права отделения от Российского  государства других национальностей  Пестель не признавал: все народы, населявшие Россию, должны были, по его  мнению, слиться в единый русский  народ и потерять свои национальные особенности. Пестель не понимал  значения национального развития угнетенных народов и не сумел найти путей  к разрешению национального вопроса. Правда, формально русский народ  не имел каких-нибудь преимуществ перед  нерусскими народностями, по конституции  Пестеля; все жители России независимо от национальности получали одинаковые политические права. Но в этой же конституции намечались жестокие меры против "буйных" кавказских народов. "Русская Правда" предлагала "разделить все сии кавказские народы на два разряда - мирные и буйные. Первых оставить в их жилищах и дать им российское правление и устройство, а вторых силою переселить во внутренность России, раздробив их малыми количествами по всем русским волостям". Пестель считал желательной и христианизацию нерусских народов, и вселение на земли других национальностей русских колонистов.

Что касается польского  вопроса, то Пестель признавал за Польшей право отделения от России, но при следующих условиях: в Польше должна произойти революция, уничтожающая феодальное угнетение крестьян и  сословий, должна быть провозглашена  республика на тех же основаниях, что  и в России, по принципам "Русской  Правды"', со всеобщим избирательным правом, "дележом земли" и пр. После этого Польская республика получала право на самостоятельное политическое существование, отделялась от России, но сохраняла с ней самый "тесный союз" на мирное и военное время, "вследствие коего бы Польша обязалась все войско свое присоединить на случай войны к российской армии, дабы тем в полной мере доказать, что чувства искренней дружбы и преданности к России питает т питать будет". План отделения Польши введен был в "Русскую Правду" "в предположении, что Польша заслужит самостоятельную независимость поступками своими и образом своего действия в роковое время Российского возрождения и государственного преобразования".

Таков был конституционный  проект Пестеля - "Русская Правда". Это был революционный проект буржуазного переустройства крепостной России. Он уничтожал крепостное право и самодержавие, учреждал республику вместо отсталого абсолютистского государства. На нем лежит некоторая печать дворянской ограниченности, но в целом от представляет собой своеобразный план сильного продвижения вперед отсталой феодально-крепостной России. Это был самый решительный, радикальный из конституционных проектов, созданных революционерами-дворянами.

Конституция Никиты Муравьева.

Конституция Никиты Муравьева использовала опыт Западной Европы. Но она являлась плодом самостоятельного политического творчества на основе переработки западноевропейского  и американского политического  опыта и применения его к русской  действительности. Никита Муравьев был глубоким знатоком современной ему политической литературы, интересовался историей и сам являлся автором работ исторического характера, например разбора "История Государства Российского" Н. М. Карамзина, "истории... " Суворова и других работ.

Конституция Никиты Муравьева в отличие от "Русской  Правды" Пестеля не была обсуждена  всем Северным обществом, не была проголосована  и принята всей организацией.

Работая над  конституцией в 1821 и последующие  годы, Никита Муравьев уже отошел от прежних республиканских воззрений. Он в это время склоняется к  идее конституционной монархии. Тот  сдвиг право, который произошел  около 1821 года в политических взглядах Никиты Муравьева, нашел яркое отражение  в его конституции. Прежние республиканские  воззрения сменились конституционно-монархическими Классовая дворянская ограниченность сказалась, прежде всего, в разрешении вопроса о крепостном праве. Никита Муравьев в своей конституции объявлял освобождение крестьян от крепостной зависимости, но одновременно выводил положение: "Земли помещиков остаются за ними". По его проекту крестьяне освобождались без земли. Лишь в последнем варианте своей конституции он под давлением критики товарищей сформулировал положение о незначительном наделении землей: крестьяне получали усадебные участки и сверх этого по две десятины на двор в порядке общинного владения. Конституция Никиты Муравьева характеризовалась высоким имущественным цензом: только земельный собственник или владелец капитала имел право полностью участвовать в политической жизни страны, избирать и быть избранным. При этом землевладелец сначала ценился Никитой Муравьевым вдвое "дороже" капиталиста. Позже Никита Муравьев отказался от двойного ценза и ввел один общий ценз для избирателей - 500 рублей. Лица, не имевшие движимости или недвижимости на эту сумму, не могли участвовать в выборах. Лица, избираемы на общественные должности, должны были обладать еще более высоким имущественным цензом: лишь при выборах низшего представителя местного управления - волостного старшины - отсутствовало требование имущественного ценза; к этим выборам допускались "все граждане, без изъятия и различия". Но для других выборных должностей ценз сохранялся и был тем значительнее, чем выше была должность; он доходил в некоторых случаях до 60 тыс. рублей серебром.

