Блокада Ленинграда в воспоминание современников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2015 в 06:19, курсовая работа

Описание работы

Задачи:
Проследить и проанализировать события блокадных дней в работе А. Адамовича и Д. Гранина «Блокадная Книга»
Рассмотреть события повседневной жизни в период блокады Ленинграда в мемуарах современников.
Цель: Ознакомиться с дневниковыми записями блокадников, восстановить события блокадных дней.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Воспоминание о блокаде очевидцев в личных письмах, мемуарах, художественных произведениях А. Адамовича « Баллада о блокаде» и
Д. Гранина «Блокадная книга»…………………………………………………
1.1 Блокада Ленинграда в дневниковых записях блокадников и мемуарах очевидцах………………………………………………………………………....7
1.2 Повседневная жизнь блокадного Ленинграда глазами женщин ………...14
Глава II. Героизм и трагедии блокадников в мемуарах современников
2.1Воспоминание о первой блокадной зиме Д. С. Лихачева…………………23
Мифы и, реальность, о жизни блокадного Ленинграда…………………...29
Классный час на тему: Блокада Ленинграда в воспоминаниях современников………………………………………………………………..33
Заключение……………………………………………………………………….36
Библиография…………………………………………………………………….40
Приложение………………………………………………………………………43

Файлы: 1 файл

надин диплом.docx

— 582.81 Кб (Скачать файл)

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

« Забайкальский государственный университет»

 

 

 

Выпускная квалификационная работа

БЛОКАДНЫЙ ЛЕНИНГРАД В ВОСПОМИНАНИЯХ СОВРЕМЕННИКОВ

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Студентка 5 курса

Овчинникова Н.О.

Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………3

Глава I. Воспоминание о блокаде очевидцев в личных письмах, мемуарах, художественных произведениях  А. Адамовича « Баллада о блокаде» и

 Д. Гранина «Блокадная книга»…………………………………………………

1.1 Блокада Ленинграда  в дневниковых записях блокадников и мемуарах очевидцах………………………………………………………………………....7

1.2 Повседневная жизнь  блокадного Ленинграда глазами женщин ………...14

Глава II. Героизм и трагедии блокадников в мемуарах современников

2.1Воспоминание о первой блокадной зиме Д. С. Лихачева…………………23

    1. Мифы и, реальность, о жизни блокадного Ленинграда…………………...29
    2. Классный час на тему: Блокада Ленинграда в воспоминаниях современников………………………………………………………………..33

Заключение……………………………………………………………………….36

Библиография…………………………………………………………………….40

Приложение………………………………………………………………………43

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Данная тема особенно актуальна в год семидесятилетия победы над фашизмом. 70 лет назад началась, самая кровопролитна, жестокая и всепоглощающая война, унесшая более 20 миллионов человеческих жизней. Эта страшная трагедия оставила неизгладимый след в истории нашей страны.

Нет ни одной семьи, которая, так или иначе, не пострадала бы в те страшные дни.

Ленинград стал непреодолимой преградой на пути оккупантов. Город оказался в полной блокаде, но сдать его было нельзя. Ленинград был не просто красивым городом, культурной столицей, но и стратегически важной высотой. Немецкая армия стремилась овладеть Ленинградом, вывести из строя всю военную промышленность, перекрыть выход к морю и лишить страну защиты балтийского флота. Люди понимали всю ответственность, что легла на их плечи, защитить город любой ценой и не позволить фашистам пройти вглубь страны. Падет Ленинград, падет и Москва.

Блокада Ленинграда стала одним из трагических событий тех тяжелых военных лет. Осажденный город, тысячи невинных жизней и перелом войны. Жители Ленинграда пережили ужасы бомбежек, голода и холода, но они сумели выстоять и прорвать блокаду, именно в этом и заключается их народный подвиг. Но вся трагичность тех лет долгое время после войны оставалась закрытой темой, в 70-х годах XX века были опубликованы многие ранее неизвестные работы.

В первую очередь это были личные дневники блокадников, они вели записи, пребывая в эпицентре трагических событий тех лет. Именно по этим разрозненным записям историки смогли сложить общую картину тех дней.

Сейчас, когда война стала историей, так важно чтобы потомки смогли увидеть и прикоснутся к событиям тех трагических лет. Чтобы не потерять свою идентичность важно сохранить память о собственной истории. Сейчас почти не осталось свидетелей той страшной блокады, но дети и внуки хранят память о тех трагических днях.

Степень изученности: Блокада Ленинграда становилась главной темой работ у разных историков и писателей.

Д.С. Лихачев в своей работе «Воспоминания» рассказывает о тяготах жизни обычного человека в блокадном городе. Первая, самая тяжелая зима блокадного города оставила неизгладимый след в душе Д.С.Лихачева, он пишет, прежде всего, для своих детей, для последующих поколений, чтобы знали и не забыли. Его поражало то, как быстро человек привыкает к нечеловеческому, и как раскрываются люди, находясь на грани.

