Беловежская эпоха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 09:00, реферат

Описание работы

Беловежская эпоха — условное обозначение, используемое небольшим числом политологов, политиков и публицистов в отношении новой исторической эпохи в международных отношениях, наступившей в начале 1990-х гг с подписанием Беловежских соглашений о роспуске Советского Союза[1] и, по их мнению, пришедшей на смену ялтинско-потсдамской системе, сложившейся по результатам Второй мировой войны.

Файлы: 1 файл

Беловежская эпоха.docx

— 55.46 Кб (Скачать файл)

Далее в своей работе последний  генерал-фельдмаршал Российской империи  рассуждает как классик геополитической  науки, предвосхищая будущие идеи Ратцеля и Челлена:

“Производительность почвы, климат и  другие свойства местности определяют собственные средства государства... Наконец, сообщения водные и сухопутные, искусственные и естественные... облегчают или затрудняют перевозку...”6.

Под углом зрения основных принципов  геополитики рассматривает Д.А. Милютин роль народонаселения, государственного устройства в геополитических и геостратегических отношениях

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Геополитическое пространство Африки

Особенности региона

   На территории Африки  — второго по размерам континента ( 29,2 млн км2) располагаются 53 государства с населением более 800 млн человек крайне неоднородных в своем развитии.

   Северная Африка включает  восемь стран: Египет, Судан, Ливия,  Тунис, Алжир, Марокко, Мавританию  и Западную Сахару. Население  стран Северной Африки в конце  XX в. насчитывало около 150 млн человек, в основном это арабы и берберы. Из-за высокой рождаемости количество жителей удваивается каждые 30 лет.

   Западная и Центральная Африка включает 23 страны (Нигерия, Камерун, Габон, Мали, Чад, Нигер, Сенегал, Гамбия, Гвинея, Гвинея-Бисау и т.д.), где проживают свыше 600 народов, говорящих на более чем 1,5 тыс. языках и диалектах.

   Восточная Африка — (9 стран) Сомали, Джибути, Эритрея, Эфиопия, Кения, Танзания, Бурунди, Руанда, Уганда, расположенные на Восточно-Африканском плоскогорье.

   Южная Африка — 9 стран,  расположенных в бассейне рек  Конго и Зам­бези: Ангола, Замбия, ЮАР, Свазиленд, Лесото, Сейшельские Острова, Маскаренские Острова, Коморские Острова и Мадагаскар.

   В Африке несколько тысяч  народов, и каждый из них  говорит на своем языке или по крайней мере диалекте. Общепринятой классификации африканских языков нет. Языковые общности, или семьи, образуют трудную для описания мозаику.

   В Северной и частично  Восточной Африке преобладают  языки аф­разийской макросемьи: арабский, берберские, сомали, амхара, тигре, тиграи, беджа, хауса и др. Южнее, в Экваториальной Африке, распро­странены несколько языковых семей. Некоторые ученые объединяют их в большую нигеро-кордофанскую макросемью. Это языки банту и близкие к ним бантоилные, западноатлантическая семья (волоф, темне, серер и т.д.), семьи манде (малинке, сонинке, менде и др.), гур (языки сенуфо, море), кру, ква (на языках этой группы говорят многочисленные народы йоруба, йгбо, ашанти) и некоторые другие. Здесь же, в Экваториальной Африке, а также восточнее (в верховьях Нила) расселены народы, говорящие на языках нило-сахарской семьи, основу которой составляют нилотские языки (народы динка, нуэр, луо и т.д.). Южнее экватора распространены почти исключительно языки банту, в том числе суахили — один из языков межнационального общения в Центральной, Восточной и Южной Африке. В области, ограниченной пустынями Намиб и Калахари, и на юге континента распространены резко отличающиеся от всех прочих языки бушменов и готтентотов, объединяемые в койсанскую семью. Не похож на все африканские и малагасийский язык австронезийской семьи, на котором говорят жители Мадагаскара. Во многих странах Африки также распространены языки индоевропейской семьи, оставшиеся в наследство от колониального владычества европейских держав или привнесенные выходцами из Азии, в том числе из Индии и Пакистана. На основе смешения французского, английского, испанского или португальского языков с африканскими возникли разнообразные креольские языки, а из нидерландского развился африкаанс — один из двух официальных языков в ЮАР. В большинстве африканских стран проживают десятки разноязычных народов. Поэтому официальным языком, который был бы понятен всем, часто является один из европейских — тот, на котором говорили колонизаторы, владевшие тем или иным государством до его освобождения.

