Аргентина в 80-е гг 20 в.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 20:09, шпаргалка

Описание работы

Середина 80-х годов для Аргентины и Бразилии – ведущих стран Южной Америки – ознаменовалась переходом от диктатуры к демократической форме правления. В Аргентине это было связано с приходом к власти 10 декабря 1983 г. конституционного правительства радикалов во главе с Раулем Альфонсином (1983–1989).

Содержание работы

Развитие Аргентины в 80 гг. 20 века
Цыплячья стабилизация

Файлы: 1 файл

Аргентина.docx

— 42.82 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

 «ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ»

Факультет истории и социологии

    Кафедра всеобщей истории

 

 

 

КСР

Аргентина в 80-е гг. ХХ в.

 

Лях Натальи

3 курс 2 группа

 

 

 

 

 

Гродно 2013

 

 

                                                     ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Развитие Аргентины в 80 гг. 20 века

Цыплячья стабилизация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             Развитие Аргентины в 80 гг. 20 века

 

Середина 80-х  годов для Аргентины и Бразилии – ведущих стран Южной Америки  – ознаменовалась переходом от диктатуры  к демократической форме правления. В Аргентине это было связано  с приходом к власти 10 декабря 1983 г. конституционного правительства  радикалов во главе с Раулем Альфонсином (1983–1989). Новое правительство восстановило демократические свободы, действие конституции. Были официально легализованы партии, профсоюзы, общественные организации, отменены преследования по политическим мотивам, было разрешено вернуться на родину политэмигрантам. Начались реорганизация и сокращение вооруженных сил, были урезаны расходы на оборону. Члены трех военных хунт 1976–1982 гг. во главе с бывшими президентами–диктаторами X. Виделой, Р. Виолой и Л. Гальтиери как главными виновниками репрессий и нарушений прав человека в период военного режима, а также ряд других высших офицеров были отданы под суд. В декабре 1985 г. большинство из них, в том числе и все три бывших президента, получили длительные сроки тюремного заключения (вплоть до пожизненного). Суд над руководителями военной диктатуры имел большой резонанс не только в Аргентине, но и за ее пределами.

Позитивные  перемены произошли во внешней политике. Еще при президенте Биньоне после военного конфликта с Великобританией из-за Фолклендских (Мальвинских) островов возобновилось и теперь получило дальнейшее развитие деятельное участие Аргентины в Движении неприсоединения. В мае 1984 г. Альфонсин стал одним из учредителей совместно с президентами и главами правительств Мексики, Индии, Танзании, Швеции и Греции «Делийской шестерки». Ее участники взяли на себя инициативу выступлений за ядерное разоружение и разрядку напряженности в мире от имени представляемых ими регионов мира.

 

Видная роль принадлежала правительству Альфонсина в создании Группы поддержки Контадоры (сентябрь 1985 г.) и в ее выступлениях против военного вмешательства извне в дела Центральной Америки, за мирное решение центрально-американского конфликта. Достижением правительства явилось урегулирование в 1984–1985 гг. на основе взаимного компромисса многолетнего пограничного конфликта Аргентины с Чили в районе пролива Бигл около Огненной Земли.

Аргентина протестовала против милитаризации Великобританией  Фолклендских (Мальвинских) островов и установления вокруг них Лондоном в 1987 г. 150-мильной «зоны безопасности», затрагивавшей права Аргентины на территориальные воды, что еще более обострило отношения двух стран. Правительство Альфонсина высказывалось за решение спора о принадлежности островов путем переговоров. Аргентине удалось добиться поддержки своей позиции странами Латинской Америки, Движением неприсоединения и Генеральной Ассамблеей ООН, но Великобритания категорически отказывалась обсуждать этот вопрос.

Давнее соперничество  Аргентины с Бразилией сменилось  при Альфонсине в августе 1986 г. соглашением об интеграционном союзе двух крупнейших стран Южной Америки. Эти страны совместно участвовали в более широкой Группе Рио-де-Жанейро, образованной в конце 1986 г. бывшими членами Контадорской группы и Группы поддержки Контадоры для координации усилий в области экономики и внешней политики. Общим для обоих государств стало требование превратить Южную Атлантику в зону мира.

Еще в годы военного режима стремительно расширилась  торговля Аргентины с Советским  Союзом с 0,3 млрд. долл. в 1977 г. до 3,5 млрд. в 1981 г. СССР превратился в ведущего покупателя аргентинского зерна  и мяса. Однако в связи с тем, что Аргентина делала незначительные закупки в СССР, дальнейшее развитие этих отношений застопорилось и объем торговли стал сокращаться. Правительство Альфонсина проявило заинтересованность в поисках путей к уменьшению дисбаланса и развитию установившихся связей. В октябре 1986 г. впервые в истории президент Аргентины посетил СССР. Были заключены соглашения об экономическом, научном и культурном сотрудничестве и договор о рыболовстве в Южной Атлантике.

