В своих
работах 70-90-х годов (“Речи
бунтовщика”, “Завоевание хлеба”,
“Анархия, ее философия, ее идеал”,
“Государство и его роль в
истории” и др.) Кропоткин вывел
собственную теорию анархизма, положившую
начало такому течению как анархо-коммунизм.
Такие взгляды привлекли внимание революционной
молодежи того времени попытками охватить
все стороны общественной жизни, а так
же проявлением гуманистических идей.
Под анархией Кропоткин понимал “миросозерцание,
основанное на механическом понимании
явлений”.
Но в
своей теории Кропоткин не
отрицал революцию, однако считал,
что Россия еще не готова
к “немедленному революционному
выступлению”. Он считал необходимым
прежде создать анархистские группы, которые будут
вести “тихую подготовительную идейную
работу”. Социальная революция, по его
мнению, есть закономерное явление исторического
процесса. В будущем она должна привести
Россию к полному уничтожению все государственных
институтов и учреждений. Анархо-коммунизм,
считал Кропоткин, можно вводить сразу
после разрушения старых порядков в ходе
революции. В отличие от предыдущих идеологов
анархизма Кропоткин относил к движущей
массе социальной революции не только
крестьянство и рабочих, но и “трудовые
элементы из интеллигенции”. При этом
он допускал возможность как мирной, так
и “кровавой” революции.
Он так
же отрицал необходимость революционного
правительства и не признавал
никакой революционной диктатуры,
так как при диктатуре, по его мнению, “революция неизбежно
вырождается в произвол и деспотизм”.
Однако
в полной мере идеология Кропоткина
раскрылась во время участия
его в действиях анархо-коммунистов,
чьим основным идеологом он
являлся.
Течения в русском
анархизме на рубеже веков.(XIX-XX)
К времени
1-ой русской революции в анархизме явственно
определились три основных направления
(анархо-коммунизм, анархо-синдикализм
и анархо-индивидуализм) с наличием у каждого
из них более мелких фракций. Эти течения
помимо различных программ имели собственные
печатные органы, определенные сферы социального
влияния, регионы действий.
Накануне
революции 1905 г. большинство анархистов
были приверженцами идей анархо-коммунистов (хлебовольцев). Свои задачи хлебовольцы утвердили
на их 1-ом съезде в Лондоне (декабрь 1904
г.). Главным своим идеологом хлебовольцы
считали П. А. Кропоткина. В их программе
выделялись следующие пункты:
- Целью действия анархистов объявлялась “социальная революция”, т. е. Полное уничтожение капитализма и государства и замена их анархическим коммунизмом.
- Началом революции должна была явиться “всеобщая стачка обездоленных как в городах, так и в деревнях”.
- Главными методами борьбы в России провозглашались “восстание и прямое нападение как массовое, так и личное, на угнетателей и эксплуататоров”. Вопрос о применении личных террористических актов должен был решаться только местными жителями, в зависимости от конкретной ситуации.
- Формой организации анархистов должно было быть “добровольное соглашение личностей в группы и групп между собою”.
- Анархисты отвергали возможность вхождения их в какие-либо органы управление (Государственная Дума или Учредительное собрание), а так же возможность сотрудничества анархистов с другими политическими партиями или течениями.
На 2-ом
съезде в Лондоне (17-18 сентября
1906 г.) Кропоткиным была представлена
резолюция об экономическом и
политическом моменте революции,
в которой он замечал, что
налицо “народная революция,
которая продлится несколько
лет, низвергнет старый порядок
вообще и глубоко изменит все экономические
отношения вместе с политическим строем”.
В вопросах организации Кропоткин всячески
поощрял самостоятельность анархических
групп.
Существенным для
хлебовольцев был вопрос о
будущем обществе, созданном по модели
анархо-коммунизма. Сторонники Кропоткина
представляли будущее общество как союз
или федерацию вольных общин, объединенных
свободным договором, где личность, избавленная
от опеки государства, получит неограниченные
возможности для развития. Для планомерного
развития экономики Кропоткин предлагал
децентрализовать промышленность. В аграрном
вопросе Кропоткин и его соратники считали
необходимым передать всю землю, захваченную
в результате восстания, народу, тем, кто
сам ее обрабатывает, но не в личное владение,
а общине.
В условиях революции
1905-07 гг. в российском анархо-коммунизме
образовалось еще несколько течений:
- Безначальцы, возглавляемые С. М. Романовым (Бидбей) и Н. В. Дивногорским (Петр Толстой). В основу этого течения были положены проповедь террора и грабежей как способов борьбы с самодержавием и отрицание всяких нравственных устоев общества. Уничтожить самодержавие они хотели путем “кровавой народной расправы” с власть имущими.
