Благотворительная и коммерческая деятельность русского купечества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 16:06, реферат

Описание работы

Актуальность темы исследования выражается в том, что особый тип предпринимателей, представленных купечеством, привнесло ощутимый вклад в развитие российской экономики. К тому же в общественной жизни купцы оставили весомый след, став благотворителями и меценатами. Благодаря им национальная культура пережила свое возрождение. Все это раскрывает значимость исследуемой темы. Отечественные историки в последние годы активно обращаются к истории купеческого сословия – А.И.Куприянов, В.П.Бойко, Ю.М.Беспалова, В.В.Захаров, А.А.Преображенский, Разгон В.Н. Объектом работы является купечество России. Предметом выступает коммерческая и благотворительная деятельность купечества.

Содержание работы

Введение 3-4
1 Купечество - особый социальный слой в истории России
1.1 Место купечества в социально-экономической структуре общества 5-6
1.2 Правовое положение купечества 6-7
2 Благотворительная и коммерческая деятельность русского купечества
2.1 История благотворительности в России. Благотворительность купечества 8-11
2.2 Коммерческая деятельность русского купечества 11-12
3 Меценатство в России
3.1 Меценатство купечества в Российском государстве 13-15
3.2 Религиозные воззрения российских меценатов 15-16
Заключение 17
Список использованной литературы 18

Файлы: 1 файл

Благотворительная и коммер. 2.doc

— 135.50 Кб (Скачать файл)

Благотворительность считается одной из самых древнейших традиций в России, которая пришла в нашу страну вместе с принятием христианства. Формы, подобные этому явлению, существовали и в других религиях, в том числе  и в исламе. Частная благотворительность тем, кто переживал лишения, несчастья и трудности была реакцией людей, обладающих  сострадательностью.

Общественные организации и  правительство должны были осуществлять помощь нуждающимся, но у государства не хватало средств на эти нужды, поэтому частным благотворителям никто не должен был препятствовать в проявлении своего желания оказать материальную помощь попавшим в беду. Но такие запреты все же были.

Меценатство было не только вспомогательным инструментом общественного благоустройства, но и важным условием его нравственного здоровья. В Древней Руси особенно понималась и очень ценилась непосредственная, личная благотворительность, которую производили из руки в руку, в стороне от посторонних глаз. Издавна поговаривали, что в рай попадают те, кто делал святую милостыню, что нищий питается богатым, а богатый спасается молитвой нищего. [5; с.161]. Меценату достаточно было воочию узреть людскую нужду, которую старался облегчить своей милостыней.

На Руси, как и в Европе, призрение бедных и нуждающихся было в руках церкви, в особенности монастырей. На Руси личная благотворительность становилась основным способом поддержания праздности, к тому же превращалась в равнодушное выполнение церковного приличия: раздавать мелочь просящим, вместо того, чтобы помочь нуждающимся. При царе Федоре Алексеевиче был издан целый ряд указаний против личной милостыни и бездельного ремесленного нищенства. В этот же период продолжают развиваться благотворительные учреждения.

В свою очередь Петр I стал первым российским правителем, который сделал поползновение запретить личное меценатство, утверждая, что оно только порождает большое число бездельников. В 1705 году Петр I дал указание рассылать подьячих с приставами и солдатами по Москве, искать бродячих нищих, с целью наказать их, отобрать у них деньги, не подавать им милостыню, а тех, кто подает им ее хватать и наказывать штрафом. Меценаты должны были приносить свои милостыни в богадельни, которые существовали при монастырях и церквах. Однако эта борьба была безуспешной, поскольку в ее реализации применялись насильственные методы, а целью было искоренить не причину, а следствие. При Екатерине II и Елизавете Петровне меценатство вновь входит в моду. Личная благотворительность получает свое развитие в высших слоях общества. Бецкой в этот период приобрел свою известность, посвятив всю свою жизнь воспитательной проблеме в России. По его предложению в Петербурге был открыт Смольный институт благородных девиц. В 1776 г. П.Д. Ларин, купец первой гильдии, осуществил пожертвование денег на создание «народного училища», крестьянского банка, а также в своем родном селе церкви. Сам Ларин хотел посвятить остаток своей жизни наблюдению за деятельностью училища [5; с.163].