   Экономика большинства африканских  государств основывается на добывающей  промышленности и сельском хозяйстве.  Континент богат полезными ископаемыми: алмазы (в южной и Западной Африке), золото и уран (в Южной Африке), фосфориты, нефть и газ (в Северной и Западной Африке), руды железа, алюминия (в Западной Африке), меди, кобальта (в основном в Южной Африке) и т.д. Страны, которым с ископаемыми повезло меньше, вынуждены ориентироваться на сельское хозяйство (особенно на выращивание сахарного тростника, кофе, какао, ванили и других пряностей, хлопчатника), а также на заготовку древесины ценных сортов, ею особенно богаты тропические леса. Во многих государствах Северной и Восточной Африки важным источником дохода является туризм.

   Политическая система в  большинстве стран современной  Африки носит авторитарный характер. Установленные в 38 из 45 государств Тропической Африки авторитарные режимы преимущественно существуют в форме военных и гражданских диктатур. Стремление к автократии объективно обусловлено экономической отсталостью, низким уровнем жизни, отсутствием элементов гражданского общества, многообразием и разнородностью племенных культур, являющихся причиной межэтнических конфликтов. Способность примирить эти противоречия связывается с авторитарным правлением вождя какого-либо племени, что одновременно порождает недовольство представителей племенной элиты других этносов.

Геополитические факторы стабильности Африки

   В последние десятилетия  африканские страны не раз  предпринимали попытки объединить  усилия в борьбе с отсталостью  и бедностью.

   Свидетельством стремления  к интеграции стали решения  о создании Африканского экономического  сообщества (1991), об образовании Африканского  Союза (2001). Появился в 2001 г.  и НЕПАД — «Новое партнерство  для развития Африки». Суть  этой организации состоит в  том, чтобы положить конец отсталости  Африки, осуществить возрождение  континента и избежать маргинализацию через внутреннюю интеграцию. С целью укрепления трансафриканского сотрудничества была подана идея о введении в оборот единой валюты «афро». Также в контексте интеграционных процессов на Африканском континенте с целью решения глобальных проблем на политическом уровне планируется создание новой трансконтинентальной институции — панафриканского парламента. Пока говорить о каких-то позитивных результатах еще рано, но Афросоюз на сего­дняшний день является перспективным вариантом для разработки стратегии преодоления отсталости Африки при опоре на собственные силы. Создание такой организации показывает, что африканские государства осознают необходимость внедрения в мировое сообщество хотя бы с определенным политическим и экономическим весом.

   Организация африканского  единства (ОАЕ) была образована 25 мая 1963 г. на конференции в  Аддис-Абебе. Членами ОАЕ на сегодняшний день являются 53 африканских государства, однако на самом деле далеко не все принимают участие в ежегодных саммитах. Основной целью организации было сплочение всех стран континента для борьбы с колониализмом. Но, когда все африканские страны обрели независимость, ОАЕ оказалась бессильна перед межплеменными конфликтами, гражданскими войнами и постоянными военными переворотами в африканских странах.

   Реанимация ОАЕ в форме  Африканского Союза (АС) является  успешным завершением более ранних  попыток африканского единства. Многие африканские лидеры показывают  стремление к демократии и  развитию. Сильное гражданское общество  во многих странах, революция  в области использования информационных  и коммуникационных технологий, общеконтинентальные корпорации и неправительственные организации — все это углубляет межправительственные связи различных государств, расширяет их вне пределов правительственных кабинетов. Появились и страны-лидеры:

   ЮАР — самая развитая  экономическая система в Африке  — теперь демократический лидер. 

   Нигерия — самая густонаселенная  страна континента — выступает  сегодня локомотивом единства этого района мира.

   Африканский Союз стремится  к интеграции на уровне европейской,  включая создание континентального  парламента, суда, центрального банка,  общего рынка плюс формирование  вооруженных сил по поддержанию  мира и полицейских подразделений.  Это самый амбициозный проект такого рода в мире после Европейского Союза.

   Самая большая проблема  — это наличие политической  воли и стремления к демократии чтобы:

  = увеличить сбор налогов  для финансирования общеконтинентальных обязательств по договорам и протоколам.

  = поддержать государственные  и корпоративные решения по борьбе с коррупцией.

   Никакое другое сообщество  в развивающемся мире не стремилось  так к собственному усилению  и демократизации путем создания  континентального парламента и  судов для защиты прав человека, как Африканский Союз. И если  он окажется жизнеспособным, то  АС будет вторым после европейского  сообществом такого рода в  мире. Оно значительно ускорит  демократическое и экономическое  развитие Африки.

   Хотя в сравнении с  другими регионами мира интеграционный  процесс в Африке еще не  достиг мирового уровня, однако  в последние годы темпы его  развития заметно ускорились, небольшие  и разрозненные рынки африканских  стран постепенно объединяются. К настоящему времени в Африке  созданы более десяти важных региональных организаций и организаций по экономическому сотрудничеству, включая Африканский Союз, САДК (Сообщество развитию Юга Африки), Общий рынок для Восточной и Южной Африки (ОРВЮА).

