Атомная Подводная Лодка К-141 "Курск"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 18:15, реферат

Описание работы

12 августа 2000 года, в третий, предпоследний, день учений Северного флота, в Баренцевом море погибла подводная лодка К-141 «Курск». Почти сразу начались спасательные работы. Работы были закончены 21 августа, но ни один подводник не спасен. У любого, даже не столь чрезвычайного происшествия всегда есть версии причин, его вызвавших. Атмосфера секретности при спасательных работах, трудности обследования и установления характера повреждений, а также явное наличие политической подоплёки привели к тому, что число версий трагедии определяется заявлениями военных и правительства, фантазией наших и зарубежных СМИ, а также попытками специалистов, не имеющих единой точки зрения, на основе скуднейшей информации разобраться в причинах трагедии.

Содержание работы

Введение…………………………….………………………… стр. 3
Версии гибели....…….…………………………………… стр. 4 - 10
Заключение………………….……………………………...... стр. 11
Список сносок……………….…………………...………….. стр. 12
Список используемой литературы......…………...………… стр. 13

Файлы: 1 файл

АПЛ Курск.doc

— 96.50 Кб (Скачать файл)

 

МИНЕСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

 

“Юго-Западный государственный университет”

 

 

 

 

 

 

 

 

Атомная Подводная Лодка  К-141 "Курск"

 

Реферат

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:                                                    

                                    

 

Проверил:                                                       

Содержание

 

Введение…………………………….………………………… стр. 3

 

Версии гибели....…….…………………………………… стр. 4 - 10

 

Заключение………………….……………………………...... стр. 11

 

Список сносок……………….…………………...………….. стр. 12

 

Список используемой литературы......…………...………… стр. 13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

 

12 августа 2000 года, в третий, предпоследний,  день учений Северного флота, в Баренцевом море погибла подводная лодка К-141 «Курск». Почти сразу начались спасательные работы. Работы были закончены 21 августа, но ни один подводник не спасен. У любого, даже не столь чрезвычайного происшествия всегда есть версии причин, его вызвавших. Атмосфера секретности при спасательных работах, трудности обследования и установления характера повреждений, а также явное наличие политической подоплёки привели к тому, что число версий трагедии определяется заявлениями военных и правительства, фантазией наших и зарубежных СМИ, а также попытками специалистов, не имеющих единой точки зрения, на основе скуднейшей информации разобраться в причинах трагедии.

Впечатляющая своими формами АПЛ  К-141 «Курск», длина которой в два  раза превышает длину «Боинга-747», совершала свой последний поход, участвуя в самых крупных военно-морских учениях, организованных Северным флотом РФ за последнее десятилетие. Возвращаясь в субботу с учений, «Курск» плыл на глубине примерно 20 метров с поднятым перископом. И вдруг произошло нечто страшное, четкого объяснения чему пока никто не нашел. Два удара или взрыва страшной силы с интервалом в пару минут - и мощнейщий атомоход застыл в илистом дне, оказавшись на глубине 108 метров. Вода, мгновенно затопив первый отсек, залила аккумуляторные ямы. Лодка обесточилась, на реакторе сработала защита, и он отключился. Мощнейшая субмарина погибла всего за 100-120 секунд. Никакими средствами спасения - ни индивидуальными, ни коллективными - никто из экипажа не воспользовался. Никаких аварийных сигналов подано не было.

В Видяево о катастрофе стало  известно уже в пять часов вечера 12 августа. Командование ВМФ много  раз меняло версии относительно аварии, в том числе относительно времени, когда она произошла. Сегодня  уже точно известно, что первый из двух взрывов, зарегистрированных в том месте, где находилась К-141, - короткий резкий удар - произошел 12 августа в 11.28.Через 2 минуты 15 секунд последовал более мощный раскатистый взрыв.

