Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2015 в 06:19, курсовая работа
Задачи:
Проследить и проанализировать события блокадных дней в работе А. Адамовича и Д. Гранина «Блокадная Книга»
Рассмотреть события повседневной жизни в период блокады Ленинграда в мемуарах современников.
Цель: Ознакомиться с дневниковыми записями блокадников, восстановить события блокадных дней.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Воспоминание о блокаде очевидцев в личных письмах, мемуарах, художественных произведениях А. Адамовича « Баллада о блокаде» и
Д. Гранина «Блокадная книга»…………………………………………………
1.1 Блокада Ленинграда в дневниковых записях блокадников и мемуарах очевидцах………………………………………………………………………....7
1.2 Повседневная жизнь блокадного Ленинграда глазами женщин ………...14
Глава II. Героизм и трагедии блокадников в мемуарах современников
2.1Воспоминание о первой блокадной зиме Д. С. Лихачева…………………23
Мифы и, реальность, о жизни блокадного Ленинграда…………………...29
Классный час на тему: Блокада Ленинграда в воспоминаниях современников………………………………………………………………..33
Заключение……………………………………………………………………….36
Библиография…………………………………………………………………….40
Приложение………………………………………………………………………43
Учитель: Особое место в жизни блокадников занимает «Дорога жизни».
В первую блокадную зиму автомобильная дорога работала 152 дня. За это время по ней было завезено в Ленинград более 367 тысяч тонн различных грузов, в том числе 270 876 тонн продовольствия. По дороге эвакуировано 514 тысяч жителей города и 35 тысяч раненых и больных воинов, переправлено 3677 вагонов с оборудованием и культурными ценностями. (1, с 237)
Слайд 5 ( Д.С. Лихачев с семьей)
Учитель:
Лихачёв Дмитрий Сергеевич филолог, искусствовед, сценарист, академик Российской Академии Наук, автор 500 научных и около 600 публицистических трудов, родился 28.11.1906 г, в Санкт-Петербурге.
Д.С. Лихачев пережил самый тяжелый первый год блокады родного города, он как многие простые жители города вел записи этого страшного периода в истории всей страны и его жизни. В своей работе «Воспоминания» он описывает холодную зиму блокадного города, с его тягостями и лишениями.
Слайд 6 (Жертва дистрофии)
Учитель:
Жизнь в коммуналке, поиски еды, вывод умерших людей постоянные бомбежки. В эти тяжелые моменты обнажается человеческая натура. Смерть в этих нечеловеческих условиях потеряла всю сакральность, она словно «притерлась», стала такой обыденной, что перестала вызывать каких-либо эмоций. Умершие люди на лестницах, улице и квартирах не вызывали чувства страха или слез.
В основном люди умирали
от голодного истощения, все ткани
человеческого организма
Учитель:
Но несмотря ни на что ленинградцы смогли выжить. Многих из них сейчас уже нет, но память о них остается в сердцах внуков и правнуков. Объединенные этой трагедией они победили. Блокада была прорвана, героизм, проявленный как на фронте, так и в тылу не должен быть погребен под толщей времени. Дневники и мемуары простых ленинградцев позволили представить глубокую трагедию блокадников. О подвиге ленинградцев должны знать и помнить.
Учитель:
2015 г год семидесятилетия Великой Победы над фашизмом. Сейчас как никогда мы должны сплотиться и отдать дань памяти тем, кто отстоял свободу и право на жизнь, кто не позволил распространиться страшной болезни, носящей имя нацизм. Они были преданны своему делу, любили родину и свято верили в победу.
Минута молчания.
Звучит куплет из песни «День Победы»
Данное мероприятие воспитывает патриотические качества личности, уважение к ветеранам войны и тыла, любви к малой Родине. Формирует представление о жизни блокадного Ленинграда с его трагедиями и радостями.
Заключение
Блокада Ленинграда стала одной из самых трагичных страниц нашей истории. Эти тяжелые 900 дней блокады ленинградцы смогли выдержать. Отрезанные от большой земли, находясь в невыносимых условиях голодомора, они сумели отстоять свой родной город.
