Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 08:48, реферат
В богатой военными событиями истории Государства Российского Александр Васильевич Суворов занимает совершенно особое место. Его имя венчает Олимп русских полководцев всех времен, а достигнутая им слава сравнима лишь со славою таких военных гениев мира, как Ганнибал, Юлий Цезарь, Евгений Савойский или Наполеон, наряду с Суворовым преодолевших неприступные Альпы. О земной славе полководец говорил: «Титлы мне не для меня, но для публики потребны», - а об «истинной» славе: «Истинной славы не следует домогаться: она - следствие той жертвы, которую приносишь ради общественного блага. Судьба и воля, последняя в мерах человека, первая в благословении Божием!»
Введение………………………………………………………………………………………….3 1.Жизненный путь великого полководца
1.1.Юные годы Суворова………………………………………………………………………..4
1.2.Начало военной карьеры……………………………………………….……………….…..5
1.3.Турецкие войны……………………………………………………………………………...7
1.4.Наука побеждать………………………………......................................................................9
1.5.Последние кампании………………………………………….............................................10
2. Личность полководца Суворова …………………………………………………………....11 Заключение………………………………………………………………………………….…..16
Список использованной литературы……………………………………………………….…17
Пуще всего он боялся изнеженности, которая, по его мнению, подобно ржавчине, разъедает волю и здоровье. «Чем больше удобств, тем меньше храбрости»[1], говаривал он. Он считал необходимым поддерживать физическую и духовную стороны человека в состоянии постоянной готовности к лишениям и опасностям. Пребывание в солдатской среде укрепило эти его привычки, и, следуя им, он достигал двух целей: подавал пример другим офицерам, от которых требовал в военное время предельного напряжения сил, и лишний раз привлекал симпатии солдат.
Суворов не привык предаваться играм, дорожа каждой минутой для занятий. Суворов редко посещал балы и вечеринки, но если попадал туда, то бывал очень оживлен, много плясал и уже в глубокой старости хвалился, что танцевал три часа кряду. Он всех заражал своей живостью. Он очень быстро, по первому взгляду и нескольким вопросам, составлял о человеке определенное мнение и редко менял его. Он не раз принимал участие в рукопашных схватках, несмотря на то, что мускульная сила его была очень невелика. Вообще от природы он был слабого здоровья, и только непрестанная тренировка, спартанский, режим и стальная сила воли позволяли ему переносить непрерывное физическое и нервное напряжение войны.[5]
Суворов был по натуре добр - непритязательной добротой простого русского человека. Он не пропускал ни одного нищего, чтобы не оделить его милостыней. Встречая ребят, он останавливался и ласкал их. В Кончанском у него жила на полном пансионе целая команда инвалидов. Он помогал всем, кто обращался к нему, до конца жизни каждый год тайно высылал 10 тысяч рублей в одну из тюрем.[2] Суворов любил чай и нюхал табак. Иногда он ходил на охоту за птицей, но особенно этому удовольствию не предавался. Зимою любил кататься на коньках, устраивал у себя ледяную гору и на масленице забавлялся на ней вместе с гостями. Любя птиц, он на зиму устраивал «птичью комнату». Это была большая комната, в которой в кадках стояли елки, сосенки, березки и проч. Получалось подобие рощицы. Сюда напускались синички, снегири, щеглята на всю зиму, весной же, преимущественно на Святой, их опять выпускали на волю. Суворов очень любил эту комнату, часто в ней бывал и даже нередко в ней обедал. Иногда летом обедал на берегу реки. [1]
Суворов был очень религиозен и набожен. Часто ходил в церковь, лично читал и пел на клиросе и старался поддерживать религиозность в солдатах. В деревне путь в церковь вел через реку. В весеннее половодье, говорили, он переправлялся через реку в винокуренном чане, приспособленном в виде парома. «Я проливал кровь потоками, - сказал он однажды, - и прихожу в ужас от этого. Но я люблю моего ближнего; я никого не сделал несчастным, не подписал ни одного смертного приговора, не задавил ни одной козявки».[1]
Полководец был искренен,
говоря это, и здесь нет противоречия
с его беспощадностью там, где
она диктовалась железным законом
войны. «Заранее учись прощать ошибки
других и не прощай никогда собственных»,
часто повторял Суворов. [4]
Окружающие знали его
отходчивость, доверчивость и житейскую
неопытность и часто
Одним из основных свойств
его натуры была глубокая, нерушимая
бескорыстность. И здесь он представлял
собою яркое исключение среди
возведенной в принцип
Будучи глубоко принципиальным человеком, Суворов выработал для себя идеальный тип, образец, к которому следует стремиться. Этот идеал обрисован им в письме к Александру Карачаю (крестному сыну): «…Военные добродетели суть: отважность для солдата, храбрость для офицера, мужество для генерала. Военачальник, руководствуясь порядком и устройством, владычествует с помощью неусыпности и предусмотрения. Будь откровенен с друзьями, умерен в нужном и бескорыстен в поведении. Пламеней усердием к службе своего государя. Люби истинную славу; отличай честолюбие от надменности и гордости. Привыкай заранее прощать погрешности других, и не прощай никогда себе своих погрешностей. Обучай ревностно подчиненных и подавай им пример собою.…Будь терпелив в военных трудах; не унывай от неудач. Умей предупреждать обстоятельства ложные и сомнительные; не предавайся безвременной запальчивости. Храни в памяти своей имена великих людей и руководствуйся ими в походах и действиях своих.…Привыкай к деятельности неутомимой. Управляй щастием; один миг доставляет победу».[1,c.76]
