Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 20:52, реферат
17 век стал для России веком серьезных потрясений и больших перемен. Все это не могло не сказаться на развитии культуры. Менялось отношение к религии, укреплялись связи с Европой, в архитектуре зарождались новые стили. Именно в этот период замечен переход архитектуры от строгих форм средневековья к декоративности, от церковного к светскому. На фасадах зданий появляются резные наличники и каменная резка, разноцветные изразцы.
Московский государственный строительный университет
Мытищинский филиал
Реферат на тему:
«Архитектурные стили 17 - начала 20 века западной европы и россии в сравнении»
Выполнила:
студентка 1 курса 4 группы
Котова Елизавета
2013 год
17 век стал
для России веком серьезных
потрясений и больших перемен.
Все это не могло не сказаться
на развитии культуры. Менялось
отношение к религии,
В начале 17 века продолжается начатое в 16 веке строительство шатровых композиций. Одним из ярких примеров той эпохи является Успенская Дивная церковь на территории Алексеевского монастыря в Угличе.
В более позднем строительстве шатер перестает быть конструктивным элементом и начинает выполнять больше декоративную функцию. Его можно заметить и на небольших церквях и на светских зданиях той эпохи. Последним храмом шатрового типа является московская церковь Рождения Богородицы в Путинках, относящаяся к середине 17 века. Дело в том, что как раз в этот период церковь во главе с патриархом Никоном признала многие старые церковные догмы ошибочными, и на строительство шатровых соборов и церквей был наложен запрет. Отныне они должны были быть непременно пятиглавыми и с маковками. Кроме шатровых, в 17 веке строили и бесстолпные кубические соборы и церкви, называемые еще кораблями, а также круглые храмы.
Продолжается популяризация каменной застройки, начатая в 16 веке. В 17 веке такое строительство становится уже не только привилегией царей. Теперь каменные хоромы могли строить себе бояре и купечество. Немало жилых каменных домов было построено в 17 веке и в столице, и в провинции. А вот цари, как оказалось, наоборот, предпочитали деревянное зодчество. Несмотря на распространение использования камня, как основного строительного материала, 17 век можно по праву считать веком расцвета русского деревянного зодчества. Шедевром деревянного зодчества и архитектуры 17 века считался царский дворец в Коломенском. В те времена резиденция насчитывала 270 комнат и порядка 3000 окон. К сожалению, в середине 18 века его разобрали из-за ветхости по приказу императрицы Екатерины Второй. В наше время он воссоздан по записям и чертежам, позволяющий судить о красоте и величии архитектуры того времени, но в таком виде он уже не представляет той архитектурной ценности, как если бы это был оригинал.
К концу 17 века в русской соборной архитектуре появился новый стиль, названный нарышкинское или московское барокко. Свое название стиль получил по фамилии основного заказчика. Этому стилю соответствует сочетание белого и красного цветов в росписи фасадов зданий, этажность построек. Примеры строений в этом стиле – церкви и дворцы Сергиева Посада, церковь Покрова в Филях, колокольни, трапезная и надвратные церкви в Новодевичьем монастыре.
Перемены в жизни страны, развитие торговых отношений с соседями, и некоторые другие факторы обеспечили предпосылки к тому, что российские города стали расширяться. На юге и востоке страны появлялись новые города. Появились первые попытки создания городских планов и упорядочения градостроительства.
В связи с расширением границ государства, прекращением набегов на Русь татар, центр страны уже не нуждался в такой защите, как в средние века. Многие крепости городов и стены монастырей центральной части страны переставали выполнять оборонные функции. Этот период в жизни страны совпал с появлением нового направления в архитектуре, ухода от строгих линий, перехода к украшательству. Именно поэтому в 17 веке многие кремлевские постройки и монастыри достраивались с особым колоритом. Теперь зодчие больше думали о внешнем облике, нарядности убранства, выразительности линий, чем об оборонительном качестве башен и построек.
Как жилые дома купцов и бояр, так и административные здания в 17 веке начинают строить двух- или трехэтажными. При каменном основании, верхний этаж мог быть деревянным, зачастую здание полностью выполнялось из древесины. Нижний этаж таких зданий обычно использовали для хозяйственных нужд.
