Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 16:09, контрольная работа
Анархизм стал реакцией на достижения и неудачи Великой Французской революции: манящий идеал свободы, равенства и братства обернулся новым буржуазным отчуждением; парламентская демократия не принесла желанного освобождения личности и выражения народных интересов.
Поэтому целью работы является попытка рассмотреть такое историческое явление как анархизм в социально-экономических и политических условиях исторического развития Западной Европы в XIX веке. Для этого нужно решить следующие задачи: изучить вопрос возникновения анархизма в XIX веке вне идеологических рамок, выяснить какие факторы повлияли на его возникновение и развитие в указанный период.
Введение 3
§1. Возникновение понятия анархизм в западноевропейской политической культуре: Пьер Жозеф Прудон
§2. Деятельность Михаила Александровича Бакунина
§3. Развитие идеологии анархизма во второй половине XIX века
Заключение 17
Список использованных источников и литературы 18
Теоретические взгляды и художественная практика
Бакунин был воинствующим богоборцем, считавшим Бога персонифицированным тираном, а религию - обоснованием земного деспотизма и вечного человеческого несовершенства и конформизма.
Таким образом, Бакунин
радикализировал прудоновский анархизм,
развил его и популяризировал
в рабочем движении. Итогом деятельности
Бакунина явилось широкое
§3. Развитие идеологии анархизма во второй
половине
XIX века
Итак, в начале 70-х годов
в русле доселе единого социализма
появилось отдельное
США нельзя назвать страной
со слаборазвитой
Распространение анархизма где бы то ни было напрямую связано с процессами оформления социал-демократии. Комплекс социалистических представлений анархизма строится на парадигме «государство – анархия». Она понимается следующим образом. Все пороки существующего общества имеют своим происхождением одно – государство. Как система навязанных человечеству искусственных институтов, государство противоречит свободе. Поэтому свобода, в отрицательном смысле, заключается в отсутствии государства, власти не-законов природы, управления на основе насильственного принуждения. Еще Прудон называл последнее «анархией».
Анархия в теории Бакунина существует в виде средства и идеала и порой трудно понять разделяет ли он их. Анархия как идеал, достаточно слабо разработана и представляет собой набор повторяющихся от работы к работе тезисов: «Анархия – самостоятельная, свободная организация всех единиц или частей, составляющих общины и их вольные федерации между собой, снизу вверх, не по приказанию какого бы то ни было начальства, даже избранного, и не по указаниям какой-либо ученой теории, а вследствие совсем естественного развития всякого рода потребностей, проявляемых самой жизнью»13. То есть она заключается в отсутствии насилия со стороны кого бы то ни было.
Анархия как средство представляет собой настоящее освобождение народа от насилия кого бы то ни было. Последняя разработана более тщательно. В этом аспекте Бакунин как раз и обращается к общепринятому смыслу анархии, соглашается с ним, но оговаривает, что конкретно он понимает под этим термином. Уничтожение власти (государства, религиозного авторитета) – да. Всеобщая резня – нет. Он вообще достаточно критически относится к отдельным человеческим жертвам во имя революции. Насилие должно применяться только по отношению к институтам. Конкретно, анархия как средство понимается им в виде стихийного восстания против государственных институтов, бунта, хаоса, который освободит творческие силы народа, вольно организующегося.
Анархисты первого поколения – это последователи Бакунина (Малатеста, Кафиеро, Коста, Гильом, Швицгебель, др.). В теоретическом плане, они верно следовали своему учителю. Общество должно строиться на солидарности и взаимопомощи, считает Малатеста, в его основе должны быть свободные союзы. Анархия как общественное устройство без правительства, возможна лишь при отсутствии частной собственности. Отношения же между людьми будут строиться на основе свободного соглашения14.
Всякое правительство зиждется на собственности и состоит из ее представителей. Государство не может представлять интересы всего общества, поскольку оно помогает немногим перемещать богатства, создаваемое не ими. Поэтому анархисты, говорит Швицгебель, стремятся к разрушению государства и к абсолютно-свободной организации рабочих между собой, групп между собой, коммун между собой. Каждый рабочий волен не входить в свой профессиональный союз, каждая группа может остаться вне коммуны, а каждая коммуна – вне областной федерации.
А вообще они с головой окунулись в практическую реализацию идеала. Дело не только в том, что сам Бакунин провозглашал приоритет практики над теорией. На них, как на последователях, лежала задача практической реализации теории. Стеклов выделяет следующие тактические принципы анархизма первого поколения последователей Бакунина:
- воздержание от всякого
политического действия, не имеющего
непосредственной целью
- отрицательное отношение к захвату политической власти и использованию государственного механизма в интересах социального преобразования, к идее рабочего государства, т.к. всякое государство сохраняет элемент угнетения и господства;
- отрицательное отношение ко всякой борьбе на легальной почве (реформы), способной лишь “усыпить” энергию пролетариата и вовлечь его в ряд компромиссов с господствующими классами.