Г.А. Князева «Блокадные дневники», В. М. Глинка «Воспоминания о блокаде».

Л.Я. Гинзбург  «Записки блокадного человека», «Проходящие характеры» - первое научное издание прозы. В эти сборники вошли ее «повествования», эссе и записные книжки военных лет, ставших самым плодотворным периодом ее литературной деятельности.

К.В. Ползикова - Рубец простая учительница истории написала книгу «Они учились в Ленинграде», опубликована была в 1954г. В суровое время Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда она работала в одной из школ, не прекращавшей учебных занятий. В основе книги лежит дневник автора, который она вела в 1941 - 1944 годах. События, рассказанные в книге, подлинные, но большинство имен учеников и педагогов изменено. Ее правдивая книга говорит о любви к Родине, о героическом труде школьников и учителей в дни обороны Ленинграда.

С. Б. Варшавский «подвиг Эрмитажа» его книга повествует о том, как жил и выживал Государственный Эрмитаж во время блокады Ленинграда. В книге поднята тема героического подвига работников музея, хранивших культурное наследие и коллекции музея, не вывезенные из окруженного города.

В. Никитин издал альбом «Неизвестная блокада. Ленинград 1941-1944г» в него вошли фотографии, рассказывающие о блокаде Ленинграда, продолжавшейся 900 дней, о самых тяжелых испытаниях за всю трехвековую историю огромного города. Издание альбома стало возможным благодаря ленинградским фоторепортерам - летописцам тех событий.

В 2008 г. была издана книга искусствоведа Н.Н. Никулина «Воспоминание о войне». Главной своей задачей Н.Н. Никулин считал формирование культурной памяти об Отечественной войне. Н.Н. Никулин писал свои воспоминания в течение многих лет, исправлял, дополнял.

Книга включает в себя мемуары написанные 1970-е г, дневниковые записи из госпиталя 1943 г, несколько десятков литературно обработанных новелл, записанные впечатления более позднего времени - встречи ветеранов, поездка в Германию 80-90-е г, краткое послесловие уже к публикации в 2008-м году. Жанровое разнообразие во многом определяет содержание книги. Постоянно меняя «степень приближения» к описываемым событиям, временную дистанцию, Н.Н. Никулин говорит не только о самой войне, но и о том, как её помнят - об истории и памяти - личной и общественной.

О блокаде Ленинграда писали и зарубежные историки, так американский публицист и историк Гаррисон Солсбери посвятил этой теме свою книгу «900 дней. Блокада Ленинграда». Она была опубликована в 1969 г. в США, книга издавалась и переиздавалась во многих странах мира.

Особняком стоит книга, написанная А. Адамовичем и Д. Граниным «Блокадная книга». В ней авторы постарались собрать все дневниковые записи блокадников, реальных людей с именами и адресами, они смогли систематизировать все отрывки, интервью, дневниковые записи, именно с помощью этого читатели смогли увидеть реальную картину тех трагических дней.

Объект: 900 блокадных дней в воспоминаниях ленинградцев.

Предмет: Обыденность и героизм во времена блокады Ленинграда.

 

Задачи:

  1. Проследить и проанализировать события блокадных дней в работе А. Адамовича и Д. Гранина «Блокадная Книга»
  2. Рассмотреть события повседневной жизни в период блокады Ленинграда в мемуарах современников.

Цель: Ознакомиться с дневниковыми записями блокадников, восстановить  события блокадных дней.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что уточняются и дополняются данные о трагических событиях нашей истории.

Практическая значимость работы состоит в том, что ее положения и результаты могут быть использованы в разработке общих курсов по теоретическим дисциплинам, таким, как история, культурная антропология.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Воспоминание о блокаде Ленинграда в трудах  А. Адамовича и

Д. Гранина «Блокадная книга»

1.1 Блокада Ленинграда  в дневниковых записях блокадников

Трагические события нашей истории, как блокада Ленинграда постепенно переходят из живой памяти в историю, очень важны любые свидетельства о ней. В каждом из них - частичка того, что пришлось пережить горожанам в те трагические дни.

Дневников и воспоминаний, посвященных ленинградской блокаде, существует немало. В чем-то эти дневники похожи друг на друга, но, вместе с тем, каждый из них по - своему уникален. В них - блокада без подвигов и героизма, без идеологии. Блокада глазами самых простых людей, которые могли рассчитывать только на себя и своих родных. Людей, которые порой только чудом избежали смерти от голода, обстрелов и бомбежек.

Многие жители осажденного Ленинграда, которые прежде не записывали события своей жизни, именно во время блокады стали вести дневники. Объяснение довольно простое людям было необходимо выплеснуть все свои эмоции, чувства и переживания, но поделиться,  в эти суровые времена можно было лишь с  бумагой. Возможно, именно в такие времена люди понимают свою сопричастность к историческим событиям и начинают гораздо cильнее ощущать свою собственную значимость. А возможно, они просто не уверены, что останутся живы, и потому стараются хотя бы записями в дневнике оставить память о себе.

