Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 13:52, доклад
Сотрудничество со странами СНГ для нашей страны имеет исключительное, можно сказать прямо, приоритетное значение. Ключевая задача здесь - обеспечить России стабильное и дружественное окружение, а также использовать совместные с этими государствами преимущества для роста национальной конкурентоспособности, для успешной интеграции в региональные и мировые процессы и, конечно, для развития полномасштабных гуманитарных связей и обеспечения прав наших соотечественников. Интеграционное ядро Содружества составляют такие организации, как ОДКБ и ЕврАзЭС. Они уже стали реальным фактором экономического роста, они уже обеспечивают региональную безопасность, противодействие терроризму, преступности и наркотрафику, содействуя тем самым и нормальному развитию разноплановых контактов, и запуску новых моделей сотрудничества.
Цели и задачи политики России на пространстве СНГ.
25 декабря 2008 г. Президент России Дмитрий Медведев провёл в Большом Кремлёвском дворце совместное заседание Государственного совета и Совета Безопасности. Как сообщила пресс-служба Президента России, тема заседания - "О политике Российской Федерации на пространстве Содружества Независимых Государств".
Вступительное слово Президента России Дмитрия Медведева на совместном заседании Государственного совета и Совета Безопасности:
Д.МЕДВЕДЕВ: Уважаемые коллеги, добрый день! Хотел бы сразу обозначить цели совместного заседания Государственного совета и Совета Безопасности Российской Федерации. Целей несколько. Первая из них - обозначить приоритетные задачи, вытекающие из стратегических ориентиров нашей страны на пространстве СНГ и принятой концепции долгосрочного развития нашего государства. Вторая цель - это обсуждение конкретных мер по противодействию или в связи с влиянием глобального кризиса на страны Содружества, а также в плане укрепления региональной безопасности. И, наконец, третья - мы должны определиться с механизмом, постоянно действующим механизмом координации такой работы.
Сотрудничество со
странами СНГ для нашей страны имеет исключительное,
можно сказать прямо, приоритетное значение.
Ключевая задача здесь - обеспечить России
стабильное и дружественное окружение,
а также использовать совместные с этими
государствами преимущества для роста
национальной конкурентоспособности,
для успешной интеграции в региональные
и мировые процессы и, конечно, для развития
полномасштабных гуманитарных связей
и обеспечения прав наших соотечественников.
Наш стратегический курс на пространстве СНГ определён в принятой этим летом Концепции внешней политики. Особая роль в этой концепции отводится межрегиональным связям. Большинство регионов нашей страны в силу естественных причин могут рассматриваться как приграничные. В них живут миллионы людей, а их связи с соседями напрямую определяют и характер, и само наполнение межгосударственных отношений. Теперь назову основные задачи в межрегиональном взаимодействии со странами СНГ.
Первая задача - сейчас, когда уже принята концепция развития нашей страны до 2020 года, такое сотрудничество должно стать инструментом долгосрочной политики на пространстве Содружества. Надо видеть стратегическую перспективу этих отношений и не замыкаться на уже известных и накатанных моделях такого рода взаимодействий. Во-вторых, межрегиональные связи способны стать немаловажным фактором противодействия кризисным явлениям, которые уже оказывают своё негативное влияние на экономики всех стран СНГ. Причём речь идёт не только о совместных действиях по нейтрализации кризиса, хотя это тоже необходимо, но и о создании новых институтов и механизмов развития.
Кризис в любом случае закончится, и мы должны быть готовы к запуску новых проектов с нашими соседями. Здесь был ряд решений на эту тему, которые мы с вами принимали, в том числе в ноябре на заседании Госсовета, - по ним уже необходимо отчитываться.
Кроме того, на последнем саммите, на последней встрече глав государств в Казахстане мы также рассмотрели ряд решений, таких как создание специального фонда противодействия кризису, а также создание центра высоких технологий.
