Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 22:31, курсовая работа
Цель своей работы я бы определил так: дать достоверную характеристику анархическому движению в России в период с 1940 по 1917 гг., акцентируя особое внимание на событиях 1917 г.; показать роль действий анархистов в событиях 1917 года. Для раскрытия цели необходимо было решить следующие задачи: дать краткую характеристику анархическому движению в период с 1940 по 1916 гг., раскрыть взгляды основных последователей и теоретиков анархизма в России; дать полную характеристику действиям анархистов в 1917 г. и показать реакцию на них других политических сил; проанализировать причины поражения анархизма в России в их борьбе за власть.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ АНАРХИЗМА В РОССИИ (1840-1917). 5
ГЛАВА II. АНАРХИЗМ В РОССИИ В 1917 Г. 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
ПРИМЕЧАНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 32
Гимназия имени Сервантеса.
Курсовая работа.
Автор: Добромыслов Константин Михайлович
Руководитель: Кулегин Алексей Михайлович,
кандидат исторических наук,
сотрудник Государственного музея Политической Истории России.
Санкт-Петербург
2000 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ.
Споемте-же песню под громы ударов,
Под взрывы и пули, под пламя пожаров,
Под знаменем черным гигантской борьбы,
Под звуки набата призывной трубы.
Разрушимте, братья, дворцы и кумиры,
Сбивайте оковы, срывайте порфиры,
Довольно покорной и рабской любви
Мы горе народа затопим в крови.
Проснулась, восстала народная воля
На стоны Коммуны, на зов Ровашоля,
На крики о мести погибших людей,
Под гнетом буржуя, в петле палачей.
Их много, без чета нуждою разбитых,
Погибших в остроге, на плахе убитых,
Их много, о правда, служивших тебе,
И павших в геройской, неравной борьбе.
Их стоны витают под небом России,
Их стоны, призывы, как рокот стихии
Звучат под Парижем, Сибирью глухой,
И нас призывают на доблестный бой.*
С этой призывной
песней шли люди с черными
флагами по улицам Петрограда
и Москвы в 1917 г. Она как
нельзя лучше отражает
В своей работе я старалась опираться на источники того времени, либо в оригинале, либо переизданные в периодической печати, в какой-либо другой литературе. Очень помогли материалы Государственного музея Политической истории России. Эту работу можно использовать как на уроках истории XIX и XX веков (при изучении политических течений того времени или событий 1917 г.), так и на уроках философии (при изучении теоретиков анархизма в России: М. А. Бакунина и П. А. Кропоткина).
Свой выбор данной темы я считаю вполне обоснованным. Меня всегда интересовали идеи анархизма, как голубая мечта о государстве без власти, государстве неограниченной свободы человека. Не могу сказать, что я во всем разделяю мировоззрение анархизма, а в особенности их методы борьбы, но, исследовать глубже историю этого политического течения мне показалось очень заманчивой идеей.
Цель своей работы я бы определил так: дать достоверную характеристику анархическому движению в России в период с 1940 по 1917 гг., акцентируя особое внимание на событиях 1917 г.; показать роль действий анархистов в событиях 1917 года. Для раскрытия цели необходимо было решить следующие задачи: дать краткую характеристику анархическому движению в период с 1940 по 1916 гг., раскрыть взгляды основных последователей и теоретиков анархизма в России; дать полную характеристику действиям анархистов в 1917 г. и показать реакцию на них других политических сил; проанализировать причины поражения анархизма в России в их борьбе за власть.
В своей работе я использовал такие методы исследования как индукция, анализ и синтез. Среди использованной в работе литературы следует выделить работы Канева С. Н., изданные в советскую эпоху. В основном же в своей работе я опирался на источники из музея Государственного Политической истории России: периодическая печать (журналы, листовки, брошюры), монографии съездов, воспоминания.
Я думаю, что
эта тема достаточно актуальна
и сейчас. На улицах нашего
города мы можем видеть
Анархизм (от греч. anarchia – безначалие, безвластие) – общественно-политическое учение, основными принципами которого являются отрицание государства и всякой власти, а также программное требование освобождения личности от всех форм политической, экономической и духовной зависимости.
В Европе
анархизм, как политическое течение
окончательно оформился в 40-
Возникновение анархистских идей в России в 40-50-е гг. XIX в.
В 40-50-е гг XIX в. в России непрерывно нарастал кризис крепостнического строя, отразившийся на всех сторонах общественной жизни. В сложившейся ситуации по всей России стали возникать кружки революционно настроенной молодежи. Не последнее место среди западных теоретиков, имевших немалое влияние на российских революционеров, занимали Прудон (1809-1865) и Штирнер (1806-1856), теории которых начинают появляться в России в 40-е годы.
