Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 18:15, реферат
12 августа 2000 года, в третий, предпоследний, день учений Северного флота, в Баренцевом море погибла подводная лодка К-141 «Курск». Почти сразу начались спасательные работы. Работы были закончены 21 августа, но ни один подводник не спасен. У любого, даже не столь чрезвычайного происшествия всегда есть версии причин, его вызвавших. Атмосфера секретности при спасательных работах, трудности обследования и установления характера повреждений, а также явное наличие политической подоплёки привели к тому, что число версий трагедии определяется заявлениями военных и правительства, фантазией наших и зарубежных СМИ, а также попытками специалистов, не имеющих единой точки зрения, на основе скуднейшей информации разобраться в причинах трагедии.
Введение…………………………….………………………… стр. 3
Версии гибели....…….…………………………………… стр. 4 - 10
Заключение………………….……………………………...... стр. 11
Список сносок……………….…………………...………….. стр. 12
Список используемой литературы......…………...………… стр. 13
Что касается подводных водолазов, то, по мнению "Московских ведомостей", они есть.
«Их привезли на место трагедии в мор практически сразу же после страшной находки. Самолетом. Одного - с Черноморского флота, второго - с Тихоокеанского. И они сразу приступили к погружениям. Но водолазы не занимались спасением экипажа субмарины, не пытались открыть аварийный люк, не пытались установить связь с оставшимися в живых. Они даже не изучали повреждения АПЛ (поэтому-то никто толком не знал, какой крен у лодки, сколько отсеков затоплено - поначалу все эти сведения брались" с потолка")…
…Водолазы по нескольку раз в сутки спускались на дно с водолазного судна "Алтай". После каждого подъема начальник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ Северного флота Тесленко на вертолете прилетал на «Петр Великий» - докладывал командующему флотом Попову о результатах»
«…На место трагедии не пустили даже наших спасателей из МЧС. Только военных!»6
16 августа в восемь вечера
прозвучало официальное
Хорошо, но на какой же мачте стояли наблюдатели, чтобы увидеть подводный взрыв невооруженным глазом? А по какой цели велся огонь? И самое главное: что за головку самонаведения искали водолазы после двух взрывов большой мощности? Если они и могли что-нибудь искать (в случае их действительного пребывания на месте гибели «Курска»), так это улики после столкновения «Курска» с каким-либо объектом, подводным или надводным.
Как заверили на Северном флоте, во время этих учений стрельбы проводились зенитными ракетами, боевые части которых снаряжаются готовыми осколочными элементами. Такая ракета подрывается в воздухе. Даже прямое попадание зенитной ракеты не может пробить корпус лодки. Тем более что лодка находилась на глубине, пусть и сравнительно небольшой.
Столкновение с иностранной субмариной:
Официальная версия № 1: «Курсу» столкнулся
с иностранной подводной
На версию столкновения работает телеинтервью Сергеева, в котором сообщалось, что российские надводные корабли, участвовавшие в спасательной операции. Обнаружили вторую подлодку, лежащую на грунте в районе гибели «Курска», и засекли неопознанные сигнальные буи бело-зеленого цвета. Правда, американцы уверяют, что спасательные буи на американских и британских подлодках оранжевого цвета, а буи аварийной связи - серого. Застать чужую лодку на месте не удалось. Если верить ИТАР-ТАСС, то в 330 метрах от места гибели атомохода был найден кусок ограждения рубки иностранной подводной лодки, который так никому и не показали. Как это возможно, что чужак около суток покоился на дне рядом с погибающим российским кораблем, а затем бесследно исчез? Получается, что иностранная субмарина протаранила «Курск», а потом все же ушла своим ходом. Поверить в эту версию можно будет только при неоспоримых доказательствах - демонстрации кусков чужой обшивки, поднятых с глубины Баренцева моря, после показа фотографий покореженного корпуса натовской субмарины или документальных свидетельств людей, которые принимали ее на ремонт в какой-либо западный док.
С одной стороны версия шаткая - трудно предположить, что после столкновения с таким гигантом, как «Курск», кто-то мог не помучить повреждений.