И, наконец, третья крупная задача - это совершенствование законодательства, регулирующего внешние связи регионов. Надо помогать с созданием необходимой правовой базы для продуктивной работы с партнёрами. Дело в том, что уже сейчас регионами заключены сотни соглашений, почти каждый из здесь присутствующих так или иначе когда-то подписывал подобное соглашение. Но главная проблема, конечно, остаётся в их практической реализации и, естественно, договорной дисциплине по этим соглашениям.
Есть и позитивный опыт - прежде всего он касается наших вопросов регионального взаимодействия, регионального сотрудничества с Казахстаном. Каждый год проходит приграничный форум. Уже в этом году он пройдёт в формате более глобального форума межрегионального сотрудничества, когда не только приграничные регионы в нём будут участвовать. Есть определённые успехи и в развитии российско-белорусских связей по межрегиональному взаимодействию. Необходимо не только расширять границы доступного нам рынка товаров, услуг и капиталов, но и с учётом курса на инновационное развитие, который мы с вами выбрали, способствовать созданию новых ниш для взаимодействия с другими государствами. Это и совместное освоение природных богатств с использованием трудовых ресурсов, общая инфраструктура для стран СНГ. Сейчас в условиях сокращения импорта из стран дальнего зарубежья это может быть особенно актуальным.
Новые перспективы создаёт и образование таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии. Он, безусловно, способен стать основой для формирования общего экономического пространства Содружества. У нас есть сегодня все предпосылки, чтобы сделать это ускоренными темпами, и уже к 1 января 2010 года унифицировать таможенный тариф и режим администрирования, и даже создать специальные наднациональные органы.
Серьёзным фактором развития и укрепления стабильности в Содружестве может стать формирование в России нового международного финансового центра. Эта цель нами сформулирована уже некоторое время назад, и, как вы знаете, с повестки дня не снимается независимо от кризиса. Наоборот, в условиях глобального финансового кризиса, может быть, есть возможность достичь в этом направлении более быстрых результатов. Это может обеспечить и доступ к финансовым ресурсам, и будет стимулировать новые инвестиции.
Есть и многосторонние форматы межрегионального сотрудничества в контексте так называемых еврорегионов, на них тоже следует обратить внимание.
Таким образом, мы с вами сегодня рассмотрим все вопросы такого рода связей для того, чтобы придать им новую динамику. Вы хорошо знаете, насколько велика тяга наших людей к развитию деловых и гуманитарных контактов, к дружескому общению с государствами СНГ, с государствами, которые близки нам и исторически, и в силу естественных причин. И в наших силах реально этому всему помочь".
В нашем комментарии мы хотим в первую очередь отметить тему этого заседания. Президент России Дмитрий Медведев в отличие от некоторых политиков, экспертов и аналитиков отнюдь не считает СНГ полу умершей или умирающей организацией. Наоборот, он хочет воспользоваться мировым кризисом для её реанимации. Поэтому в своём вступительном слове он чётко сформулировал цели этого совещания и соответствующие им задачи в межрегиональном взаимодействии со странами СНГ.
Мы согласны с Президентом в том, что сотрудничество со странами СНГ имеет для России исключительное, приоритетное значение и то, что ему длительное время не уделяли пристального внимания, ограничиваясь только обсуждениями сложных, иногда болезненных вопросов, говорит о возможной ошибки руководства страны ещё ельцинских времён. Дескать, Россия-то без стран СНГ выживет, а вот они пусть попробуют. Попробовали и выживают, некоторые достаточно успешно.
Задачи, им поставленные,
тоже понятны. Нужно искать и находить
в новых условиях новые методы взаимодействия,
вместе противодействовать кризису, создавать
новые институты и механизмы развития,
а также совершенствовать законодательство,
регулирующее внешние связи регионов.
Эти связи надо всячески расширять
и в связи с решением проблемы создания
в России нового международного финансового
центра. Мы приветствуем эту инициативу
Президента России Дмитрия Медведева
и считаем, что она служит национальным
интересам Российской Федерации в полном
объёме.