С большими трудностями столкнулось правительство  в экономической области из-за последствий кризиса 1980–1982 гг. и  огромной внешней задолженности. ВВП  в 1984 г. увеличился на 2,5%, а в 1985 г. сократился на 4,5%. Инфляция в 1984 г. подскочила до 688%. Уровень заработной платы, повышенный с приходом к власти Альфонсина, стал отставать от цен, несмотря на распоряжение правительства о ее ежемесячной индексации соответственно росту цен. Сохранялась высокая безработица.

Не будучи в силах выплатить накопившуюся задолженность кредиторам по внешнему долгу, достигшему 53 млрд. долл., Аргентина  была вынуждена пойти на соглашения с ними, по которым в обмен на льготные условия выплаты процентов  и рефинансирование задолженности  власти страны обязались сократить  дефицит бюджета и инфляцию. В  июне 1985 г. правительство Альфонсина приняло соответствующий план оздоровления экономики «Аустраль». Был урезан госбюджет, началась распродажа некоторых государственных предприятий, замораживались цены и заработная плата, вводилась новая денежная единица – аустраль, равная 1 тыс. прежних песо. Прошла волна увольнений. Эффект этих мер оказался кратковременным. Инфляция в 1986 г. уменьшилась до 82%, возобновился рост экономики: ВВП увеличился в 1986 г. на б %, а промышленное производство–на 12,8%. Однако в 1987 г. ситуация вновь стала ухудшаться. В 1988 г. промышленное производство упало на 5,5%, в 1989 г.– еще более. Занятость в промышленности в 1987 г. составила 95% от уровня 1983 г. Инфляция в 1988 г. достигла 388%, а в 1989 г.–почти 4000%.

Нарастало недовольство рабочих. За 1984–1988 гг. состоялось 13 всеобщих забастовок против экономической и  социальной политики правительства, в  каждой из которых участвовало от 5 до 8 млн. человек. Возглавляло выступления  перонистское руководство ВКТ.

Компартия Аргентины, ранее выступавшая за союз всех демократических  сил, включая перонистов и радикалов, в 1985–1986 гг. осудила такой курс как оппортунистический и перешла на позиции острой критики правительства и буржуазных партий, поставив задачей создание фронта противостоящих им революционных сил. В конце 80-х годов коммунисты добились сотрудничества с рядом малочисленных крайне левых партий. Блок этих партий с участием коммунистов («Объединенные левые») получил на всеобщих выборах в мае 1989 г. 2,4% голосов, не сумев расширить свою узкую социальную базу.

Неспокойно  было в армии, недовольной судебными  процессами против военных. Трижды предпринимались  попытки военных мятежей (апрель 1987 г., январь и декабрь 1988 г.), заставившие  правительство приостановить судебные процессы.

Ухудшение обстановки в стране и падение авторитета радикального правительства Альфонсина привели к поражению кандидата правящей партии «Радикальный гражданский союз» (РГС) на президентских выборах 14 мая 1989 г., получившего 32,5% голосов. Победителем с 47,3% голосов стал перонист Карлос Менем. Расширили свои позиции правоцентристские партии (до 11%).

Карлос Менем, аргентинец арабского (сирийского) происхождения, в свое время пострадавший от репрессий при военном режиме, до выборов был губернатором небольшой заштатной провинции Ла-Рьо-ха. В избирательной кампании он удачно апеллировал к наследию Перона, умело использовал яркую националистическую риторику, критиковал политику правительства Альфонсина как не отвечающую интересам народа и нации, выступал за приостановку платежей по внешнему долгу, обещал повысить заработную плату и снизить налоги. Менем старался выглядеть в глазах аргентинцев волевой «харизматической» личностью, способной осуществить чаяния различных слоев общества и вывести страну из кризисного состояния. В то же время он предпочитал не слишком конкретизировать, как он выполнит сделанные обещания. Личное обаяние придавали ему мужественная внешность, живописные бакенбарды, слава спортсмена. Несмотря на свой солидный уже возраст (57 лет в год выборов) и невысокий рост, Менем и после того, как стал президентом, часто демонстрировал свое мастерство прекрасного гонщика, авиапилота, теннисиста, играл в футбол и в баскетбол вместе с лучшими аргентинскими спортсменами, в том числе со знаменитым футболистом Диего Марадоной, что широко освещалось в прессе, приковывало внимание публики к экзотическому президенту.

После выборов  обстановка в республике продолжала обостряться. Только за май 1989 г. цены выросли  на 78,5%. В конце мая вспыхнули  продовольственные волнения, охватившие ряд городов. Толпы отчаявшихся  людей нападали на магазины и захватывали  продукты. 30 мая власти ввели на месяц  осадное положение. Произошли столкновения полиции и войск с населением. Десятки человек были убиты и  ранены. В июне цены подскочили еще  почти на 200%.

Сложившаяся ситуация заставила Альфонсина досрочно 8 июля 1989 г. (вместо 10 декабря) передать власть избранному президентом Менему. Впервые за долгие десятилетия власть в республике передавалась законным путем от одного конституционного президента другому. После 13-летнего перерыва снова, в третий раз, у власти в Аргентине оказались перонисты.

