Анархизм в Европе 19 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 16:09, контрольная работа

Описание работы

Анархизм стал реакцией на достижения и неудачи Великой Французской революции: манящий идеал свободы, равенства и братства обернулся новым буржуазным отчуждением; парламентская демократия не принесла желанного освобождения личности и выражения народных интересов.
Поэтому целью работы является попытка рассмотреть такое историческое явление как анархизм в социально-экономических и политических условиях исторического развития Западной Европы в XIX веке. Для этого нужно решить следующие задачи: изучить вопрос возникновения анархизма в XIX веке вне идеологических рамок, выяснить какие факторы повлияли на его возникновение и развитие в указанный период.

Содержание работы

Введение 3
§1. Возникновение понятия анархизм в западноевропейской политической культуре: Пьер Жозеф Прудон
§2. Деятельность Михаила Александровича Бакунина
§3. Развитие идеологии анархизма во второй половине XIX века
Заключение 17
Список использованных источников и литературы 18
Теоретические взгляды и художественная практика

Файлы: 1 файл

Анархизм в XIX веке.doc

— 99.00 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

 

 

Введение

3

§1. Возникновение понятия  анархизм в западноевропейской политической культуре: Пьер Жозеф Прудон

§2. Деятельность Михаила Александровича Бакунина

§3. Развитие идеологии анархизма во второй половине XIX века

 

5

9

11

Заключение

17

Список использованных источников и литературы

18


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Элементы анархического  мировоззрения, отдельные философские  идеи протоанархического характера  насчитывают много веков. Стремление к полной свободе личности в свободном  обществе, отрицание власти и эксплуатации проходит через различные цивилизации и эпохи. Однако анархизм в собственном смысле этого слова, несомненно, порожден реалиями Нового времени. Либеральная революция в Западной Европе остро поставила следующий вопрос. Точнее он сам возник в ее ходе - вопрос соотношения личности и общества. Анархизм стал реакцией на достижения и неудачи Великой Французской революции: манящий идеал свободы, равенства и братства обернулся новым буржуазным отчуждением; парламентская демократия не принесла желанного освобождения личности и выражения народных интересов.

Поэтому целью работы является попытка рассмотреть такое историческое явление как анархизм в социально-экономических и политических условиях исторического развития Западной Европы в XIX веке. Для этого нужно решить следующие задачи: изучить вопрос возникновения анархизма в XIX веке вне идеологических рамок, выяснить какие факторы повлияли на его возникновение и развитие в указанный период.

Особо нужно выделить работы социалиста П.-Ж. Прудона. Они относятся к этой группе источников, поскольку историографическая традиция считает его основателем анархизма. Его работа «Что такое собственность?», написанная в 1840 году, ознаменовала собой появление нового термина. Далее работы собственно теоретиков анархизма: Бакунина, Кропоткина, Малатесты, Грава и др. Эти авторы выражают уже анархистскую концепцию.

Непосредственным создателем анархизма является М. Бакунин, поэтому  его произведения являются очень  ценным источником для изучения особенностей анархистской доктрины. Основной работой является «Федерализм, социализм и антитеологизм», написанная в 1867 году. Эта работа представляет собой изложение его теоретико-философских взглядов, и особенно важна поскольку Бакунин мало занимался теоретическими разработками.

Отдельно стоит упомянуть  произведения еще одного последователя Бакунина П. Кропоткина («Речи бунтовщика» - 1885, «Коммунизм и анархизм» - 1887 и др.). Их отличает тщательная теоретическая разработка. С деятельностью Кропоткина связано логическое довершение теории анархизма.

В исторической науке, в  России и за рубежом, эта тема достаточно широко исследовалась. Первыми обратились к исследованию этого явления  сами анархисты (П. Кропоткин1), а также их идейные противники – марксисты (Э. Бернштейн2, Г. Плеханов3). Но их работы, в большей степени, были продиктованы идеологической целесообразностью. 

Исследования анархизма  в нашей исторической науке построены  на изучении деятельности и взглядов знаменитых анархистов Бакунина, Кропоткина. Здесь можно выделить работы следующих авторов: Графского В. Г., Пирумовой Н. М., Ударцева С. Ф.4

Четырехтомный труд Ю. Стеклова «Жизнь и деятельность М. Бакунина» является фундаментальным исследованием. Он построен на большой источниковой базе.

§1. Возникновение понятия анархизм в западноевропейской политической культуре

 

Обычно, любое существующее явление требует определения. И  со временем оно появляется - понятие, выражающее смысл явления. В случае анархизма все произошло как  раз наоборот. Как это не странно, первым возникло понятие и уже потом было сформировано явление, известное как грозная сила революции.

