Буржуазные реформы 60-70-х годов ХIХ в. – новая попытка модернизации России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 13:16, контрольная работа

Описание работы

К середине XIX в. явственно проявилось отставание России от передовых капиталистических государств в экономической и социально-политической сферах. Международные события середины века показали ее значительное ослабление и во внешнеполитической области. Поэтому главной целью внутренней политики правительства во второй половине XIX в. было приведение экономической и социально-политической системы России в соответствие с потребностями времени. Одновременно внутренняя политика была направлена на сохранение самодержавия и господствующего положения дворян. На внутреннюю политику оказывали влияние многие факторы: поступательное экономическое развитие (укрепление капиталистического уклада), изменения в социальной структуре (появление новых классов и социальных слоев), мощный подъем общественного движения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………...
3
1.
ОТМЕНА КРЕПОСТНОГО ПРАВА……………………………………..
4

1.1. Предпосылки и подготовка крестьянской реформы ………………
1.2. Содержание «Положений» 19 февраля 1861 г. и их проведение в
жизнь…………………………………………………………………..
1.3. Ответ крестьян на реформу…………………………………………
1.4. Значение отмены крепостного права ………………………………
4

7
11
12
2.
Реформы 60-70-х годов…………………………………………….
14

2.1. Реформа в области местного управления реформы. ……………..
2.2. Судебная реформа ……………………………………………………
2.3. Военная реформа. ……………………………………………………
2.4. Реформы в сфере образования и печати.……………………………
2.5. Значение реформ 1863-1874 гг……………………………………….
14
16
18
19
20

Заключение……………………………………………………………
21

Список используемой литературы………………………….
22

Файлы: 1 файл

История-5 вариант.doc

— 148.50 Кб (Скачать файл)

Реформы управления, суда и армии логически потребовали  изменения системы образования. В 1864 г. были изданы «Устав гимназий» и «Положение о народных училищах», регламентировавшие начальное и среднее образование. Главное заключалось в том, что фактически было введено доступное всесословное образование. Наряду с государственными возникли земские, церковно-приходские, воскресные и частные школы. Гимназии были разделены на классические и реальные. В них принимались дети всех сословий, способных внести плату за обучение.

В 1863 г. новый Устав  вернул автономию университетам, ликвидированную Николаем I в 1835 г. В них восстанавливалась самостоятельность решения административно-финансовых и научно-педагогических вопросов.

В 1865 г. были введены «Временные правила» о печати. Они отменили предварительную цензуру для ряда печатных изданий: книг, рассчитанных на состоятельную и образованную часть общества, а также центральных периодических изданий. Новые правила не распространялись на провинциальную печать и массовую литературу для народа. С конца 60-х годов правительство начало издавать указы, во многом сводившие на нет основные положения реформы образования и цензуры.

2.5. Значение реформ

Проведенные преобразования имели прогрессивный характер. Они начали закладывать основу для эволюционного пути развития страны. Россия в определенной степени приблизилась к передовой для того времени европейской социально-политической модели. Был сделан первый шаг по расширению роли общественности в жизни страны и превращении России в буржуазную монархию.

Однако процесс модернизации России имел специфический характер. Он, прежде всего, обусловливался традиционной слабостью российской буржуазии и политической инертностью народных масс. Радикалам (шестидесятники и революционные народники) не хватало сил коренным образом переустроить общество. Их выступления лишь активизировали консервативные силы, пугали либералов и тормозили реформаторские устремления правительства. Поэтому инициаторами реформ были некоторые высшие государственные чиновники, «либеральная бюрократия». Этим объяснялась непоследовательность, незавершенность и узость большинства реформ.

Логическим продолжением реформ 60-70-х годов XIX в. могло бы стать принятие умеренных конституционных предложений, разработанных в конце 70-х годов министром внутренних дел генералом М.Т. Лорис-Меликовым. Однако убийство народовольцами императора Александра II 1 марта 1881 г. изменило общее направление правительственного курса.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Крестьянский вопрос к середине XIX в. стал острейшей социально-политической проблемой в России.

Многие государственные и общественные деятели понимали, что крепостное право позорит Россию и низводит ее в разряд отсталых государств. В конце XVIII - середине XIX в. российская общественность постоянно обсуждала проблему освобождения крестьян. Об этом говорили некоторые депутаты Уложенной комиссии 1767-1768 гг. (И. Чупров, Ф. Полежаев, А.Д. Маслов, Г. Коробьин), просветители (Н.И. Новиков,   С.Е. Десницкий),   А.Н. Радищев, первые русские революционеры - декабристы, либералы (славянофилы и западники), а также радикально  настроенные   общественные   деятели.   Создавались  различные проекты, вызванные в основном морально-этическими соображениями.

Великой назвали современники реформу 1861 г. Она принесла свободу многим миллионам крепостных крестьян, расчистила дорогу для становления буржуазных отношений. Вместе с тем, реформа имела половинчатый характер. Она была сложным компромиссом между государством и всем обществом, между двумя основными сословиями (помещиками и крестьянами), а также между различными общественно-политическими течениями.

Естественным продолжением отмены крепостного права в России были земская, городская, судебная, военная  и другие реформы. Их основная цель - привести государственный строй и административное управление в соответствие с новой социальной структурой, в которой многомиллионное крестьянство получило личную свободу. Общий ход социально-экономического развития России в конечном счете вызвал настоятельную необходимость проведения реформ, которые, в свою очередь, дали толчок быстрому росту экономики и культуры страны. Реформы 60-70-х годов XIX в. начиная с отмены крепостного права знаменовали собой существенные изменения в политическом строе России. Однако эти преобразования носили непоследовательный и незавершенный характер.

Уступки, сделанные прежде всего в интересах крупной буржуазии, нисколько не нарушали дворянских привилегий. Новые органы местного управления, школа и печать были подчинены царской администрации. В политике императора Александра II сочетались и реформаторство, и реакционные тенденции. Последние замедляли ход реформ и в ряде случаев искажали их характер. Проводя реформы, самодержавие вместе с тем применяло старые административно-полицейские методы управления, поддерживало сословность во всех сферах общественно-политической жизни страны.

Список используемой литературы

    1. История России: Учебное пособие: В 2 т. – М.: Владос, 1998.
    2. История России в вопросах и ответах. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.
    3. История России с древнейших времен до конца ХХ века: Учебное пособие для студентов вузов. – 4-е изд. – М.: Дрофа, 2002.: Учебник. – М., 1999.
    4. Орлов А.С., Георгиев В.А. и др. История России: Учебник. – М., 1998.
    5. Федоров В.А. История России. 1861–1917: Учебник для вузов. – М.: Высшая школа, 2001.



Информация о работе Буржуазные реформы 60-70-х годов ХIХ в. – новая попытка модернизации России