Ареал распространения и особенности XIII группы керамики Волжской Болгарии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 19:31, курсовая работа

Описание работы

Волжская Болгария, существовавшая в X-XIV вв. на территории Европы, сыграло огромную роль в исторических судьбах многих тюркоязычных и финно-угорских народов Волго-Уральского региона. Изучение различных аспектов истории этого раннефеодального государства заметно активизировалась в последние годы. Особое внимание исследователи стали обращать на золотоордынский период ее истории, когда Болгария, потерявшая свою государственную самостоятельность, существовала в качестве одной из полуавтономных провинций Улуса Джучи. В силу отсутствия собственно болгарских и скудности других письменных источников по воссозданию исторической действительности служат археологические материалы.1

Содержание работы

Введение 2
Глава I. Исторический и культурологический аспект 7
§ 1Глиняная посуда, как одна из главнейших изобретений человека……………7
§ 2 Возникновение и особенности XIII группы керамики типа «джукетау»……9 § 3 XIII группа керамики на примере Кирменского городища…………………12
§ 4 XIII группа керамики на примере г.Джукет-тау……………………………..16
§ 5 Статистические данные о размещении XIII группы керамики типа «джукетау» ………………………………………………………………………….22
Глава II.Технологический аспект. 24
§ 1 Материал для изготовления XIII группы керамики. 24
§ 2 Восстановление размеров сосудов по фрагментам. 26
Заключение………………………………………………………………………….28
Список использованных источников и литературы……………………………...30
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….33

Файлы: 1 файл

13 группа керамики волжской болгарии.docx

— 6.10 Мб (Скачать файл)

 

 

Оглавление

Введение 2

Глава I. Исторический и культурологический аспект 7

§ 1Глиняная посуда, как одна из главнейших изобретений человека……………7

§ 2 Возникновение и особенности XIII  группы керамики типа «джукетау»……9 § 3 XIII  группа керамики на примере Кирменского городища…………………12

§ 4 XIII  группа керамики на примере г.Джукет-тау……………………………..16

§ 5 Статистические данные о размещении XIII  группы керамики типа «джукетау» ………………………………………………………………………….22

Глава II.Технологический аспект. 24

§ 1 Материал для изготовления XIII  группы керамики. 24

§ 2 Восстановление размеров сосудов по фрагментам. 26

Заключение………………………………………………………………………….28

Список использованных источников и литературы……………………………...30

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….33

 

 

 

                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Волжская  Болгария, существовавшая в X-XIV вв. на территории  Европы, сыграло огромную роль в исторических судьбах многих тюркоязычных и финно-угорских народов Волго-Уральского региона. Изучение различных аспектов истории этого раннефеодального государства заметно активизировалась в последние годы. Особое внимание исследователи стали обращать на золотоордынский период ее истории, когда Болгария, потерявшая свою государственную самостоятельность, существовала в качестве одной из полуавтономных провинций Улуса Джучи. В силу отсутствия собственно болгарских и скудности других письменных источников по воссозданию исторической действительности служат археологические материалы.1

Актуальность  темы. Керамика, т.е. обломки глиняной посуды – самый массовый материал, с которым приходится работать археологу, раскапывающему  древние поселения.

Надо  сказать, что керамика является практически  единственным информационным материалом, а значит,  приобретает для  археолога особенно важное значение.2 Иногда она единственный источник, по которому можно датировать памятник.

Актуальность  темы  возрастает в связи с  тем, что керамика XIII  группы является практически самой важной материальной культурой города Джукетау. Которое за все существование своего города не прекратило свое бытование после важных и сложных явлений и событий в истории Восточной Европы, вызванных так называемым «монголо-татарским» нашествием». А только наоборот, явилась основой торгово-экономических отношений.

 Объект исследования – является XIII группа керамики типа «джукетау».

Предмет исследования – распространенность в ряде памятников Нижнего Прикамья.

Источниковую  базу при написании работы составляют отчеты об археологических исследованиях  А.З. Нигамаева3, коллекционные описи раскопов4.

       Рассматривая использованную литературу, следует выделить работы Хлебниковой Т. А.5, Кокориной Н.А.6, Набиуллина Н.Г.7, на которые был сделан основной акцент в ходе исследования. Работа А.З. Нигамаева8 посвящена итогу многолетних исследований в области археологии и истории болгарских городов Прикамья.

Следующей монографией является работа Т.А. Хлебниковой9. Ее работа посвящена изучению массовой неполивной керамики волжско-булгарских памятников VIII-начала XIII вв. с классификацией ее по этнокультурным группам. Но надо отметить, что данная классификация не включает анализы новых исследований. Также в освещении данной проблемы большое значение имеет работа Ф.Ш. Хузина10, посвященная публикации систематизированных материалов по болгарской посуде домонгольского периода.