 

Результаты обследования корпуса  лодки вскоре после катастрофы дали очень неутешительные результаты. Подводный ракетоносец имеет серьезнейшие механические повреждения легкого и прочного корпусов. Правильнее будет сказать, что носовых отсеков у атомной подводной лодки просто нет.

Даже после того, как подлодка затонула, российские официальные лица не сообщали об инциденте до утра 14 августа.

Правительственная комиссия остановились на трех версиях катастрофы. Версия № 1 - столкновение с иностранной  подводной лодкой. Версия № 2 - подрыв на мине. Версия № 3 - ЧП в первом отсеке. Но существует одно общее предположение, к которому склоняются все специалисты: атомоход пострадал от сильного динамического удара. Остальное - гипотезы. Многие российские чиновники уверяют, что дело во внешних факторах: столкновение, старая мина. Запад в основном настаивает на внутренних причинах: взрыв торпеды, вероятные ошибки экипажа…

При написании данной работы была использована книга М.Ю Курушина «Подводная лодка «Курск»: Рождение. Жизнь. Версии гибели. Подробности.», М. Тужикова «Непредумышленное убийство», а также подборка сообщений различных СМИ.

 

 

Версии гибели

 

 

 

Диверсия:

 

Эта версия скорее домысел некоторых  СМИ. Теоретически, если взрывное устройство большой мощности заложить в районе переборки, отделяющей первый отсек  от второго, быстрое затопление двух объемных отсеков вполне реально. Не скрывалось, что речь шла скоре всего о внешнем враге, подложившим взрывное устройство в расчете на то, что катастрофа такого размера заставит российское руководство отказаться от возобновления военно-морского присутствия В Средиземном море и в Персидском заливе, а также скажется на активности атомного подводного флота России в Мировом океане.

 

Россия в ХХ столетии построила  более половины всех атомных подлодок в мире. В 60-80-х гг. советский флот стремительно рос и мог соперничать с американским. Но на сегодняшний день общее положение дел на российском флоте поистине катастрофическое, а нормальное содержание и эксплуатация ядерного флота очень дорогое удовольствие. Так что подобная диверсия вряд ли имела место, поскольку гораздо более эффективно финансово-экономическое воздействие.

 

Сюда же можно отнести и «чеченский след». Прибывший директор ФСБ России Н. Патрушев 24 августа заявил, что  на «Курске» находились два человека из Дагестана, сотрудники завода «Дагдизель», производящего двигатели для подлодок. По словам Патрушева, ФСБ с первых дней собирала на них информацию, но «никаких данных о возможной их причастности к крушению пока нет» 1

 

В тот же день представители ФСБ  заявили, что у них нет никаких вопросов к специалистам из Дагестана.

 

 

 

Подрыв  на мине или глубоководной бомбе:

 

Эта, одна из первых, версия, высказанная 14 августа, отвергается специалистами.

 

Действительно, мины Второй мировой  войны все еще дают о себе знать, особенно в Северных морях. Начальник штаба Северного флота вице-адмирал Михаил Моцак сообщил, что только за последние годы обнаружено девять таких мин. И все же, по мнению специалистов, взрывной силы мины-рогатки не хватило бы для столь серьёзного поражения лодки, обладающей противоледовой защитой, прочным корпусом из маломагнитной стали (около 40 мм), цистерной прочного балласта и легким корпусом (10-15 мм) с перфорированной резиной.

 

Таким образом, предположение о  взрыве боезапаса, который мог произойти  через 2 минуты 15 секунд после подрыва на мине или бомбе, не имеет ничего общего с действительностью. Даже во время Второй мировой войны при атаках наших подводных лодок минами или глубинными бомбами боезапас не детонировал. Тем более такое не могло случиться с «Курском».

 

Версия о столкновении со старой миной наводила на мысль о бомбометании по своим. Современные глубинные бомбы действительно способны сокрушить прочный корпус атомохода. Однако, если учения все же завершились в пятницу, а не в субботу, когда погиб «Курск», то эта версия отпадает.