Политика Российской Федерации
За годы существования
СНГ политика России в отношении
Содружества и его стран
Утвержденные Советом
безопасности в апреле 1993 г. Основные
положения концепции внешней
политики Российской Федерации усилили
акцент на поддержание целостности
пространства СНГ. Налаживание устойчивых
позитивных взаимоотношений со странами
Содружества в целях
В 1994 г. в МИД России был
подготовлен проект доктрины политики
в отношении СНГ. Однако после
обсуждения в Совете безопасности в
апреле 1994 г. доработка проекта так
и не завершилась. Вместо него 14 сентября
1995 г. президентским Указом был утвержден
Стратегический курс России с государствами
- участниками СНГ. В этом документе
главной целью России провозглашалось
«создание интегрированного экономически
и политически объединения
Основные задачи политики России в отношении государств СНГ предполагают:
- обеспечение надежной
стабильности во всех ее
- содействие становлению
стран СНГ в качестве
- укрепление России в
качестве ведущей силы
- наращивание интеграционных процессов в СНГ.
В области экономического сотрудничества «стратегический курс» исходит из необходимости постепенного расширения таможенного союза; сближения национальных экономических систем путем выработки единых модельных актов в рамках Межпарламентской Ассамблеи СНГ; ускорения формирования платежного союза; эффективного сотрудничества в развитии производства, науки и техники; сближения национальных правовых и экономических условий для создания совместной собственности, создания в перспективе общего рынка капиталов. В основе российского подхода к экономическому сотрудничеству лежит концепция разноскоростной интеграции, исходящая из возможности формирования в рамках СНГ узкой группы стран, связанных узами более тесной интеграции, не отталкивая при этом другие государства.
В области национальной безопасности предполагается создание системы коллективной безопасности на основе ташкентского договора и двусторонних соглашений между государствами СНГ. Считается целесообразным военное базирование российских войск в странах СНГ при условии четкого регламентирования правового положения российских военных баз, статуса военнослужащих. Ставится задача добиваться от стран СНГ выполнения обязательства воздерживаться от участия в союзах или блоках, направленных против любого из этих государств.
Предполагается углубление сотрудничества в обеспечении совместной охраны «внешних» границ Содружества; завершение работы по урегулированию комплекса пограничных вопросов с государствами СНГ и созданию договорно-правовой базы пребывания Пограничных войск России в этих странах. Одновременно подчеркивается необходимость обустройства государственной границы России с сопредельными странами при сохранении принципа открытости границ внутри СНГ. Ставится задача более активного вовлечения государств СНГ в решение вопросов миротворчества. Эту деятельность предполагается осуществлять во взаимодействии с ООН и ОБСЕ, добиваясь участия последних в урегулировании конфликтов в бывшем СССР при понимании того, что СНГ является, прежде всего, зоной интересов России.
В области гуманитарного сотрудничества и прав человека поставлены цели активизации культурного обмена с государствами СНГ, сотрудничества в области науки, образования, спорта; обеспечения российского теле- и радиовещания на страны Содружества, поддержки продвижения российской прессы в регион. Особое внимание уделяется восстановлению позиций России как главного образовательного центра на постсоветском пространстве. Ставится и задача добиваться реального обеспечения всем гражданам государств СНГ равных прав и свобод; способствовать выражению, сохранению и развитию этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности всех народов; содействовать адаптации россиян к новым политическим и социально-экономическим реалиям в странах их постоянного проживания.
Стратегический курс предполагает выработку общих позиций стран СНГ по международным проблемам, координацию их действий на мировой арене, совместные усилия по утверждению СНГ в качестве влиятельной региональной организации и по налаживанию сотрудничества СНГ с международными организациями. Основное внимание при этом уделяется согласованию позиций стран СНГ в ООН, ОБСЕ, их подходов к отношениям с НАТО, ЕС, Советом Европы.
Стратегический курс, принятый
в 1995 г., стал определенным компромиссом
между двумя основными
Информация о работе Цели и задачи России на постсоветском пространстве