Женщины по конституции  Никиты Муравьева, как и по конституции  Пестеля, были лишены избирательного права. Кроме того, Никита Муравьев был  намерен ввести образовательный  ценз для граждан Российского  государства. Избирательные - 10 права  получали лица, достигшие 21 года. Через  двадцать лет после принятия конституции  предполагалось ввести обязательное требование грамотности избирателя: неграмотный  лишался избирательных прав. Так  как образование можно было получать только за плату, введение ценза грамотности  было еще одним предпочтением  материально состоятельных избирателей  несостоятельным. Сверх этого конституция  Никиты Муравьева вводила еще  ценз оседлости: кочевники не имели  избирательного права.

Крестьянин-общинник не считался, согласно проекту Никиты Муравьева, "владельцем"-собственником, его избирательное право было чрезвычайно ограничено. При всех чертах сильно выраженной классовой дворянской ограниченности конституционный проект Никиты Муравьева является значительным памятником политического творчества революционера-дворянина. Многие его положения имели положительное значение. Надо представить себе, какой объективный исторический смысл имели перечисленные выше пункты конституции Никиты Муравьева в бесправной стране крепостного рабства, самодержавного деспотизма, в стране "старого порядка", еще не знавшей революции.

Никита Муравьев проектировал отмену крепостного права, делал крестьянина лично свободным: "Крепостное состояние и рабство  отменяются. Раб, прикоснувшийся земли  русской становится свободным", - гласил 3-й параграф его конституции.

Сословия также  отменялись. "Все русские равны  перед законом". Даже религия призывалась  на помощь, для того чтобы доказать глубокий вред старого феодально-сословного подразделения. "Разделение между  благородными и простолюдинами не принимается, поскольку противно Вере, по которой  все люди братья, все рожены благо по воли божией, все рождены для блага и все просто люди: ибо все слабы и несовершенны".

Конституция Никиты Муравьева утверждала священное  и неприкосновенное право буржуазной собственности, но в ней подчеркивалось, что право собственности заключает в себе "одни вещи": человек не может быть собственностью другого, крепостное право должно быть отменено, а "право собственности, заключающее в себе одни вещи, - священно и неприкосновенно".

По конституции  Никиты Муравьева должны были быть ликвидированы и многие другие феодально-абсолютистские учреждения. "Военные поселения  немедленно уничтожаются", гласил 30-й  параграф конституции: военные поселяне должны были немедленно перейти на положение казенных крестьян, земля  военных поселений передавалась в общинную крестьянскую собственность. Удельные земли, т.е. земли, на доход  с которых содержались члены  царствующего дома, конфисковывались и передавались во владение крестьян. Все гильдии и цехи - пережитки феодального общества объявлялись ликвидированными. Отменялась "табель о рангах", разделявшая военных и гражданских служащих на 14 классов.

Национальное  чувство Никиты Муравьева было возмущено  засильем в России иностранцев: "Гражданские  чины, заимствованные у немцев и  ничем не отличающиеся между собою, отменяются сходственно с древними постановлениями народа русского". Все названия сословных групп (дворяне, мещане, однодворцы и др.) отменялись и заменялись названием "гражданин" или "русский". Понятие "русский" по конституции Никиты Муравьева  не относится непосредственно к  национальности - оно означает гражданина Российского государства.

Понятие Родины и ее защиты вознесено конституцией Муравьева на большую высоту: "Каждый Русский обязан носить общественные повинности - повиноваться законам  и властям отечества, быть всегда готовым к защите Родины и должен явиться к знаменам, когда востребует того закон".

Конституция Никиты Муравьева утверждала ряд буржуазных свобод: она провозглашала свободу  передвижения и занятий населения, свободу слова, печати и свободу  вероисповеданий.

Отменялся сословный  суд и вводился общий суд присяжных  заседателей для всех граждан.

Как обстояло дело с царской властью? Конституция  Никиты Муравьева была ограниченно-монархической. Но тут все же необходимо сделать  оговорку: в крайнем случае Никита Муравьев предполагал введение республики. "Если бы императорская фамилия, - показал он на следствии, - не приняла конституции, то как крайнее средство я предполагал изгнание оной (фамилии) и предложение республиканского правления".

Законодательная, исполнительная и судебная власти в  конституции Никиты Муравьева были разделены. По конституции Никиты Муравьева  император есть только "верховный  чиновник российского правительства", он является представителем только исполнительной власти, законодательной власти император  не имел. Надо представить себе, как  резко изменило это определение  прежнее положение, в каком противоречии находилось оно с феодальными  утверждениями о "божественности" неограниченной царской власти и  полнейшей безнаказанности всех деспотических действий "от бога помазанного" царя.

Император получал  большое жалованье "8 млн. рублей в год" и если ему угодно, мог  за свой счет содержать придворный штат (никаких дополнительных средств ему для этого не давалось). Никита Муравьев хорошо понимал, насколько вредна была роль придворной камарильи, ее интриг и влияний в политике царского правительства. Поэтому его конституция трактовала всю придворную челядь - всех камергеров, гофмаршалов, гофмейстеров, обершенков и т.д. - как личных прислужников царя. Все царские придворные по конституции Муравьева лишались избирательного права.

Информация о работе Анализ проектов конституций П. И. Пестеля и Н. М. Муравьева