Немецкая армия действовала по специально разработанному проекту ведения боевых действий - плану «Барбаросса». Основной целью для них была столица, однако, сначала предполагалось захватить Ленинград ввиду его огромной политической, экономической и стратегической важности. Захват Ленинграда повлек бы потерю Прибалтики, Балтийского флота, основной защиты с Баренцева и Белого морей. Завладев Ленинградом, немецкая армия приобрела бы не только весьма удобные морские и сухопутные пути для обеспечения провиантом, вооружением свои военные части, но и выгодные позиции для удара в тыл советским вооружённым силам, прикрывавшим Москву.
Было принято решение, во что бы то ни стало удержать город, бороться за каждый квартал. Немецкая армия не смогла сломить дух ленинградцев и план по молниеносному захвату культурной столицы СССР провалился. Военные действия переросли в затяжную блокаду города.
В эти страшные дни люди сплотились, блокадникам пришлось противостоять не только немецкой армии, но и голоду, холоду, а зачастую и человеческой подлости. Многие люди, оказавшись в этих условия, начинали писать, словно можно было переложить всю боль и переживания с помощью бумаги. Именно эти записи, личные дневники помогли составить полную картину повседневной жизни блокадников. Многие дневники не публиковались, часто их просто прятали, в городе проходили чистки, и каждое слово могло быть воспринято как пропаганда, которая могла отрицательно повлиять на моральный дух людей. Сейчас практически все дневники и мемуары опубликованы. Так А. Адамович и Д. Гранин смогли собрать воедино дневниковые записи блокадников, так на основе этих записей была опубликована «Блокадная книга». Эта работа раскрыла новую сторону блокадной жизни.
У ленинградцев стояла цель выжить и защитить свой родной город любой ценой. Многие жители не покинули город, веря, что все изменится, что у них получится выстоять. Все оказалось намного сложней, люди умирали от всеобщего голода, зима 1941-1942 г. оказалась очень холодной, в городе происходили аварии, перемерзали трубы с водой, многие дома перестали отапливать, люди замерзали в собственных постелях.
Постоянные обстрелы загоняли людей в подвалы и бомбоубежища. Но не смотря на все сложности, люди продолжали работать, учиться, эти повседневные дела отвлекали людей от проблем. Работали заводы и школы, радио говорило голосом поэтессы Ольги Бернггольц, она изо дня в день поднимала патриотический дух ленинградцев. Детей отвлекали от тягот жизни в школах и кружках, многие танцевали и пели. В тяжелые дни бомбежек люди дежурили у подъездов и на крышах зданий. Многие жертвовали собой, тушили снаряды, попадавшие на крыши. Ленинградцы смогли защитить и культурные ценности, был эвакуирован Эрмитаж. Трудились абсолютно все, для ленинградцев было важно спасти достояние родной культуры.
Но голод косил всех, нехватка продовольствия сказалась абсолютно на каждом, люди умирали от истощения, появилось выражение « ленинградская болезнь» что означало полную дистрофию. Именно в этот период проявился человеческий характер, выстоять, во что бы то ни стало. Но были и те, что потеряли человечность, процветало воровство, убийство и даже каннибализм. Смерть перестала вызывать ужас, слишком часто люди умирали, многих даже не хоронили.
Но ленинградцы смогли выжить. Многих из них сейчас уже нет, но память о них остается в сердцах внуков и правнуков. Дневники и мемуары простых ленинградцев позволили представить глубокую трагедию блокадников. Объединенные этой трагедией они победили. Блокада была прорвана, героизм, проявленный как на фронте, так и в тылу не должен быть погребен под толщей времени. О подвиге ленинградцев должны знать и помнить. Ленинград стал непреодолимой преградой на пути немецкой армии.
Библиография
Приложение 1.
Осень 1941 г. Д. С. Лихачев с женой и дочерьми.
Приложение 2
Страницы из блокадного дневника Екатерины Прокофьевны Глинской
Приложение 3
Жертвы голода.
Приложение 4.
Приложение 5.
Дорога Жизни.
Приложения 6.
Зима 1941г. Жители блокадного Ленинграда набирают воду, появившуюся после артобстрела в пробоинах в асфальте на Невском проспекте.
Информация о работе Блокада Ленинграда в воспоминание современников