Благотворительная и коммерческая деятельность русского купечества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 16:06, реферат

Описание работы

Актуальность темы исследования выражается в том, что особый тип предпринимателей, представленных купечеством, привнесло ощутимый вклад в развитие российской экономики. К тому же в общественной жизни купцы оставили весомый след, став благотворителями и меценатами. Благодаря им национальная культура пережила свое возрождение. Все это раскрывает значимость исследуемой темы. Отечественные историки в последние годы активно обращаются к истории купеческого сословия – А.И.Куприянов, В.П.Бойко, Ю.М.Беспалова, В.В.Захаров, А.А.Преображенский, Разгон В.Н. Объектом работы является купечество России. Предметом выступает коммерческая и благотворительная деятельность купечества.

Содержание работы

Введение 3-4
1 Купечество - особый социальный слой в истории России
1.1 Место купечества в социально-экономической структуре общества 5-6
1.2 Правовое положение купечества 6-7
2 Благотворительная и коммерческая деятельность русского купечества
2.1 История благотворительности в России. Благотворительность купечества 8-11
2.2 Коммерческая деятельность русского купечества 11-12
3 Меценатство в России
3.1 Меценатство купечества в Российском государстве 13-15
3.2 Религиозные воззрения российских меценатов 15-16
Заключение 17
Список использованной литературы 18

Файлы: 1 файл

Благотворительная и коммер. 2.doc

— 135.50 Кб (Скачать файл)

Меценатство в послереволюционный период можно охарактеризовать, как способ удовлетворения толстосумами тщеславия и желания увековечить себя для потомков в истории. Стремления русских меценатов и благотворителей были различны. У одних это – порыв души, желание хоть чем-то помочь сирым и убогим, у других – способ усыпить собственную совесть и повысить в глазах окружающих свой авторитет.

Современные историки к религиозности русских предпринимателей обращаются как основной причине их благотворительной деятельности. Некоторые исследователя полагают, что в своей благотворительности предприниматели следовали формуле от Евангелия: "Кто одел голого, накормил голодного, посетил заключенного, тот Меня одел, Меня накормил, Меня посетил" [2; с.254].

Кроме стремления выделиться, честолюбия и богатства, главным источником, который определяет размах меценатства, было внутренние побуждения российских меценатов, которые обусловлены религиозными представлениями и воспитанием о душе в ином мире.

Меценатами были братья Солдатенков, Сытины, Мамонтовы, Морозовы, Бахрушины, Третьяковы. Уважительно говорили о меценатах Стасов, Толстой, Чехов, Лесков. Сегодня Москва, благодаря меценатам, имеет Бахрушинский музей, Третьяковскую галерею, прекрасную коллекцию живописи в музее им. Пушкина.

Памятники российской культуры, созданные на средства отечественных меценатов, и на сегодняшний день продолжают восхищать потомков и считаются нравственными показателями жизни современного общества.

 

3.2 Религиозные воззрения российского меценатов

В конце XIX – начале XX века купцы строили церкви, противоборствуя, кто больше сделает добра для народа. Не обошлось в этот период и без , естественно, и без тщеславия. Павел Рябушинский говорил, что богатство обязывает. На основе этой формулы предприниматели жили и вели свою общественную деятельность. Но истинной причиной меценатства Рябушинский считал сохранение твердой веры дедов и отцов.

Купцы-старообрядцы в своей благотворительности опирались на древний старообрядческий сказ об Иоанне Предтече, повествующем о четвертой заповеди и трех дарах, ниспосланных господом Богом. Крест и молитвы – первый дар, которым служат церкви с их иконами. Как следствие - стремление купцов возводить церкви и храмы. Второй дар – любовь и милостыня, –  которому служили даровые столовые, больницы, богадельни. Ночное моление –  третий дар, – которому служила икона.

Много ценителей и собирателей  древних икон было среди купцов: Третьяковы, Морозов, Солдатенков, Новиков, Постников и пр. Четвертой заповедью была читальная книга. Основным материалом в исторических исследованиях В.О. Ключевского А.Н. Муравьева стали собранные Царским жития святых. Не менее ценно было собрание А.И. Хлудова, жемчужиной которого стал знаменитый «Хлудовский псалтырь», являющийся драгоценным памятником греческой культуры X и XI веков.