 

 

 

ЧП  в первом отсеке:

 

В случае с «Курском» много говорили о поломке, коротком замыкании и  сбоях, которые могли привести к  лавинообразному отказу техники  и всех систем корабля, как, например, произошло с лодкой «Комсомолец», погибшей в Норвежском море в апреле 1989 года.

 

Вообще за всю историю советского и российского атомного флота  в авариях на АПЛ (не считая «Курск») погибло около 500 человек. По статистике, подлодки часто тонули после учений или в конце длительных походов. Основной причиной были пожары. Однако пожары - это скорее проектные аварии, личный состав должен знать, как их ликвидировать. А вот если конструкторский просчет… Но в случае с «Курском» нельзя нечего сказать о конструкторском просчете. Подлодки такого проекта эксплуатируются уже несколько лет и не имеют серьезных нареканий. Хотя и эта версия будет проверяться.

 

ЧП в первом отсеке могло произойти  и по вине экипажа. О возможной  ошибке экипажа, вызвавшей затопление, заявляли неоднократно, особенно западные СМИ.

 

Конечно, человеческий фактор играет важную роль, Аварии на подводных лодках могут возникать в результата халатности, пренебрежения своими обязанностями кого-либо из экипажа или тех людей, которые создавали лодку.

 

Но вот мнение Виктора Рысакова первого командира «Курска»: « Я лично отбирал этих людей на корабль…В 1994 году на испытаниях лодка показала себя превосходно, выполнив все мыслимые и немыслимые маневры. И версию о столкновении с надводным судном я считаю бредовой. Известно же, что перископ был поднят. Если так, то командир не мог не заметить приближающейся опасности. Что-то произошло внутри: либо взрыв оружия, либо взрыв аккумулятора. Сейчас на борту люди, которых я лично отбирал на корабль. Все они прошли подготовку в учебном центре в Обнинске и на заводе- производителе. Байгарин, Силогава, Рудаков, Кеслинский, Борисов, Горбунов, Козадеров…Опытнейшие, стойкие подводники. Таких на «Курске» много. Так что можно засунуть в задницу комментарии психологов об истериках и ступорах - сильные люди этого не допустят.2

 

Экипаж был признан одним  из лучших на Северном флоте по итогам прошлого учебного года. Большинство  тех, кто знал экипаж и лодку говорят  об аварии как об «исключительном» стечении обстоятельств.

 

Известно, что вероятность возникновения  аварии на АЛП повышается, когда сказывается фактор усталости экипажа. Но усталость экипажаК-141 маловероятна - учения были кратковременными.

В принципе вероятность, что в случае с «Курском» причиной аварии стала  какая-либо ошибка экипажа, невелика, но, если не будут предъявлены доказательства других версий, то именно эта версия может стать доминирующим. Ведь экипаж уже не сможет ответить…

Взрыв торпеды:

 

Как и в случае с К-129, натовские  эксперты настойчиво говорят о внутреннем взрыве на борту «Курска». Говоря о  К-141 , американские военные вспоминают о собственной трагедии 21 мая 1968 года, происшедшей в Атлантике, недалеко от Азорских островов, когда затонула американская АПЛ «Скорпион». Тогда погибло 99 человек. Спустя пять месяцев обломки корпуса были обнруженны на глубине 3000 метров. Доклад комиссии ВМС объемом на1354 страницы был рассекречен лишь через 24 года после катастрофы Комиссия пришла к выводу, что наиболее вероятной причиной гибели лодки была её собственная торпеда, выпущенная случайно и развернувшаяся на 180 градусов.

 

Другие специалисты уверены, что  загорелась и взорвалась неисправная  аккумуляторная батарея. Официально о  причине аварии до сих пор не объявлено. По мнению Тома Кленси то,. что произошло  со «Скорпионом», могли произойти  и с «Курском».

