Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 16:01, контрольная работа
К началу ХIХ в. сербы, хорваты, словенцы, босняки, черногорцы были в той или иной степени интегрированы в общественно-политические структуры двух империй, Австрийской и Османской. Разные политические, экономические и культурные пути развития этих империй сформировали и определили различия в положении и менталитете славянских народов, входящих в их состав. Основные характеристики, различающие так называемых “турецких” и “австрийских” славян состояли в:
Введение……………………………………………………………………../стр.2.
Босния и Герцеговина в Новое время………………………………………………………………../стр. 4-8
2. Культура Боснии и Герцеговины в ХIХ - начале ХХ в…………/стр.9-11
Заключение…………………………………………………………./стр. 12-13
Список использованных источников…………………………………./стр.13
Тема: Босния и Герцеговина в 1878-1914 г.
План:
Введение…………………………………………………………
2. Культура Боснии и Герцеговины в ХIХ - начале ХХ в…………/стр.9-11
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………./стр.
Введение
К началу ХIХ в. сербы,
хорваты, словенцы, босняки, черногорцы
были в той или иной степени
интегрированы в общественно-
- степени участия в
общественно-политической и
- условиях развития
национального языка и
- религиозной свободе;
- дискриминации по национальному или религиозному признаку.
Сербы и хорваты при
этом проживали как в Австрийской,
так и в Османской империях.
Территория Военной Границы переходила
из рук в руки, заселена была чересполосно
сербами и хорватами и
Таким образом, история этих народов в ХIХ веке вплоть до 1918 г. связана с историей империй, в состав которых они входили, что и определило региональный принцип последующего изложения.
Южные славяне в составе Османской империи на протяжении всего ХIХ века и начала ХХ века выступали вместе с другими народами Балканского полуострова за ликвидацию турецкого владычества и создание своих государств. Борьба эта велась практически непрерывно, принимая формы локальных и общебалканских восстаний и войн. Изменялись и лозунги борьбы - от расширения прав немусульманского населения до полной независимости. Важным рубежом был в этой борьбе 1878 г. - ознаменовавшийся появлением двух независимых княжеств - Сербии и Черногории. Но борьба за освобождение оставшейся в составе Османской Порты части Балканского полуострова продолжалась до 1913 г., когда после окончания Второй балканской войны Турция лишилась практически всех своих европейских территорий, за исключением Восточной Фракии.(2)
К концу ХVIII века военно-ленная
система Османской империи
Согласно условиям Берлинского трактата (1878 г.) Босния и Герцеговина были оккупированы войсками Австро-Венгрии. Оккупационный режим продолжался до 1908 г., после чего провинция была окончательно присоединена (аннексирована) к империи Габсбургов.
За период тридцатилетней оккупации австро-венгерским властям удалось интегрировать провинцию в экономическую и политическую структуру империи, провести ряд существенных экономических и культурных преобразований в сторону модернизации края. Босния и Герцеговина в политике Вены представляли важный сырьевой и стратегический объект. В планах экономического и политического усиления влияния империи Габсбургов на Балканах Босния и Герцеговина играли роль форпоста. Через эту территорию должны были пройти и важные железнодорожные пути в направлении Стамбула и Салоник. Вместе с тем, несмотря на присутствие оккупационных войск, австро-венгерские власти не могли быть уверенными в стабильности политического положения в Боснии и Герцеговине, понимая какую серьезную угрозу, представляли собой как внутренние сепаратистские тенденции в крае, так и претензии на эти территории со стороны соседних Сербии и Черногории. Управление краем строилось с учетом этих факторов.
Формально Босния
и Герцеговина продолжали
В 1882 гг. в Боснии и Герцеговине поднялась волна вооруженного сопротивления австрийской оккупации, связанного с объявлением мобилизации в крае. В волнениях приняли участие, как христиане, так и мусульмане. Австро-венгерское правительство с помощью войск подавило восстание. Проанализировав ситуацию и учтя приобретенный опыт, Бенджамин Калай в своей политике сделал ставку на национальное и конфессиональное разъединение жителей края. Прежде всего, проводилась политика поддержки мусульманской знати - беговата, сохранившего свою земельную собственность и привилегии. Затем была проведена политика депортации сербского православного населения края, которое было расселено чересполосно с мусульманами и католиками. На границах с сербским княжеством были поселены колонисты-католики из Тироля и Галиции. Эти меры должны были противодействовать ирредентистским планам сербского населения края. (11)
Особый контроль был установлен за деятельностью православных священников. Был взят курс на ликвидацию церковно-приходских школ и общую секуляризацию начального образования. После заключения конкордата с Константинопольской патриархией в марте 1880 г., император получил право назначать православных митрополитов в крае. В ответ на эти меры в 90-е годы Х1Х в. развернулась борьба православных жителей провинции за признание церковно-школьной автономии и за право обучения детей в церковно-приходских школах на кириллице. Этого удалось добиться лишь в 1905 г.
Австро-венгерские власти старались дистанцировать мусульманское население края от влияния Османской империи. С этой целью император Франц-Иосиф назначил своего ставленника Мустафу Омеровича - главой мусульманского духовенства Боснии и Герцеговины (реис-уль-илемом). Все религиозные мусульманские институты в крае были сохранены. В 1909 г. мусульманам удалось получить церковно-школьную автономию.