На большой площади в районе катастрофы обязательно должны остаться какие-либо свидетельства. Например, сорванные крышки торпедных аппаратов, куски обшивки легкого корпуса, фрагменты гидролокационной антенны, забортной арматуры, выдвижных устройств, рубочного ограждения, правого горизонтального стабилизатора. Есть ведь и иные возможности установить, маневрировала ли в опасной близости от нашего корабля иностранная субмарина: данные акустических служб СФ, авиационной и космической разведки, служб разведки радиоэлектронной, не говоря уж о немалых возможностях аппаратов наших военно-морских атташе за рубежом и агентурных возможностях ГРУ и СВР. Но об этом пока молчат.
Вообще столкновения подводных лодок в подводном положении - самый опасные инциденты, ибо происходят они скоротечно: длительность гидроакустического контакта не превышает нескольких минут - и в практически неконтролируемой обстановке, при остром дефиците информации друг о друге.
Согласно одной из версий, две субмарины («Курск» и чужак) сошлись правыми бортами под углом 20-30 градусов. Не исключено, что чужак в последний момент попытался отвернуть влево с одновременным подныриванием. Поэтому удар в правый бок «Курска» он нанес, вероятно, двигаясь с небольшим дифферентом на нос. Вектор удара пришелся по касательной в правый бок субмарины, примерно у основания ограждения рубки. Якобы именно в этом месте видна большая вмятина, переходящая в пробоину прочного корпуса с загнутыми внутрь краями. Как утверждают специалисты, удар пришелся в зону сочленения двух самых крупных лодочных отсеков - первого и второго.
Шесть дней спустя после катастрофы американская АПЛ «Мемфис» вошла в норвежский порт Берген. В деталях официально подтвержденного нахождения в Бергене подлодки США есть разночтения. В пресс-службе норвежского верховного командования говорят, что субмарина запросила разрешения для входа в порт два месяца назад для пополнения запасов. А некий сотрудник посольства Норвегии в Москве сообщил, что подлодка зашла в Берген для ремонтных работ.
Официально Пентагон отказывался комментировать местонахождения «Мемфиса» во время аварии «Курска» и выполняемые им задачи. Американцы настаивают, что «Мемфис» не получил никаких повреждений. По словам Пентагона, ни «Мемфис» ни другая американская подлодка, ни субмарина какой либо другой страны не участвовали ни в каких столкновениях. Заход субмарины в Норвегию был плановым.
Официальные лица и эксперты считают маловероятным также, что, принимая во внимание двухкорпусную конструкцию «Курска», способную выдерживать столкновения или удар торпеды, одно лишь столкновение могло бы нанести российской субмарине такие повреждения, такие повреждения, что она затонула.
Согласно тактико-техническим
Версию непреднамеренного
Михаил Тужиков тоже уверен - «Курск» погиб в результате удара чужой субмарины: «Поднятый перископ говорит о том, что лодка всплывала. Все выдвижные устройства - перископ, антенны связи - выдвигаются, как правило, на глубине 30 метров. Существует такое понятие, как «шалаш», или масштаб Банжана, - оценка остойчивости подлодки в надводном и подводном положениях. На бумаге это можно изобразить как песочные часы. Коротко: лодка наиболее остойчива в подводном и в надводном положениях - когда цистерны главного балласта либо продуты, либо полностью заполнены. Наиболее не устойчива ПЛ. в «горлышке» часов - в момент перехода из подводного в положения в надводное, когда любое внешнее воздействие может иметь роковые последствия для плавучести лодки.
Пару слов о гидроакустике. При скрытом плавании используют пассивный режим гидроакустики - шумопеленгацию. Активный режим (гидролакация) позволяет лучше "видеть", но выдает местоположение лодки. При шумопеленгации хуже всего подлодка слышит то, что у нее происходит сзади, - мешает шум собственных винтов. Это так называемая зона акустической тени. Но надводные цели фиксируются довольно легко, и, если лодка спокойно всплывала, значит, надводных судов там рядом не было: ни один командир не станет всплывать возле неопознанной надводной цели, опасаясь столкновения»9
Однако, если верить заявлению министра обороны РФ И. Сергеева о нахождении на дне недалеко от погибшего атомохода фрагментов «ограждения рубки британской подводной лодки», получается, что там кто-то уже был раньше.
Совершенно очевидно, что публично англичане или американцы никогда не признают свою вину (даже если это произошло на самом деле), как никогда бы в этом не признались и наши, если бы из этого столкновения живым ушел бы «Курск». Прежде всего, это связано с тем, что такие столкновения во многом дескридетируют боевые возможности субмарин НАТО, поскольку сами факты столкновений указывают на явно недостаточное технологическое совершенство фатовских приборов слежения, рекламируемые, как лучшие в мире. Ещё одним фактором, заставляющим натовцев утаивать информацию о столкновениях, является традиционная секретность всех данных об аварийности в вооруженных силах.
