Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 16:09, контрольная работа
Анархизм стал реакцией на достижения и неудачи Великой Французской революции: манящий идеал свободы, равенства и братства обернулся новым буржуазным отчуждением; парламентская демократия не принесла желанного освобождения личности и выражения народных интересов.
Поэтому целью работы является попытка рассмотреть такое историческое явление как анархизм в социально-экономических и политических условиях исторического развития Западной Европы в XIX веке. Для этого нужно решить следующие задачи: изучить вопрос возникновения анархизма в XIX веке вне идеологических рамок, выяснить какие факторы повлияли на его возникновение и развитие в указанный период.
Введение 3
§1. Возникновение понятия анархизм в западноевропейской политической культуре: Пьер Жозеф Прудон
§2. Деятельность Михаила Александровича Бакунина
§3. Развитие идеологии анархизма во второй половине XIX века
Заключение 17
Список использованных источников и литературы 18
Теоретические взгляды и художественная практика
Оглавление
Введение |
3 | |
§1. Возникновение понятия анархизм в западноевропейской политической культуре: Пьер Жозеф Прудон §2. Деятельность Михаила Александровича Бакунина §3. Развитие идеологии анархизма во второй половине XIX века |
5 9 11 | |
Заключение |
17 | |
Список использованных источников и литературы |
18 |
Введение
Элементы анархического мировоззрения, отдельные философские идеи протоанархического характера насчитывают много веков. Стремление к полной свободе личности в свободном обществе, отрицание власти и эксплуатации проходит через различные цивилизации и эпохи. Однако анархизм в собственном смысле этого слова, несомненно, порожден реалиями Нового времени. Либеральная революция в Западной Европе остро поставила следующий вопрос. Точнее он сам возник в ее ходе - вопрос соотношения личности и общества. Анархизм стал реакцией на достижения и неудачи Великой Французской революции: манящий идеал свободы, равенства и братства обернулся новым буржуазным отчуждением; парламентская демократия не принесла желанного освобождения личности и выражения народных интересов.
Поэтому целью работы является попытка рассмотреть такое историческое явление как анархизм в социально-экономических и политических условиях исторического развития Западной Европы в XIX веке. Для этого нужно решить следующие задачи: изучить вопрос возникновения анархизма в XIX веке вне идеологических рамок, выяснить какие факторы повлияли на его возникновение и развитие в указанный период.
Особо нужно выделить работы социалиста П.-Ж. Прудона. Они относятся к этой группе источников, поскольку историографическая традиция считает его основателем анархизма. Его работа «Что такое собственность?», написанная в 1840 году, ознаменовала собой появление нового термина. Далее работы собственно теоретиков анархизма: Бакунина, Кропоткина, Малатесты, Грава и др. Эти авторы выражают уже анархистскую концепцию.
Непосредственным создателем анархизма является М. Бакунин, поэтому его произведения являются очень ценным источником для изучения особенностей анархистской доктрины. Основной работой является «Федерализм, социализм и антитеологизм», написанная в 1867 году. Эта работа представляет собой изложение его теоретико-философских взглядов, и особенно важна поскольку Бакунин мало занимался теоретическими разработками.
Отдельно стоит упомянуть произведения еще одного последователя Бакунина П. Кропоткина («Речи бунтовщика» - 1885, «Коммунизм и анархизм» - 1887 и др.). Их отличает тщательная теоретическая разработка. С деятельностью Кропоткина связано логическое довершение теории анархизма.
В исторической науке, в России и за рубежом, эта тема достаточно широко исследовалась. Первыми обратились к исследованию этого явления сами анархисты (П. Кропоткин1), а также их идейные противники – марксисты (Э. Бернштейн2, Г. Плеханов3). Но их работы, в большей степени, были продиктованы идеологической целесообразностью.
Исследования анархизма в нашей исторической науке построены на изучении деятельности и взглядов знаменитых анархистов Бакунина, Кропоткина. Здесь можно выделить работы следующих авторов: Графского В. Г., Пирумовой Н. М., Ударцева С. Ф.4
Четырехтомный труд Ю. Стеклова «Жизнь и деятельность М. Бакунина» является фундаментальным исследованием. Он построен на большой источниковой базе.