Целью работы  является  изучение техники изготовления XIII  группы керамики типа «джукетау», ее особенности в составе, так же распространенность в ряде археологических памятников Волжской Болгарии.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- исследовать  историю появления XIII  группы керамики типа «джукетау»

- охарактеризовать  технологи изготовления XIII группы керамики  типа «джукетау»

- выделить  ее основные черты и отличия  от других групп керамик Волжской  Болгарии

- охарактеризовать  процесс восстановления сосудов  по фрагментам.

Территориальные рамки работы - ограничивается Средним Поволжьем и Прикамьем,  где получило свою распространенность керамика типа «джукетау».

Хронологические рамки исследования  -  охватывает рамки периоды с X по XIV в.в.

Научная новизна  исследования состоит в том,  что керамика как один из признаков, определяющих археологическую культуру, наряду с другими ее признаками сопоставляется с этносом.11

  Керамика  - тот элемент материальной  культуры, который хотя и тесно  связан с производством, с функциональностью  в быту, но несет еще в себе  и элементы духовной культуры, поскольку подвергается оформлению  в традиционно сохраняющейся форме в сочетании с определенным орнаментом, часто в определенном композиционном сочетании его элементов. Черта стойкой традиционности формы или ее характерных деталей и орнамента  является отражением этнического самосознания, имеющего немаловажное значение для связи с этносом. Теперь практически все археологи  на огромном опыте археологических исследований  убедились в значении керамики как признака, определяющего материальную культуру в этническом отношении.

Керамика  может быть показателем изменений  в общественных отношениях населения, в частности, посуда подправленная  на гончарном круге, как и рассматриваемая  керамика, говорит о начале выделения  ремесла.

Благодаря исследованию керамического комплекса, можно проникнуть и во внутренний мир оставившего ее населения, попытаться изучить его мировоззрение, миропонимание.

Перечисленным далеко не ограничивается значение керамики как исторического источника. Нередко  она бывает единственным источником, позволяющим говорить не только о  внутриполитических изменениях, но и  о внешнеполитических событиях в  стране, в изучаемом регионе.

Практическая значимость работы состоит в возможном применении материалов данного исследования при подготовке к практическим занятиям (семинарам), спецкурсам, лекциям по археологии Волго-Уральского региона. Результаты исследований дают возможность их использования в научной, научно-учебной и музейной работе.

Методологической основой является системный подход. Это направление методологии обеспечивает раскрытие целостности объекта исследования и обеспечивающих его механизмов, выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину на основе структурного и функционального анализа.

Структура работы соответствует поставленным задачам. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, литературы и приложений.

Первая глава освещает историю  возникновения и основные особенности  на примере Кирменского городища. Вторая глава  посвящена поэтапной  технологии  изготовления XIII группы керамики, а также ее восстановлению.

 

 

Глава I. Исторический и культурологический аспект

§ 1. Глиняная  посуда, как одна из главнейших изобретений человека

Изобретение глиняной посуды было одним из последних  изобретений человечества. Впервые  люди стали использовать этот материал в неолите, последнем периоде  каменного века (5-3 тыс. до н.э.) Гончарное  ремесло известно в России с незапамятных времен. Долгое время человек пользовался посудой из мягкого камня и растительных материалов, но это не самые подходящие материалы для горшка, миски или кружки. Появление глиняной посуды в то время имело особое значение для древних людей. Посуда из глины решительно изменила их быт. Оказались посильными важнейшие хозяйственные задачи: хранение и приготовление пищи, варка с кипячением, расширился ассортимент пищевых продуктов, а все это значительно улучшило питание древнего человека.12

  История керамики разнообразная и очень интересная. Когда человек научился обрабатывать глину, он начал изготавливать посуду. Все керамические изделия делаются из глины, но из разных сортов глины, с различными добавками, поэтому они выглядят такими разными. С самых древнейших времен человек изготавливает изделия из керамики, произведения искусства, посуду. В развитии художественной керамики было сделано много замечательных открытий. Люди экспериментировали с сортами глин и примесей, с приемами формовки и обжига.

В  древности   любой   предмет   предоставлял   человеку   поле   для

художественной  деятельности. Однако, особое место  среди  бытовых  предметов занимает глиняное вместилище. Известно, что появление  керамических  изделий провело четкую границу в культуре человека между  мезолитом  и  неолитом.  Недаром  археологи  часто  называют неолит эпохой керамики.  Для  человека  античности  в  керамике  естественно объединяются  усилия  четырех  основных  элементов   мира.   Земля   (глина) разводятся  «одой,  из  нее  лепится  изделие,  которое  сначала  сохнет  на воздухе, а затем обжигается на огне. Да и сам  процесс  лепки  воспринимался как  творение. 

