Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 22:58, реферат
Одной из острейших внутриполитических проблем США, своими корнями уходящей в глубокое прошлое страны, является расовая проблема. Несмотря на провозглашённое Конституцией США равноправие американских граждан, Соединенные Штаты продолжают оставаться страной расового неравенства и дискриминации. США, значительную часть населения которых составляют представители расово-этнических групп, - одно из немногих государств – членов ООН, которое на протяжении долгих лет отказывается взять на себя конкретные договорные обязательства по борьбе против расовой дискриминации. Вследствие этого Соединённые Штаты до сих пор не ратифицировали международную Конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации, принятую ООН в 1965 г.,1 а также проигнорировали проходивший в ЮАР в 2001 году Саммит ООН по борьбе с расизмом.
Её неприятие отразилось в идеологии мультикультурности (равенство и разнообразие расово-этнических культур). Идеология мультикультурности, доказывающая, что все расово-этнические культуры самоценны и равны и ни одна из них, в том числе и культура белых, не может ставиться и цениться выше других, имела демократическое звучание. Многие американские политики и идеологи не преминули преподнести теорию мультикультурности как новое проявление подлинного плюрализма и демократизма американского общества. Но это утверждение скрывало то очень важное обстоятельство, что теория мультикультурности отразила радикальный протест против доминирования культуры белых и заключала в себе вирус и угрозу дезинтеграции американского общества по расово-этническим линиям.
В настоящее время, несмотря на всяческие стремления американских властей на федеральном и местном уровне решить расовую проблему, её решение так и не было найдено. По-прежнему существует противостояние между расово-этническими группами американской нации, как и ранее, белые, афроамериканцы и испаноязычные американцы компактно проживают в этнически однородных районах городов. Попытки установления равноправия между расовыми группами привели к существенному увеличению прав чернокожего населения и злоупотреблению полученными правами при поступлении на работу, получении социальных пособий, выборах должностных лиц и продвижении по службе. Недовольство белого большинства, оказавшегося, по сути, в дискриминируемом положении, начало проявляться в 1980-90-е годы в массовом выселении из районов смешанного проживания в пригороды, а также в активизации деятельности националистических, шовинистических и откровенно расистских объединений и партий, борющихся, по сути, «за права белого населения Америки». При этом в последнее время резко обострилось противостояние белокожего населения с выходцами с мусульманского Востока, а также испаноязычной частью общества, доля которой в последнее время резко возрастает.
Расово-этнический конфликт занимает ведущее положение среди социальных проблем Америки. Некоторые исследователи не без оснований доказывают, что он имеет и классовый характер, поскольку белая раса преимущественно составляет верхний и средний класс, в то время как афроамериканцы и испаноамериканцы – меньшую часть среднего и нижний. Вследствие этого, существует возможность постепенного перерастания расово-этнического конфликта в классово-этнический.
Опасность дезинтеграции американского общества по расово-этническим линиям осознали в конце ХХ века прозорливые белые политики. Бывший Президент США Б. Клинтон, признавая распространенность как белого, так и черного расизма, считал необходимым в качестве противоядия сформулировать новую «американскую мечту», которая сплотила бы и удержала вместе все расы и этносы Соединенных Штатов. Но, как свидетельствует опыт не только США, но и других стран, сформулировать и внести в сознание подобную идею «сверху», если её не приемлет большинство населения, практически невозможно.
Тем не менее, несмотря на прошедшие годы и ситуацию сегодняшнего дня, для подавляющего большинства афроамериканцев их кумиром и идеологическим лидером являются не представители радикальных афронацистских группировок, а Мартин Лютер Кинг. Деятельность Кинга изучает и продолжает Центр ненасильственных социальных изменений имени Мартина Лютера Кинга-младшего в Атланте. Кинг стал первым темнокожим американцем, кому в 1986 году был установлен бюст в Большой ротонде Капитолия в Вашингтоне, и первым политическим деятелем – афроамериканцем, о котором был снят фильм («Кинг», 1978). Третий понедельник января отмечается в Америке как День Мартина Лютера Кинга и считается национальным праздником (несмотря на то, что в 1983 году Конгресс попытался заблокировать эту инициативу). Католическая церковь признала Кинга, протестантского священника, мучеником, отдавшим жизнь за христианскую веру. Столь высокой оценки удостоился жизненный путь, политическая, общественная и духовная деятельность Мартина Лютера Кинга и его вклад в борьбу за то, чтобы расизм остался лишь печальной стороной американской истории. Однако борьба эта продолжается и по сей день…
1 http://www.un.org : Официальный Интернет-сайт ООН
2 Миллер У.Р. Мартин Лютер Кинг. Жизнь, страдания и величие. / Пер. с англ. В.Т. Олейника. – М.: Рудомино: Текст, 2004.
3 Кинг М.Л. Есть у меня мечта. Избранные труды и выступления. / Пер. с англ. – М.: ИПЛ, 1970.
4 Историческая наука в ХХ веке: Историография истории нового и новейшего времени стран Европы и Америки. // Под ред. И.П. Дементьева, А.И. Патрушева. – М.: Простор, 2002. с. 196.
5 Попов А.А. Государство и профсоюзы. – М., 1974.
6 Савельева И.М. Профсоюзы и общество США в ХХ веке. – М., 1983.
7 Согрин В.В. Идеология в американской истории: От отцов-основателей до конца ХХ в. – М., 1995.
8 Согрин В.В. Белый дом: президенты и идеология. – М., 1998.
9 Согрин В.В. Политическая история США. – М., 2001.
10 Кондрашов С.Н. Жизнь и смерть Мартина Лютера Кинга. – М.: ИПЛ, 1970.
11 Согрин В.В. История США: Учебное пособие. – СПб: Питер, 2003. с. 130.
12 Там же.
13 Современные Соединённые Штаты Америки: Энциклопедический справочник. / Под ред. Э.А. Иваняна. – М.: ИПЛ. 1988. с. 244.
14 Там же.
15 Согрин В.В. История США: Учебное пособие. – СПб: Питер, 2003. с. 130.
16 Согрин В.В. История США: Учебное пособие. – СПб: Питер, 2003. с. 131.