   САДК считается самой  перспективной региональной организацией  на Африканском континенте, в  которую сейчас входят 14 стран  — участниц. Его цели в рамках  экономической интеграции: создать  зону свободной торговли, таможенный  союз, общий рынок, центральный  банк и валютный союз и к  2018 г. осуществить валютную интеграцию.

Геополитические интересы США и России в Африке

   Современное мироустройство  напоминает дом в виде пирамиды, где вершину венчают США, а  его нижние этажи занимают  африканские страны. При этом 33 государства  Африки находятся в самом низу  пирамидального строения мирового  сообщества в начале XXI в. При таком местоположении различных стран в мировом сообществе и, естественно, неодинаковой степени их влияния и политического веса в глобальном масштабе идет процесс формирования нового постялтинско-потсдамского миропорядка и слома Вестфальской системы международных отношений. Африке уготована догоняющая, маловлиятельная роль в мировой политике и экономике.

   Процесс глобализации мировой  политики обходит стороной многие  страны Африки. К глобальным процессам  миротворчества должны быть подключены  все страны Африки (малые и  большие, состоявшиеся и несостоявшиеся, исповедующие ислам или христианство  и иные религиозные вероучения) во избежание их превращения  в территории международного терроризма.

   Многие события и ситуации  в Африке стали объектами мировой  политики: проблема голода, экономическая  отсталость, внутристрановая и межгосударственная конфронтация, бедственное экономическое положение, геодемографические противоречия и пр. В их решении принимают участие универсальные и региональные организации (ООН, НАТО, «восьмерка» и др.), вступающие со странами Африки в многосторонние отношения и усложняющие тем самым многоликий мирополитический ландшафт.

   Тезис президента Буша-младшего, озвученный во время предвыборной  кампании 2000 г., что «Африка не  представляет интереса с точки  зрения национальных интересов  США», после событий 11 сентября 2001 г. был трансформирован в представление  о том, что Африка имеет важное  стратегическое значение с позиции  американских национальных интересов.  Как результат сравнительно низкого  развития Африки, наличия там  множества социально-экономических  и политических проблем взгляд  на Африку как проблему для  национальных интересов США только  усилился. Именно в таком качестве  Африка упоминается в Стратегии  национальной безопасности Соединенных  Штатов Америки, введенной в  действие президентом в сентябре 2002 г.

   Американская администрация  использует вопросы, связанные  с заботой об африканской безопасности  и развитием континента для  восстановления своей «кредитоспособности»  в Африке.

   Интерес американской политики  в Африке состоит в ее защите  от внешнего вмешательства, а  также в расширении участия  африканских государств в развитии национальной экономики, обороны и безопасности США. И эта реальность подчеркивает стратегическую важность Африки для США.

   С точки зрения интересов  России в Африке, большую важность  представляет то обстоятельство, что активная политика Запада, прежде всего США, создала,  причем закономерно и логично,  новые возможности для России  на континенте. Африканские руководители  увидели в России перспективного  партнера, своеобразный буфер, смягчающий  натиск американской дипломатии. Анализ высказываний российских  и американских государственных,  политических и общественных  деятелей, различных источников  и материалов на эту тему  позволяет предположить, что наиболее  перспективными сферами для российско-американского  взаимодействия в Африке в  настоящее время являются:

  • содействие африканским  странам в повышении продуктивности  сельскохозяйственного производства;

  • помощь в борьбе с  эпидемиями острозаразных заболеваний,  типа СПИД, малярии и др.;

  • борьба с распространением пустынь;

  • помощь странам континента  в урегулировании конфликтных  ситуаций;

  • содействие в развитии  телекоммуникаций и средств связи;

  • составление подробного  географического атласа Африки  и т.д.

2. Геополитические вызовы и угрозы  Африки

Африка как маргинальный элемент геополитического пространства

   Современная фаза геополитического  развития африканских государств  характеризуется нарастанием глобальных  вызовов и угроз, которые континент  не в состоянии решить самостоятельно. Общепризнанным является тот  факт, что Африка вошла в XXI в. в качестве маргинальной и наиболее дискриминированной части мирового сообщества.

   В настоящее время в  Африке представлена практически  вся палитра экономических, политических  и социальных угроз, с которыми  сталкивается человечество: голод,  острые социально-демографические  проблемы, неуправляемые потоки  беженцев, межгосударственные и  гражданские войны, межэтнические  столкновения, производство и вывоз  наркотиков, эпидемии смертоносных  болезней, включая СПИД (самый высокий уровень в мире).

Информация о работе Беловежская эпоха