Брачно-семейные отношения в западной Европе в период средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 16:19, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование брака и семьи в Западной Европе в период Средневековья.
Для достижения заданной цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать историографическую составляющую темы;
- исследовать тенденции развития представлений об институте брака и семьи в Западной Европе теологами и юристами;
- охарактеризовать структуру семьи и внутрисемейные отношения;
- рассмотреть формы регламентации брака; исследовать причины вступления в брак и причины разводов в Средние века;
- показать роль и статус мужчины и женщины в средневековой семье;
- проанализировать восприятие детства, отношение родителей к своим детям, а также рассмотреть специфику воспитания детей в период Средневековья;
- исследовать статистические данные рождаемости и смертности.

Содержание работы

Введение.......................................................................................3
Глава 1. Брак в период Средних веков................................................18
§1. Эволюция взглядов на брак и семью в период Средневековья..............18
§2. Формы регламентации брака. Брачный возраст.................................30
§3. Закон о браке.............................................................................42
§4. Традиции Средневековых свадеб и разводов....................................47
Глава 2. Супруги и дети....................................................................57
§1. Мужчина и женщина в семье. Их роль и статус................................57
§2. Рождение и воспитание детей в Средние века...................................65
§3. Детская смертность....................................................................73
Заключение..................................................................................88
Список источников и литературы......................................................94

Файлы: 1 файл

дипломник.docx

— 140.22 Кб (Скачать файл)

Данная тема является недостаточно исследованной, это объясняется тем, что до недавнего времени были недоступны многие источники церковного происхождения. Во многих изданиях собран чрезвычайно ценный фактический материал, но развернутого историко-демографического анализа они не содержат.

На основе исследований выдающихся российских и зарубежных медиевистов, мы пришли к заключению, что в период Средневековья было общераспространенно мнение о том, что «средневековье - цивилизация

мужчин». В то же время, ряд исследователей доказывает, что средние века были скрытым матриархатом, а когда-то в давние времена существовало даже некое «царство женщин». Идею о средних веках как о скрытом матриархате объясняют тем, что в сознании мужчин прочно сидела мысль, что женщины обладают некой тайной силой, знают будущее и могут влиять на него. Мужчина воспринимался в качестве главы семьи, руководителя рода. Жена должна была терпеть все, не говоря о том, что даже оправдывались измены мужа. По свидетельствам историков, женщина могла «делить с мужем ложе, но не трапезу». В глазах мужчины женщина была вещью, мебелью, сувениром, товаром, но только не человеческим существом, достойным уважения. Еще мыслители древности, жившие в VI - IV вв. до н.э., Аристотель, Сократ, Эзоп резко высказывались о сущности женщин. «Любовь к женщине - это яд», - говорил Сократ. Аристотель: «...женщина -это изуродованный от природы мужчина». Эзоп же был убежден что «огонь, женщина и море - три бедствия». Эти представления о женщинах очень ярко характеризуют их положение и в эпоху Средневековья. Иными словами, якобы мужчина не просто сильнее, умнее, он качественно лучше, поэтому его природа априори предназначена для того, чтобы властвовать, тогда, как природа женщины побуждает ее подчиняться.

После эпохи крестовых походов - XIII - XIV века - изменились воззрения мужчин на роль жены и женщины в обществе, быту и в любви. Расцвет идеализированного культа Дамы сгладил менталитет мужчин в отношении женщин. За женой признавались добродетели хранительницы домашнего очага, женщину вообще приучались платонически любить и восхвалять. Половые инстинкты получили узду, что не мешало мужчинам отрываться на простолюдинках и падших женщинах.

Это так же время расцвета городов. В городах жители, бывшие крестьяне, а теперь ремесленники, торговцы, купцы, бюргеры, патриции сформировали несколько тенденций в семейных ценностях. Ремесленники жили по нормам общины и правилам цеховой регламентации. Муж и жена трудились бок о бок на благо семьи. В городскую среду зажиточного или патрицианского населения постепенно проникали веяния куртуазного культа. Как правило, это были подражания благородным, но взаимосвязь была очевидной. Мостиком между феодальными и городскими представлениями о женщине служили городской дух свободы и литература средневековья (романы, поэзия), образованные интеллектуалы. Признание телесности и явное проявление эмоций не исчезли и в это время.