Особенно развитие личное меценатство приобрело во времена Александра I при расцвете либерализма. В основном занимались благотворительностью женщины, особенно императрицы. Таким образом, жена Павла I, Мария Федоровна, является основателем благотворительной организаций под названием "Ведомство учреждений императрицы Марии", которая просуществовавала до 1917 г. Императрица Елизавета Алексеевна основала общества: "Женское Патриотическое" и "Императорское человеколюбие". Целые сословия и большое количество частных лиц при Александре I производили пожертвования для создания учебных заведений.

Принц Ольденбургский П. Г., отдавший 42 года служению обездоленным людям, основал в г. Петербурге первый детский ночной приют и училище правоведения. Он потратил на меценатство более миллиона рублей. В 1889 г. ему был поставлен памятник "Просвещенному благотворителю"на Литейном проспекте, но после революции 1917 г. его снесли [5; с.164].

Предприниматели занимали ключевое место в меценатстве, отражающее их положение в обществе. Их щедрость на благотворительность удивляло иностранцев и соотечественников своим размахом. Дело было не в том, что купцы обладали огромными деньгами. Огромную роль сыграла высокая религиозность купечества, стремление обрести в жизни вечной благодать. К тому же купцы были отстраненны от насыщенной идейной жизни. Судьба, уготованная купечеству историей, не предполагала их увлечения идеями революционного характера, по этой причине купцы исполняли общественный долг в такой степени, как они понимали его – прибегая к помощи личных пожертвования для тех людей, кто не может сам устроиться в жизни.

Организованная на Руси благотворительность в качестве общественная концепции помощи ближнему и его призрения, появляется после Крещения Руси и создания первых монастырей, при которых начали появляться первые больницы и богадельни.

С появлением в России класса промышленников и купцов, стала хорошо развита коммерческая деятельность, которая являлась ведущим занятием российского купечества.

 

 

2.2 Коммерческая деятельность русского купечества                      

П.А. Демидов в 1772 году на создание коммерческого училища пожертвовал 205 тысяч рублей. Это училище было создано в Москве при Воспитательном доме. Ученикам преподавались: английский, немецкий, французский языки, коммерческие корреспонденции,  бухгалтерии, арифметика на иностранных и русском языках. Училище в 1779 г. отделилось от Воспитательного дома, и перевелось в Петербург в качестве самостоятельного учреждения.

Новый устав училище получило в 1879 году. Согласно ему училище должно было преподавать общее образование для учащихся и готовить их к ведению коммерческой деятельности, к тому, чтобы становиться в дальнейшем контролерами, бухгалтерами, приказчиками торговых контор, фабрик и пр. Принимали в училище с 10 лет сыновей купцов и людей других сословий. Обучение осуществлялось курсом в течение 8-ми лет, 6из которых было посвящено общеобразовательному обучению и 2 -  специальному.

При училище существовал подготовительный класс. Иностранные языки, техническая химия, политическая экономия, коммерческая арифметика, законоведение, бухгалтерия, товароведение также относились к  специальным предметам. Училище обладало статусом среднего учебного заведения. Тем, кто окончил курс с отличием, выдавалось звание кандидат коммерции.

Такими же уставом и правом как Коммерческое училище г. Петербурга обладало Московское Коммерческое училище, созданное в 1804 году на пожертвования московского купечества. Эти училища были в личном ведении императрицы Марии, а управление их осуществлялось при участии советов, состоящих из местных купцов, и почетным опекуном. В Москве в 1804 году было создано очередное Коммерческое училище, получившее в 1806 году название "Московской Практической Академиии Коммерческих наук". В Москве в 1810 году было учреждено общество любителей Коммерческих наук. И общество и академия в 1851 году получили новый устав. Профессора академии в 60-х гг. открыли при ней несколько бесплатных лекций по коммерческой специальности [3, c.202].