Свои позиции в Боснии и Герцеговине, где католики составляли меньшинство, католическая церковь укрепляла благодаря государственной поддержке сараевского епископа Иосипа Штадлера (1843-1928гг.). Неутомимая деятельность последнего привела к полному переходу на латиницу во всех изданиях на сербскохорватском языке в крае, росту числа католических школ, усилению католического прозелитизма. Штадлер и католические священники стояли на позициях верности австро-венгерскому центру, и вместе с тем способствовали формированию хорватского национального самосознания среди католиков Боснии и Герцеговины.
Этно-конфессиональная картина края оставалась пестрой, но при этом в связи с политикой колонизации число католиков возрастало, а из-за начавшейся эмиграции мусульман в Турцию их число снижалось. Согласно переписи 1886 г. в Боснии и Герцеговине проживало: 1.336.091 чел. Из них православных - 571.250, мусульман 492.710, католиков 265.788, иудеев - 5.805, других вероисповеданий 538. Переселение в Турцию в 90-е годы Х1Х принимает массовый характер, поскольку неурожаи, налоговый гнет, а главное введение воинской повинности заставляли мусульман покидать край. На чиновничьи места в аппарат австро-венгерской администрации присылались представители славянского католического населения империи, хорошо знающие немецкий язык - чехи, словенцы, поляки. К началу ХХ века число чиновников - уроженцев Боснии и Герцеговины составляло всего 26%, из них сербских - З% и мусульман - 5%. Попытки властей внедрить концепцию единой «боснийской народности» не удались, население отказывалось от подобной унификации.
Экономическое развитие края в период управления Б. Калая проводилось по специально разработанному плану и носило характер ускоренной модернизации. Строились железные дороги, число которых к началу ХХ века составило 1.684 км. (правда, в основном это были узкоколейные линии), разрабатывались месторождения железной руды, магния, соли и каменного угля. В сельском хозяйстве вводились новые технологии - племенное скотоводство, появились паровые и электрические мельницы. Вместе с тем сохранялась турецкая система землепользования, основанная на аграрном законе 1858 г. Землей по-прежнему владели представители мусульманской знати, которой были сохранены ее привилегии. Крестьяне продолжали находиться в зависимости у землевладельцев. Большинство населения проживало в селах, городское население составляло около 15%. Ранее типично ориентальные города края постепенно приобретали европейский вид. В основательно перестроенном венскими архитекторами центре провинций городе Сараево были открыты национальный музей, библиотеки, научные общества. В 1894 г. в крае была проведена промышленная выставка. Особое внимание уделялось просвещению и образованию. Число грамотных в Боснии и Герцеговине на рубеже веков не превышало 12%. Для ликвидации неграмотности в крае было ведено обязательное восьмилетнее образование на национальном языке. Было очевидно, что австро-венгерское правительство вкладывает средства в край с тем чтобы надолго оставить его за собой. Этому решению способствовало и тайное соглашение между Россией и Австро-Венгрией в 1897 г. о возможной аннексии последней Боснии и Герцеговины.
Младотурецкая революция
позволила Австро-Венгрии
Босния и Герцеговина стали составной частью империи, здесь было сформировано и местное правительство. В крае были предприняты попытки аграрных реформ, выразившиеся во введении откупной системы. Крестьянам предоставлялись кредиты на срок от 30 до 50 лет для выкупа земли. Начался учет и ревизия вакуфных земель. Но политика модернизации края, проводимая властями сталкивалась с противодействием сильных мусульманских традиций, особого менталитета мусульманского этноса и всего боснийско-герцеговинского общества в целом. В пестрый мир конфессий и народностей Австро-Венгрии влился новый элемент - мусульманское население. Отработанные приемы интегрирования в общеимперскую структуру здесь сталкивались противостоянием традиций двух разных цивилизаций - западной и восточной. Босния и Герцеговина стали самым западным форпостом ислама в Европе. Обыденная жизнь боснийцев и герцеговинцев по-прежнему несла ярко-выраженные ориентальные черты. Это касалось как религиозной и обрядовой стороны, так и обустройства быта. Совершенно неизменным остался традиционный костюм мусульман - фески, шальвары, чадра. Законы шариата признавались властями и допускали и многоженство, учитывался особый статус мусульманской женщины. Так, на железных дорогах были сооружены специальные залы ожиданий и выделены специальные вагоны для женщин-мусульманок, им разрешалось не участвовать в судебных разбирательствах.
17 февраля 1910 г. Боснии
Герцеговине была дарована
Еще в 90-е гг. Х1Х в. в крае были созданы политические организации, оформившиеся теперь в политические партии, которые отчетливо дифференцировались по национальному признаку. В 1907 г. была создана сербская партия - Сербская народная организация, пропагандирующая сербскую национальную идею. Движение мусульман за автономию политически оформилось в 1907 г. в Мусульманскую народную организацию. Обе партии были солидарны в своем неприятии возможности аннексии Боснии и Герцеговины. В 1908 г. оформилась хорватская политическая партия - Хорватское народное объединение, целью которой было объединение Боснии и Герцеговины с Хорватией. Все три партии в 1910 г. были представлены в боснийско-герцеговинском парламенте.(5)
Социал-демократическая партия Боснии и Герцеговины, образованная в 1909 году была единственной интернациональной партией. Программа партии была основана на Эрфуртской программе. Партия сумела объединить около двух тысяч рабочих. Молодой рабочий класс края, еще тесно связанный с селом составлял не более 60 тыс. чел.