Период с XIV века ознаменовался в Европе глубочайшими социальными потрясениями - войны, голод, чума. В общем, и в среде дворянства, и в среде городской верхушки (не говоря уж об общественных низах) зарождалась глубокая неудовлетворенность реальностью, а это предвестник социальных и культурных сдвигов. Былые традиции жизни и быта нередко забывались. В изменившейся картине мира гораздо резче проступали критические мотивы, подвергались сомнению многие прежние ценности. Расцвет сатирических жанров в литературе был лишь одним из проявлений этого умственного движения эпохи. Однако в различных социальных и интеллектуальных группах переосмысление привычных представлений протекало по-разному. На уровне массового сознания неудовлетворенность реальностью толкала сплошь и рядом к переформулированию христианской картины мироздания.

В первую очередь, новые веяния зародились в среде интеллектуальной элиты (пример Кристины Пизанской и ее призывы к уважению сущности женщин и женского предназначения в семье и обществе), способной возвыситься до гуманистической переоценки всей системы ценностей. Но ее деятельность имела весьма ограниченные масштабы, свойственные ей представления нашли свое воплощение в литературе того времени.

Для большинства характерно безусловное принятие канона церковного брака, в XIV-XV вв. моногамный церковный брак - единственная принятая в массовом сознании форма брака. Большинство городского (да и сельского) населения демонстрирует еще большую требовательность к соблюдению основных элементов брачного канона, чем официальные богословы. Сурово осуждались городскими и сельскими массами прелюбодеяния супругов, особенно жен. Нетерпимостью характеризовалось и отношение к конкубинату. Действительность была, однако, намного сложнее. Воспринимая любые отклонения от брачного канона как заслуживающие осуждения, люди того времени все же, в своей массе, считали «грехи» подобного рода в известном смысле неизбежными. Посещение проституток считалось нормальным явлением, не требующим сокрытия. Противоречие между моральным осуждением отклонений от брачного канона и терпимостью к его нарушениям было одним из парадоксов массового средневекового сознания. Принципиальное осуждение всех нарушений церковного брака оказывалось совместимым с терпимостью к совершению отдельных из них.

О рыцарских идеалах, как и добродетелях прекрасной Дамы, продолжали, правда, писать или петь придворные поэты и барды. Те же мотивы звучали и в произведениях других жанров, в частности в поздних рыцарских романах. Но обыденная жизнь демонстрировала глубокий разрыв между содержанием подобных произведений и реальным поведением того же дворянства. Традиционный образ женщины как похотливой соблазнительницы и корыстолюбивой обманщицы, издавна сложившийся в христианской литературе, не имел теперь того «противовеса», каким объективно был для него на рубеже XII-XIII вв. образ благородной Дамы. Кризис рыцарского «культа Дамы» был, следовательно, одним из стимулов оттеснения идей куртуазной любви на третьестепенный план. Торжеству чувственности способствовали в XIV-XV вв. и другие обстоятельства. Среди них, в первую очередь, следовало бы упомянуть о возросшем влиянии низового пласта культуры с характерным для него представлением о естественности и оправданности всех воспроизводящих жизнь телесных контактов. Соответственно институт брака в массовой картине мира выступает в XIV-XV вв., прежде всего, как средство реализации чисто плотских связей.

Как известно, семейные отношения практически невозможны без бытовой сферы и уж тем более без детей. Нами были изучены исследования российских и зарубежных медиевистов, которые подробно описывают, как происходило воспитание детей в семье. Сама история детства, как выяснено, зародилась только в 1960-ом году, с выходом книги французского историка Филиппа Арьеса «Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке», но за этот небольшой промежуток времени хорошо исследованы как положение детей и отношение к ним родителей, так и их воспитание на протяжении всего Средневековья. По словам известного историка Жака Ле Гоффа, прагматичное общество едва замечало ребенка, не имея времени ни умиляться, ни восхищаться им. Ребенок - «маленький взрослый». Достойным внимания считался тот ребенок, который достиг семилетнего возраста. За семилетний рубеж ратовала и Церковь, утверждая, что всякий семилетка способен четко отличать добро от зла. На практике же, как только малыш мог обходиться без постоянной заботы матери или кормилицы, он принадлежал к миру взрослых забот и взрослых интересов.

Исследовав статистические данные рождаемости и смертности, можно сделать вывод, что в среднем рождаемость составляла около 35 человек на тысячу ежегодно. Женщина от 15 до 40 лет рожала 12—15 раз с интервалом в 1,5—2 года. Техника предохранения от беременности и аборты были преданы церковной анафеме и частично забыты. Деревенские акушерки шельмовались как ведьмы. Около 1/3 детей не доживало до пятилетнего возраста и, по меньшей мере, 10% умирали в течение месяца после рождения.