Об этих дневниках знали только самые близкие родственники. Времена были такие, что за « лишнее » слово или просто за высказывание, которое могли истолковать как «упадническое» или «пораженческое», можно было получить большие неприятности. И нередко именно дневники, найденные сотрудниками Народного комиссариата внутренних дел при обыске, служили затем важнейшим вещественным доказательством «антисоветской деятельности» автора. А некоторые из них даже стоили их авторам жизни. (1, с 14)

Документы свидетельствуют, что сталинский репрессивный конвейер в полной мере продолжал работать и в блокадном Ленинграде. Именно потому дневники берегли от чужих, посторонних глаз. Вот почему так немного сегодня блокадных дневников в музеях и архивах города. Многие потомки  блокадников хранят их дома. Публикация блокадных дневников сегодня необходима, ведь они являются ныне важнейшими историческими источниками и свидетельствами той нелегкой  эпохи.(1, с 55)

Военная блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941 г. Город был взят в блокадное кольцо на 900 дней. В блокаде участвовали немецкие, финские и испанские войска. К началу блокады в городе не имелось достаточных по объёму запасов продовольствия и топлива. Единственным путём сообщения с Ленинградом оставалось Ладожское озеро, находившееся в пределах доcягаемости артиллерии и авиации осаждающих, на озере также действовала объединённая военно-морская флотилия противника.

Пропускная способность этой транспортной артерии не соответствовала потребностям города. В результате начавшийся в Ленинграде массовый голод, усугублённый особенно суровой первой блокадной зимой, проблемами с отоплением и транспортом, привёл к сотням тысяч смертей среди жителей.

Эвакуация жителей и предприятий из Ленинграда началась 29 июня 1941 года. Из города выехали многие заводы, научно-исследовательский институт,  проектные и исследовательские организации, театры.

Утром 28 августа со станции Мга отправились два последних эшелона с эвакуированными ленинградцами. Cтанцию захватили гитлеровцы, и железнодорожное сообщение города со страной прервалось. В этот же день войска фашистов прорвались в пригороды Ленинграда. В городе сидели на узлах и чемоданах 216378 человек, зарегистрированных и учтённых к эвакуации. Кoгда блокадное кольцо замкнулось, там остались более 2 миллионов человек. (1, с 72)

С 4-го сентября начались артобстрелы города, которые продолжались до конца блокады.

В условиях блокады город был основным источником пополнения войск Ленинградского фронта. В самое тяжелое время - первую блокадную осень и зиму – он дал вооруженным силам более 80 тысяч новых бойцов. Это было особое пополнение - люди, познавшие страдания блокады, пережившие смерть родных и близких, готовые сражаться против захватчиков не щадя жизни.

Осада Ленинграда вражескими войсками и флотом продолжалась до сентября 1944 г. В Июне - августе 1944 г. были проведена Выборгская и Свирско-Петрозоводская операции, итогом которых стало полное освобождение города от осады вражеских войск. В сентябре 1944 года был освобождён остров Гогланд.

За массовый героизм и мужество в защите Родины в Великой Отечественной войне 1941 г. - 1945 г., проявленные защитниками блокадного Ленинграда, согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР 8 мая 1965 г. городу присвоена высшая степень отличия - звание Город-герой.(1, с 74)

Пoбеда под Лeнинградом стоила немалых жертв. При защите Ленинграда погибли тысячи воинов Советской Армии и моряков Балтийского флота. Большие потери понесло гражданское население Ленинграда, страдавшее от бомбардировок и обстрелов, голода и холода. Тяжелый материальный ущерб был нанесен городу, его промышленности и хозяйству, памятникам искусства и архитектуры.

Блокадники показали свою убежденную преданность, социалистическому образу жизни, перенеся неслыханные трудности и победив в жестоком единоборстве с врагом. (1, с 15)Чтобы оценить высоту и силу подвига людей необходимо представить всю меру лишений, утрат, мучений, пережитых ленинградцами. После войны были опубликованные книги различных авторов, раскрывающих тему блокадного города и трагедий его жителей. Опубликованы воспоминания юных защитников города - школьников, юнг, воспоминания тех, кто создавал в блокированном городе овощную базу, заготавливал лес, торф. Д. Гранин и А. Адамович авторы большой работы «Блокадная книга», хотели передать, понять, сохранить все то, что было пережито, прочувствовано, изведано душами людей. Старых и молодых, сильных и слабых, тех, кого спасали, и тех, кто спасал. Эта тяжелая работа была необходима, для последующих поколений. Нельзя просто все это упустить, забыть столь важное и трагическое событие в жизни нашей страны. Блокадный смертельный голод, бессчетные смерти, муки матерей и детей, память об этом должна служить другим людям и десятилетия и спустя столетия.

Информация о работе Блокада Ленинграда в воспоминание современников