Конкретно, анархистская тактика строится на:
- воздержании от избирательной борьбы и, соответственно, участия в парламентах;
- организации и федерировании профессиональных союзов;
- энергической пропаганде
социалистических принципов и
критике действий правящей
- осуществление, путем
революции и уничтожения
Положительная часть анархистской программы заключалась, таким образом, в работе по организации рабочих и подготовке социальной революции. Последователи даже более Бакунина верили в близость социальной революции: «Время изложения принципов и научного обсуждения прошло; мы довольно теоретизировали: теперь бельгийцы хотят приступить к делу!»16. «Мирная пропаганда революционных идей отжила свое время; она должна уступить место громкой торжественной пропаганде восстания и баррикад»17.
Согласно вышеизложенным утверждениям, анархисты действительно взялись за работу. Наиболее известны их эксперименты в Италии и Испании (кантональное движение).
В отличие от практики,
теория анархизма пополнялась
Он пытается рассматривать анархизм уже как отдельное направление, прослеживает и описывает его историю, создает анархическую философию, базирующуюся на научности19.
Как ученый он пытается подтвердить анархизм данными науки и находит анархические тенденции в развитии природы, действующие также и в социальном плане. Все поступки человека, считает Кропоткин, определяются «эгоизмом», стремлением к наслаждению или к тому, чтобы избежать страдания. Этот «эгоизм» является всеобщим органическим законом, и выражается в следовании своей природе.
Свобода личности, таким образом, понимается Кропоткиным как освобожденное от любого принуждения следование своей природе. Поэтому свобода личности является краеугольным камнем, основанием свободного общества. В этом суть анархии как гармоничного общества, построенного на общности интересов, солидарности20.
Сам Кропоткин называет свои взгляды анархическим коммунизмом и резюмирует их так: «Не стремитесь строить свое благополучие и вашу свободу на господстве над другими; властвуя над кем-либо, вы никогда не будете свободны. Увеличивайте вашу производительность, изучая природу; ее силы подчиненные гению человека, в тысячу раз превосходят силы всего человеческого рода. Освободите личность, ибо без свободы личности не может быть свободного общества. Не передавайте дела вашего освобождения ни в чьи руки – ни в руки духовной власти, ни в руки светской власти: помогайте сами себе. И чтобы достигнуть успеха, порвите как можно скорее со всеми религиозными и политическими предрассудками. Будьте свободными людьми и верьте в здоровый инстинкт человеческой природы: худшие из присущих человеку пороков являются результатом власти, одинаково развращающей и властителей и подвластных»21.
Тем не менее, к концу 80-х – началу 90-х анархизм постигает кризис. Вырождение анархизма как позитивного общественно-политического движения выражается, во-первых, в застое серьезного анархизма, а во-вторых, в расцвете т.н. негативного анархизма. Примерно в это время создается всем известный образ анархиста - развязного, агрессивного нигилиста.
Комплекс уже анархических идей расползся по различным общественным движениям. Как явление – отдельное направление, движение он постепенно уходит с исторической арены. В ХХ веке он будет существовать в виде множества различных общественных движений, часто противоположных по своей сути.
Как бы то ни было, можно выделить несколько общих черт, которые позволяют отнести то или иное движению к анархизму:
1) Признание приоритета
свободы отдельной
2) Отрицание необходимости
государственной власти в
3) Признание способности
людей существовать в
Заключение
Итак, развитие социалистической доктрины в XIX веке привело к оформлению в ней отдельного направления, получившего название «анархизм».
Анархизм, таким образом,
сформирован
Анархисты (это название они приняли от своих оппонентов) отождествляли себя с истинными социалистами. Показательно, что и в начале ХХ века представители этого течения считали также. Правда, в их представлении существовало два социализма, изначально основанных на противоположных принципах, на свободе и авторитете.
Не успев возникнуть, анархизм начал эволюционировать, видоизменяться. В том его виде, в котором он был провозглашен Бакуниным и его последователями в начале 1870-х он просуществовал, подвергаясь серьезным испытаниям, примерно до конца столетия, поскольку тогдашние исторические условия, как уже указывалось выше, не способствовали существованию анархизма в виде истинного социализма.
Постепенно он выходит
за рамки социализма, который начинает
ассоциироваться с социал-
Одновременно, в самом
анархистском движении происходят процессы,
связанные с открытием
В заключении хотелось бы
отметить, что, признавая неэффективность
анархизма как общественно-
Анархизм имеет своей целью сильную, уверенную, развитую личность, которая требует и умеет добиваться внимания к себе как индивидуальности.
Анархизм не отрицает общества, а лишь пытается обновить отношения между людьми на основе взаимного уважения друг к другу равных но, тем не менее, уникальных личностей.
Список использованных источников и литературы
1.1 Бакунин М.А. Философия, социология, политика. - М., 1989.- 624 с
1.2 Кропоткин П. А. Анархия, ее философия,
ее идеал. - http://avtonom.org/old/index.
1.3 Кропоткин П. А. Современная наука и анархия
// Хлеб и воля. Современная наука и анархия.
- М., 1990. - http://www.belousenko.com/
1.4 Кропоткин П.А. Век ожидания - http://knowledge1871.narod.ru/
1.5 Кропоткин П.А. Нравственное начало анархизма.
- http://avtonom.org/old/index.
1.6 Малатеста Э. Краткая система анархизма.
- http://avtonom.org/old/index.
1.7 Прудон П.-Ж. Что такое собственность? - М., 1998. - 367 с.
1.8 Прудон П.Ж. Французская демократия (О политической способности рабочих классов). — М.: КРАСАНД, 2011. — 408 с.