Можно утверждать, что воззрения религиозного характера являлись весьма значительным фактором, который побуждал предпринимателей к меценатству и благотворительности. В Москве, в Донском, Новодевичьем, Новоспасском монастырях, сохранены здания рубежа XVII в., в которых располагались лечебницы, бывшие долгое время основным местом, где москвичи могли получить лечебную помощь.

В Москве первая гражданская больница была основана в начале 80-х гг. XVII в. боярином Ф.М.Ртищевым вблизи его двора в черте Знаменки (старинной улицы). Москва издавна считалась городом с множеством церквей, причудливыми неповторимыми улочками, старинными усадьбами,  многоголосым торжищем, щедрой благотворительностью, обителью милосердия. На сегодняшний день мы часто даже путаем слова «подаяние» и «милосердие». Акты милосердия воспринимались как подача милостыни  или подаяние. И, неправильно рассудив, люди, к которым было проявлено милосердие не только отказывались от него, но и старались оскорбить и даже оскорбляли тех, кто его к ним проявлял [2; с.255].

Милосердием считается не подаяние, а бескорыстная помощь нуждающимся, настоящим проявлением душевной заботы о ближнем и доброты. В начале ХХ века, милосердие было присуще всему русскому народу, отдававших своё скитальцам и нищим [2; с.254–256].

 

 

Заключение

В заключении хотелось бы сделать вывод о том, что на протяжении веков социально-правовой статус купечества претерпел существенное изменение. Исследование места купечества в структуре общества провинциального города указало на то, что члены сословий купечества обладали высоким статусом в обществе. Купец был самым коммуникабельным, информированным и образованным представителем общества еще со времен Древней Руси. Он расчетливо и смело мог вступать в торговые отношения, и с соотечественниками и с представителями других государств. Это проявлялось во все времена, но, в наибольшей степени – во второй половине ХIХ–начале XX веков на стадии буржуазного развития государства. В этот период происходят взлёт творческих и духовных сил нации, происходит социально-экономический рост, в том числе в достижениях русской живописи, театра, музыки, литературы, что в свою очередь, повлияло и на всю мировую культуру в целом.

Возрождение России в качестве великой державы, а также выход ее из экономического кризиса связаны с возрождением духовности. Коммерческая деятельность, меценатство, благотворительность являлись специфичной формой общественной деятельности. Они совершались людьми, не являющимися великими деятелями искусства, но вошедшими в историю, ибо способствовали ее обогащению. К. С. Станиславский писал, что для процветания нужны не только художники, но и меценаты.

К началу 20-го века в России существовала разветвленная система сословных и частных благотворительных обществ. Переворот 1917 года радикально изменил все положение, и сами понятия «сострадание» и «милосердие» стали неприемлемыми, как и все формы личной благотворительности.

Итак, можно подвести итоги работы: нами были проанализированы коммерческая, благотворительная деятельность, понятие купечество, меценатство, была изучена история развития вышеперечисленных явлений в России; правовое положение купечества также изучено, место русского купечества в социально-экономической структуре общества определено; рассмотрено российское меценатство и их религиозные воззрения.

Исходя из перечисленные выводов, очевидно, что цель данного исследования достигнута – изучение благотворительной и коммерческой деятельности русского купечества, и в процессе исследования найдены ответы на поставленные задачи.

 

 Список использованной литературы

1. Аникин А.В. «Юность науки. Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса», М., «Политиздат», 1985. С. 187–196.

  2. Бусыгин А.В. Предпринимательство.  Основной курс: Учебник для ВУЗов. М.: Инфра М, 2004. С. 230–256.

3. Галаган А.А. История российского предпринимательства. – М.:МЭГУ, 2009. С. 143–150.

4. Платонов Д.Н. «Иван Посошков», М., «Экономика», 2006. С. 75–86.

5. Прохоров, В.Л. Этапы развития благотворительности в России. ВИ – 2005.  – №3. – С. 158 – 164. 

  




Информация о работе Благотворительная и коммерческая деятельность русского купечества