 

Уже известно, что первый взрыв произошел в 11.28, а через 2 минуты 15 секунд последовал второй, более мощный, операторы эхолокационных систем, следившие, за ходом учений на борту двух или трех подлодок НАТО, расположенных на почтительном расстоянии, чуть не оглохли то грохота, раздавшегося в наушниках. Взрывную волну второго взрыва зарегистрировали сейсмические станции, расположенные в 3200 километрах от места аварии. По оценкам норвежских экспертов сейсмологического института НОРСАР, второй взрыв был эквивалентен взрыву одной или двух тонн тротила. Кроме того, характер пиков и горизонтальных участков зарегистрированного сигнала говорил о том, что второй взрыв был на самом деле серией взрывов, прогремевших практически одновременно.

 

Не только западные, но и многие российские эксперты предполагают, что внутри подлодки могло взорваться множество боеголовок. По меньшей мере два (а возможно, и четыре) из десяти отсеков «Курска» были затоплены мгновенно, после чего судно было обездвижено, а ядерный реактор автоматически заглушился.

 

Торпеда, пущенная с «Курска», могла  взорваться на выходе из лодки. Тогда  первый взрыв - сама торпеда, второй - сдетонировал боезапас. Однако характер разрушений на подлодке при этом был бы другой.

Вероятной причиной катастрофы считают  и неудачное испытание торпеды нового типа. Предполагают, что это были торпеды, поднимающиеся в воздух, а затем вновь опускающиеся в воду, чтобы поражать подводные лодки противника, или новая версия торпед с пониженным уровнем шумности, снабженных ракетными двигателями.

 

Михаил Тужиков не верит в  версию взрыва своей торпеды:

 

«Курск» лежит на грунте с поднятым перископом, а под перископом никто  торпедами со Второй мировой не стреляет. Версия, что перископ мог «сам собой» выйти от удара о грунт - идиотская. Перископ поднимается гидравликой с усилием 150 кг на кв. см. Если пропадает энергия или в системе гидравлики случиться разрыв, а такое бывает, то перископ под собственным весом падает обратно и разбивается в хлам. Так что «сам» он вылезти не может. Но главное - взрыв торпеды не объясняет, почему у подлодки повреждены рубка и комингс-площадка аварийно-спасательного люка на корме»3

 

Взрыв боевой торпеды, закрепленной на стеллаже и имеющей несколько  ступеней предохранения, ставший причиной гибели «Курска» маловероятен.

«Курск» потоплен ракетой:

 

Очень спорный вариант: «Курск»  потоплен торпедой (ракетой), выпущенной вовремя учений с другой российской подлодки (корабля). Случайно, по неосторожности. Это и есть тот самый «громоздкий  предмет или мина», о которых  говорят официальные лица. А потом уже сдетонировал боекомплект. Вот как интерпретируют эту версию «Московские ведомости» под заголовком «Как убивали «Курск»

 

«В ходе журналистского расследование  мы получили новые неопровержимые доказательства того, что причиной гибели К-141 стала российская суперракета системы «Гранит»…

…Новая ракета после запуска  летит над водой и с помощью  специальной головки самонаведения  ищет цель - подводную лодку. Как  только объект найден, ракета пикирует в воду и поражает его.»4

Дальше рассказывается, как журналисты узнали, что ракетные стрельбы проводились в намеченные сроки: со 2 по 12 августа. Все шло нормально. В последний день был последний запуск.

«Ракета, пролетев около 20 километров, вошла в воду. Приборы зафиксировали  взрыв. «Да мы это и без приборов наблюдали - визуально, это же все было в пределах видимости, - рассказали участники испытаний нашему корреспонденту. - Вот второй взрыв в том же месте сначала озадачил. Потом кто-то высказал предположение, что это взорван какой-то заряд в рамках флотских учений. И все успокоились.»5

Информация о работе Атомная Подводная Лодка К-141 "Курск"