- Осенью 1905 г. оформились чернознаменцы. Организатором и идеологом чернознаменцев в России был И. С. Гроссман (Рощин). В революции 1905-07 гг. это течение играло одну из ведущих ролей. Социальную базу чернознаменцев составляли отдельные представители интеллигенции, часть пролетариата и рабочие-ремесленники. Своей главной задачей они считали создание широкого массового анархического движения, установление связи со всеми направлениями анархизма. В ходе боевых действий конца 1905 г. чернознаменцы раскололись на безмотивных террористов во главе с В. Лапидусом (Стригой) и анархистов-коммунистов. Первые считали основной целью организацию “безмотивного антибуржуазного террора”, а анархисты-коммунисты высказывались за сочетание антибуржуазной войны с серией частичных восстаний.
Крупными идеологами и организаторами
следующего течения (анархо-синдикализма)
в России являлись Яков Исаевич Кирилловский
(Д. И. Новомирский), Борис Наумович Кричевский,
Владимир Александрович Поссе. Основной
целью своей деятельности синдикалисты
считали полное, всестороннее освобождение
труда от всех форм эксплуатации и создание
свободных профессиональных объединений
трудящихся как главной и высшей формы
их организации.
Из всех
видов борьбы синдикалисты признавали
только непосредственно-прямую борьбу
рабочих с капиталом, а так же бойкот, стачки,
уничтожение имущества (саботаж) и насилие
над капиталистами.
Следование
этим идеалам привело синдикалистов
к идее “беспартийного рабочего
съезда”, а так же к агитации
за создание общероссийской рабочей
партии из “пролетариев независимо от
существующих партийных делений и взглядов”.
Некоторые из этих идей переняли у синдикалистов
меньшевики.
В 1-ое
десятилетие XX века в жизнь были воплощены некоторые
идеи В. А. Поссе, выступавшего за
создание особых кооперативов для борьбы
рабочего класса за свои профессиональные,
экономические интересы, минуя политические
и вооруженные методы борьбы с самодержавием.
Д. И.
Новомирский возглавлял в годы 1-ой русской революции организацию
синдикалистов в Одессе, где издавал программные
брошюры синдикалистов. Одесса считалась
центром синдикализма в России.
В России
к моменту первой русской революции
так же зарождается такое течение
как анархо-индивидуализм
(индивидуалистический анархизм). Его
основными представителями можно считать
А. А. Борового, О. Виконта,
Н. Бронского, которые брали за основу
абсолютную свободу личности “как исходную
точку и конечный идеал”.
В
России времен 1-ой революции так же оформились такие разновидности
индивидуалистического анархизма:
- Мистический анархизм, основными представителями которого были интеллигенция: поэты и писатели – С. М. Гордецкий, В. И. Иванов, Г. И. Чулков, Л. Шестов, К. Эрберг и др.
- Ассоциационный анархизм. Был представлен в России в лице Льва Чернова (псевдоним П. Д. Турчанинова), взявшего за основу труды Штирнера, Прудона и американского анархиста В. Р. Тэккера. Турчанинов выступал за создание политической ассоциации производителей. Основным методом борьбы считал систематический террор.
- Махаевцы (махаевисты). Махаевцы высказывали враждебное отношение к интеллигенции, власти и капиталу. Создателем и теоретиком течения был польский революционер Я. В. Махайский.3
Деятельность русских
анархистов в период революции
1905-07.
По своему
социально-экономическому и политическому
характеру 1-ая русская революция
была буржуазной и должна была
устранить препятствия для дальнейшего
развития капитализма.
В первый
же день революции петербургские
рабочие стали строить баррикады на улицах
города. В их рядах активно действовали
большевики, но было довольно мало представителей
анархизма. Разработанная Кропоткиным
анархистская теория “социальной революции”
в 1905 г. была известна узкому кругу немногочисленных
его приверженцев в России. В России было
опубликовано 27 изданий, а так же около
85 брошюр и статей. В произведениях 1905-07
гг. Кропоткин продолжает развивать свою
теорию революции, реагируя на текущие
события. Он считал, что русскому народу
следует произвести “великую революцию”
и “глубокий экономический переворот”.
Анархисты смешивали буржуазно-демократическую
революцию с социалистической и выражали
стремление перескочить через демократический
этап.
На волне
поднимающейся революции анархисты
стали принимать более активные действия.
С 1904-го по 1905-ой количество городов, в
которых действовали анархистские организации,
возросло с 15-и до 73-ех. Они охватили в себе
всю Россию – от Санкт-Петербурга до Закавказья
и Дальнего Востока. Но при этом единую
анархистскую партию создать так и не
удалось.
Добиваясь
расширения своего влияния на
массы, анархисты организовывали
типографии (не меньше 16-ти), публиковали
брошюры и листовки. В эмиграции
и в России они издавали
не менее 25-ти названий газет и журналов. Стремясь оторвать
рабочий класс от марксистов, анархисты
выступали с всякими нападками на большевиков.