В средние века в Европе из керамики в основном изготавливали посуду для приготовления пищи, емкости  для хранения продуктов. Мастера  использовали самые разные материалы: белую глину, белый песок, измельченный горный хрусталь. После росписи и  обжига такие изделия из керамики изделия покрывались слоем глазури, после чего изделия снова обжигались. Вся история изделий из керамики полна интересных открытий. Мастера  пробовали разные техники, разные сорта  глины. При производстве керамики использовались разнообразные цвета, техники рисунка, способы изготовления. Сегодня очень  многие коллекционируют керамику, как  произведения искусства и памятники  истории художественной культуры.

Примерно  в IX-X вв. в России появился гончарный  круг - простейший станок или скорее приспособление, приводившееся первоначально  в движение рукой, позже ногой. Гончарный  круг упростил, ускорил изготовление глиняной посуды и утвари, вместе с  тем работа мастера-гончара не утратила своей индивидуальности, а его  сосуды - своей рукотворности, так  как и при наличии гончарного круга основное было в руках гончара,  в его мастерстве, и в его  воображении.13

     В основном изготавливали посуду для приготовления пищи или как емкость для хранения продуктов.

    Посуду археологи в зависимости от способа ее изготовления делят на лепную и гончарную. Лепная отличается  от  гончарной тем, что частички глины в ней находятся в хаотическом смещении друг с другом, а в гончарной выстраиваются в зависимости от вращения гончарного круга.14

Лепная  керамика – один из самых ярких  и чутких признаков археологических  культур. Несмотря на ее сходство в  керамических комплексах булгарских памятников в каждом из них может оказаться  большее или меньшее своеобразие. Своеобразие проявляется в форме, технике формовки, составе теста, обработке поверхности, особенностях обжига и другие эти отличия могут  быть выражены и количественно. Имея массовый характер, керамика позволяет  использовать статистические методы по указанным выше признакам.

Керамическая  посуда изменяется не только «в пространстве», но и во времени – она является чутким хронологическим индикатором, поэтому позволяет определить культуру, этнический состав населения данного  памятника, а также торговые и  культурные связи.  Но прежде всего, при изучении керамики любого региона  необходимо создать так называемую «естественную» или исторически  обусловленную систематизацию материала, т.е. его типологию. 15

§ 2 Возникновение и особенности XIII  группы керамики типа «джукетау»

 

      Методика изучения этнических  проблем на материалах керамики  была предложена в свое время  Т.А.Хлебниковой. Выделив по совокупности  признаков (формы сосудов, орнаментация, примеси в глиняном тесте, характер  обработки поверхности, степени  обжига и т.д.) более двух десятков  групп среди неполивной посуды, она убедительно увязала их  с отдельными этносами и проследила  взаимовлияния между выявленными  этническими группами на разных  хронологических этапах их развития. Таким образом при обработке посуды типа «джукетау», мы пользовались классификацией Т. А. Хлебниковой.16

              XIII этнокультурная группа керамики у волжских болгар, получившая в последние годы название «джукетау» по наибольшей характерности ее для района г. Джукетау на Каме, западнее города Чистополя. Городище датируется временем со второй половины X по первую треть XIII вв. В золотоордынское время Джукетау был одним из крупных во всех отношениях городских центров Волжской Булгарии. В этнокультурном отношении она принадлежит, скорее всего, тюркоязычному населению.17

Возникнув в первой половине домонгольского времени, в отличие от других традиционных групп керамики, сохраняется до конца  жизни города. В ней заметны  признаки прикамско-приуральских традиций изготовления посуды  ( форма, наличие  толченой раковины в тесте ранних образцов посуды, характерная многорядная  волна). Некоторые исследователи склоняются  к мысли о финно-угорских истоках данной группы керамики.18

Индивидуальные  особенности этой посуды были подмечены  А.П.Смирновым, который указывал на наиболее частую встречаемость керамики,  орнаментированной крутой волной в  материалах городища Джукетау и оценил ее как характерную «для более  поздних этапов булгарской культуры»19. Позднее были получены сведения о появлении «лепных сосудов с хорошо заметным песком в тесте» уже в первой половине домонгольского периода». 20 Е.П.Казаков называет керамику «типа джукетау» одной из форм «постпетрогромско-булгарской», «гибридной» посуды.21

Информация о работе Ареал распространения и особенности XIII группы керамики Волжской Болгарии