Одесское купеческое общество в 1851 году составило акт о создании в Одессе высшего коммерческого специального училища. Устав Одесского училища был утвержден только в 1862 году через 10 лет. В Одесском училище, согласно уставу, было четыре специальных класса. Поступающие должны были знать 4-е класса гимназии. Те, кто оканчивали это училище, не могли пользоваться правами, которые предоставлялись иными подобным заведениями.

Училище в 1869 году было преобразовано в шестиклассное. В нем первые четыре класса были общеобразовательными, а два других являлись специальными. Тем, кто оканчивал училище, предоставлялись некоторые права, которыми пользовались выпускники других коммерческих училищ. Одесское купечество в 1885 году ходатайствовало о преобразовании в высший Коммерческий институт училища.

Наиболее полное развитие коммерческое образование достигло в Рижском политехническом училище. Оно было не хуже того, которое давали высшие Коммерческие школы в Антверпене, во Франции. Преподавались в нем только специальные предметы, поскольку в число учащихся принимали тех, кто окончил шесть общеобразовательных классов.

Наряду преподаванием теоретических основ, основательно проводилась и практическая подготовка к специальной деятельности учащихся. В  Рижском политехническом училище коммерческое дело ограничивалось трехлетним курсом. В нем читались: практика, география, конторское дело, политическая экономия, счетоводство, коммерческая арифметика, энциклопедическая химия, физика, история торговли, народного хозяйства, товароведение, морское, вексельное, торговое право.

В Санкт-Петербурге в 1880 году на средства местного купечества было открыто Петровское училище. В училище принимались дети купцов старше 9 лет. Права и программы учащихся похожи с Коммерческим училищем в Санкт-Петербурге. В Москве в 1885 году состоялось открытие Александровского (коммерческого) училища. Харьковское Коммерческое училище основано в 1893 году. Государственный совет в 1894 году утвердил Коммерческие училища и отдал их в подчинение Министерства Финансов.

В отдельных городах России имели место частные курсы. Например, в Петербурге частные курсы по коммерческим знаниям Вальденберга, курсы по счетоводству Ф.В. Езерского.

Коммерческие отделения при некоторых реальных училищах утверждались с 1872 года. Курс длился два года. Кроме общеобразовательных предметов в него включались и новые: немецкий и французский языки, коммерческая география, книговодство, коммерческое письмоводство, коммерческие вычисления.

В конце XIX века количество коммерческих отделений начало заметно уменьшаться. Училища были вынуждены за недостатком учеников закрывать коммерческие отделения. Коммерческие учебные заведения пробыли в России только до 1917 года. Отношение к коммерческой деятельности у новой государственной власти, установившейся после Октябрьской революции, было отрицательным. Во времена военного коммунизма вообще была запрещена коммерческая деятельность.

 

  3 Меценатство в России

3.1 Меценатство купечества  в Российском государстве

Понятие «меценат» произошло от имени вельможи Гая Цильния Мецената, который жил в I в. до н. э. в Риме. Он был щедрыми  знатным покровителем искусств и наук. Благотворительность – выделение материальных средств на добровольных началах в помощь нуждающимся, либо определенных общественные нужды. Тяга к книге, образованию, знанию формировалась лучшими представителями искусства, литературы, горожан, ценителей науки, купечества, дворянства. Знаменитые коллекционеры Третьяковы, Бахрушины, Рябушинские, Морозовы и другие были выходцами из русской деревни, они с готовностью выкладывали немалые средства для развития культуры и просвещения родного Отечества.

