Автокефалия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 20:40, реферат

Описание работы

Автокефалия – (греч. авто – сама, кефали – голова: «самовозглавление») – административная независимость национальной (Поместной) Церкви, право избирать своих епископов.
Православная Церковь существует в виде самостоятельных Поместных Церквей, эта самостоятельность исключительно административная, внешняя, никак не нарушающая единства веры, священнодействий, духовного опыта.

Файлы: 1 файл

Автокефалия.docx

— 27.23 Кб (Скачать файл)

Автокефалия – (греч. авто – сама, кефали – голова: «самовозглавление») – административная независимость национальной (Поместной) Церкви, право избирать своих епископов.

Православная Церковь  существует в виде самостоятельных  Поместных Церквей, эта самостоятельность  исключительно административная, внешняя, никак не нарушающая единства веры, священнодействий, духовного опыта. Приверженность Православия автокефальному принципу церковного устроения отражает его глубоко жизненную связь  с культурно-историческим бытием различных  народов.

Право на автокефалию признается вселенской Церковью за каждым православным народом, способным к церковному самоуправлению. Начало автокефалии  Русской Православной Церкви было положено в 1448г. избранием митрополита Московского  и всея Руси (Ионы) независимо от Константинопольской  патриархии. Учреждение в России патриаршества (1589г.) утвердило самостоятельность  Русской Православной Церкви.

Все автокефальные Церкви имеют самостоятельную цепь апостольского  преемства и их епископы, включая  предстоятеля, поставляются архиереями этих же Церквей

Поместные Церкви по единству веры и основным началам устройства и управления пребывают во взаимном общении. Во главе управления Автокефальной  Церковью может стоять единоличная (патриарх, митрополит) или коллегиальная (синод) власть

Автокефальная церковь (от греч. avto – сам и kephalē – голова) – в право-славии, административно-самостоятельная церковь.

С точки зрения РПЦ, исключительной прерогативой автокефальной церкви является право самостоятельно совершать  мироварение. С точки зрения Константинопольского Патриархата право совершать мироварение принадлежит Константинопольскому Патриарху в сослужении представителей Поместных Православных Церквей.

Право предоставления (обретения) автокефалии  в православии не определено ясно и окончательно и является предметом  пререкания между Константинопольской  кафедрой и иными поместными церквями.

Автокефа́лы (греч. αυτός — сам + κεφαλή — голова) — самоглавы или самостоятельные. Так назывались в греческой церкви епископы, хотя не сравнённые с патриархами, но и не подчинённые ни одному патриарху, а совершенно самостоятельно управляющие. Теперь такую автокефалию представляет Кипр.

Сущность автокефалии в том, что предстоятель автокефальной  Церкви избирается и поставляется собственными архиереями, без получения разрешения либо согласования других автокефальных  Церквей. При этом в поставлении могут принимать участие, в качестве приглашенных, и владыки других автокефальных Церквей.

Кроме независимости в избрании и поставлении первоиерарха, самостоятельность автокефальных Церквей обыкновенно выражается в:

 праве издания своих законов и правил (таких как Уставы (Положения) поместных Церквей)

 самостоятельном определении своего устройства и управления

 самостоятельном освящении для себя святого мира

 праве самостоятельно канонизировать своих святых

 составлении и введении в употребление новых чинопоследований и песнопений (при условии сохранения догматического учения, содержащегося в богослужебных текстах)

 независимости в принятии  решений в административной сфере 

 самостоятельности в области  церковного суда 

 праве созывать свои Поместные Соборы

 праве инициирования созыва Вселенского Собора

Автокефалия как самостоятельность  внутреннего управления в Церкви имеет естественные ограничения, связанные  с общецерковным единством. Все  автокефальные Церкви тождественны друг другу, будучи отделены не вероучительно и духовно, а лишь территориально и административно, в рамках Единой Вселенской Церкви. Каждая поместная Православная Церковь, возглавляемая своим предстоятелем, являет собой всю полноту Единой, Святой, Соборной, и Апостольской Православной Церкви, к которой одинаково принадлежат все прочие поместные Церкви.

Самостоятельность автокефальных  Церквей ограничена соборным единством  в областях:

догматов - только Вселенской Церкви принадлежит право свято хранить, выражать и толковать Богооткровенную истину, никаким образом не изменяя сущность веры и истины

канонов - применяя святые каноны к  местным условиям, их соблюдают все  поместные Церкви; важнейшие канонические вопросы подлежат совместному ведению  всей Вселенской Церкви

богослужения - литургическая жизнь  каждой поместной Церкви должна соответствовать  единому догматическому учению и  стремиться к единообразию в основных нормах; важнейшие канонические вопросы  подлежат совместному ведению всей Вселенской Церкви

Единство автокефальных Церквей  выражается также в совместном литургическом  служении и во внесении имен их предстоятелей  в диптихи, оглашаемые на литургии (как  правило, в случае ее совершения предстоятелем  той или иной автокефальной Церкви). Это единство основывается на том, что в каждой из поместных Церквей, как и в каждом православном храме, совершается истинная Евхаристия, к которой христиане приобщаются через Таинство Причащения. Только в единстве всех православных общин между собой возможно достигнуть полноты церковной жизни и пребывать в единстве с Богом.