§1. Возникновение понятия анархизм в западноевропейской политической культуре
Обычно, любое существующее явление требует определения. И со временем оно появляется - понятие, выражающее смысл явления. В случае анархизма все произошло как раз наоборот. Как это не странно, первым возникло понятие и уже потом было сформировано явление, известное как грозная сила революции.
Анархизм окончательно
сформировался и
В историографической традиции Прудон считается отцом-основателем анархизма17. Именно этот человек ввел в оборот данный термин.
В начале 1840-х вышла его знаменитая работа «Что такое собственность?», которая ознаменовала появление нового термина - анархизм.
Общество, считает Прудон, основано на справедливости, заключающейся в утверждении: «…поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой; не причиняй другим того, чего ты не хотел бы чтоб причинили тебе»6.
Справедливость - это что-то вроде оси, по которой сверяют существующее положение. Современное общество нельзя назвать обществом в полном смысле этого слова. Для того чтобы она окончательно восторжествовала, нужно преодолеть институт собственности. Собственность дает привилегии, т.е. несовместима с равенством, Прудон же считает себя защитником равенства, которое, по его мнению, отрицает собственность. Вообще феномен собственности не свойственен человеческой природе, поскольку «… в человеке, который живет и умирает, в этом сыне земли, который проходит по ней как тень, по отношению к предметам внешнего мира существует только право владения, но не право собственности»7
Задачей социализма в XIX в. Прудон считал достижение реального социального равенства и обеспечение реальной свободы (т.е. преодоление власти государства над человеком). Он говорил: «Я не предлагаю никакой системы; я требую уничтожения привилегий и рабства, я хочу равноправия... Предоставляю другим дисциплинировать мир»8.
Государственной власти, иерархии, централизации, бюрократии и государственному праву Прудон противопоставил принципы федерализма, децентрализации, взаимности (мютюэлизма), свободного договора и самоуправления. Характеризуя современное общество, Прудон писал о круговой поруке буржуазии и власти, рынка и монополии: сочетание государственной централизации, чудовищных налогов и крупных монополий - с безудержной конкуренцией, пронизанной «духом несолидарности и корысти». Во имя свободы Прудон нападал на государство, во имя равенства - на собственность.
Основываясь на «принципе равновесия», Прудон отстаивал и права общества, и права личности, отрицая как эгоистические, так и деспотические крайности. Чтобы избежать их, французский анархист рекомендовал разрушить государственную власть и социальную иерархию, заменив их добровольным союзом свободных личностей, общин и местностей.
«Общество должно рассматривать не как иерархию должностей и способностей, а как систему равновесия свободных сил, где всем гарантированы одинаковые права, с условием нести одинаковые обязанности, равные выгоды за равные услуги. Следовательно, эта система существенно основана на равенстве и свободе, она исключает всякое пристрастие к богатству, рангам и классам»9.
Государственному закону Прудон противопоставляет свободный договор. Только лица, заинтересованные в каком-либо вопросе, имеют право заключать между собой договор, брать на себя определенные обязанности выполнять их.
Взгляды Прудона вполне вписывались в русло прогрессивной (и в первую очередь социалистической) общественной мысли. Но он вводит новый термин для их обозначения, чем подвигает многих исследователей называть его основателем анархизма.
«Анархия» является особенностью системы управления в будущем обществе. Современное же устройство общества представляет собой очередной этап в его эволюции, характеризующийся существованием собственности и государства. Последнее существует в результате сговора собственников, которые спекулируют на идее справедливости, поэтому народ, по своей невежественности, признает его необходимость. Буржуазное государство декларирует равенство прав, но, считает Прудон (и это общее место у социализма), оно не возможно без равенства условий. А пока правительство и буржуазия, прикрываясь равенством, сообща грабят народ.