При сильной поляризации богатства и бедности в пореформенной России, частная благотворительность служила хорошим регулятором социального равновесия. Система государственного призрения была не способна оказать необходимую помощь бедным. Другие проявления благотворительности появляются с конца XVIII века в виде меценатства, которое проявилось в качестве покровительства наукам, искусству, собирании больших коллекций и библиотек, созданий театров художественных галерей и пр.[2; с.230].

На Западе меценатство выступало, в качестве явление, имеющего наряду с нравственными основаниями еще и юридические (освобождение от налогов или их снижение). В России чаще всего оно было связано с нравственными и религиозными понятиями, а также подчинялось веяниям общественного мнения. В действительности, меценатство можно рассматривать в качестве своеобразных причуд обеспеченных людей, которые не знают, куда им вложить свои деньги, либо как способ своеобразной рекламы своих деяний. Среди предпринимателей, также как и в других слоях населения, находились люди, которые желали посвятить свою жизнь духовности.

Особенностью торгово-промышленной среды России тех времен была поддержка различных культурных проектов. Во второй половине ХIХ-началеXX вв. меценатство достигло наибольшего размаха, и смело можно говорить, что российские предприниматели подготовили все условия для расцвета национальной культуры. Таким образом, третье сословие играло ту роль  в истории России, которая в иных странах принадлежала интеллигенции, поскольку отечественная интеллигенция в этот период взволновала народ, строя несбыточные планы.

Купцы-благотворители, несмотря на оказываемую ими помощь, не были популярны ни в социальных низах, ни в числе интеллигенции. В массовом сознании прочно поселился своеобразный стереотип купца-самодура.

Передовой промышленности в начале ХХ века была характерна идея союза "людей мыли" и "людей дела" для создания плана экономического роста. В Москве в 1908-1913 годах в особняках Рябушинского и Коновалова происходили своеобразные "экономические беседы", которые, несомненно, поспособствовали расширению общественного мировоззрения и уровня российского предпринимательства, утверждая, что в их руках лежит будущее страны. Но, к сожалению, мечтам этим сбыться не удалось [2; с.239].

Связанная с душевными переживаниями  глубокая религиозность, погоня за прибылью, дух традиционализма, осознание ответственности и вины перед народом составляли сущность российского купечества.

Еще в XVI веке Московское купечество содержало больницу, странноприимный дом для монахинь, 12 богаделен, содержали и строили на свои средства приюты, богадельни, больницы (к примеру, детская Морозовская, Остроумовская, Бахрушинская, Боткинская, Солдатенковская больницы). Большая часть которых были превращены со временем в административные конторы.

Неподалеку от старой Павловской больницы Данилова монастыря находился уголок милосердия. Сегодня на этом месте расположился Институт хирургии РАМН им. А.В.Вишневского.

Братья Василий, Алексей и Михаил Солодовниковы, являющиеся крупными московскими торговцами мануфактурными товарами, в 1865 г. построили богадельню на 150 мест, которая первое время полностью обеспечивалась основателями. Богадельня, спустя десять лет, перешла во владение Купеческой управы. Сергей Владимирович Алексеев состоял попечителем Солодовниковской богадельни много лет. В настоящий момент в ней расположена стоматологическая поликлиника. В 1891 г. на средства, которые были собраны среди московского купечества по добровольной подписке, построили больницу Купеческого общества рядом с Солодовниковской богадельней. В ней бесплатно лечили больных, в т.ч. страдавших хроническими заболеваниями без различия пола, состояния, званий, христианского вероисповедания и не моложе 16 лет. В действительности это был образован приют для неизлечимых и хронических больных, призванный разгрузить иные купеческие богадельни и больницы от обитателей, которые по неизлечимости болезни или старости нуждаются в постоянной врачебной помощи и уходе. В настоящее время, таких больных помещают, как правило, в дома престарелых или закрытые интернаты.

Информация о работе Благотворительная и коммерческая деятельность русского купечества