Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 17:35, контрольная работа
История науки знает немало великих имён, с которыми связаны фундаментальные открытия в области естественных и общественных наук, однако в подавляющем большинстве случаев это - учёные, работавшие в одном направлении развития наших знаний. Значительно реже появлялись мыслители, которые охватывали своим мудрым взором всю совокупность знаний своей эпохи и на столетия определяли характер научного мировоззрения.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Биография В.И. Вернадского . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
2. Научные труды В.И. Вернадского. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
3. Учение о биосфере . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
4. Вклад в развитие биогеохимии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
5. Концепция биосферы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
6. Учение о ноосфере . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Все Биокосмические компоненты научного мировоззрения В.И. Вернадского покоятся на следующей фундаментальной идее. Живое вещество, выступая в роли геологически самого мощного химического агента, не только и не столько приспосабливается к внешней среде, но и само созидает и формирует эту среду, действенно ее преобразует, приспосабливая ее к себе, создавая благоприятные условия для максимального проявления своих геохимических возможностей. Для достижения этого эффекта необходимо, чтобы отношения между организмами и их сообществами характеризовались не только взаимной конкуренцией и борьбой, но также и сотрудничеством и взаимопомощью. Так и происходит на деле, отмечал Вернадский. Наиболее яркий тому пример - атмосфера, органичная составная (наряду с литосферой и гидросферой) часть биосферы, является всецело следствием геохимической деятельности растительного мира, играющего также роль связующего звена живого вещества Земли с Космосом.
В целом же биосфера как эволюционирующая и себя поддерживающая система характеризуется сложнейшим переплетением, взаимодействием, переходами миллиардов и миллиардов (по сути, потенциально бесконечных) динамических равновесий разного уровня, качества, состава и т.д.
Учение о живом веществе и биосфере, биогеохимия в настоящее время служат фундаментальными теоретическими и философскими основаниями тех уже существующих и вновь возникающих наук о Земле, которые иногда принято называть науками биосферного цикла. Это - биоэкология, биогеоценология, экологическая биогеография, биогеология, геогигиена, медицинская экология, геохимическая экология, морская биология и др.
6. Учение о ноосфере
Для всего биокосмического мировоззрения В.И. Вернадского, всех его компонентов, по существу, общей является проблема жизни во Вселенной, которая рассматривалась им в нескольких планах.
Возникновение разума, сознания В.И. Вернадский связывал с направленной эволюцией живой природы в сторону все большего усложнения и развития центральной нервной системы у отдельных наиболее высокоорганизованных ее представителей, развитием психики, обнаружением и развертыванием заложенных в живой природе духовных потенций. Неразрывно связывая сознание с живой материей, Вернадский закономерно приходит к выводу о том, что разум - это не только земное, но и космическое явление. Можно предположить "существование в Космосе человеческого разума и сознания". Значит, известная нам в земных условиях форма разума есть лишь одна из возможных бесчисленных его проявлений в Космосе. "Надо думать, что здесь, на Земле, в данное геологическое время перед нами развернулось только промежуточное выявление духовных возможностей жизни и что в Космосе где-нибудь существуют ее более высокие в этой области проявления". История человеческого общества, подчеркивал Вернадский, - это не только и даже не столько история войн, смен династий, дворцовых переворотов и т.п.; это прежде всего история освоения человеком планеты. Стремление овладеть окружающей природой пронизывает всю историю человечества, отмечал неоднократно Вернадский. В конечном итоге Вернадский приходит к выводу, что в настоящее время на нашей планете протекает процесс перехода верхней, занятой живым веществом оболочки планеты - биосферы - в новое геологическое состояние - ноосферу, то есть область, преобразованную разумом и трудом человека сообразно своим целям и потребностям, возвышающим его как активно действующую, творческую личность. Главные движущие силы этого перехода - широкие народные массы, в своих действиях опирающиеся на достижения научного знания и всей общечеловеческой культуры. У Вернадского встречается различное толкование времени возникновения ноосферы. Это свидетельствует о том, что к выработке своей точки зрения на этот вопрос он шел постепенно, преодолевая определенные трудности и сомнения. В окончательном виде позиция Вернадского складывается в 1941-1944 гг.: многочисленные дневниковые записи и письма этого периода, как и статья "Несколько слов о ноосфере" (1943 г.), убедительно свидетельствуют о том, что создание ноосферы он относил к будущему. Это было верно во времена Вернадского, это справедливо и сегодня. Он полагал, что с появлением на Земле человека разумного начался период идущего все ускоряющимися темпами становления ноосферы, но подлинная история ноосферы начинается с XX столетия - эпохи слившихся в единый поток величайших научных, технических, социальных преобразований, выдающихся культурных достижений. На первых порах локально, стихийно, а в дальнейшем в глобальных масштабах сознательно и целенаправленно биосфера будет преобразовываться в ноосферу трудом и разумом человека. Остается надеяться, что XXI в. представит весомые доказательства справедливости этого прогноза.
Заключение
В своих многочисленных работах Вернадский четко показал важность необходимость и полезность исторического подхода к изучению науки. История науки, для него, по существу и есть наука. Вернадский возвел ее в ранг науки
Он сумел собрать огромный фактический материал по этому вопросу, определить цели и задачи истории науки. Проводя сравнительный анализ фактологического материала, Вернадский выявил факторы (положительные или отрицательные), влияющие на развитие науки во времени и пространстве, определил роль общества и социальных условий в этом процессе. Как истинный ученый, не останавливаясь на сборе фактов и свидетельств, им был изучен эволюционный ход развития науки. Вернадский сформулировал методологические основы в изучении истории науки
В своих произведениях, автор постоянно говорил о том, что на фоне прошлого современные воззрения выглядят объемно, живо, в развитии. Появляется возможность для верной оценки новых достижений и обоснованной критики. “история науки является орудием достижения нового. Идеи прошлого часто становятся генераторами идей будущего” . По мнению Вернадского, история науки должна помочь верно понимать настоящее, вести научное исследование и заглядывать в будущее. Это ли не отдаленная цель многих ученых
Нет сомнений, что творческое
наследие Владимира Ивановича
В настоящем реферате рассмотрены жизнь и вклад в развитие естествознания одного из выдающихся ученых – Владимира Ивановича Вернадского.