Политика  перонистского правительства К. Менема разительно отличалась от традиционного перонистского курса и во многом противоречила его собственным предвыборным обещаниям. Вместо пероновских лозунгов «хустисиализма» (справедливого общества) и «национального социализма» Менем предпочел тезис о «гуманном капитализме». Он привлек к сотрудничеству с правительством правоцентристскую партию «Союз демократического центра» и ее лидера Альваро Альсогарая, представителей крупного капитала. Чтобы преодолеть гиперинфляцию и дезорганизацию экономики, правительство Менема сократило бюджетные ассигнования и установило контроль над ростом цен и зарплаты. Это привело к увеличению безработицы и падению реальной заработной платы, но инфляция уже в сентябре уменьшилась до 9% за месяц. Разрабатывались дальнейшие шаги по снижению государственных расходов и стимулированию частных местных и иностранных капиталовложений. В августе 1989 г. был принят закон, предусматривавший приватизацию в ближайшие годы 35 крупнейших государственных компаний: транспорта (в том числе железных дорог), средств связи, ряда нефтехимических заводов и других – как раз тех, что были созданы Пероном, но которые теперь стали малоэффективными и убыточными для государства (ежегодные убытки казны от госсектора достигали 5 млрд. долл.). Предусматривалось также значительное сокращение бюрократического аппарата и персонала остававшихся в руках государства компаний. Такой резкий отход от политики основателя перонизма вызвал недовольство не только левых сил, но и части правоверных перонистов. Зато эти меры встретили одобрение крупного капитала и правых партий.

Карлос Менем призвал рабочих и служащих поддержать предлагаемый им «социальный пакт» и ради Стабилизации экономики и привлечения иностранных инвестиций отказаться на время от требований улучшения их положения. В перонистской ВКТ обострилась борьба между теми, кто поддержал такой призыв, и руководителем профцентра С. Убальдини и его сторонниками, настаивавшими на защите интересов трудящихся. В октябре 1989 г. ВКТ раскололась на две организации с аналогичным наименованием: оппозиционную ВКТ во главе с С. Убальдини и проправительственную во главе с г. Андреони. Официальная ВКТ при поддержке правительства сумела укрепить свои позиции. Попытки оппозиционной ВКТ и ее лидера Убальдини организовать массовое противодействие политике Менема, в том числе всеобщие забастовки и манифестации, в условиях раскола большого успеха не получили. В дальнейшем этот профцентр не смог устоять и распался.

 

 

 

 

 

              Цыплячья стабилизация

 

Возможно, в 1976 г. перонизм умер бы вслед за своим основателем, но как военные, так и гражданские наследники Перона в Каса Росада столь "блестяще" правили страной, что возродили тоску по народному кумиру.

В принципе некоторые экономические успехи в 1977-1979 гг. достигнуты были. Производство восстановилось и даже поднялось на более высокий уровень, чем тот, который имел место в лучшем для перонистов 1974 г. Этот прогресс (правда, весьма относительный, если смотреть на экономику комплексно) был связан с действием стабилизационной программы министра экономики Х. А. Мартинеса де Ос, которого принято относить к аргентинской ветви команды "чикагских мальчиков", успешно работавших в тот период в Чили.

Однако на фоне первых проблесков стабилизации военные развернули так называемую "грязную войну" - широкую полосу репрессий, заслонившую собой экономические  успехи. А в 1980 г. под воздействием начавшегося очередного мирового кризиса аргентинская экономика рухнула (да еще и с грузом огромного внешнего долга, накопленного из-за кредитов, взятых под стабилизационную программу), так и не успев по причине позднего старта набрать запас прочности, который был у соседней чилийской экономики, в которой реформы пошли с 1974 г. Примерно то же самое произошло сегодня в России, которая получила удар финансового кризиса в первый же год относительной стабилизации (тогда как, скажем, Польша имела к 1998 г. за плечами уже шесть лет стабильного роста BВП).

Когда рухнуло  производство и упал песо, срочно понадобились деньги на компенсации частному сектору, имевшему сильно подорожавший внешний  долг и активно лоббировавшему государственную  поддержку (примерно как российские банки после 17 августа 1998 г.). Деньги напечатали, после чего снова стала нарастать инфляция. С ростом инфляции пришлось давать новые деньги трудящимся.

Завершился  этот этап истории страны переходом "грязной войны" в войну с  Великобританией за Фолклендские острова (1982 г.), окончившуюся полным провалом аргентинского  генералитета. Инфляция в третьем квартале 1983 г. составляла уже 555% годовых, и на проведенных в октябре демократических выборах победил радикал Р. Альфонсин, гневно критиковавший военный режим. Перонисты проиграли и потому, что свежа была память об инфляции 1976 г., и потому, что в патриотическом угаре битвы за Фолкленды была немалая доля их энтузиазма, возбуждавшего толпу.

Демократическая власть, бодро взяв бразды правления, довела темпы инфляции до 1900% годовых  во втором квартале 1985 г. К этому  моменту, осознав, что самого факта  демократизации общества еще не достаточно для процветания, администрация  Альфонсина подготовила очередную стабилизационную программу, которая получила название план "Аустраль".

Информация о работе Аргентина в 80-е гг 20 в.