Сохранился рассказ, будто однажды Суворов выразился: «Не будь я военным, я был бы поэтом».[3] Неизвестно в точности, была ли произнесена им эта фраза, но факт таков, что генералиссимус российских армий питал неизменный интерес к поэзии и сам постоянно порывался писать стихи. Стихотворения Суворова не отличаются особыми достоинствами. С точки зрения формальных достоинств муза Суворова не превышала среднего уровня его эпохи. К чести Суворова надо сказать, что он сам отлично понимал это. Когда один из современников назвал его однажды поэтом, он решительно отклонил это звание. «Истинная поэзия рождается вдохновением, - произнес он. - Я же просто складываю рифмы».[3] Будучи во всем последовательным, он никогда не печатал своих стихов. И все-таки стихи всегда были слабостью его исключительно волевой, сильной натуры. На фоне спесивых екатерининских и павловских вельмож, не удостаивавших поэзию серьезным вниманием, Суворов являлся редким и отрадным исключением. Будучи глубоко образованным человеком, он с уважением относился ко всякому знанию, а поэзия была излюбленным занятием на протяжении всей его семидесятилетней жизни. Суворов очень любил прибегать к стихотворной форме в частной и в официальной переписке. Не говоря уже о его подчиненных, он и австрийским генералам во время итальянской кампании неоднократно давал указания в форме немецких или французских стихов. Сообщение военных реляций в форме стихов было также в обычае у Суворова. Вдобавок иногда эти стихи были пропитаны тонким ядом.[3] Корреспонденция Суворова особенно интересна. Слог его был простой, лаконичный, отрывистый, какой-то мятущийся - верное отражение его натуры. Вдобавок он пользовался совершенно оригинальной пунктуацией: знаки препинания расставлялись им произвольно, часто в середине фразы неожиданно оказывался вопросительный или восклицательный знак, еще более затруднявший понимание письма. С каждым корреспондентом он умел поддерживать переписку в том стиле, какой был тому свойствен.[2]
Начальник суворовского штаба
Ивашев констатирует: «Суворов был
пылкого и нетерпеливого
Облик Суворова останется недорисованным, если еще раз не отметить его поразительной храбрости. Десятки раз он находился в смертельной опасности. Со своей тонкой шпагой он не мог оказать серьезного сопротивления неприятельским солдатам, но робость была неведома ему. Он бросался, вдохновляя бойцов, в самые опасные места, где почти невозможно было уцелеть, проявляя какую-то безрассудную смелость.
Бесконечные выходки и эксцентричность Суворова, особенно усилившиеся к концу его жизни, казалось бы, не соответствовали представлению о нем как о замечательной личности. [2,3] Нет сомнения, что по самой сущности своей Суворов обладал глубоко оригинальной натурой, которой тесны были рамки условностей и предрассудков дворянского круга. Долголетнее пребывание среди солдат развило в нем новые привычки, которые, с точки зрения «высшего общества», рассматривались как чудачества. В большинстве случаев подобная оригинальность резко ограничивалась под влиянием общепринятых правил. Однако Суворов сознательно давал простор особенностям своей натуры. Они выделяли его из толпы других офицеров. Они создавали ему популярность в солдатской среде. Наконец в условиях неприязни правящих сфер это создавало вокруг него некую атмосферу безнаказанности, предоставляли ему известную независимость суждений и действия. С течением времени этот последний мотив сделался преобладающим. Известность его стала очень большой. Солдаты любили его и без причуд и, конечно, не за причуды, а за его военные качества, за то, что он не бросал их зря под пули, а вел кратчайшим путем к победе, деля с ними на этом пути все опасности. Но недоброжелательство вельмож росло по мере роста его славы, и Суворову все труднее становилось отстаивать свою систему и свои принципы. В связи с этим он все чаще укрывался, как щитом, своими причудами. Причуды Суворова, надеваемая им на себя маска простака и чудака – это искусная маскировка его неизменной фронды к правящим кругам. К этому можно добавить, что иногда Суворов пользовался своей репутацией чудака, чтобы извлечь из нее конкретную пользу. Так, желая ввести в заблуждение шпионов, он объявлял, что штурм или поход начнется, «когда пропоют петухи», а затем задолго до рассвета самолично кричал петухом. Но постепенно эту маску научились распознавать.– Тот не хитер, кого хитрым считают, – говорил полководец, наивно радуясь, что все судят о нем, как о безвредном оригинале.[2]
Таким образом, все причуды Суворова находят себе объяснение в слишком большой подвижности душевной жизни, его крайней порывистости, привычке действовать сразу, слишком большой самоуверенности и невнимании к тому, что скажут о нем другие. Странность поступков Суворова объясняется особенностью его натуры, не входящей в обычные рамки жизни, и никоим образом не является чем-либо умышленным и заранее обдуманным. Он действовал, как жил, и особенность его натуры выражалась особенными, выделяющимися из ряда обыкновенных, поступками.
Оставаясь наедине с самим
собою или будучи в обществе человека,
которого уважал, Суворов сбрасывал
свою личину и становился простым, серьезным
человеком, чуждым всяких выходок. То же
случалось, когда ему приходилось представительствовать
от имени русской армии при каких-нибудь
торжественных событиях.– Здесь я не Суворов,
а фельдмаршал русский, – пояснил он однажды
эту перемену. Внутренняя жизнь Суворова
оставалась загадкой для окружавших его.
В 1800 году, незадолго до своей смерти, он
сказал художнику Миллеру, писавшему с
него портрет: « Ваша кисть изобразит видимые
черты лица моего, но внутренний человек
во мне скрыт. Я бывал мал, бывал велик.»[5]
Таков Суворов – человек, чье имя принадлежит великому русскому народу, с чьим именем неразрывно связана слава непобедимости русского оружия.
Заключение
Суворов — изумительно
цельный тип «военного