В середине века, под покровительством патриарха Никона, в Москве начинают воссоздавать святые места Палестины. Проект выливается в постройку Ново-Иерусалимского монастыря на реке Истре. Монастырь дополнился традиционным комплексом деревянных сооружений, Воскресенским собором. Позднее, из-за опалы Никона, строительные работы были остановлены. Работавшие на строительстве мастера-белорусы, привнесли в русскую архитектуру применение керамики и изразцов для отделки фасадов. Впоследствии, монастырскому собору многие старались всячески подражать, старались превзойти его в нарядности.
Несмотря на то, что многие города имели свои особенности в архитектуре и градостроительстве, повсюду начала распространятся нарядная пышность и эффектная декоративность форм и оформления фасадов. Россия, выстоявшая в период смуты, как бы возрождалась, смотрела вперед с надеждой на будущее. В этот период стремление к украшательству вылилось в оформление башен Московского Кремля шатрами, а также в украшение белых стен Храма Василия Блаженного (Покровского собора) ярким и пестрым орнаментом. В 1635-1636 годы в кремле возводится трехэтажный Теремной дворец с явно выраженной ступенчатой конструкцией. Первоначально его стены были расписаны, как внутри, так и снаружи, верхний ярус дворца украшали изразцы. Собор на территории комплекса является типичным представителем стиля барокко, который в те времена как раз и начал свое распространение в русской архитектуре 17 века.
На тот момент вторым по значимости городом Руси был Ярославль. Изразцы активно использовались при украшении храмов Иоанна Предтечи в Толчкове, а также Иоанна Златоуста в Коровниках. Для данных строений характерно использование яркого узора, созданного с помощью поливных изразцов. Типичным памятником данному периоду зодчества в Ярославле считается церковь Ильи Пророка.
В период 17 века велось повсеместное строительство новых каменных храмов, монастырей и в Муроме. Были выстроены два монастыря – женский Троицкий и мужской Благовещенский. Вместо деревянных строений были возведены храмы из камня в женском Воскресенском монастыре, Георгиевская церковь, разрушенная в 30-х годах 20 века, а также пятиглавая Казанская или Николо-Можайская церковь и одноглавая Николо-Зарядская церковь. Николо-Зарядский храм также не сохранился, но в те годы являл собой один из лучших образцов русского зодчества второй половины 17 века. Последней в этом столетии в Муроме была построена каменная Покровская церковь, расположенная на территории Спасского мужского монастыря. Монастырское жилое здание, а именно настоятельный корпус Спасского монастыря – единственный образец в городе, позволяющий представить гражданскую архитектуру города в 17 веке. Неподалеку от Мурома в Борисоглебском монастыре вместо ветхих деревянных храмов в 17 веке возвели прекрасный ансамбль из каменных строений – церковь Рождества, Вознесенскую (Бориса и Глеба) и Никольскую церковь. Из них до наших дней сохранился лишь храм Рождества Христова.
Сохранилось множество храмовых построек того времени и в других провинциальных городах – в Угличе, Саратове, Великом Устюге, Рязани, Костроме, Суздале и других. Из крупных архитектурных ансамблей, относящихся к 17 веку, можно выделить здание Кремля в Ростове Великом.
18 век в архитектуре
и градостроительстве России
считается важным и знаковым.
Он характеризуется тремя
В первой трети
столетия все архитектурные
Петром I создается особая
комиссия, которая в будущем станет
главным органом
Главным архитектурным событием начала
века считается строительство Санкт-
В Россию приезжают Трезини, Леблон, Мичетти,
Шедель, Растрелли (отец) и другие именитые
архитекторы, которым суждено внести большой
вклад в русское зодчество первой четверти
18 века. Что интересно, если в начале своего
творческого пути в России они четко следовали
своим принципам и западному архитектурному
мышлению, то уже через какой-то период
времени специалисты-историки отмечают
влияние нашей культуры и самобытности,
которое прослеживается в их более поздних
работах.
В первой трети 18 века преимущественным
направлением в архитектуре и строительстве
является барокко. Этому направлению свойственно
сочетание реальности и иллюзии, пышности
и контраста. Строительство Санкт-Петербурга
начинается с заложения Петропавловской
крепости в 1703 году и Адмиралтейства в
1704 году. Петр поставил серьезные задачи
перед архитекторскими кадрами того периода
в плане соответствия нового города передовым
европейским принципам градостроительства.