Первой
анархически настроенной
Начало
распространение анархических
Разумеется,
проникновение в Россию
Во второй половине 50-х – начале 60-х гг общественно-политическая ситуация в России обострилась. В этих условиях образовывались определенные политические направления, каждое из которых выдвигало собственную программу решения назревших социально-экономических и политических проблем. Основной движущей силой большинства движений 60-70-х гг. были разночинцы. Своим идеологом разночинцы считали А. Г. Чернышевского. С конца 50-х гг. в России складывается нигилизм, внутри которого возникают первые зародыши анархистского движения. В основе нигилистского движения “лежал безусловный индивидуализм”.
Идейным
вождем нигилистского движения
в 60-е годы считался
Нигилизм, не имевший четкой программы и объединявший людей с радикальным отрицанием, неприятием существующей действительности, не мог быть принят сторонниками Чернышевского, но после многочисленных арестов последователей Чернышевского, нигилизм в России расширил свое влияние. Нигилистское движение не представляло собой однородной массы. Здесь имелись люди различных взглядов. Типичным представителем нигилистского движения Писарев считал героя романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” – Базарова.
Иной тип нигилиста представлял Николай Андреевич Ишутин (1840-1878), вольнослушатель Московского университета, идеолог подпольного тайного общества “Организация”, руководствовавшейся принципом “цель оправдывает средства”. Это общество провозгласило целью подготовку крестьянской социалистической революции и приняло тактику индивидуального террора. Общество было частично раскрыто царской жандармерией в 1866 г. после покушения Каракозова на императора Александра II.
К нигилистским или анархистским организациям того периода можно так же отнести кружок Козлова “вертепники”; екатеринославский кружок Н. П. Балина “Общество самоусовершенствования”; кружок Московского университета.
К 60-м
годам в России окончательно
оформился
В 60-е
годы идеологи революционно-
Революционные движения 70-х гг XIX в. М. А. Бакунин.
В предыдущие два десятилетия анархизм лишь существовал в России, но окончательно оформился как революционное движение и начал играть определенную роль только в системе общественно-политических взглядов народников в 70-х гг. XIX века под влиянием выдающегося мыслителя и революционера М. А. Бакунина (1814-1876).
Михаил Александрович Бакунин родился в Тверской губернии, в дворянской семье. В 14 лет он поступает в Артиллерийское училище, после его окончания в чине прапорщика он служил в воинской части, но в 1835-ом г. выходит в отставку и в 1840-ом уезжает в Германию. Там Бакунин поступает в Берлинский университет и вступает в некоторые кружки. Затем, покинув университет, он отправляется во Францию, где живет некоторое время в Париже. Большое влияние на политическое мировоззрение Бакунина оказали французские социалисты-утописты. После французской революции 1848-49 гг. Бакунин был арестован, дважды приговорен к смертной казни, но приговор был заменен пожизненным заключением. Бакунин сидел в Ольмюце, затем в Петропавловской крепости, а в 1857 г. он был отправлен на поселение в Восточную Сибирь, откуда бежал в Лондон в 61 г. Затем Бакунин участвовал в Польском восстании 63-го г., жил в Италии, побывал и в США. Умер Бакунин 1 июля 1876 г. в Берлине, где и был похоронен.1
Бакунин
стремился осуществить в
Бакунин
знал только единственную
По мнению
Бакунина, главным недостатком,
Под влиянием этих бакунистстких
идей среди российской молодежи из
первых революционных кружков
В 70-х
годах начинает формироваться
анархическое мировоззрение
Анархо-коммунистическая теория революции П. А. Кропоткина.
Дальнейшее развитие анархических идей в России связано с работами П. А. Кропоткина (1842-1876). Петр Алексеевич Кропоткин был выходцем из княжеской семьи, родословная которой восходила к Рюриковичам. После окончания Пажеского корпуса Кропоткин живет в Москве, а в 1872 г. отправляется в Швейцарию, где живет в Цюрихе. Из Цюриха он отправляется в Женеву. В Россию в 1873 г. Кропоткин возвращается уже убежденным анархистом. В России Кропоткин входит в кружок чайковцев, но после его выступлений в 1874 г. он был арестован и заключен в Петропавловскую крепость, откуда бежал в июне 76 г. Кропоткин сначала эмигрирует в Англию, а затем в Швейцарию, где с 1879 г. издает газету “Le Revolte” (“Бунтовщик”). Так как Кропоткин принимал непосредственное участие в событиях описанных ниже, то к дальнейшей судьбе Петра Алексеевича мы еще будем возвращаться не раз.2
Информация о работе Анархизм в России и его роль в событиях 1917 г