Анархизм окончательно сформировался и самоидентифицировался  в 1830- 1840-е гг. - в борьбе и полемике с двумя другими влиятельными течениями, также порожденными Французской Революцией - буржуазным либерализмом и государственным социализмом. Если первый подчеркивал значение политической свободы гражданина (впрочем, признавая необходимость сохранения, хотя и предельно минимизированного, государства), то второй поднимал на щит социальное равенство, считая инструментом его осуществления тотальную государственную регламентацию. Девизом же анархизма, боровшегося на оба фронта, можно считать знаменитые слова Михаила Бакунина: «Свобода без социализма есть привилегия и несправедливость... Социализм без свободы есть рабство и скотство».5

В историографической традиции Прудон считается отцом-основателем  анархизма17. Именно этот человек ввел в оборот данный термин.

В начале 1840-х вышла  его знаменитая работа «Что такое  собственность?», которая ознаменовала появление нового термина - анархизм.

Общество, считает Прудон, основано на справедливости, заключающейся  в утверждении: «…поступай с другими  так, как ты хотел бы, чтобы поступали  с тобой; не причиняй другим того, чего ты не хотел бы чтоб причинили тебе»6.

Справедливость - это  что-то вроде оси, по которой сверяют  существующее положение. Современное  общество нельзя назвать обществом  в полном смысле этого слова. Для  того чтобы она окончательно восторжествовала, нужно преодолеть институт собственности. Собственность дает привилегии, т.е. несовместима с равенством, Прудон же считает себя защитником равенства, которое, по его мнению, отрицает собственность. Вообще феномен собственности не свойственен человеческой природе, поскольку «… в человеке, который живет и умирает, в этом сыне земли, который проходит по ней как тень, по отношению к предметам внешнего мира существует только право владения, но не право собственности»7

Задачей социализма в XIX в. Прудон считал достижение реального  социального равенства и обеспечение реальной свободы (т.е. преодоление власти государства над человеком). Он говорил: «Я не предлагаю никакой системы; я требую уничтожения привилегий и рабства, я хочу равноправия... Предоставляю другим дисциплинировать мир»8.

Государственной власти, иерархии, централизации, бюрократии и государственному праву Прудон противопоставил принципы федерализма, децентрализации, взаимности (мютюэлизма), свободного договора и самоуправления. Характеризуя современное общество, Прудон писал о круговой поруке буржуазии и власти, рынка и монополии: сочетание государственной централизации, чудовищных налогов и крупных монополий - с безудержной конкуренцией, пронизанной «духом несолидарности и корысти». Во имя свободы Прудон нападал на государство, во имя равенства - на собственность.

Основываясь на «принципе равновесия», Прудон отстаивал и права общества, и права личности, отрицая как эгоистические, так и деспотические крайности. Чтобы избежать их, французский анархист рекомендовал разрушить государственную власть и социальную иерархию, заменив их добровольным союзом свободных личностей, общин и местностей.

«Общество должно рассматривать не как иерархию должностей и способностей, а как систему равновесия свободных сил, где всем гарантированы одинаковые права, с условием нести одинаковые обязанности, равные выгоды за равные услуги. Следовательно, эта система существенно основана на равенстве и свободе, она исключает всякое пристрастие к богатству, рангам и классам»9.

Государственному закону Прудон противопоставляет свободный договор. Только лица, заинтересованные в каком-либо вопросе, имеют право заключать между собой договор, брать на себя определенные обязанности выполнять их.

Взгляды Прудона вполне вписывались в русло прогрессивной (и в первую очередь социалистической) общественной мысли. Но он вводит новый термин для их обозначения, чем подвигает многих исследователей называть его основателем анархизма.

«Анархия» является особенностью системы управления в будущем обществе. Современное же устройство общества представляет собой очередной этап в его эволюции, характеризующийся существованием собственности и государства. Последнее существует в результате сговора собственников, которые спекулируют на идее справедливости, поэтому народ, по своей невежественности, признает его необходимость. Буржуазное государство декларирует равенство прав, но, считает Прудон (и это общее место у социализма), оно не возможно без равенства условий. А пока правительство и буржуазия, прикрываясь равенством, сообща грабят народ.

«Правительство говорит капиталисту: «Я тебе гарантирую спокойное обладание частью народного труда, которую ты себе забираешь под предлогом мнимых заслуг, будто бы оказываемых тобой народу; за эту гарантию ты мне будешь отдавать под видом налога часть богатства, которых не производил, ее в сущности будут выплачивать работники, но т.к. она предварительно проходит через твои руки, то будет считаться, что платишь ее ты»10.