Таким образом, в эпоху Средневековья происходило становление классических брачно-семейных отношений. Для большинства людей

характерно безусловное принятие канона церковного брака. Моногамный церковный брак - единственная принятая в массовом сознании форма брака, где главой семейства традиционно является муж. Многодетная семья, как выяснено, считалась нормальным явлением абсолютно для всех слоев общества. По ряду перечисленных причин детская смертность была весьма высока. Сложившиеся брачно-семейные отношения в период Средних веков получат свое развитие в эпоху Нового времени.

Список источников и литературы.

Источники:

1.    Бедье Ж. Тристан и Изольда/ пер с франц. А. А. Веселовского. М.: Аргус, 1993. 192 c.

2.    Бернарт де Вентадорн. Песни / пер. В. А. Дынник. М.: Наука, 1979. 187с.

3.    Боккаччо Джованни. Декамерон/ пер. Веселовского А.Н. М.: Наука, 2011. 678 с.

4.    Жан де Нострдам. Жизнеописания древних и наиславнейших провансальских пиитов, во времена графов прованских процветших // Жизнеописания трубадуров/ отв. ред. Е.М. Мелетинский. М.: Наука, 1998. 735 с.

5.    Кристина Пизанская. Из «Книги о Граде Женском» / Пер. Ю.П. Малинина // «Пятнадцать радостей  брака». М., 1991.

6.    «Песнь о Роланде»/ пер. со старофр. Ю. Корнеева. М.: Художественная литература, 1976. 655 с.

7.    Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. М.: Правда, 1956. 560 с.

8.    Тацит Корнелий. Сочинение в двух томах // ПСС: в 2 т. Т.1. Анналы. Л., 1969. 709 с.

9.    «Фламенка» / пер. А. Г. Наймана. М.: Наука, 1983. 462 с.

10.    Франсуа де  Россе. Пятнадцать радостей брака / пер. с фр. И. Волевич.

СПб., 2009.

11.    Эйнхард. Жизнь Карла Великого // Историки эпохи Каролингов / пер. с лат. А. В. Тарасовой. М.: РОССПЭН, 1999. 304 с

12.    Эрек и Энида / пер. Н. Я. Рыковой. Клижес /пер. В. Б. Макушевича. М.: Наука, 1980. 508 с.

13.    Хрестоматия  по истории средних веков. Под  ред. С. Д. Сказкина. Т .1, 1961. 590 с.

14.    Хроника Фредегара. М.: Академия, 2007. 260 с.

Литература:

1.    Антология педагогической  мысли христианского Средневековья: в 2 т. / Под ред. В. Г. Безрогова , О.И. Варьяш. М.: Наука, 1994. 399 с.

2.    Басовская Н.И. Столетняя война, 1337-1453 гг. М.: Наука, 1985. 184 с.

3.    Бессмертный  Ю. Л. Брак, семья и любовь в  средневековой Франции // «Пятнадцать  радостей брака» и другие сочинения  французских авторов 14-15 веков. М.: Наука, 1991. С. 284-303.

4.    Бессмертный Ю. Л. Жизнь и смерть в Средние века. М.: Наука, 1991. 280 с.

5.    Бессмертный Ю. Л. Жизнь и смерть в средние века. Очерки демографической истории Франции. М.: Наука, 1991. 240 с.

6.    Бессмертный Ю. Л. К вопросу о положении женщины во франкской деревне IX в. // Средние века. 1981. Вып. 44. С.101-104.

7.    Бессмертный Ю. Л. К демографическому положению французской деревни IX в. // Советская этнография. 1981. № 2. С.74-79.

8.Бессмертный    Ю. Л. Мир глазами знатной женщины IX в. // Художественный язык средневековья. М.: Художественная литература, 1982. С.98-90.

9.    Бессмертный Ю. Л. Об изучении массовых социально-культурных представлений каролингского времени // Культура и искусство западноевропейского средневековья. М.: Наука, 1981. С. 66.

10.Бессмертный    Ю. Л. Структура крестьянской семьи во франкской деревне IX в. // Средние века. 1980. Вып. 43. С. 47.

11.    Блок М. Апология  истории или ремесло историка/ пер. с фр. М.: Наука, 1986. 256 с.

12.    Блонин В. А. К вопросу о типологии крестьянской семьи во франкской деревне IX в. // Средние века. 1988. Вып. 51. С. 45-49.