1431 год был тяжелым как для молодого Московского государства, так и для Русской Православной Церкви. Вновь разгорелось пламя междоусобной вражды между русскими князьями за великое княжение. Тогда же умер престарелый митрополит Фотий — предстоятель Русской Церкви. Собор русских епископов избрал ему преемника — Рязанского епископа Иону. Однако направить посольство в Константинополь стало возможным лишь только через 4 года, когда великому князю удалось прекратить усобицу. Но было уже поздно. В 1437 году Иона возвратился на Русь, но не митрополитом, как ожидалось, а все тем же Рязанским епископом в свите нового предстоятеля Русской Церкви митрополита Исидора.

 В это время византийцы  готовились к собору, который  должен был решить вопрос об  унии с Римской Церковью. Русская  митрополия была самой крупной  митрополией Константинопольской  Церкви и Византии для заключения  унии была необходима ее лояльность. Поэтому, чтобы обезопасить себя  от неожиданностей, греки постарались  максимально отстранить русских  от участия в этой антиправославной  затее. 

 Митрополит Исидор, едва приехав  в Москву, стал собираться в  Италию на предстоящий собор.  Он сумел убедить московского  князя в необходимости соединение  с Римом без ущерба православию.  «Если уж ты непременно желаешь  идти на собор, — напутствовал  митрополита великий князь, —  то принеси нам оттуда наше  древнее Православие, а нового  и чужого мы не примем». Исидор  выехал в Италию с огромной  свитой в 100 человек. Гигантский  обоз в 200 коней вез подарки  участникам собора от великого  московского князя. Слух о том,  что митрополит едет во «Фряжскую  землю» обращать «латину» в Православие распространился по всей Руси. По пути следования митрополита простой люд встречал его с ликованием.

 

 Однако на Флорентийском  соборе в Италии Исидор оказался  в числе наиболее активных  сторонников Римской Церкви. Его  роль в деле заключения унии  была столь велика, что Римский  папа наградил его титулом  кардинала и подчинил его власти  не только Русь, но и Ливонию  с Польшей. Епископа Авраамия  Суздальского, который входил в  делегацию Исидора, голодом и  тюремным заточением принудили  к подписанию унии. После подписания  акта Авраамий бежал домой  в Россию, заручившись поддержкой  и благословением святителя Марка  Ефесского. В Москве он принес  покаяние и рассказал об увиденном на соборе: «Греки, давшие Руси православную веру, во главе с патриархом и императором оказались отступниками от православия».

 В марте 1441 года митрополит-кардинал  Исидор прибыл в Москву. Здесь  его ждали с иным настроением,  чем во время его отъезда  на собор. После провозглашения  Исидором акта об унии с  Римом, великий князь велел  заключить отступника в Чудов монастырь до соборного разбирательства. Ему предлагали покаяться и вернуться в лоно Православия. Но Исидор наотрез отказался, а через некоторое время сбежал со своим учеником в Рим. Русская Церковь оказалась в трудном положении. С одной стороны ей необходимо было защитить Православие, с другой — не нарушить каноны и церковные установления. Разрыв с униатским Константинополем был неизбежен. Русской митрополии была необходима самостоятельность, к которой она до сих пор не стремилась. Однако исторические обстоятельства принуждали нашу Церковь перейти к самостоятельному управлению ради блага Православия.

 Не сразу, спустя еще шесть  лет после побега Исидора, великий  князь и собор русских епископов  приняли решение об избрании  митрополита в Москве из числа  русских архиереев. Церковный  собор, как и 17 лет тому назад,  вновь избрал на митрополичью  кафедру рязанского епископа  Иону, а 5 декабря 1448 года состоялось  торжественное поставление Ионы в русские митрополиты. Это событие стало началом автокефалии, то есть самостоятельности Русской Православной Церкви.

 Избранный митрополит Иона  был уроженцем Костромской земли.  Уже в молодости Иона стал  монахом и, желая подражать  подвигам преподобного Сергия, пришел  в Московские земли в Симонов монастырь к ученику преподобного. Природная одаренность сочеталась в нем с духовной глубиной монаха-подвижника, каковым он оставался всю свою жизнь. Святитель Иона после своего избрания направил окружное послание во все русские епархии. В нем он объяснял, что причиной нарушения церковного порядка явилось отступничество греков от Православия на Флорентийском соборе.