Отрицая необходимость какой-либо власти
вообще, анархисты выступали против требований
большевиков о создании временного революционного
правительства.4
На страницах
анархистской прессы тактика
анархизма характеризовалась как
постоянный бунт, непрерывное восстание
против существующего общественного
и государственного строя. Анархисты
нередко призывали народ готовиться
к вооруженному восстанию. Анархистские боевые дружины
осуществляли так называемый “безмотивный”
террор. 17 декабря 1905 г., анархисты в Одессе
бросили 5 бомб в кафе Либмана. Террористические
акты совершались анархистами в Москве,
на Урале, в Средней Азии. Особенно активно
вели себя екатеринославские анархисты
(около 70_ти актов). В годы 1-ой русской революции
тактика политического и экономического
террора у анархистов нередко выливалась
в грабежи. За счет них некоторые анархистские
группы создавали так называемые “фонды
боевой кассы”, из которых часть денег
отдавалась рабочим. В 1905-07 гг. к анархизму
примкнуло немало преступных элементов,
пытаясь так прикрыть свою деятельность.
Расширение
сети анархистских организаций
в 1905-07 гг. вызвало надежду у
идеологов анархизма, что им удастся внедрить в сознание
масс (и в первую очередь рабочего класса)
идеи анархизма, свою программу и тактику.
Анархизм между двумя
революциями (1907-17 гг.).
Анархисты
анализировали уроки первой революции.
“Да, пора иллюзий завершилась.
Первый штурм отбит – и надо готовить
второй”.
К 1914-ому
году, по мнению Кропоткина, “наступило
хорошее время”. Но к этому
времени произошел раскол и
среди анархистов на социал-патриотов
(во главе с Кропоткиным) и
интернационалистов. Кропоткин отошел от своих взглядов и основал
группу “анархо-траншейников”. Анархисты
не согласные с ними образовали интернациональное
течение, но они были слишком малочисленны,
что бы всерьез влиять на массы. В годы
меж двух революций активизировались
синдикалисты, издавая листовки и словесно
призывая граждан к открытой борьбе.
В целом
анархистам в этот период так
и не удалось активизироваться.
В целом число анархистских
организаций в России упало.
Однако после Февральской революции
1917 г. анархисты вновь резко активизировали свою деятельность.
И этот период считается расцветом анархизма
в России.
Глава II. Анархизм в России в 1917 г.
Организации анархистов
в России на 1917-й год.
Ситуация в лагере анархистов к 1917-ому
г. изменилась мало. На арене межпартийной
борьбы по-прежнему лидировали представители
анархо-коммунизма, анархо-синдикализма
и индивидуалистического анархизма (Ведущее
положение занимали анархо-коммунисты).
Среди лидеров анархо-коммунизма
выделялись А. М. Атабекян, И. Х. Ш. Блейхман,
А. Ю. Ге, А. А. Карелин, К. Ковалевич, Д. И.
Новомирский. Своим главным теоретиком
все они считали П. А. Кропоткина. Последний,
вернувшись в Россию в мае 1917 г., занялся
разработкой теории анархизма.
В период 1905-1917 гг.
анархо-коммунисты пережили несколько
расколов. От ортодоксальных сторонников
анархо-коммунизма отделились так называемые анархо-кооператоры, основавшие
группу “Почин”, одноименное издательство
и журнал. Они считали возможным переход
от капитализма к коммунизму сразу, минуя
какие-либо переходные этапы.
Центром собирания
сил анархо-коммунистов, действовавших
в 59 населенных пунктах страны,
стала Московская федерация анархических
групп. Важнейшим делом в период
революции стал I съезд анархо-коммунистов.
Более энергично, чем другие направления,
действовали анархо-синдикалисты.
Ведущими лидерами этого движения в период
революции стали В. М. Волин, А. М. Аникст,
Х. З. Ярчук, Г. П. Максимов, В. С. Шатов. В
отличие от анархо-коммунистов, синдикалисты
постоянно вращались в рабочей среде (профсоюзах,
фабзамкомах, кооперативных объединениях),
лучше знали запросы и нужды трудящихся.
По их мнению, на следующий день после
социальной революции государственная
и политическая власть должны быть уничтожены
и создано новое общество под руководством
федерации синдикатов, отвечающее за организацию
производства и распределения.
В 1918 г. от синдикалистов отделились
так называемые анархо-федералисты. Их лидерами
стали Н. И. Проферансов и Н. К. Лебедев.
Они считали себя приверженцами “чистого
синдикализма” и, по их мнению, общественная
жизнь после социального переворота должна
быть устроена путем объединения личностей
на основе договора или соглашения в коммуны.
Крупным объединением анархо-синдикалистов
был “Союз анархо-синдикалистской
пропаганды “Голос Труда””, имевший
свои отделения в Петрограде и Москве.
За 1918 г. синдикалисты провели два съезда
(25 августа и 1 декабря).