Большое влияние на формирование прудоновского анархизма произвела  революция 1848 года. Как известно, в этой революции впервые был произведен социалистический эксперимент при непосредственном участии государства (имеется в виду деятельность Луи Блана по организации национальных мастерских).

Прудон также участвовал в представительном органе - Учредительном Собрании, возлагал определенного рода надежды на государство, несмотря на его однозначно негативное отношение к любой власти. Так называемое сотрудничество с Бонапартом (который одно время увлекался социалистическими идеями) имело целью одно - введение новых институтов, в которых государство постепенно растворится, а конкретнее - законодательным порядком превратить Французский Банк в Народный (“последнее мероприятие” парламента или Луи-Наполеона).

Бурное время революции: всеобщее избирательное право, правительство, сформированное на его основе с Луи Бланом, попытки реализации его идей, жестокое подавление июньских выступлений наемных рабочих, окончательно уверило Прудона в бесперспективности осуществления преобразований посредством государства и его представительных учреждений.

Можно сказать, что к 1852 г. происходит кристаллизация его взглядов: В обществе должен быть заключен договор. Люди будут повиноваться не закону, а договору, совместно принятому. Договор базируется на взаимности услуг (отсюда еще одно название концепции Прудона – мютюализм11).

Итак, прудоновская идея взаимности сочетает свободу с порядком, сотрудничество личностей с их индивидуальностью, провозглашает справедливость без  унификации, прорывает эгоистическую  замкнутость личности, но не с тем, чтобы раздавить ее жерновами всеобщего, должного, безличного, а с тем, чтобы из союза личностей создать многообразное, свободное и гармоничное общество, основанное не на насилии, а на солидарности людей. Такова в общих чертах, предлагаемая Прудоном анархическая альтернатива государственному деспотизму и буржуазному неравенству.

Благодаря Прудону анархизм распространился по всей Европе, найдя  целый ряд выдающихся приверженцев (Карло Писаканэ в Италии, Пи-и-Маргаль  в Испании и другие). Историк  анархизма Макс Неттлау пишет о Прудоне: «К несчастью, он умирал как раз в то время, когда возник Интернационал. Но в то же самое время огромная фигура Бакунина уже появилась, и на каких-нибудь 10 лет анархизм получил мощный толчок от этой замечательной личности»12.

 

§2. Деятельность Михаила Александровича Бакунина

 

Михаил Александрович  Бакунин (1814-1876), несомненно, является ключевой фигурой в истории анархической мысли и анархического движения, крупнейшим выразителем анархического  миросозерцания в теории и на практике. Именно Бакунин, будучи одаренным философом, заложил основы анархизма как цельного мировоззрения (а не только как программы действий или социологического учения). Бакунин и инициировал появление мощного революционного движения под анархическими лозунгами почти по всей Европе. Наконец, Бакунин, как никто до и после него, сумел выразить основной мотив анархизма - пафос бунта, бескомпромиссной борьбы за освобождение личности и общества.

Если говорить о Бакунине-теоретике, его главные работы: «Реакция в Германии», «Философские рассуждения о божественном призраке, о действительном мире и человеке», «Федерализм, социализм и антитеологизм», «Государственность и анархия», «Бог и государство», «Кнуто-германская империя и Социальная Революция». Следуя своему знаменитому принципу: «Дух разрушающий есть дух созидающий, страсть к разрушению есть творческая страсть!», М.А.Бакунин в своих работах не стремился к систематичности и законченности, всегда был весьма полемичен и, отталкиваясь от суждений своих оппонентов, формулировал собственную позицию.

Вообще, Бакунин отдавал  жизни пальму первенства перед наукой, полагая, что мысль, наука никогда не способна охватить и постичь жизнь во всей ее полноте, все предвидеть и управлять человеческими действиями. Отсюда вытекали и горячие возражения великого бунтаря против идеи позитивистов и марксистов об управлении обществом учеными, которые, по мнению Бакунина, неизбежно будут распинать живых людей на прокрустовом ложе своих доктрин и теорий.

Краткой формулой бакунинских идей можно считать название одной из программных речей анархиста: «Федерализм, социализм и антитеологизм». Богу и религии он противопоставлял «антитеологизм», новую «религию Человека» и просвещение народа, принудительной государственной централизации - федерализм и самоуправление, а капиталистической эксплуатации - социализм и коллективную собственность трудящихся.

Информация о работе Анархизм в Европе 19 века