Благодаря слаженной работе русских архитекторов
и их иностранных коллег, северная столица
приобрела формально западные черты в
слиянии с традиционно русскими. Тот стиль,
в котором создавались многочисленные
помпезные дворцы, церкви, государственные
учреждения, музеи и театры сейчас часто
называют русским барокко или барокко
Петровской эпохи.
В этот период создаются Петропавловский
собор, летний дворец Петра Первого, Кунсткамера,
дворец Меньшиикова, здание Двеннадцати
коллегий в Санкт-Петербурге. В стиле барокко
оформлены, созданные в этот и более поздний
период, ансамбли Зимнего дворца, Царского
села, Петергофа, Смольного монастыря,
дворца Строгановых. В Москве — это церкви
Архангела Гавриила и Иоанна Воина на
Якиманке, характерными элементами свойственными
этому периоду оформлен главный въезд
в Арсенальный двор Кремля. Среди важных
объектов провинциальных городов стоит
отметить Петропавловский собор в Казани.
Несмотря на
то, что смерть Петра I была большой утратой для государства,
она уже не оказала существенного влияния
на развитие градостроительства и архитектуры
того периода. Русские архитекторы, работающие
в Петербурге под началом иностранцев,
перенимали их опыт, вернулись на родину
и те, кто был отправлен на обучение за
границу. Страна на тот момент обладала
сильными кадрами. Ведущими русскими архитекторами
того периода являлись Еропкин, Усов, Коробов,
Земцов, Мичурин, Бланк и другие.
Стиль характерный этому периоду называется
рококо и является сочетанием барокко
и зарождающегося классицизма. В нем проявляется
галантность, уверенность. Рококо больше
характерен для интерьерных решений того
времени. В строительстве зданий еще отмечается
пышность и помпезность барокко, а также
начинают проявляться строгие и простые
черты классицизма.
Этот период, совпавший с правлением дочери
Петра – Елизаветы, отмечен творчеством
Растрелли–сына. Воспитанный на русской
культуре, в своих работах он демонстрировал
не только блеск и роскошь дворцовой архитектуры,
но и понимание русского характера, русской
натуры. Его проекты вместе с творчеством
современников Квасова, Чевакинского,
Ухтомского органично вписались в историю
русского зодчества 18 века. С легкой руки
Растрелли купольные композиции стали
появляться не только в столице, но и в
других российских городах, постепенно
заменив собой шпилеобразные. Парадность
и размах его дворцовых ансамблей не знает
аналогов в русской истории. Но при всем
признании и роскоши искусство Растрелли
и его современников продержалось не долго,
и на смену ему во второй половине 18 века
приходит волна классицизма. В этот период
создаются самые масштабные проекты —
новый генеральный план Петербурга и проект
перепланировки Москвы.
Развитие русского
градостроительства в первой половине
XIX
в. стимулировало творческий поиск русских
архитекторов.
Главное внимание по-прежнему уделялось
строительству в
Петербурге. Именно в этот период складывается
традиционный
для него классический облик. В стиле зрелого
классицизма в
городе создается ряд монументальных
ансамблей. В центре
столицы, на Дворцовой площади К.И.Росси
возводит здание
Генерального штаба (1819-1829), несколько
позднее по
проекту О.Монферрана здесь устанавливается
Александровская
колонна (1830-1834), а в 1837-1843 гг. А.П.Брюллов
строит
здание Штаба гвардейского корпуса. Тот
же Росси в
1829-18Э4 гг. создает здания Сената и Синода,
Михайловский
дворец (1819-1825), Александрийский театр
и застраивает
целую улицу (Театральная, ныне ул. Зодчего
Росси). В
первое десятилетие XIX в. в Петербурге
строится Смольный
институт (Д.Кваренги), здание Биржи с Ростральными
колоннами (Тома-де-Томон), Казанский собор
(А.Н.Воронихин). В последующие годы возводятся
Исаакиевский собор (О.Монферран), Главное
Адмиралтейство
(А.Д.Захаров).
Информация о работе Архитектурные стили 17 - начала 20 века Западной Европы и России в сравнении