Последние годы, с большим недоверием воспринимая практически любую информацию из Министерства обороны РФ, мы забываем, что и к сообщениям натовских генералов стоит относиться как минимум критически, что наглядно показала их операция в Югославии в1999 году. А вопрос с кем именно мог столкнуться «Курск», с повестки дня не снят.10
Столкновение с надводным кораблем:
Версии о столкновении подлодки "Курск" с неким объектом постоянно претерпевали изменения. Сначала выдвигалось предположение о столкновении атомохода с ледоколом или сухогрузом. Но как могло гражданское судно оказаться в районе учений? Теоретически районы учений всегда закрыты для гражданских судов, хотя на практике бывают случаи, когда кто-нибудь из судов «забредет» в запретную зону. Неужели ни один из нескольких десятков военных кораблей, принимавших участие в учениях,
не обнаружил нежданного гостя?
В питерское представительство «Комсомольской правды» во время проведения спасательных работ позвонил человек, пожелавший остаться неизвестным. Он сказал только, что много лет проработал на Северном флоте, обеспечивал гидроакустические средства надводных и подводных кораблей. Вот его мнение:
«Повреждения рваного
Специалисты говорят, что при таком столкновении тяжелый надводный корабль получает минимальные повреждения, которые в принципе почти не влияют на его общее состояние. Большиство экипажа может и не заметить, что крейсер проутюжил лодку, особенно при волнении моря более 3 баллов.9
Версия спорная, поскольку такое столкновение произошло практически на виду у остальных участников учений. Правда это или домысел, ещё предстоит выяснить. Для этого надо хотя бы обследовать в сухих доках днища тяжелых корабеле, участвовавших в учениях.
Умышленное затопление?:
Во время спасательных работ выяснилась еще одно деталь, добавляющая неожиданный поворот в деле гибели К-141, однако едва ли проясняющая обстоятельства. О том, что субмарина «Курск» будет затоплена в рамках учений, Агентство военных новостей сообщало еще 11 мая 2000 года. Сообщение звучало так: «…в июле - августе на Северном флоте пройдет учение аварийно-поисковых сил флота по оказанию помощи «затонувшей» атомной лодке. План учения уже подготовлен и утвержден в Управлении поисковых и спасательных работ ВМФ…В соответствии со сценарием учения атомная подводная лодка в результате " аварии" должна лечь на грунт, а спасательное судно «Михаил Рудницкий» (проект 05360) обеспечит выход на поверхность" пострадавшего экипажа". Подъем людей с глубины свыше ста метров будет произведен с помощью специального спасательного « колокола».
Правда, в другом своем сообщении Агентство военных новостей глубину»свыше ста метров» заменило на 25 метров. Участники учения, используя индивидуальное снаряжение подводника, покинут лодку через торпедные аппараты и поднимутся на поверхность методом свободного всплытия». При этом подчеркивалось, что подобные учения не проводились много лет в связи с недостатком средств, а навыки выхода из затонувшей лодки через торпедные аппараты экипажи отрабатывали в специально оборудованном бассейне-тренажере.
Уже после катастрофы, 16 августа, редактор Агентства В. Руденко заявил, что нынешние чрезвычайные события действительно почти полностью совпадали с опубликованным планом учений, но это "страшное совпадение"12.
Заключение
Такие версии существуют на данный день. Но совершенно ясно, что наиболее полный ответ на вопрос о причине гибели лучшего подводного атомохода даст только тщательное его исследование. Но даже в случае этой фантастически дорогостоящей операции пролить свет на истину будет весьма затруднительно. Скорее всего, реальная информация будет засекречена.
Список сносок:
1Трагедия «Курска»: экипаж // Комсомольская правда, 23.08.2000.
2 Подборка материалов // Комсомольская правда, 21.08.2000.
3 М. Тужиков непредумышленное убийство // Коммерсант- Baltic, 2000, № 35(48).
4 Как убивали «Курск» // Московские ведомости, 28.08 - 03.09.2000, № 32.
5 -- " -- 4
6 -- " -- 4
7 Подборка материалов // Общая газета, 22.08.2000