«Правительство говорит капиталисту: «Я тебе гарантирую спокойное обладание частью народного труда, которую ты себе забираешь под предлогом мнимых заслуг, будто бы оказываемых тобой народу; за эту гарантию ты мне будешь отдавать под видом налога часть богатства, которых не производил, ее в сущности будут выплачивать работники, но т.к. она предварительно проходит через твои руки, то будет считаться, что платишь ее ты»10.
Большое влияние на формирование
прудоновского анархизма
Прудон также участвовал в представительном органе - Учредительном Собрании, возлагал определенного рода надежды на государство, несмотря на его однозначно негативное отношение к любой власти. Так называемое сотрудничество с Бонапартом (который одно время увлекался социалистическими идеями) имело целью одно - введение новых институтов, в которых государство постепенно растворится, а конкретнее - законодательным порядком превратить Французский Банк в Народный (“последнее мероприятие” парламента или Луи-Наполеона).
Бурное время революции: всеобщее избирательное право, правительство, сформированное на его основе с Луи Бланом, попытки реализации его идей, жестокое подавление июньских выступлений наемных рабочих, окончательно уверило Прудона в бесперспективности осуществления преобразований посредством государства и его представительных учреждений.
Можно сказать, что к 1852 г. происходит кристаллизация его взглядов: В обществе должен быть заключен договор. Люди будут повиноваться не закону, а договору, совместно принятому. Договор базируется на взаимности услуг (отсюда еще одно название концепции Прудона – мютюализм11).
Итак, прудоновская идея взаимности сочетает свободу с порядком, сотрудничество личностей с их индивидуальностью, провозглашает справедливость без унификации, прорывает эгоистическую замкнутость личности, но не с тем, чтобы раздавить ее жерновами всеобщего, должного, безличного, а с тем, чтобы из союза личностей создать многообразное, свободное и гармоничное общество, основанное не на насилии, а на солидарности людей. Такова в общих чертах, предлагаемая Прудоном анархическая альтернатива государственному деспотизму и буржуазному неравенству.
Благодаря Прудону анархизм распространился по всей Европе, найдя целый ряд выдающихся приверженцев (Карло Писаканэ в Италии, Пи-и-Маргаль в Испании и другие). Историк анархизма Макс Неттлау пишет о Прудоне: «К несчастью, он умирал как раз в то время, когда возник Интернационал. Но в то же самое время огромная фигура Бакунина уже появилась, и на каких-нибудь 10 лет анархизм получил мощный толчок от этой замечательной личности»12.
§2. Деятельность Михаила Александровича Бакунина
Михаил Александрович
Бакунин (1814-1876), несомненно, является ключевой
фигурой в истории анархической
мысли и анархического
Если говорить о Бакунине-теоретике, его главные работы: «Реакция в Германии», «Философские рассуждения о божественном призраке, о действительном мире и человеке», «Федерализм, социализм и антитеологизм», «Государственность и анархия», «Бог и государство», «Кнуто-германская империя и Социальная Революция». Следуя своему знаменитому принципу: «Дух разрушающий есть дух созидающий, страсть к разрушению есть творческая страсть!», М.А.Бакунин в своих работах не стремился к систематичности и законченности, всегда был весьма полемичен и, отталкиваясь от суждений своих оппонентов, формулировал собственную позицию.
Вообще, Бакунин отдавал жизни пальму первенства перед наукой, полагая, что мысль, наука никогда не способна охватить и постичь жизнь во всей ее полноте, все предвидеть и управлять человеческими действиями. Отсюда вытекали и горячие возражения великого бунтаря против идеи позитивистов и марксистов об управлении обществом учеными, которые, по мнению Бакунина, неизбежно будут распинать живых людей на прокрустовом ложе своих доктрин и теорий.
Краткой формулой бакунинских идей можно считать название одной из программных речей анархиста: «Федерализм, социализм и антитеологизм». Богу и религии он противопоставлял «антитеологизм», новую «религию Человека» и просвещение народа, принудительной государственной централизации - федерализм и самоуправление, а капиталистической эксплуатации - социализм и коллективную собственность трудящихся.