 Узнав о смерти Византийского  императора Иоанна, главного сторонника и творца унии, на Руси была предпринята попытка возвратиться к прежнему порядку. Великий князь направил послание преемнику императора Иоанна, в котором оправдывал самостоятельное поставление Ионы  на митрополию после предательства и побега Исидора. Однако вновь исторические обстоятельства помешали возвращению Русской Церкви в лоно Константинополя. 29 мая 1453 года Константинополь пал под ударами турок. Византийская империя прекратила свое существование и Константинопольская Церковь попала под власть турок. Таким образом, сначала Флорентийская уния, а затем зависимость патриарха Константинопольского от турецкого султана мешала вернуть былое доверие к грекам. Русь была на тот момент единственной православной державой в мире. Она переживала огромный духовный подъем. Эти обстоятельства повлияли на дальнейшее осмысление независимости Русской Церкви и идеи преемственности Московской Руси по отношению к наследию Рима, Византии, Православного Царства.

Автокефалия де-юре с 1589; де-факто с 1448 года

Признание автокефалии признана всеми поместными православными церквами

Центр В составе Константинопольского патриархата:

Киев (X век — 1299)Владимир (1299—1325; де-факто);Москва (1325—1589);

Автокефалия:Москва (1589—1721);Санкт-Петербург (1721—1917); Москва (с 1917)

Судебник 1550 г. – краткий свод основных законов Российского государст-ва в XV–XVI вв. Судебник 1550 г. в подлиннике не сохранился. В июне 1550 г. его текст был принят при участии Боярской думы. В следующем 1551 г. Судебник был утвержден Стоглавым собором, созванным по инициативе царя. Списки Царского Судебника имеют оглавление. Обычно указываются 99 или 100 ста-тей. Появление нового Судебника объяснялось изменением официального ста-туса государя. Вместе с тем, требовали разрешения новые социальные проти-воречия, которые накопившись, привели к городским восстаниям середины XVI в. В статьях нового Судебника получили развитие намеченные еще Судеб-ником 1497 г. тенденции дальнейшей централизации управления и судопроиз-водства в государстве. Так, ограничивалась власть наместников и волостелей. Судебником вводились приказы, однако перестройка центральных ведомств и учреждений, подчиненных им на местах, только начиналась. В целях укрепле-ния социальной базы центральной власти расширялись права служилого со-словия. В частности, запрещался переход служилых людей в кабальное холоп-ство, ограничивалось право перехода крестьян, более детально регламентиро-вались отношения между феодалами и зависимыми крестьянами.

1389–1425 гг. – правление Василия I Дмитриевича. 1425–1462 гг. – правление Василия II Васильевича Темного. 1425–1453 гг. – последняя феодальная война за московский престол. 1448 г. – митрополитом в Москве был поставлен рязанский епископ Иона. Ус-тановление автокефалии русской церкви. 1453 г. – падение Константинополя. 1462–1505 гг. – правление Ивана III Васильевича (завершающий этап склады-вания Московского централизованного государства). 1472 г. – женитьба Ивана III на византийской принцессе Софье Палеолог. 1474–1479 гг. – строительство Успенского собора в Московском Кремле. 1478 г. – присоединение Новгорода. 1480 г., осень – «стояние на Угре», свержение ига монголо-татар. 1484–1489 гг. – строительство Благовещенского собора в Московском Кремле. 1485 г. – присоединение Твери к Москве. 1487–1491 гг. – строительство Грановитой палаты в Кремле. 27

1493 г. – принятие Иваном III титула «государь всея Руси». 1493 г. – принятие Иваном III титула «государь всея Руси». 1495 г. – строительство кирпичных стен Московского Кремля. 1497 г. – принятие общерусского Судебника. Установление права Юрьева дня. 1503 г. – присоединение к Москве Новгород-Северских земель. 1505–1533 гг. – правление Василия III Ивановича. 1510 г. – присоединение Пскова к Москве. 1514 г. – присоединение Смоленска к Москве. 1521 г. – присоединение Рязани к Москве. 1530 г., 25 августа – 1584 г., 18 марта – годы жизни Ивана IV Васильевича Грозного. 1547 г., 16 января – венчание на царство Ивана IV. 1549–1560 гг. – годы деятельности «Избранной рады». 1549 г., 27 февраля – созыв первого Земского собора. 1550 г. – принятие Судебника Ивана IV. 1550 г. – организация стрелецкого войска. 1551 г. – работа Стоглавого собора и принятие «Стоглава». 1552 г. – взятие Казани, присоединение Казанского ханства к Российскому го-сударству. 1556 г. – взятие Астрахани, присоединение Астраханского княжества к Россий-скому государству. 1556 г. – отмена системы «кормления». 1558–1583 гг. – Ливонская война. 1561 г. – разгром Ливонского Ордена. 1564 г. – издание Иваном Федоровым «Апостола». 1565–1572 гг. – проведение политики опричнины. 1570 г., январь – февраль – разгром Новгорода. 1571 г. – набег хана Девлет-Гирея на Москву. 1582 г., 1 сентября – начало похода Ермака в Сибирь.

Информация о работе Автокефалия