13.Бок    Г. История, история  женщин, история полов // Альманах THESIS. 1994. Выпуск 6 (Женщина, мужчина, семья). С. 170-172.

14.Бретон    Г.И. Любовь, которая сотворила историю. Т.1. М.: Пересвет, 1992. 318 с.

15.Виолле-ле-Дюк    Э. Э. Жизнь и развлечения в средние  века. СПб.: Евразия, 1997. 468 с.

16.Габдрахманов    П. Ш. Демографическое развитие северофранцузского  крестьянства в раннесредневековый  период. М.: Наука, 1988. 240 с.

17.    Габдрахманов П. Ш. Семейные структуры крестьян Шампани IX в.: (по материалам реймсского полиптика) // Из истории социальнополитической и культурной жизни античного мира и средневековья. М.: Наука, 1985. С. 179.

18.Габдрахманов    П.Ш. Средневековые крестьяне и их  семьи. М.: Памятники исторической  мысли, 1996. 248 с.

19.Габдрахманов    П. Ш. Структура крестьянской семьи  на территории Северной Франции  в VIII-XI вв. // Французский ежегодник. 1987. С. 47156.

20.Гис    ф., Гис Дж. Брак и семья в Средние века. М.: РОССПЭН, 2002. 432с.

21.Гуревич    А. Я. Большая  семья в северо-западной Норвегии  в раннее средневековье //Средние  века. 1956. Вып. 8. С.27.

22.Гуревич    А. Я. Культура  и общество средневековой Европы  глазами современников. М., 1989. 336 с.

23.Город    в средневековой  цивилизации Западной Европы. Т.1./ под ред. А. А. Сванидзе. М.: Наука, 1999. 390 с.

24.Дюби    Ж. Куртуазная  любовь и перемены в положении  женщин во Франции XII в. // Одиссей. Личность и общество. М.: Наука, 1990. С.91-96.

25.Дюби    Ж. Почтенная  матрона и плохо выданная замуж. Восприятие замужества в северной  Франции около 1100 года. // Одиссей. Человек  в истории. М.: Наука, 1996. С.236-251.

26.Егер    О. Всемирная  история. В 4 т. Т. . Средние века / О. Егер. 3-е изд. испр. и доп. М.: АСТ, 2001. 608 с.

27.    Иванов К.А. Многоликое  Средневековье. М.: Алетейя, 1996. 78 с.

28.    История детства»  как способ реконструкции и  интерпретации историкопедагогического процесса в зарубежной историографии // Всемирный историко-педагогический процесс: Концепции, модели, историография / под ред. Г.Б. Корнетова, В.Г. Безрогова. М., 1996. С. 185-189.

29.История    Средних  веков: От падения Западной Римской  империи до Карла Великого (476—768 гг.) / Сост. М.М. Стасюлевич. 3-е изд., испр. и доп., М., 2001. 592 с.

30.Корсунский    А.Р. Образование раннефеодального государства  в Западной Европе. М.: МГУ, 1963. 186 с.

31.Кошелева,    О.Е. История  детства: опыт зарубежной историографии // Педагогика. 1996. № 3. С. 81-82.

32.Крылова    Ю.П. Автор  и общество в позднесредневековой  Франции: Жоффруа де Ла Тур Ландри и его «Книга поучений дочерям». М.: Наука, 2012. 338 с.

33.Культура    и общество  в средние века: Методология и  методика зарубежных исследований: Реферативный сборник. М.: ИНИОН, 1982. 190 с.

34.    Ле Гофф Ж. Цивилизация Средневекового Запада / пер. В. Бабинцева. М.: Фактория, 2005. 560 с.

35.    Литература и  искусство западноевропейского  Средневековья /Под ред. О.Л. Мещанской, Н.М. Ильченко. М.: ВЛАДОС, 2002. 218 с.

36.Мейлах    М.Б. Средневековые  провансальские описания и куртуазная  культура трубадуров// Жизнеописания  трубадуров/ Отв. ред. Е.М. Мелетинский. М.: Наука, 1998. С.507-549.

37.Михайлов    А.Д. «Пятнадцать  радостей брака». Комментарии //«Пятнадцать  радостей брака» и другие сочинения  французских

авторов XIV-XV веков. М., 1991. 338 с.

38.Михайлов    А.Д. Французский  рыцарский роман. М.: Наука,1982. 329 с.

Информация о работе Брачно-семейные отношения в западной Европе в период средневековья